Дело № 2а - 5173/17
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
26 мая 2017 года г. Благовещенск
Благовещенский городской суд Амурской области в составе
председательствующего судьи Астафьевой Т.С.,
при секретаре Басистой И.Р.,
с участием административного истца Луц Г.Т., представителя административного ответчика ГУ-Пенсионного фонда РФ в г. Благовещенске Кизикиной О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по заявлению Луц Г. Т. о признании незаконными постановлений о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней, а также об отмене заявления о возобновлении исполнительного производства от 03.02.2016 года № 30-39,
УСТАНОВИЛ:
Луц Г.Т. обратился в суд с настоящим административным исковым заявлением, указав, что в 2007 году был зарегистрирован в налоговой инспекции № 1 как индивидуальный предприниматель, в 2010 году решил прекратить свою деятельность в качестве индивидуального предпринимателя, в связи с чем, им было написано заявление о закрытии. При подаче данного заявления должностные лица инспекции пояснили, что учёт будет закрыт, и все данные о его закрытии будут разосланы в соответствующие органы. После, 15.01.2014 года с банковской карты административного истца произошло списание денежные средств на сумму 7200 рублей. Обратившись за разъяснениями в Пенсионный фонд, получил ответ, что деятельность в качестве индивидуального предпринимателя не закрыта, в связи с чем, подлежат уплате налоги за 2011-2014 год. Административный истец снова обратился в инспекцию с заявлением о прекращении деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, получил расписку о закрытии. Только 29.12.2016 года в пенсионном фонде административным истцом были получены копии постановлений о взыскании страховых взносов, которые он считает незаконными, так как с 2011 года он не ведёт деятельность как индивидуальный предприниматель. На основании указанного, просит отменить постановления № 744 от 08.11.2012 года, № 358 от 15.11.2014 года, № 995 от 27.02.2012 года, № 4398 от 04.07.2011 года, № 2152 от 06.08.2010 года, № 03800190005943 от 14.06.2012 года, 03800190005945 от 14.06.2012 года, 03800190000910 от 13.03.2013 года, № 03800190002278 от 04.04.2014 года, а также отменить заявление о возобновлении исполнительного производства от 03.02.2016 года № 30-39.
В судебное заедание уведомлённые надлежащим образом заинтересованные лица –ОСП № 2 по г. Благовещенску, ОСП № 3 по г. Благовещенскому и Благовещенскому району, МИФНС России № 1 по Амурской области не явились. На основании ст. 226 КАС РФ суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц
В судебном заседании административный истец настаивал на удовлетворении заявленных требований, просил признать вынесенные пенсионным фондом постановления незаконными, дополнительно пояснил, что ни требования об уплате налогов, ни постановления до 29.12.2016 года не получал. С 24 марта 2008 года имеет регистрацию в г. Благовещенске по ул. ***, длительное время проживает в п. ***, работает на космодроме «Восточный». Когда он приходил в пенсионный фонд для оформления пенсии ему никто не говорил, что у него имеется задолженность по страховым взносам. Когда в 2014 году с его банковской карты стали высчитывать денежные средства, в банке ему сообщили, что денежные средства взыскиваются в пользу Пенсионного фонда. На неоднократные просьбы выдать документы, являющиеся основанием для списания денежных средств, никакого ответа из Пенсионного фонда не получил, только 29.12.2016 года получил обжалуемые постановления. Чем нарушаются его права заявлением Пенсионного фонда РФ в г. Благовещенске о возобновлении исполнительного производства от 03.02.2016 года пояснить не смог, обжалует его потому, что оно также было получено им в пенсионном фонде.
Представитель административного ответчика возражала против удовлетворения требований, указала, что административный истец состоял на учёте в УПФР в г. Благовещенске в качестве индивидуального предпринимателя, не производящего выплаты и иные вознаграждения физическим лицами с 27.08.2007 года. Прекратил свою деятельность в качестве индивидуального предпринимателя 23.05.2014 года, не уплатил своевременно и в полном объёме страховые взносы на обязательное пенсионное и медицинское страхование за 2011-2014 годы. Административному истцу до принятия решений о взыскании недоимки направлялись требования об уплате недоимки по страховым взносам по адресу, указанному в выписке из ЕГРИП (***), однако, представить реестры отправлений не представляется возможным, так как срок хранения таковых составляет 2 года и в настоящее время все реестры уничтожены. О смене места жительства Луц Г.Т. Пенсионный фонд в г. Благовещенске не уведомлял. На основании указанного, считает постановления о взыскании с административного истца страховых взносов, пеней и штрафов законными, а требования административного истца не подлежащими удовлетворению.
