Решение по делу № 2-5439/2015 ~ М-5161/2015 от 15.06.2015

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

№2-5439/2015

г. Тюмень 13 июля 2015 года

Центральный районный суд г. Тюмени в составе:

председательствующего судьи Гариповой Е.А.,

при секретаре Коловой О.А.,

с участием представителей истицы Горбунова В.В., Белослудцевой И.В., действующих на основании доверенности, выданной ДД.ММ.ГГГГ г., зарегистрированной в реестре за ,

представителя ответчика Татунец Л.С., действующей на основании доверенности , выданной ДД.ММ.ГГГГ года,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-5439/2015 по иску Важениной Т.А. к Тюменской городской Думе о признании права владеть, пользоваться, распоряжаться муниципальным имуществом публичного образования город Тюмень для самостоятельного решения вопросов местного значения,

УСТАНОВИЛ:

Истица Важенина Т.А. обратилась с требованием о признании за ней право владеть, пользоваться, распоряжаться муниципальным имуществом публичного образования город Тюмень для самостоятельного решения вопросов местного значения, данного статьей 130 Конституции Российской Федерации. Требования мотивировала тем, что в ее владении находится имущество – бюджет местного образования города Тюмени, совместно с другими гражданами. Указанное имущество перешло в ее владение ДД.ММ.ГГГГ на основании Конституции РФ, которая является общественным договором. Имущество из совместного владения никогда не выбывало, так как владеет имуществом как его собственник. Тем не менее, возник спор о праве распоряжаться данным совместным имуществом. Владеет указанным имуществом, совместно с другими гражданами, на основании статьи 130 Конституции РФ, а также землей и природными ресурсами, совместно с другими гражданами на основании статьи 9 Конституции РФ. Кроме того, она является налогоплательщиком – это то, из чего складывается местный бюджет, который является совместным имуществом. В течение всего срока владения имуществом претензий от бывшего собственника, других лиц к ней не предъявлялось, права на спорное имущество никто не предъявлял, споров в отношении владения и пользования имуществом не заявлялось. Поскольку владеет имуществом длительное время (участвовала в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу), приобрела право собственности и в силу приобретательной давности. Своего права на совместное имущество владеть, пользоваться и распоряжаться не передавала.

В судебное заседание истица Важенина Т.А. не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом – лично в телефонном разговоре, о чем составлена телефонограмма (л.д. 12).

Представитель истицы Горбунов В.В. в судебном заседании требование истицы о признании права владеть, пользоваться, распоряжаться муниципальным имуществом г. Тюмени для самостоятельного решения вопросов местного значения, совместно с другими гражданами, поддержал, просил удовлетворить требования в полном объеме. Пояснил, что истица обратилась в органы местного самоуправления, в соответствии со ст. 130 Конституции РФ со своим прямым волеизъявлением через Тюменскую городскую Думу, с включением в бюджет на 2015 года ее рассчитанной бюджетной сметы. Право Важениной Т.А. не признается ни Тюменской городской Думой, соответственно за защитой своих прав, она была вынуждена обратиться в суд, так как правосудие осуществляется только судом. Причем, право, которое у нее имеется, существует неотъемлемо, никому не передавалось, и соответственно в суд она обратилась только с той целью, чтобы защитить свое право принятием судебного акта. Данное судебное решение необходимо только для того, чтобы констатировать факт возможности пользоваться правом пользования, распоряжения и владения муниципальной собственностью, уже существующего у нее права. Суд обязан разрешать гражданские дела на основании Конституции Российской Федерации, и по основаниям, установленным ч. 2 ст. 11 ГПК РФ применять нормы акта, имеющего наибольшую юридическую силу, то есть Конституции. На основании статьи 15 Конституции, просил признать право собственности Важениной Т.А. владеть, пользоваться и распоряжаться муниципальной собственностью, то есть средствами местного бюджета, согласно заявленным в иске требованиям.

Представитель истицы Белослудцева И.В. требование истицы поддержала, просила удовлетворить его, пояснила, что гражданин данного города, находясь в экономической опасности обратилась через Тюменскую городскую Думу за срочной помощью, это и жилое помещение, и транспортные расходы, которые необходимо в данной ситуации защитить ее для того, чтобы она не находилась в экономической опасности. Тюменская городская Дума не признала за ней право пользоваться, владеть и распоряжаться муниципальным имуществом, то есть оставила ее в экономической опасности, в связи с чем, Важенина Т.А. обратилась в суд с заявлением о признании права собственности.

Представитель ответчика Татунец Л.С. в судебном заседании с иском не согласилась, просила отказать в его удовлетворении, поскольку бюджет является формой образования и расходования денежных средств, а не имуществом, следовательно, на него не может быть признано право собственности. Согласно статье 132 Конституции РФ, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет органы местного самоуправления. Кроме того, действующим бюджетным законодательством утверждение бюджета в отношении конкретных граждан не предусмотрено. Согласно Гражданского кодекса Российской Федерации признание права в силу приобретательной давности возможно только в отношении бесхозяйных вещей, а не на муниципальное имущество. Кроме того, считает, что истицей не доказано, что Тюменская городская Дума является надлежащим ответчиком.

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд пришел к выводу о том, что исковые требования являются не обоснованными и не подлежат удовлетворению по следующим основаниям:

Статьей 6 Бюджетного кодекса РФ (в редакции Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 63-ФЗ) установлено, что бюджет представляет собой форму образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.

