20 декабря 2019 года город Солнечногорск
Солнечногорский гарнизонный военный суд в составе председательствующего Панина М.А., при секретаре судебного заседания Гладневой А.М.,
с участием государственного обвинителя – помощника военного прокурора Солнечногорского гарнизона старшего лейтенанта юстиции Ступникова А.М., подсудимых Черемисина О.В. и Татаринцева С.С., их защитников – адвокатов Антоновой М.В., представившей удостоверение №9206 от 20 ноября 2015 года и ордер №957 от 20 декабря 2019 года, и Соколова С.И., представившего удостоверение №6469 от 29 декабря 2008 года и ордер №1051 от 20 декабря 2019 года,
в открытом судебном заседании в помещении суда в присутствии личного состава войсковой части 14258, рассмотрев уголовное дело в отношении военнослужащих войсковой части 98583 рядовых
ФИО1, родившегося ДД.ММ.ГГГГ в городе Тамбов, гражданина Российской Федерации, со средним профессиональным образованием, холостого, ранее не судимого, призванного на военную службу в июле 2019 года призывной комиссией /адрес/,
и ФИО2, родившегося ДД.ММ.ГГГГ в селе /адрес/, гражданина Российской Федерации, со средним профессиональным образованием, холостого, ранее не судимого, призванного на военную службу в июле 2019 года призывной комиссией /адрес/,
обвиняемых в совершении преступления, предусмотренного пунктом «в» части 2 статьи 335 УК РФ,
установил:
Черемисин и Татаринцев 2 октября 2019 года в помещении столовой в здании штаба бывшей войсковой части 23226, находящейся в /адрес/, действуя группой лиц, совершили нарушение уставных правил взаимоотношений между военнослужащими при отсутствии между ними отношений подчиненности, сопряженное с насилием, при следующих обстоятельствах.
Около 16 часов указанного дня подсудимые потребовали от рядового Мысина приготовить пищу, однако тот отказался. Желая заставить Мысина выполнить их требования, данные военнослужащие в нарушение статей 16, 19, 67 и 161 Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации и статьи 3 Дисциплинарного устава Вооруженных Сил Российской Федерации, нанесли потерпевшему: Татаринцев – удар коленом в живот, от чего Мысин упал на пол, затем Черемисин – удар ногой в голову, после чего каждый из них – по одному удару ногой в туловище. В результате указанных действий потерпевшему были причинены физическая боль и телесные повреждения в виде ссадины и подкожной гематомы в левой теменно-височной области, которые не повлекли вреда его здоровью.
Подсудимые виновными себя в содеянном признали полностью и пояснили, каждый в отдельности, что, при вышеуказанных обстоятельствах нанесли потерпевшему несколько ударов: Татаринцев – ногами в живот и туловище, а Черемисин – ногами в голову и туловище. Свои действия они объяснили стремлением заставить Мысина выполнить их требование приготовить пищу.
Помимо признания подсудимыми вины, их виновность в содеянном подтверждается исследованными в суде доказательствами.
Так, из показаний потерпевшего Мысина следует, что 2 октября 2019 года он находился в служебной командировке на территории бывшей войсковой части 23226. Около 16 часов указанного дня в помещении столовой, расположенном в здании бывшего штаба части, к нему обратились Татаринцев и Черемисин с требованием приготовить пищу, однако он отказался. Тогда Татаринцев ударил его коленом в живот, и они, борясь, упали на пол. Затем Черемисин ударил его ногой в голову, после чего оба подсудимых нанесли ему не менее чем по одному удару ногами в туловище. В результате указанных действий ему была причинены физическая боль и ссадины на голове.
Согласно показаниям свидетеля Жукова в дневное время 2 октября 2019 года он был очевидцем того, как в столовой, расположенной в здании бывшего штаба войсковой части 23226, между Черемисиным, Татаринцевым и Мысиным произошла словесная перепалка по поводу того, что последний должен готовить пищу. В продолжение конфликта Татаринцев ударил потерпевшего ногой в живот, после их падения на пол Черемисин нанес Мысину удар ногой в голову, а затем оба подсудимых нанесли последнему несколько ударов ногами в туловище.
Данные показания Мысин подтвердил в ходе следственного эксперимента 4 декабря 2019 года, продемонстрировав механизм и локализацию нанесенных ему подсудимыми ударов, а Жуков – в ходе осмотра места происшествия 5 октября 2019 года, указав место применения насилия Татаринцевым и Черемисиным к потерпевшему.
Результаты упомянутого осмотра отражены в соответствующем протоколе от 5 октября 2019 года, согласно которому местом совершения противоправных действий подсудимыми является помещение для приема пищи, расположенное на первом этаже бывшего штаба войсковой части 23226 в деревне Рогачево Сергиево-Посадского района Московской области.
Из показаний свидетелей Васягина и Концевича следует, что в начале октября 2019 года они видели на голове Мысина ссадины, которые, с его слов, были причинены ему Черемисиным и Татаринцевым. Концевичу от потерпевшего также стало известно, что данные военнослужащие применили к нему насилие из-за отказа готовить пищу.
