Дело № 2-895/2019
Принято в окончательной форме:
17.07.2019 (с учетом выходных дней).
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
10 июля 2019 года ЗАТО г. Североморск
Североморский районный суд Мурманской области в составе:
председательствующего судьи Моховой Т.А.,
при секретаре Ткач Я.А.,
с участием представителя истца Решетняк А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Галкиной Елены Анатольевны к Зализко Виктории Александровне, Галкину Антону Александровичу о признании недействительным договора купли-продажи недвижимого имущества,
УСТАНОВИЛ:
Галкина Е.А., действуя через своего представителя Решетняк А.С., обратилась в суд с иском к Зализко В.А. о признании недействительным договора купли-продажи недвижимого имущества.
В обоснование требований указано, что по договору купли-продажи от 20.07.2018 Зализко В.А. и ФИО1 в лице Сайгушевой С.В., действующей по доверенностям, продали Щербовичу В.А., действующему за себя и от имени Галкиной Е.А., Галкина А.А. и ФИО2., 1/3 доли в праве общей долевой собственности в трехкомнатной квартире по адресу: ***.
Пунктом 3 договора купли-продажи предусмотрено, что оплата квартиры производится покупателями за счет средств материнского капитала по государственному сертификату на материнский (семейный) капитал серии МК-7 № 0198463, выданному на имя Галкиной Е.А.
В дальнейшем истцу стало известно, что 28.05.2018 ФИО1 умерла.
Поскольку на день заключения договора купли-продажи доли в квартире действие выданной ФИО1 доверенности прекратилось в связи с ее смертью, следовательно, сделка в силу статьи 168 Гражданского кодекса РФ является ничтожной. Исполнение договора в настоящее время невозможно.
Ссылаясь на положения статей 166, 167, 168, 188 Гражданского кодекса РФ просит признать договор купли-продажи 1/3 доли квартиры, расположенной по адресу: ***, недействительным.
Определением суда от 03.07.2019 к участию в деле в качестве ответчика привлечен Галкин А.А., принявший наследство после ФИО1
В судебное заседание истец Галкина Е.А., надлежащим образом извещенная о месте и времени рассмотрения дела, не прибыла, просила рассмотреть дело в свое отсутствие. Воспользовалась правом ведения дела через своего представителя в порядке статьи 48 ГПК Российской Федерации.
Представитель истца Решетняк А.С. в судебном заседании настаивала на требованиях по доводам иска. Указала, что в связи с указанием в договоре купли-продажи общей доли квартиры, принадлежащей Зализко В.А. и ФИО1 (как 1/3 доли), перечисление средств материнского капитала ГУ УПФР невозможно, т.к. ФИО1 скончалась. Учитывая изложенное, сделка купли-продажи не была бы заключена.
Ответчик Зализко В.А., принимавшая участие в судебном заседании посредством видеоконференцсвязи, пояснила, что с исковыми требованиями согласна. При заключении сделки была уведомлена родственниками о смерти ФИО1., однако, в настоящее время исполнить сделку не представляется возможным,
Ответчик Галкин А.А. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, представил заявление, в котором просил рассмотреть дело в его отсутствие, с требованиями согласен.
Третье лицо – Сайгушева С.В. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом. Ранее представила письменные пояснения по иску, указав, что отсутствует предмет спора, поскольку оспариваемый договор не прошел государственную регистрацию и не исполнен сторонами в части оплаты. В конце марта – начале апреля по почте ею были получены доверенности от ФИО1И., а также от Зализко В.А. Умершую ФИО1 знала лично, о ее смерти узнала от истца, после чего доверенности возвратила дочери умершей.
Третье лицо – Щербович В.А., действующий от своего имени и как законный представитель ФИО2., в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, мнения по иску не представил.
Третье лицо – Голикова Е.В. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом. Согласно ранее представленным письменным пояснениям она приходится дочерью умершей ФИО1., которая в порядке наследования являлась собственником доли в квартире по адресу: ***; в указанной квартире не проживала. При жизни ее мать приняла решение о продаже принадлежащей ей доли недвижимости, в связи с чем выдала доверенность Сайгушевой С.В., проживающей ***, на ее отчуждение. После смерти матери она в наследство не вступала, а выданную доверенность считала недействительной. О смерти матери истец знала, данный факт никто не скрывал.
