Дело № 2-332/2017
Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации26 октября 2017 года
Селивановский районный суд Владимирской области в составе:
председательствующего судьи Черновой С.В.,
при секретаре Воиновой Е.А.,
с участием представителя истца Лапшовой Е.А. по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в пос. Красная Горбатка Селивановского района Владимирской области дело по иску
Злыгостевой Л.Н. к администрации муниципального образования сельское поселение Малышевское Селивановского района Владимирской области о признании права собственности на жилой дом после реконструкции,
у с т а н о в и л :
Злыгостева Л.Н. обратилась в Селивановский районный суд с иском к администрации МО СП Малышевское Селивановского района Владимирской области о признании права собственности на жилой дом общей площадью <данные изъяты>., в том числе жилой <данные изъяты>., расположенный по адресу: <адрес>. В заявлении указано, что истец является собственником земельного участка площадью <данные изъяты>. и жилого дома общей площадью <данные изъяты>., расположенных по адресу: <адрес> В 2016 году без получения соответствующего разрешения истец произвела реконструкцию жилого дома, пристроив к нему жилую пристройку и мансардный этаж, в связи с чем, общая площадь дома стала составлять <данные изъяты>. В настоящее время работы по реконструкции дома и строительству пристройки и мансардного этажа окончены, объект строительства соответствует предельным параметрам строительства, не представляет угрозы жизни и здоровью людей, спора с собственниками смежных земельных участков не имеется. Однако, истец лишен возможности ввести данный объект в эксплуатацию ввиду отсутствия строительного разрешения.
Истец Злыгостева Л.Н., извещенная о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание не явилась, ходатайствовала о рассмотрении дела в её отсутствие, указав в заявлении, что исковые требования поддерживает в полном объеме, просит их удовлетворить.
Представитель истца Лапшова Е.А. в судебном заседании поддержала исковые требования Злыгостевой Л.Н., подтвердил доводы, изложенные в исковом заявлении, пояснив, что Злыгостева Л.Н., являясь собственником земельного участка и жилого дома, расположенных по адресу: <адрес>, без получения строительного разрешения произвела в 2016 году реконструкцию жилого дома, пристроив к нему жилую пристройку, имеющую прямое сообщение с домом и мансардный этаж, в связи с чем, общая площадь дома стала составлять <данные изъяты>. В настоящее время все строительные работы завершены, имеется справка о соответствии жилого дома после его реконструкции всем необходимым стандартам и нормам, строение не представляет угрозы жизни и здоровью людей, спора с соседями в связи с реконструкцией дома не имеется. Поскольку отсутствует строительное разрешение, истец лишена возможности зарегистрировать свои права на принадлежащий ему жилой дом после произведенной реконструкции.
Представитель ответчика администрации МО СП Малышевское Селивановского района, извещенный о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание не явился, направив в суд ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя, указав, что претензий и возражений по иску не имеет.
Третьи лица Кузнецов А.Ю., Кузнецова В.М., Кузнецов И.А., Кузнецова М.А. собственники соседнего дома, извещенные о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание не явились, направив в суд ходатайства о рассмотрении дела в их отсутствие, указав, что претензий к Злыгостевой Л.Н. по поводу строительства жилой пристройки к дому <адрес> не имеют, спора о границы земельных участков со Злыгостевой Л.Н. нет.
Выслушав пояснения участников процесса, исследовав материалы дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению.
В соответствии со ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом, последний вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц.
Как следует из разъяснений Верховного Суда Российской Федерации, изложенных в п. 31 Постановления Пленума N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», признание права собственности на самовольную постройку является основанием возникновения права собственности по решению суда. В этой связи при рассмотрении иска о признании права собственности на самовольную постройку применению подлежат положения п. 3 ст. 222 ГК РФ в той редакции, которая действовала на момент принятия решения суда.
В соответствии со ст. 222 Гражданского кодекса РФ самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные, созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные, созданные без получения на это необходимых разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил.
Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой - продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки.
Самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом либо за его счет, кроме случаев, предусмотренных пунктами 3 и 4 настоящей статьи.
Право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором создана постройка, при одновременном соблюдении следующих условий: если в отношении земельного участка лицо, осуществившее постройку, имеет права, допускающие строительство на нем данного объекта; если на день обращения в суд постройка соответствует параметрам, установленным документацией по планировке территории, правилами землепользования и застройки или обязательными требованиями к параметрам постройки, содержащимися в иных документах; если сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан.
Пунктом 26 указанного выше Постановления Пленума предусмотрено, что отсутствие разрешения на строительство само по себе не может служить основанием для отказа в иске о признании права собственности на самовольную постройку. В то же время суду необходимо установить, предпринимало ли лицо, создавшее самовольную постройку, надлежащие меры к ее легализации, в частности к получению разрешения на строительство и/или акта ввода объекта в эксплуатацию, а также правомерно ли отказал уполномоченный орган в выдаче такого разрешения или акта ввода объекта в эксплуатацию.