Представитель заинтересованного лица – Межрайонной ИФНС России № 1 по Амурской области представили суду письменные возражения, из которых следует, что административный истец как индивидуальный предприниматель был зарегистрирован 27.08.2007 года, прекратил свою деятельность в связи с принятием им соответствующего решения 23.05.2014 года, документы о снятии с учёта получены им лично 26.05.2014 года. По существу заявленный административным истцом требований о признании незаконными и отменен постановлений о взыскании с него страховых взносов, пояснений суду не представлено, так как оспариваемые постановления с документами, на основании которых они вынесены, в инспекцию не передавались.
Рассматривая заявленные требования по существу, суд приходит к следующему выводу.
Согласно ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Частью 1 ст. 2189 КАС РФ предусмотрено, что если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
В соответствии с ч.ч. 5, 7 указанной нормы права пропуск установленного срока обращения в суд не является основанием для отказа в принятии административного искового заявления к производству суда. Причины пропуска срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании. Пропущенный по указанной в части 6 настоящей статьи или иной уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено настоящим Кодексом.
На основании ст. 95 КАС РФ лицам, пропустившим установленный настоящим Кодексом процессуальный срок по причинам, признанным судом уважительными, пропущенный срок может быть восстановлен. В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, пропущенный процессуальный срок не подлежит восстановлению независимо от причин его пропуска.
Пропуск срока на обращение в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении заявления (часть 8 статьи 219 КАС РФ).
Как установлено судом, оспариваемые Луц Г.Т. постановления вынесены административным ответчиком в период с 2010 по 2014 года. Из приложенных к административному исковому заявлению Луц Г.Т. копий указанных постановлений следует, что они получены им 29.12.2016 года.
Таким образом, о нарушении своих прав оспариваемыми постановления Луц Г.Т. узнал не ранее 29.12.2016 года, доказательств обратного суду не представлено.
Первоначально заявление об оспаривании данных постановлений подано Луц Г.Т. в Благовещенский городской суд 25.01.2017 года в рамках искового производства, следовательно, трехмесячный срок на обращение в суд административным истцом не пропущен.
Отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов индивидуальными предпринимателями на момент возникновения спорных правоотношений были урегулированы Федеральным законом от 15.12.2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».
В соответствии со статьей 14 указанного Федерального закона страхователи обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и вести учет, связанный с начислением и перечислением страховых взносов в указанный Фонд.
Уплата страховых взносов в Пенсионный фонд РФ индивидуальным предпринимателем производится с момента приобретения статуса индивидуального предпринимателя и до момента исключения из ЕГРИП в связи с прекращением деятельности физического лица в качестве индивидуального предпринимателя. Запись в реестре производится на основании поданного заявителем в регистрирующий орган заявления о государственной регистрации прекращения деятельности.
Согласно части 2 статьи 18 Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" № 212-ФЗ от 24 июля 2009 года, в случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок производится взыскание недоимки по страховым взносам в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.
В силу части 2, 3 статьи 19 Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", взыскание страховых взносов производится по решению органа контроля за уплатой страховых взносов (далее в настоящей статье - решение о взыскании) путем направления в банк, в котором открыты счета плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя, поручения органа контроля за уплатой страховых взносов на списание и перечисление в бюджеты соответствующих государственных внебюджетных фондов необходимых денежных средств со счетов плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя. До принятия решения о взыскании орган контроля за уплатой страховых взносов направляет плательщику страховых взносов требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов в соответствии со статьей 22 настоящего Федерального закона.
На основании пункта 14 статьи 19 выше указанного закона, при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя или при отсутствии информации о счетах плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя орган контроля за уплатой страховых взносов вправе взыскать страховые взносы за счет иного имущества плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя в соответствии со статьей 20 настоящего Федерального закона.
Согласно требованиям статьи 20 указанного закона решение о взыскании страховых взносов за счет имущества плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя принимается руководителем (заместителем руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов в форме соответствующего постановления, которое направляется судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Федеральный закон "Об исполнительном производстве"), с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей. Постановление о взыскании страховых взносов за счет имущества плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя принимается в течение одного года после истечения срока исполнения требования об уплате страховых взносов, пеней и штрафов.
Согласно требованиям пункта 3 данной статьи в редакции федерального закона от 21.12.2013 года № 358-ФЗ постановление о взыскании страховых взносов за счет имущества плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя принимается в течение одного года после истечения срока исполнения требования об уплате страховых взносов, пеней и штрафов, а в случае, если указанная в требовании неуплаченная сумма страховых взносов, пеней и штрафов не превышает в части платежей, администрируемых Пенсионным фондом Российской Федерации, 1 500 рублей, а в части платежей, администрируемых Фондом социального страхования Российской Федерации, 500 рублей, постановление о взыскании страховых взносов за счет имущества плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя принимается после истечения срока, установленного в одном или нескольких требованиях об уплате страховых взносов, но не позднее двух лет после истечения срока исполнения самого раннего требования.
В соответствии с пунктом 2 статьи 22 Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" N 212-ФЗ от 24 июля 2009 года требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов направляется плательщику страховых взносов органом контроля за уплатой страховых взносов в течение трех месяцев со дня выявления недоимки.
Согласно ст. 22.3 Федерального закона от 08 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", государственная регистрация при прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в связи с принятием им решения о прекращении данной деятельности осуществляется на основании представляемых в регистрирующий орган следующих документов: подписанного заявителем заявления о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти; документа об уплате государственной пошлины; документа, подтверждающего представление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений в соответствии с подпунктами 1 - 8 пункта 2 статьи 6 и пунктом 2 статьи 11 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и в соответствии с частью 4 статьи 9 Федерального закона "О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений". В случае, если предусмотренный настоящим подпунктом документ не представлен заявителем, указанный документ (содержащиеся в нем сведения) предоставляется по межведомственному запросу регистрирующего органа соответствующим территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации в электронной форме в порядке и сроки, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Согласно сведениям, представленным МИФНС России № 1 по Амурской области, Луц Г.Т. был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя 27.08.2007 года, прекратил деятельность в связи с принятием им соответствующего решения – 23.05.2014 года.
Доказательств прекращения деятельности в качестве индивидуального предпринимателя ранее указанной даты, на что ссылается Луц Г.Т., Луц Г.Т. не представлено.
В связи с тем, что в период осуществления предпринимательской деятельности Луц Г.Т. не уплатил своевременно и в полном объёме страховые взносы на обязательное пенсионное и медицинское страхование за 2011-2014 годы, ему были выставлены требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов:
- требование № 7270 от 22.03.2010 года на сумму 4629,90 рублей, срок уплаты до 07.04.2010 года.
- требование № 1944 от 04.03.2011 года на сумму 409,66 рублей, срок уплаты до 20.03.2011 года,
- требование № 109533 от 21.12.2011 года на сумму 361,15 рублей, срок уплаты до 06.01.2012 года,
- требование № 03800140014108 от 26.03.2012 года на сумму 13464,19 рублей, сроком уплаты до 14.04.2012 года;
- требование № 03800140014112 от 26.03.2012 года на сумму 16487,07 рублей, срок уплаты до 14.04.2012 года;
- требование № 110859 от 27.09.2012 года на сумму 340,08 рублей, срок уплаты до 13.10.2012 года;
- требование № 03800140001784 от 28.01.2013 года на сумму 19643,38 рублей, срок уплаты до 16.02.2013 года;
- требование № 19901411 от 30.09.2013 года на сумму 457,83 рубля, срок уплаты до 16.10.2013 года;
- требование № 03800140006582 от 06.02.2014 года на сумму 40693,92 рубля, срок уплаты до 26.02.2014 года;
В связи с неисполнением указанных требований, ГУ-УПФР в г. Благовещенске вынесены постановления о взыскании с Луц Г.Т. страховых взносов, пеней и штрафов за счёт имущества плательщика:
№ 2152 от 06.08.2010 года на сумму 4629,90 рублей;
№ 4398 от 04.07.2011 года на сумму 409,66 рублей;
№ 995 от 27.02.2012 года на сумму 361,15 рублей;
№ 03800190005943 от 14.06.2012 года на сумму 13464,19 рублей;
№ 03800190005945 от 14.06.2012 года на сумму 16487,07 рублей;
№ 744 от 08.11.2012 года на сумму 340,08 рублей;
№ 03800190000910 от 13.03.2013 года на сумму 19643,38 рублей;
№ 358 от 15.01.2014 года на сумму 457,83 рубля.