В соответствии со ст. 15 Бюджетного кодекса РФ, бюджет муниципального образования (местный бюджет) предназначен для исполнения расходных обязательств муниципального образования. Использование органами местного самоуправления иных форм образования и расходования денежных средств для исполнения расходных обязательств муниципальных образований не допускается.

Согласно статье 132 Конституции РФ, органы местного самоуправления самостоятельно формируют, утверждают и исполняют местный бюджет.

Формирование и утверждение бюджета осуществляется в порядке, предусмотренном Бюджетным кодексом РФ, Уставом города Тюмени, Положением о бюджетном процессе в городе Тюмени, утвержденным решением Тюменской городской Думы от 30.10.2007 N697, при этом утверждение бюджета в отношении конкретных граждан действующим бюджетным законодательством не предусмотрено.

В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения относятся: в том числе, составление и рассмотрение проекта бюджета поселения, утверждение и исполнение бюджета поселения, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении бюджета поселения; владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения.

Согласно статье 49 Федерального закона от 06.10.2003 N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" экономическую основу местного самоуправления составляют находящееся в муниципальной собственности имущество, средства местных бюджетов, а также имущественные права муниципальных образований. Муниципальная собственность признается и защищается государством наравне с иными формами собственности.

Местное самоуправление в Российской Федерации реализует право населения самостоятельно решать вопросы местного значения, а также осуществлять владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью (ч. 1 ст. 130 Конституции РФ).

В соответствии со ст. 214 ГК РФ, средства соответствующего бюджета и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями, составляют государственную казну Российской Федерации, казну республики в составе Российской Федерации, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа.

Имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью (ст. 215 ГК РФ).

Неразрывное единство правомочий по владению, пользованию и распоряжению имуществом представляет собой право собственности (ст. 209 ГК РФ). Право муниципальной собственности наряду с государственной, частной и иными формами признается и защищается в РФ (ст. 8 Конституции РФ).

От имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности, указанные в пункте 1 настоящей статьи, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов (ч.1 ст. 125 ГК РФ).

Граждане Российской Федерации осуществляют местное самоуправление посредством участия в местных референдумах, муниципальных выборах, посредством иных форм прямого волеизъявления, а также через выборные и иные органы местного самоуправления (ч.1 ст. 3 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).

Из указанного следует, что население имеет право на самостоятельное решение вопросов местного значения на всей территории Российской Федерации и не может быть лишено этого права по решению органа государственной власти или по своей воле.

Согласно ст.3 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» граждане имеют равные права на осуществление местного самоуправления независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям.

Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме (ч.2 ст. 32 Конституции РФ).

Иностранные граждане, постоянно или преимущественно проживающие на территории муниципального образования, обладают при осуществлении местного самоуправления правами в соответствии с международными договорами Российской Федерации и федеральными законами (ст. 3 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).

Местное самоуправление в Российской Федерации гарантируется правом на судебную защиту, на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, запретом на ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами (ст. 133 Конституции РФ).

Исходя из положений статьи 55 Конституции РФ, право населения на осуществление местного самоуправления может быть ограничено федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Таким образом, из указанного следует, что население осуществляет местное самоуправление посредством участия в муниципальных выборах и референдумах, обращаясь в органы местного самоуправления с заявлениями, жалобами и предложениями, исполняя обязанности по замещаемым должностям муниципальной службы, а также в иных формах прямого волеизъявления.

Право на осуществление местного самоуправления принадлежит всему населению муниципального образования, при этом, согласно словарю специальных терминов (В.Касьянов, В. Нечипуренко «Социология права») население - это совокупность людей, проживающих на данной территории или в пределах данного государства.

Право на осуществление местного самоуправления не является правом человека и гражданина, гарантированным главой 2 «Права и свободы человека и гражданина» Конституции РФ. В данном случае речь идет о специфическом праве, принадлежащем всему населению муниципального образования, а не отдельным его представителям.

Поскольку доказательств того, что права истицы на осуществление местного самоуправления были нарушены ответчиком, либо доказательств лишения истицы на указанное право суду не представлено, а также учитывая, что право истицы владеть, пользоваться и распоряжаться муниципальной собственностью предусмотрено ст. 130 Конституции РФ, суд не находит оснований для удовлетворения требований истицы о признании за ней права владеть, пользоваться, распоряжаться муниципальным имуществом публичного образования город Тюмень для самостоятельного решения вопросов местного значения.

На основании изложенного, суд считает необходимым отказать в удовлетворении требований в полном объеме.

Учитывая изложенное, руководствуясь положениями Конституции РФ, Федерального закона от 06.10.2003 N131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. ст. 3, 12, 56, 67, 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Важениной Т.А. к Тюменской городской Думе о признании права владеть, пользоваться, распоряжаться муниципальным имуществом публичного образования город Тюмень для самостоятельного решения вопросов местного значения, отказать.

Решение может быть обжаловано в Тюменский областной суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения суда, путем подачи апелляционной жалобы через Центральный районный суд г. Тюмени.

Мотивированное решение изготовлено 17 июля 2015 года.

Судья подпись Е.А. Гарипова

2-5439/2015 ~ М-5161/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Важенина Татьяна Александровна
Ответчики
Тюменская городская дума
Суд
Центральный районный суд г. Тюмени
Судья
Гарипова Е. А.
Дело на странице суда
centralny--tum.sudrf.ru
15.06.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
15.06.2015Передача материалов судье
19.06.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
19.06.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
08.07.2015Подготовка дела (собеседование)
08.07.2015Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
13.07.2015Судебное заседание
17.07.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
18.11.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
18.11.2015Дело оформлено
18.11.2015Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее