Дело №
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
12.10.2017 г. г. Владивосток
Первомайский районный суд г. Владивостока Приморского края в составе:
председательствующего судьи Анциферовой О.Е.
при секретаре Воротилиной Д.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску и.о. прокурора Кировского района г. Хабаровска в интересах неопределенного круга лиц к индивидуальному предпринимателю Серову Денису Александровичу о запрете использования для приема платежей необорудованный контрольно-кассовой техникой платежный терминал,
УСТАНОВИЛ
И.о. прокурора Кировского района г. Хабаровска обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к ИП Серову Д.А. о запрете использования для приема платежей необорудованный контрольно-кассовой техникой платежный терминал, указав, что прокуратурой Кировского района г. Хабаровска на основании информации Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы № по <адрес> о нарушении требований Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" и Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" проведена соответствующая проверка, в ходе которой выявлено, что в пункте приема платежей ИП Серова Д.А., расположенном по адресу: <адрес>, осуществляется прием платежей наличными денежными средствами за услуги сотовой связи с использованием платежного терминала №, в состав которого не встроена контрольно- кассовая техника. При этом, чеки клиенту не выдаются, а выдаются только квитанции. В нарушение требований приведенных федеральных законов, ИП Серов Д.А., контрольно – кассовую технику в составе указанного платежного терминала не использует, информация, указанная в информационном блоке платежного терминала не содержит всех обязательных реквизитов. Выдаваемый платежными терминалами печатные документы также не соответствуют требованиям закона, а именно: отсутствуют наименования документов «кассовый чек», заводские номера кассового аппарата, отсутствуют признаки наличия фискальной памяти.
Использование агентом платежных терминалов с нарушением требований действующего законодательства РФ, посягает на установленный нормативными актами порядок общественных отношений в сфере торговли и финансов, правила государственной разрешительной системы, а также прямо нарушает права и интересы неопределенного круга лиц, которые пользуются услугами платежных терминалов, поскольку прием платежей без применения контрольно-кассовой техники не допускается.
Указанное свидетельствует о том, что хозяйственная деятельность, осуществляемая ответчиком, посредством платежных терминалов является незаконной и подлежит запрету.
В связи с указанными обстоятельствами, просит запретить ответчику использовать для приема платежей плательщиков необорудованный контрольно- кассовой техникой платежный терминал №, расположенный по адресу: <адрес>.
Стороны, третье лицо в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, причины неявки суду не сообщили, сведения о причинах своей неявки суду не представили.
При указанных обстоятельствах, с учётом требований ч. 3 ст. 167 ГПК РФ, ст. 233 ГПК РФ, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц в порядке заочного судопроизводства.
Исследовав материалы дела, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:
Согласно ст. 1 Закона РФ № от ДД.ММ.ГГГГ «О прокуратуре Российской Федерации» устанавливает, что Прокуратура РФ - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.
В соответствии с п.4 ст.27, п.3 ст.35 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительно числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
В силу ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу, что и.о. прокурора Кировского района г. Хабаровска имел право обратиться в суд с настоящим иском, поскольку иск заявлен в защиту законных прав и интересов неопределенного круга лиц по причине несоблюдения ответчиком положений Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" и Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами", поскольку осуществление хозяйственной деятельности посредством платежных терминалов, а именно прием платежей без применения контрольно- кассовой техники прямо нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц, которые пользуются услугами платежных терминалов, т.к. многофункциональное значение совокупности норм Федеральных законов № 103-ФЗ и 54-ФЗ направлено, в том числе на непосредственную защиту прав потребителей.
В соответствии с п. 1 -4 ч. 1 ст. 6 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" платежные агенты при приеме платежей вправе использовать платежные терминалы. Платежный терминал, используемый платежным агентом при приеме платежей, должен содержать в своем составе контрольно-кассовую технику и обеспечивать в автоматическом режиме:
1) предоставление плательщикам информации, предусмотренной статьей 4 настоящего Федерального закона;
2) прием от плательщиков информации о наименовании поставщика, о наименовании товара (работы, услуги), за который (которые) исполняются денежные обязательства физического лица перед поставщиком, о размере вносимых платежному агенту денежных средств, а также иной информации, если это предусмотрено договором об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц;
3) прием денежных средств, вносимых плательщиками;
4) печать кассовых чеков и их выдачу (направление) плательщикам посл приема внесенных денежных средств.