В соответствии со справкой дежурного хирурга филиала №2 ФГКУ «1596 ВКГ» Минобороны России от 4 октября 2019 года в указанный день в ходе осмотра у Мысина были выявлены телесные повреждения в виде поверхностной ссадины линейной формы и внутритканевого кровоизлияния с желтым оттенком в височной области слева.
Согласно заключению судебно-медицинского эксперта от 26 ноября 2019 года №449смп/19 4 октября 2019 года у Мысина были диагностированы повреждения мягких тканей – ссадина и подкожная гематома в левой теменно-височной области. Данные повреждения могли возникнуть 2 октября 2019 года в результате не менее двух ударных травмирующих воздействий тупого твердого предмета с ограниченной контактирующей поверхностью левую теменно-височную область (например, ноги, кулака или иного предмета), и не повлекли за собой вреда здоровью потерпевшего.
Выписками из приказов командиров войсковых частей 11361 от 16 мая и 5 сентября 2019 года №,№ 96 и 197, 11385 от 10 июля, 26 августа и 24 сентября 2019 года №,№ 140, 179 и 201 подтверждается, что рядовые Мысин, Черемисин и Татаринцев проходят военную службу по призыву в войсковых частях 11361 и 98583 на воинских должностях водителя-крановщика, водителя-заправщика и водителя, соответственно, и 2 октября 2019 года находились в служебной командировке в войсковой части54433-46.
В соответствии с заключениями военно-врачебной комиссии от 24 октября 2019 года №,№212 и 214 Черемисин и Татаринцев годны к военной службе.
Оценив исследованные доказательства, суд признает их допустимыми и достоверными, а виновность подсудимых в содеянном считает установленной.
Поскольку 2 октября 2019 года при исполнении обязанностей военной службы, вопреки требованиям статей 16, 19, 67 и 161 Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации и статьи 3 Дисциплинарного устава Вооруженных Сил Российской Федерации, Черемисин и Татаринцев, действуя группой лиц, нанесли Мысину, не находящемуся с ними в отношениях подчиненности, удары в живот, по голове и туловищу, суд квалифицирует действия подсудимых по пункту «в» части 2 статьи 335 УК РФ, как совершенное группой лиц нарушение уставных правил взаимоотношений между военнослужащими при отсутствии между ними отношений подчиненности, сопряженное с насилием.
При назначении наказания суд принимает во внимание, что подсудимые впервые совершили преступление, ранее ни в чем противоправном замечены не были, положительно характеризовались как до призыва на военную службу, так и в период ее прохождения, принесли свои извинения потерпевшему, явились с повинной, признали вину и раскаялись в содеянном. Кроме того, судом учитывается, что Черемисин воспитывался в многодетной семье и сложное материальное положение его близких.
Данные обстоятельства суд признает смягчающими наказание подсудимых и полагает возможным их исправление без реального отбывания наказания.
Вместе с тем, учитывая групповой характер совершенного Черемисиным и Татаринцевым преступления, посягающего как на воинские правоотношения, так и на личные неимущественные права потерпевшего, суд не усматривает оснований для изменения категории данного преступления на менее тяжкую.
Принимая во внимание имущественную несостоятельность подсудимых, проходящих военную службу по призыву, суд на основании части 6 статьи 132 УПК РФ относит процессуальные издержки, связанные с оплатой труда их защитников, на счет средств федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 302 – 304, 307 – 309 УПК РФ, гарнизонный военный суд,
приговорил:
ФИО1 и ФИО2 признать виновными в совершении преступления, предусмотренного пунктом «в» частью 2 статьи 335 УК РФ, на основании которой назначить каждому из них наказание в виде лишения свободы на срок 1 (один) год.
В соответствии со статьей 73 УК РФ считать назначенное Черемисину О.В. и Татаринцеву С.С. наказание в виде лишения свободы условным и установить каждому из них испытательный срок 1 (один) год, в течение которого осужденные должны своим поведением доказать исправление.
На основании части 5 статьи 73 УК РФ возложить на Черемисина О.В. и Татаринцева С.С. обязанность не менять постоянного места жительства без уведомления специализированного государственного органа, осуществляющего контроль за поведением условно осужденных.
До вступления приговора в законную силу меру пресечения Черемисину О.В. и Татаринцеву С.С. в виде наблюдения командования войсковой части 14258 оставить без изменения.
Процессуальные издержки по делу, связанные с оплатой труда защитников Антоновой М.В. и Соколова С.И., в общей сумме 1800 (одной тысячи восьмисот) рублей – отнести на счет федерального бюджета.
Приговор может быть обжалован в апелляционном порядке во 2-й Западный окружной военный суд через Солнечногорский гарнизонный военный суд в течение 10 суток со дня его провозглашения.
В случае подачи апелляционной жалобы осужденный вправе ходатайствовать о своем участии в рассмотрении уголовного дела судом апелляционной инстанции.
Председательствующий М.А.Панин