Третье лицо – нотариус нотариального округа ЗАТО г. Североморск Цуканова Е.А. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом. Представила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие, против удовлетворения требований Галкиной Е.А. не возражала.
Представитель третьего лица – Управление Росреестра по Мурманской области в судебное заседание не явился, надлежащим образом уведомлен о времени и месте слушания дела, мнение по иску не представил.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд находит иск обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 160 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка в письменной форме должна быть совершена путем составления документа, выражающего ее содержание и подписанного лицом или лицами, совершающими сделку, или должным образом уполномоченными ими лицами.
Согласно пункту 2 статьи 17 Гражданского кодекса РФ правоспособность гражданина прекращается смертью.
Согласно пункта 1 статьи 182 Гражданского кодекса РФ сделка, совершенная одним лицом (представителем) от имени другого лица (представляемого) в силу полномочия, основанного на доверенности, указании закона либо акте уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления, непосредственно создает, изменяет и прекращает гражданские права и обязанности представляемого.
Пунктом 1 статьи 185 Гражданского кодекса РФ установлено, что доверенностью признается письменное уполномочие, выдаваемое одним лицом другому или другим лицам для представительства перед третьими лицами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 185.1 Гражданского кодекса Российской Федерации доверенность на совершение сделок, требующих нотариальной формы, на подачу заявлений о государственной регистрации прав или сделок, а также на распоряжение зарегистрированными в государственных реестрах правами должна быть нотариально удостоверена, за исключением случаев, предусмотренных законом.
В силу подпункта 5 пункта 1 статьи 188 Гражданского кодекса Российской Федерации действие доверенности прекращается, в частности, вследствие смерти гражданина, выдавшего доверенность.
Согласно статье 166 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка недействительна по основаниям, установленным настоящим Кодексом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка). Требование о признании оспоримой сделки недействительной может быть предъявлено лицами, указанными в настоящем Кодексе. Требование о применении последствий ничтожной сделки может быть заявлено также заинтересованными лицами. Оспоримая сделка может быть признана недействительной, если она нарушает права или охраняемые законом интересы лица, оспаривающего сделку, в том числе повлекла неблагоприятные для него последствия.
Статьей 168 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
В ходе рассмотрения настоящего дела судом установлено, что ФИО1 и Зализко В.А. являлись собственниками 1/3 доли в праве общей долевой собственности жилого помещения (квартиры), расположенной по адресу: *** на основании свидетельства о праве на наследство по закону от 23.11.2016 (по 1/6 каждая).
По нотариальной доверенности от 14.03.2018 ФИО1. уполномочила Сайгушеву С.В. продать принадлежащую ей на праве собственности 1/6 доли в праве общей долевой указанного жилого помещения. Данная доверенность удостоверена нотариусом Ивановского городского нотариального округа город ФИО3., бланк 37 АА 1108439, зарегистрирована в реестре за № 37/2-н/37-2018-2-449.
20.07.2019 между Зализко В.А., ФИО1 в лице Сайгушевой С.В., действующей по доверенностям от 02.04.2018 и 14.03.2018, и Щербович В.А., действующим за себя и от имени Галкиной Е.А., Галкина А.А. и ФИО2., заключен договор купли-продажи 1/3 доли в праве общей долевой собственности в трехкомнатной квартире по адресу: ***.
Согласно п. 3 указанного договора 1/3 доля по согласованию сторон продается за 453 026 рублей; оплата производится покупателями за счет средств материнского капитала по государственному сертификату на материнский (семейный) капитал серии ***, выданному на имя Галкиной Е.А. на основании решения Государственным учреждением Управления ПФР в ЗАТО г.Североморск Мурманской области № 106 от 27.03.2015, путем перечисления на счета продавцов.