В соответствии с ч. 4 ст. 6 данного Закона контрольно-кассовая техника должна соответствовать требованиям законодательства РФ о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов.
В соответствии с ч. 13 ст. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" платежный агент при приеме платежей обязан обеспечить в каждом месте приема платежей предоставление плательщикам следующей информации:
1) адреса места приема платежей;
2) наименования и места нахождения оператора по приему платежей и платежного субагента в случае приема платежа платежным субагентом, а также их идентификационных номеров налогоплательщика;
3) наименования поставщика;
4) реквизитов договора об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц между оператором по приему платежей и поставщиком, а также реквизитов договора об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц между оператором по приему платежей и платежным субагентом в случае приема платежа платежным субагентом;
5) размера вознаграждения, уплачиваемого плательщиком оператору по приему платежей и платежному субагенту в случае приема платежа платежным субагентом, в случае взимания вознаграждения;
6) способов подачи претензий;
7) номеров контактных телефонов поставщика и оператора по приему платежей, а также платежного субагента в случае приема платежа платежным субагентом;
8) адресов и номеров контактных телефонов федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных Правительством Российской Федерации на проведение государственного контроля (надзора) за приемом платежей.
В силу ч.12 ст.4, ч.4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 103-ФЗ, платежный агент при приеме платежей обязан использовать контрольно-кассовую технику с фискальной памятью и контрольной лентой, а также соблюдать требования законодательства РФ о применении контрольно- кассовой техники при осуществлении наличных денежных средств.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" организации и индивидуальные предприниматели обязаны применять при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт исправную контрольно-кассовую технику; в момент оплаты выдавать покупателям отпечатанные контрольно-кассовой техникой кассовые чеки.
Пунктом 1 статьи 4.7 Федерального закона N 54-ФЗ определен обязательный перечень реквизитов, содержащихся на кассовом чеке, в том числе: наименование документа; порядковый номер за смену; дата, время и место (адрес) осуществления расчета (при расчете в зданиях и помещениях - адрес здания и помещения с почтовым индексом, при расчете в транспортных средствах - наименование и номер транспортного средства, адрес организации либо адрес регистрации индивидуального предпринимателя, при расчете в сети "Интернет" - адрес сайта пользователя); наименование организации-пользователя или фамилия, имя, отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя - пользователя; идентификационный номер налогоплательщика пользователя; применяемая при расчете система налогообложения; признак расчета (получение средств от покупателя (клиента) - приход, возврат покупателю (клиенту) средств, полученных от него, - возврат прихода, выдача средств покупателю (клиенту) - расход, получение средств от покупателя (клиента), выданных ему, - возврат расхода); наименование товаров, работ, услуг (если объем и список услуг возможно определить в момент оплаты), платежа, выплаты, их количество, цена за единицу с учетом скидок и наценок, стоимость с учетом скидок и наценок, с указанием ставки налога на добавленную стоимость (за исключением случаев осуществления расчетов пользователями, не являющимися налогоплательщиками налога на добавленную стоимость или освобожденными от исполнения обязанностей налогоплательщика налога на добавленную стоимость, а также осуществления расчетов за товары, работы, услуги, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения) налогом на добавленную стоимость); сумма расчета с отдельным указанием ставок и сумм налога на добавленную стоимость по этим ставкам (за исключением случаев осуществления расчетов пользователями, не являющимися налогоплательщиками налога на добавленную стоимость или освобожденными от исполнения обязанностей налогоплательщика налога на добавленную стоимость, а также осуществления расчетов за товары, работы, услуги, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения) налогом на добавленную стоимость); форма расчета (наличные денежные средства и (или) электронные средства платежа), а также сумма оплаты наличными денежными средствами и (или) электронными средствами платежа; должность и фамилия лица, осуществившего расчет с покупателем (клиентом), оформившего кассовый чек или бланк строгой отчетности и выдавшего (передавшего) его покупателю (клиенту) (за исключением расчетов, осуществленных с использованием автоматических устройств для расчетов, применяемых в том числе при осуществлении расчетов с использованием электронных средств платежа в сети "Интернет"); регистрационный номер контрольно-кассовой техники; заводской номер экземпляра модели фискального накопителя; фискальный признак документа; адрес сайта уполномоченного органа в сети "Интернет", на котором может быть осуществлена проверка факта записи этого расчета и подлинности фискального признака; абонентский номер либо адрес электронной почты покупателя (клиента) в случае передачи ему кассового чека или бланка строгой отчетности в электронной форме или идентифицирующих такие кассовый чек или бланк строгой отчетности признаков и информации об адресе информационного ресурса в сети "Интернет", на котором такой документ может быть получен; адрес электронной почты отправителя кассового чека или бланка строгой отчетности в электронной форме в случае передачи покупателю (клиенту) кассового чека или бланка строгой отчетности в электронной форме; порядковый номер фискального документа; номер смены; фискальный признак сообщения (для кассового чека или бланка строгой отчетности, хранимых в фискальном накопителе или передаваемых оператору фискальных данных).