№ 03800190002278 от 08.04.2014 года на сумму 40693,92 рублей;
На основании указанных постановлений отделами судебных приставов УФССП России по Амурской области в отношении должника Луц Г.Т. были возбуждены исполнительные производства о взыскании страховых взносов, включая пени.
В соответствии с частью 9 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (часть 11 статьи 226 КАС РФ).
Согласно пункту 7 статьи 22 Федерального закона от 24.07.2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" ( в ред. Федерального закона от 03.12.2011 N 379-ФЗ), требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом, оно считается полученным по истечении шести дней с даты отправления заказного письма. Форматы, порядок и условия направления плательщику страховых взносов требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи устанавливаются органами контроля за уплатой страховых взносов.
Предыдущая редакция указанной нормы права (действовавшая до 01.01.2012 года) предусматривала, что требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов может быть передано руководителю (законному или уполномоченному представителю) организации или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату получения этого требования. Если указанными способами требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов вручить невозможно, оно направляется по почте заказным письмом и считается полученным по истечении шести дней со дня направления заказного письма.
Административный истец указывает, что выставленные требования, а также постановления до 29.12.2016 года не получал, в связи с чем был лишён возможности получить решение контролирующего органа (узнать о нарушении своих прав).
Бремя доказывания факта направления (осуществления) сообщения и его доставки адресату лежит на лице, направившем сообщение.
Административный ответчик при рассмотрении дела не представил суду доказательств направления административному истцу как требований об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, так и постановлений. Ссылка представителя административного ответчика на то, что срок хранения реестров почтовых отправлений истёк, и документы уничтожены, не является основанием для освобождения административного ответчика - контролирующего органа - от доказывания факта направления требований и постановлений в адрес административного истца, которые бы подтверждали законность принятых Пенсионным фондом РФ в г. Благовещенске решений в отношении Луц Г.Т.
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что требования административного истца в части признания незаконными постановлений № 744 от 08.11.2012 года, № 358 от 15.11.2014 года, № 995 от 27.02.2012 года, № 4398 от 04.07.2011 года, № 2152 от 06.08.2010 года, № 03800190005943 от 14.06.2012 года, 03800190005945 от 14.06.2012 года, 03800190000910 от 13.03.2013 года, № 03800190002278 от 04.04.2014 года являются обоснованными, в связи с чем подлежат удовлетворению.
Рассматривая требования административного истца об отмене заявления о возобновлении исполнительного производства от 03.02.2016 года № 30-39, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении данного требования, в связи с тем, что оспариваемым административным истцом заявлением его права и свободы не нарушаются, данным заявлением на административного истца не возложены какие-либо обязанности, указанное заявление не носит властно-распорядительного характера.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Луц Г. Т. удовлетворить частично.
Признать незаконными постановления Государственного учреждения – Управления пенсионного фонда Российской Федерации в г. Благовещенске о взыскании с Луц Г. Т. страховых взносов, пеней и штрафов за счет имущества плательщика страховых взносов: № № 744 от 08.11.2012 года на сумму 340 рублей 08 копеек, № 358 от 15.11.2014 года на сумму 457 рублей 83 копейки, №995 от 27.02.2012 года на сумму 361 рубль 15 копеек, № 4398 от 04.07.2011 года на сумму 409 рублей 66 копеек, №2152 от 06.08.2010 года на сумму 4629 рублей 90 копеек, №03800190005943 от 14.06.2012 года на сумму 13464 рубля 19 копеек, № 03800190005945 от 14.06.2012 года на сумму 16487 рублей 07 копеек, № 03800190000910 от 13.03.2013 года на сумму 19643 рублей 38 копеек, № 03800190002278 от 04.04.2014 года на сумму 40693 рубля 92 копейки.
В остальной части в удовлетворении заявленных требований отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Благовещенский городской суд в течение одного месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Судья Т.С. Астафьева
Решение в окончательной форме изготовлено 02 июня 2017 года