Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-2837/2021 ~ М-1901/2021 от 23.04.2021

50RS0-11

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ Р. Ф.

22 июня 2021 года

Пушкинский городской суд <адрес> в составе:

Председательствующего судьи: Потемкиной И.И.

при помощнике Цыгановой С.Э.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Дорошенко Е. А. к Министерству социального развития <адрес> в лице Пушкинского окружного управления социальной защиты населения о признании решения незаконным, об обязании выдать удостоверение многодетной семьи,

установил:

Дорошенко Е. А. обратилась в суд с иском к Министерству социального развития <адрес> в лице Пушкинского управления социальной защиты населения о признании решения незаконным, об обязании выдать удостоверение многодетной семьи.

В обоснование исковых требований Дорошенко Е.А. ссылалась на то, что является матерью троих несовершеннолетних детей: <данные изъяты> рождения.

Дорошенко Е.А. указала, что она обратилась в Пушкинское управление социальной защиты населения Министерства социального развития <адрес> с заявлением о выдаче удостоверения многодетной семьи.

Решением Министерства социального развития <адрес> в лице Пушкинского управления социальной защиты населения от <дата> Дорошенко Е.А. было отказано в присвоении ее семье статуса многодетной семьи с выдачей соответствующего удостоверения со ссылкой на то, что не подтвержден факт совместного проживания истца, ее мужа и детей на территории <адрес> ввиду отсутствия их постоянной регистрации по месту жительства в М1осковской области.

По мнению Дорошенко Е.А. отказ ответчика в присвоении ее семье статуса многодетной семьи с выдачей соответствующего удостоверения является незаконным, она вместе с детьми и мужем Дорошенко О.И. постоянно проживает в жилом помещении по адресу: <адрес>, которая принадлежит на праве собственности супругу истца. На основании свидетельств о регистрации по месту пребывания, от 27.01.2018г. выданных отделом по вопросам миграции межмуниципального управления Министерства внутренних дел Российской Федерации "Пушкинское" Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по <адрес>, Дорошенко Е.А., супруг, и дети зарегистрированы в названном жилом помещении по месту пребывания. Сын Дорошенко Е.А.<данные изъяты> г.р. постоянно зарегистрирован в <адрес>, по указанному адресу постоянно зарегистрирован и супруг истицы Дорошенко О.И.

По приведенным основаниям Дорошенко Е.А. просила суд: признать незаконным решение Министерства социального развития <адрес> в лице Пушкинского управления социальной защиты населения об отказе в удовлетворении заявления о постановке на учет и выдаче документа, подтверждающего статус многодетной семьи; возложить на ответчика обязанность устранить нарушения прав Дорошенко Е.А. присвоив ее семье статус многодетной семьи, и выдать соответствующее удостоверение.

В судебном заседании истица Дорошенко Е.А. и ее представитель по доверенности Селиванов Д.В. требования и доводы, изложенные в иске поддержали.

Представитель ответчика по доверенности Петрук П.В. против удовлетворения иска возражал по доводам, изложенным в письменных возражениях, приобщенных к материалам дела.

Привлеченный к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования, Дорошенко О.И. выступил на стороне истца.

Изучив материалы дела, суд находит требования подлежащими частичному удовлетворению.

В соответствии с пунктом «ж» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Согласно части 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

Частью 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации установлено, что законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в том числе в соответствии с частью 2 настоящей статьи.

В силу статьи 26.3 Федерального закона от <дата> № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 184-ФЗ) полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, установленным Конституцией Российской Федерации, указанные в пункте 2 данной статьи, осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета). Подпунктом 24 пункта 2 данной статьи к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания граждан, имеющих детей, в том числе социальной поддержки многодетных семей.

Подпунктом "а" пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от <дата> N 431 "О мерах по социальной поддержке многодетных семей" правительствам субъектов Российской Федерации предписано определить категорию семей, которые относятся к многодетным и нуждаются в дополнительной социальной поддержке с учетом национальных и культурных особенностей в социально-экономическом и демографическом развитии региона, и установить для многодетных семей меры социальной поддержки.