Как следует из материалов дела, Серов Д.А. является индивидуальным предпринимателем.
На основании проведенной проверки соблюдения законодательства о применении контрольно-кассовой техники прокуратурой <адрес> было установлено, что в пункте приема платежей ИП Серова Д.А., расположенном по адресу: <адрес>, осуществляется прием платежей наличными денежными средствами за услуги сотовой связи с использованием платежного терминала №, в состав которого не встроена контрольно- кассовая техника. При этом, чеки клиенту не выдаются, а выдаются квитанции.
Указанные обстоятельства подтверждается представленным в материалы дела: поручением № от ДД.ММ.ГГГГ выданное МРИ Федеральной налоговой службы № по <адрес> провести проверку соблюдения законодательства Российской Федерации о применении контрольно- кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа, полноты учета выручки и порядка работы с денежной наличностью на объектах: ИП Серов Д.А., <адрес>; актом № проверки выполнения требований Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 54-ФЗ «О применении контрольно- кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» от ДД.ММ.ГГГГ; актом о проверке наличных денежных средств кассы от ДД.ММ.ГГГГ; фотоснимками магазина, в котором установлен терминал №.
Таким образом, в судебном заседании нашло подтверждение то обстоятельство, что ИП Серов Д.А. контрольно- кассовую технику в составе указанного платежного терминала не использует, информация, указанная в информационном блоке платежного терминала не содержит всех обязательных реквизитов. Выдаваемый платежными терминалами печатные документы также не соответствуют требованиям закона, а именно: отсутствуют наименования документов «кассовый чек», заводские номера кассового аппарата, отсутствуют признаки наличия фискальной памяти.
Ответчиком, в силу требований ст. 56 ГПК РФ, в судебное заседание не представлено доказательств того, что выявленные нарушения требований законодательства, к настоящему моменту устранены.
При таких обстоятельствах, суд считает, что требования и.о. прокурора <адрес> о запрете ответчику использования для приема платежей необорудованного контрольно-кассовой техникой платежного терминала №, расположенный по адресу: <адрес>, являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
В соответствии с требованиями ст. 103 ГПК РФ, государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в соответствующий бюджет.
При указанных обстоятельствах с ответчика в бюджет Владивостокского городского округа подлежит взысканию госпошлина в размере 300 руб.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198, 235, 237 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Запретить индивидуальному предпринимателю Серову Денису Александровичу (№) использовать для приема платежей необорудованный контрольно- кассовой техникой платежный терминал №, расположенный по адресу: <адрес>.
Взыскать с индивидуального предпринимателя Серова Дениса Александровича госпошлину в доход бюджета Владивостокского городского округа в сумме 300 руб. (триста руб.)
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене решения суда в течение семи дней со дня вручения копии решения суда.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Приморский краевой суд через Первомайский районный суд г. Владивостока в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене решения суда, а в случае если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Мотивированный текст решения суда изготовлен 17.10.2017г.
Судья: О.Е. Анциферова