Если иное не установлено законом, иск о признании права собственности на самовольную постройку подлежит удовлетворению при установлении судом того, что единственными признаками самовольной постройки являются отсутствие разрешения на строительство и/или отсутствие акта ввода объекта в эксплуатацию, к получению которых лицо, создавшее самовольную постройку, предпринимало меры.
Признание права собственности на самовольную постройку в судебном порядке является исключительным способом защиты права, который может применяться в случае, если лицо, обратившееся в суд, по какой-либо независящей от него причине было лишено возможности получить правоустанавливающие документы на вновь созданный или реконструированный объект недвижимости в порядке, установленном нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, связанные с градостроительной деятельностью, и отношения по использованию земель.
Таким образом, исходя из совокупности вышеуказанных норм и позиций Верховного Суда Российской Федерации право собственности на самовольную постройку может быть признано при отсутствии разрешения на строительство или акта ввода объекта в эксплуатацию, при соблюдении строительных норм и правил, непосредственно только за тем лицом, которому принадлежит земельный участок на определенном законом вещном праве.
В соответствии с ч. 4 ст. 29 ЖК РФ на основании решения суда жилое помещение может быть сохранено в переустроенном и (или) перепланированном состоянии, если этим не нарушаются права и законные интересы граждан, либо это не создает угрозу их жизни или здоровью.
В судебном заседании установлено, что Злыгостева Л.Н., на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, является собственником земельного участка площадью <данные изъяты> и жилого дома общей площадью <данные изъяты>., расположенных по адресу: <адрес>. Данные обстоятельства подтверждаются копией договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, свидетельствами о государственной регистрации права № и № от ДД.ММ.ГГГГ.
В 2016 года Злыгостева Л.Н. без получения строительного разрешения произвела реконструкцию, принадлежащего ей жилого дома <адрес> перестроив имеющееся жилое помещение и пристроив к нему жилую пристройку площадью <данные изъяты>., а также пристроив мансардный этаж общей площадью <данные изъяты>. оборудовав в нем три жилые комнаты площадью <данные изъяты>., <данные изъяты>. м. и <данные изъяты>., в связи с чем, общая площадь жилого помещения составила <данные изъяты>., из которой жилая <данные изъяты>. Данные обстоятельства подтверждаются техническим паспортом на жилой дом, составленным Селивановским филиалом ГУ Владимирской области «Бюро технической инвентаризации» по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому общая площадь указанного дома составляет <данные изъяты>., жилая <данные изъяты>. и техническим паспортом указанного домовладения и жилого дома, составленным Меленковским филиалом ГУП Владимирской области Бюро технической инвентаризации по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому общая площадь данного жилого дома составляет <данные изъяты>., из которых самовольно возведенные или переоборудованные площади по 1-му этажу литера А и А1 - <данные изъяты>., по мансардному этажу литера А - <данные изъяты>., сведения о субъекте права отсутствуют.
Согласно сообщениям и.о. начальника Управления архитектуры и градостроительства администрации Селивановского района от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ, самовольно построенный объект капитального строительства (жилой дом), расположенного на земельном участке с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, не соответствует предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции на данном земельном участке, установленным в «Правилах землепользования и застройки муниципального образования сельское поселение Малышевское Селивановского района Владимирской области», утвержденных решением Селивановского районного Совета народных депутатов от 25.02.2014 года № 19, а именно: расстояние от границ землевладения с северо-западной стороны земельного участка до основного строения составляет 1,2 метра при минимально допустимом расстоянии - 3 метра. Самовольно реконструируемый объект капитального строительства (жилой дом) при правильной эксплуатации не представляет угрозы жизни и здоровью людей.
Согласно постановлению администрации МО СП Малышевское Селивановского района Владимирской области № 57 от 24.07.2017 года Злыгостевой Л.Н. предоставлено разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объекта капитального строительства, расположенного на земельном участке с кадастровым номером №, расположенном по адресу: <адрес>, в плане уменьшения предельно допустимого расстояния от северо-западной границы земельного участка до основного строения (жилого дома) с западной стороны до 1,2 метра.
При указанных обстоятельствах, суд находит подлежащими удовлетворению исковые требования Злыгостевой Л.Н., поскольку данные самовольные пристройка и мансардный этаж к жилому дому <адрес> возведены на принадлежащем истцу земельном участке, без существенных нарушений градостроительных, строительных, санитарных норм и правил и не создают угрозу жизни и здоровью людей.
При этом суд также исходит из того, что указанные строения не нарушают права собственников смежных земельных участков.
Учитывая, что самовольно возведенные пристройка и мансардный этаж составляют единое целое с жилым домом, суд полагает обоснованным признать право собственности на жилой дом, расположенный по адресу <адрес>, общей площадью <данные изъяты> жилой площадью <данные изъяты> в состав которого входят самовольно переоборудованные и пристроенные помещения площадью <данные изъяты>. за Злыгостевой Л.Н.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░.░. <░░░░░░ ░░░░░░>, ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░>., ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>
░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░.░░.░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░