Отношения, связанные с предоставлением мер социальной поддержки семье и детям в <адрес>, регулируются законом <адрес> от <дата> -ОЗ "О мерах социальной поддержки семьи и детей в <адрес>" (далее также - закон <адрес> от <дата> -ОЗ).

Согласно положениям статьи 1 Закона МО -ОЗ его действие распространяется на граждан Российской Федерации, имеющих место жительства в <адрес>, за исключением части 3 статьи 16, части 2 статьи 19; иностранных граждан и лиц без гражданства, в том числе беженцев, имеющих место жительства в <адрес>, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации.

В соответствии со статьей 2 Закона МО -ОЗ для целей настоящего Закона под мерами социальной поддержки семьи и детей подразумеваются меры, предоставляемые органами государственной власти <адрес> с целью повышения качества жизни и улучшения жизнедеятельности семьи и детей. Этой же статьей определены категории семей, которые относятся к многодетным и нуждаются в дополнительной социальной поддержке: лица, состоящие в зарегистрированном браке, либо матери (отцы), не состоящие в зарегистрированном браке (одинокие матери (отцы)), имеющие троих и более детей в возрасте до 18 лет, проживающих совместно с ними (в том числе усыновленных, пасынков и падчериц). К многодетным семьям по мерам социальной поддержки приравниваются семьи, утратившие статус многодетных в связи с достижением одним или несколькими детьми совершеннолетия, при условии, что совершеннолетние дети обучаются в образовательных организациях всех типов по очной форме обучения и не достигли 23 лет.

Законом МО -ОЗ установлены виды мер социальной поддержки семьи и детей: социальные пособия, компенсации, другие меры социальной поддержки (главы 2-5 Закона).

В силу статьи 21 Закона МО -ОЗ, регламентирующей финансирование и порядок предоставления мер социальной поддержки, финансирование мер социальной поддержки, предоставляемых семье и детям в <адрес>, установленных настоящим Законом, осуществляются за счет средств бюджета <адрес> (часть 1). Согласно части 2 статьи 21 Закона МО -ОЗ порядок и условия предоставления мер социальной поддержки устанавливаются <адрес>.

Частью 4 статьи 21 Закона МО -ОЗ установлено, что меры социальной поддержки многодетным семьям, предусмотренные настоящим Законом, предоставляются на основании удостоверения многодетной семьи, порядок выдачи которого устанавливается <адрес>, или ранее выданного удостоверения многодетной матери (отца).

В порядке реализации положений части 2 статьи 21 Закона МО -ОЗ постановлением <адрес> от <дата> утвержден Порядок выдачи удостоверения многодетной семьи; образец бланка «Удостоверение многодетной семьи», который устанавливает правила и условия выдачи удостоверения многодетной семьи.

В соответствии с названным Постановлением удостоверение выдается лицу, состоящему в зарегистрированном браке, либо матери (отцу), не состоящим в зарегистрированном браке, имеющим троих и более детей (родившихся и (или) усыновленных (удочеренных), пасынков и падчериц) (далее - ребенок, дети) в возрасте до 18 лет, а также достигших совершеннолетия одного или нескольких детей, при условии, что совершеннолетние дети обучаются в образовательных организациях всех типов по очной форме обучения (далее - образовательная организация) и не достигли 23 лет (далее - Заявитель). Удостоверение выдается, если все члены многодетной семьи имеют место жительства в <адрес>. Многодетной семье выдается одно удостоверение на семью. За получением удостоверения Заявитель обращается в территориальное структурное подразделение Министерства социального развития <адрес> (далее - Подразделение) или многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - МФЦ) по месту жительства.

Материалами дела установлено:

Дорошенко Е.А. и Дорошенко О.И. состоят в зарегистрированном браке с <дата>.

Дорошенко Е.А. и Дорошенко О.И. являются родителями несовершеннолетних: <данные изъяты> рождения.

