РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
16 июня 2014 г. |
город Белогорск |
Белогорский гарнизонный военный суд в составе:
председательствующего – Жидкова Т.Г.,
при секретаре судебного заседания – Кабатовой С.О.,
с участием заявителя Попова Н.Н. и представителя командира войсковой части № <иные данные> Тлюняева М.М., в открытом судебном заседании, в помещении военного суда, рассмотрев гражданское дело по заявлению военнослужащего войсковой части № <иные данные> Попова <иные данные> об оспаривании действий командира войсковой части №, связанных с изданием приказа о предоставлении освобождения от исполнения обязанностей военной службы,
УСТАНОВИЛ:
Попов обратился в суд с заявлением, в котором указал, что проходил лечение в филиале № ГВКГ им. Бурденко Н.Н.. Военно-врачебной комиссией (Далее – ВВК) данного лечебного учреждения <дата> ему была определена категория годности к военной службе - «<иные данные>» и указано на необходимость предоставления 15 суток освобождения от исполнения обязанностей военной службы. По прибытию к месту службы в <адрес> <дата>, он по прошествии выходных <дата> обратился к командиру войсковой части № с просьбой предоставить освобождение от исполнения обязанностей военной службы с приложением документов. Из разговора с начальником строевой части ему стало известно, что освобождение ему предоставлено, но с <дата>. Считая, что указанными действиями нарушаются его права, Попов просит признать незаконным приказ командира войсковой части № о предоставлении ему освобождения от исполнения обязанностей военной службы на 15 суток с <дата>, обязать указанное должностное лицо его отменить и предоставить ему освобождение от исполнения обязанностей военной службы на 15 суток в соответствии с его рапортом от <дата>, а также возместить судебные расходы, связанные с обращением в суд.
В обоснование заявления Попов указал, что в соответствии с Положением «О порядке прохождения военной службы», если у военнослужащего день выхода на службу выпадает на выходной, он обязан прибыть в воинскую часть в первый рабочий день после выходного, что он и сделал по прибытии из госпиталя. ВВК проводилась ему <дата>, и он, с учетом отдаленности места нахождения лечебного учреждения, прибыл в <адрес> только вечером <дата>. К исполнению обязанностей он до настоящего времени не приступал, в том числе по причине обращения в госпиталь для продления освобождения и того, что должностное лицо проводящее построение военнослужащих, находящихся в распоряжении, отсутствовало. Кроме того, заявитель дополнительно указал, что в справке ВВК не указан срок с какого времени ему необходимо предоставить освобождение.
Представитель командира войсковой части № Тлюняев, не признавая требования заявителя, дал объяснения, что освобождение предоставляется для реабилитации после нахождения на стационарном лечении. Позднее обращение не является основанием для предоставления ему освобождения со дня его обращения к командиру части. Кроме того, Попов, как и все военнослужащие, находящиеся в распоряжении, обязаны только присутствовать на построениях каждый понедельник.
Заслушав объяснения заявителя и представителя командира войсковой части № Тлюняева, исследовав материалы дела, военный суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявления по следующим основаниям.
Как следует из исследованных материалов дела, в том числе приказа командира войсковой части № от <дата> №, командировочного удостоверения №, а также справки ВВК от <дата> №, Попов был направлен на стационарное лечение в ГВКГ им. Бурденко Н.Н. с <дата>, где находился по <дата>. По окончании лечения заявитель был освидетельствован ВВК, которая пришла к выводу, что <иные данные> он – «<иные данные>» - временно не годен к военной службе и ему необходимо предоставить полное освобождение от исполнения обязанностей военной службы сроком на 15 суток.
Согласно рапорту заявителя от <дата>, он обратился к командиру войсковой части № с просьбой предоставить ему полное освобождение от исполнения обязанностей военной службы сроком на 15 суток с <дата>.
Из выписки из приказа командира войсковой части № от <дата> № следует, что Попову предоставлено полное освобождение от исполнения служебных обязанностей на основании вышеуказанного заключения ВВК сроком на 15 суток с <дата>.
Согласно п. 4 ст. 25 Федерального закона РФ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» от <дата> N 323-ФЗ, порядок организации медицинской помощи военнослужащим и приравненным к ним лицам устанавливается Правительством Российской Федерации, особенности организации оказания медицинской помощи военнослужащим и приравненным к ним лицам, в том числе порядок их освобождения от исполнения обязанностей военной службы (служебных обязанностей) в связи с заболеванием и иными причинами, устанавливаются федеральными органами исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба или приравненная к ней служба.
В соответствии с п.п. 60, 62 и 64 Положения «О военно-врачебной экспертизе», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 4 июля 2013 г. N 565 заключение о необходимости предоставления военнослужащему отпуска по болезни или освобождения от исполнения обязанностей военной службы выносится в случаях, когда расписанием болезней предусматривается временная негодность к военной службе. В мирное время ВВК выносит заключение о необходимости предоставления военнослужащему освобождения от исполнения обязанностей военной службы, если срок, по истечении которого военнослужащий может приступить к исполнению обязанностей военной службы, составляет менее 30 суток. ВВК выносит заключение о необходимости предоставления освобождения военнослужащему на срок до 15 суток и может повторно вынести такое заключение, но в общей сложности срок освобождения не должен превышать 30 суток.
Согласно п.п. 131 и 144 Инструкции «О порядке проведения военно-врачебной экспертизы и медицинского освидетельствования в ВС РФ», утвержденной приказом Министра обороны РФ от 20 августа 2003 г. N 200, освидетельствование военнослужащих для решения вопроса о необходимости предоставления отпуска по болезни или освобождения от исполнения обязанностей военной службы проводится по решению начальника военно-медицинского учреждения, в котором они находятся на стационарном или амбулаторном лечении. Заключение о необходимости предоставления отпуска по болезни или освобождения от исполнения обязанностей военной службы выносится в случаях, когда расписанием болезней предусматривается временная негодность к военной службе.
Анализируя вышеизложенные положения нормативно правовых актов, суд приходит к выводу о том, что отпуска по болезни и освобождения от исполнения обязанностей военной службы являются этапами восстановительного лечения и предоставляются непосредственно с момента выписки военнослужащего из лечебного учреждения. Данный вывод суда подтверждается ответом начальника филиала № ФГКУ «301 военный клинический госпиталь» МО РФ на запрос суда, из которого следует, что освобождение от исполнения обязанностей военной службы является восстановительным этапом лечения, разрыв процесса лечения не допустим, а освобождение предоставляется с момента выписки из лечебного учреждения и распространяется на срок, указанный в справке ВВК.
Доводы Попова о том, что срок, затраченный им на дорогу, а также выходные, не должны учитываться при предоставлении ему освобождения в соответствии с Положением о порядке прохождения и являются необоснованными, поскольку вопросы и порядок предоставления освобождения данным нормативно правовым актом не регулируются. Более того, как пояснил сам Попов, он до настоящего времени к исполнению каких-либо служебных обязанностей не приступал.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что командир войсковой части № каких-либо прав заявителя не нарушал и в удовлетворении заявления необходимо отказать, а иные доводы Попова об обратном не основаны на нормах действующего законодательства.
Руководствуясь ст. 194 – 199 и 258 ГПК РФ, военный суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявления Попова <иные данные> – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Дальневосточный окружной военный суд через Белогорский гарнизонный военный суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения 21 июня 2014 года.
Председательствующий по делу Т.Г. Жидков