Пунктом 4 установлено, что до момента полной оплаты стоимости отчуждаемой доли квартиры она признается находящейся в залоге у продавцов. После окончательных расчетов стороны обязуются в течение семи дней обратиться в Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Мурманской области и совершить все действия, необходимые для прекращения залога в отношении объекта купли-продажи.
Из материалов дела установлено, что ФИО1 28.05.2018 умерла, что подтверждается свидетельством о смерти серии II-ФО № 562273.
По сведениям Управления Росреестра по Мурманской области от 18.06.2019, регистрация и переход права собственности от Зализко В.А. к Галкиной Е.А., в отношении квартиры, расположенной по адресу: ***, не проводилась.
Согласно сведениям нотариуса Ивановского городского нотариального округа ФИО4 в её производстве имеется наследственное дело №195/2018 к имуществу ФИО1., умершей 28.05.2018, на день смерти проживающей по адресу: ***. Наследником, обратившимся с заявлением о принятии наследства по всем основаниям, является внук наследодателя – Галкин А.А. Наследственное имущество состоит, в том числе из доли в праве общей собственности на квартиру, расположенную по адресу: ***. 18.12.2018 по реестру № 37/20-н/37-2018-4-702 выдано свидетельство о праве на наследство по закону на имя внука наследодателя – Галкина А.А. на наследственное имущество, состоящее из 1/6 доли в праве общей собственности на квартиру, расположенную по адресу: ***. Других заявлений о принятии наследства не поступало и не выдавалось. По данным ЕИС «еНот» завещаний от имени наследодателя удостоверено не было.
Из сведений, представленных УПФР в ЗАТО г.Североморск Мурманской области (межрайонное) от 24.06.2019 следует, что Галкина Е.А. имеет государственный сертификат на материнский (семейный) капитал ***, выданный 27.03.2015; остаток средств по данному сертификату составляет 453 026 рублей; заявлений о распоряжении средствами по данному сертификату не подавалось, перечислений не производилось.
Таким образом, сделка по продаже доли квартиры совершена после смерти ФИО1 на основании выданной ею доверенности на имя Сайгушевой С.В., то есть неуполномоченным лицом, поскольку действие доверенности прекращается со смертью доверителя, следовательно на основании статей 166, 168 Гражданского кодекса РФ оспариваемый договор является недействительным в силу ничтожности.
При таком положении, требования истца о признании недействительным договора купли-продажи доли квартиры от 20.07.2018, заключенного между Зализко В.А., ФИО1 в лице Сайгушевой С.В., действующей по доверенностям, и Щербович В.А., действующим за себя и от имени Галкиной Е.А., Галкина А.А. и ФИО2., 1/3 доли квартиры ***, подлежат удовлетворению.
При этом суд принимает во внимание, что на момент смерти ФИО1 указанная доля в квартире принадлежала ей, и в последующем была включена в наследственную массу наследодателя и принята наследником – её внуком Галкиным А.А.
Ответчики Зализко В.А., Галкин А.А. согласились с исковыми требованиями, иск признали.
Принимая во внимание признание иска ответчиками, суд полагает требования, заявленные истцом Галкиной Е.А., подлежащими удовлетворению.
Признание иска ответчиками в порядке статей 39, 173 ГПК Российской Федерации суд принимает, поскольку это не противоречит закону, не нарушает права и законные интересы других лиц.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 56-57, 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Иск Галкиной Елены Анатольевны к Зализко Виктории Александровне, Галкину Антону Александровичу о признании недействительным договора купли-продажи недвижимого имущества – удовлетворить.
Признать недействительным договор купли-продажи 1/3 доли квартиры по адресу: ***, заключенный 20.07.2018 между Зализко Викторией Александровной, ФИО1 в лице Сайгушевой Светланы Васильевны, действующей по доверенностям, и Щербовичем Валерием Александровичем, действующим от своего имени и по доверенностям от имени Галкиной Елены Анатольевны, действующей за себя и как законный представитель ФИО2, и от имени Галкина Антона Александровича.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Мурманский областной суд через Североморский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий Т.А. Мохова