Истец обратилась к ответчику с заявлением о выдаче удостоверения многодетной семьи;

Решением Пушкинского окружного УСЗН Министерства социального развития <адрес> от <дата> истцу отказано в предоставлении государственной услуги, поскольку у одного или нескольких членов семьи места жительства на территории <адрес> отсутствует. Как следует из пояснений ответчика отказ связан с отсутствием места жительства в <адрес> супруга истицы, и старшего ребенка Дорошенко Н. <данные изъяты>. Иных оснований для отказа решение не содержит;

Согласно представленным свидетельствам о регистрации по месту жительства: истица, ее супруг-Дорошенко О.И., и дети зарегистрированы по месту пребывания по адресу <адрес>.

В материалах дела имеются сведения о том, что третье лицо Дорошенко О.И. и Дорошенко <данные изъяты> г.р. имею постоянную регистрацию в <адрес>. С места регистрации указанных лиц имеется справка, что по месту жительства он не обращался за получением удостоверения многодетной семьи, и никакие льготы не получал.

Также имеются различные справки о том, что дети Дорошенко посещают образовательные учреждения <адрес>, прикреплены к районной больнице <адрес>, где получают медицинскую помощь, а третье лицо работает на территории <адрес>.

В силу ст. 2 ФЗ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в пределах Российской Федерации» местом жительства признается жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Под местом пребывания в силу этой же нормы права понимается - гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристская база, больница, другое подобное учреждение, а также жилое помещение, не являющееся местом жительства гражданина, - в которых он проживает временно.

На основании анализа указанных положений Гражданского кодекса Российской Федерации и ФЗ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в пределах Российской Федерации», регистрация не входит в понятие «место жительства» и является лишь одним из доказательств, подтверждающих факт нахождения гражданина по месту пребывания или по месту жительства.

Таким образом, отсутствие регистрации по месту жительства не исключает возможность установления судом места жительства гражданина на основе других доказательств, не обязательно исходящих от органа регистрационного учета.

Кроме того, в ст. 3 ФЗ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в пределах Российской Федерации» содержится прямое указание, что регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, Конституциями и законами республик в составе Российской Федерации.

Как указал Конституционный Суд РФ в Определении от <дата> -О-П, на основании ранее высказанных в его постановлениях позиций, регистрация, в том смысле, в каком это не противоречит Конституции Российской Федерации, является лишь предусмотренным федеральным законом способом учета граждан в пределах Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства, при отсутствии регистрации место жительства гражданина может устанавливаться судом общей юрисдикции на основе различных юридических фактов.

Оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, учитывая, что семья истца по месту регистрации супруга в <адрес> статус многодетной семьи не присваивался, что подтверждается справкой, имеющейся в материалах дела, удостоверение не выдавалось.

Однако отсутствуют основания для удовлетворения требований иска о признании незаконным отказа в выдаче удостоверения многодетной семьи, поскольку при обращении к ответчику был предоставлен иной пакет документов о месте пребывания всей семьи Дорошенко на территории <адрес>, который был рассмотрен ответчиком, обратного суду стороной истца не представлено.

Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Дорошенко Е. А. к Министерству социального развития <адрес> в лице Пушкинского окружного управления социальной защиты населения о признании решения незаконным, об обязании выдать удостоверение многодетной семьи - удовлетворить частично.

Обязать Министерство социального развития <адрес> в лице Пушкинского окружного управления социальной защиты населения выдать Дорошенко Е. А. удостоверение многодетной семьи.

Исковые требования о признании незаконным решения Министерство социального развития <адрес> в лице Пушкинского управления социальной защиты населения об отказе в выдаче удостоверения многодетной семьи отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Пушкинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме -05.07.2021г.

Судья:

2-2837/2021 ~ М-1901/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Дорошенко Елена Александровна
Ответчики
Пушкинское окружное УСЗН Министерства социального развития
Суд
Пушкинский городской суд Московской области
Судья
Потемкина Ирина Игоревна
Дело на странице суда
pushkino--mo.sudrf.ru
23.04.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
26.04.2021Передача материалов судье
28.04.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
28.04.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
19.05.2021Подготовка дела (собеседование)
19.05.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
08.06.2021Судебное заседание
08.06.2021Судебное заседание
22.06.2021Судебное заседание
05.07.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
05.08.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
02.09.2021Дело оформлено
02.09.2021Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее