Дело № 2-1597/2021
УИД 25RS0013-01-0022432-08
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Партизанск 29 декабря 2021 года
Партизанский городской суд Приморского края в составе:
председательствующего судьи Бестфатор Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Шаталовой А.В.,
рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению СтепА.о А. В., Арапова А. А. в лице законного представителя СтепА.о А. В. к администрации Партизанского городского округа, третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора Министерство энергетики Российской Федерации, третье лицо, о возложении обязанности включить в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности,
УСТАНОВИЛ:
Истцы обратились в суд с указанным иском. В обоснование заявленных требований указано, что Степанченко А.А. является собственником жилого дома договора продажи недвижимости от <Дата>, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от <Дата>, который был построен её дедом Степанченко В.Е. Согласно специализированной организации от <Дата>, дом расположенный по <адрес> был отнесен к категории ветхих и рекомендован к сносу по критериям безопасности в результате ведения горных работ. Истцам было отказано во включении их в Списки граждан, имеющих право на социальную выплату. Из ответа администрации Партизанского городского округа от <Дата> следует, что истцам было отказано во включении в список граждан, имеющих право на социальную выплату ввиду отсутствия оснований, установленных Постановлением Правительства РФ № 976 от 28.09.2016 года. Данным отказом администрации нарушается право семьи истцов на включение в вышеуказанной список. Указанное жилое помещение является единственным местом жительства.
Просят возложить на администрацию Партизанского городского округа обязанность включить их в списки граждан, подлежащих переселению из ветхого жилого фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности.
В судебное заседание истец Степанченко А.В., Арапов А.А. и его законный представитель Степанченко А.В. не явились, ходатайствовали о рассмотрении дела в свое отсутствие. Представила письменные пояснения указывая, что отсутствуют какие-либо объективные основания для того, чтобы не признать жилой <адрес> подвергшимся влиянию горных работ. Влияние горной подработки на месте расположения жилого дома может выражаться не только в деформации несущих конструкций дома, но и выходе шахтовых газов, которые периодически в зависимости от уровня подземных вод и атмосферного давления могут выдавливаться к поверхности. Проживать в таком доме опасно из-за того, что имеет место влияние горной подработки и дом расположен в условно-опасной зоне. Указанный дом принадлежал ее семье. До обращения в специализированную организацию истец не располагал сведениями о том, что дом подвергался влиянию горных работ.
Представитель ответчика администрации Партизанского городского округа в судебное заседание не явился, направил письменное ходатайство о рассмотрении дела в свое отсутствие, а также направил отзыв на исковое заявление, в котором пояснил, что шахта «Нагорная» расположенная в <адрес> входила в состав ДОАО шахтоуправления «Нагорное» ОАО «Приморский уголь». ДОАО Шахтоуправление « Нагорное» прекратило свою деятельность, и снято с налогового учета <Дата>. Дом по <адрес> А в <адрес> заключением №___МР от <Дата> ООО « ГеоТехнологии» был рекомендован к сносу, согласно действующему законодательству, так как относится к категории ветхих, в результате ведения горных работ, суммарные деформации поверхности под которым превышают допустимые.
Представитель Министерства Энергетики РФ в судебное заседание не явился, о месте, дате и времени судебного заседания извещен надлежащим образом.
Суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Федеральным законом «О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности» от 20 июня 1996 года №81-ФЗ предусмотрены мероприятия по реструктуризации угольной промышленности.
В соответствии с п.3 ст.5 Федерального закона «О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности» перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядок их финансирования определяются Правительством РФ.
Подпунктом «б» п.8 Перечня мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, утверждённого Постановлением Правительства РФ от 24 декабря 2004 года №840, в качестве одного из направлений реализации программ местного развития шахтёрских городов и посёлков предусмотрено содействие гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных (сланцевых) шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности.
Согласно выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от <Дата> за Степанченко А.В. зарегистрировано право собственности на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, на основании договора продажи недвижимости от <Дата>.
Согласно выписке, из домовой книги от <Дата> в жилом доме, расположенном по адресу: <адрес> зарегистрированы: Степанченко А.В. и ее сын Арапов А.А.
Согласно выписке из Единого государственного реестра прав, на недвижимое имущество и сделок с ним за Степанченко А.А. зарегистрировано жилое помещение по адресу: <адрес> и земельный участок по данному адресу.
Как следует из уведомлений об отсутствии в Едином государственном реестре недвижимости Арапова А.А. отсутствуют в собственности объекты недвижимости.Из пояснений ответчика следует, что решением собственника Совета директоров ОАО «Приморскуголь» от <Дата> №___ было принято решение о ликвидации угольной шахты «Нагорное»; работы по добыче угля на шахте «Нагорная» остановлены <Дата>. Шахта «Нагорная» расположенная в <адрес> входила в состав ДОАО шахтоуправления «Нагорное» ОАО «Приморский уголь». Согласно выписке из ЕГРЮЛ данное юридическое лицо ликвидировано в 2009 году.
Как следует из содержания заключения специализированной организации от <Дата> №___ МР, дом по <адрес> в <адрес> рекомендован к сносу по критериям безопасности в связи ведением горных работ.
На момент принятия решения о ликвидации угольной шахты «Нагорная» истец Степанченко А.В. не была зарегистрирована по указанному адресу.
Вместе с тем, в силу ч.2 ст.3 Закона РФ «О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» отсутствие регистрации в жилом помещении в случае доказанности факта проживания в нем на законных основаниях не может служить основанием для ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации.
Факт проживания истца Степанченко А.В. в указанном доме, подтвержден представленными суду копии медицинских карт на имя Степанченко А.В., Степанченко В.В., представленными в материалы дела совместными фотографиями с членами семьи по указанному адресу.
Иных жилых помещений истцы не имеют.
Постановлением Правительства РФ от 13 июля 2005 года №428 «О порядке предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтёрских городов и посёлков» утверждены Правила, предусматривающие порядок и условия предоставления за счёт федерального бюджета межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтёрских городов и посёлков.
Как следует из п.2 указанных Правил, предоставление иных межбюджетных трансфертов осуществляется в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведённых до Министерства энергетики РФ, как получателя средств федерального бюджета, на реализацию мероприятий, предусмотренных п.5 настоящих Правил.
Согласно п.п.5 и 8 названных Правил межбюджетные трансферты направляются на финансирование реализации мероприятий по сносу ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности; содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении жилья взамен сносимого в форме предоставления социальных выплат. Социальные выплаты предоставляются на основании составленных на день принятия решений о ликвидации организаций угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утверждённых органами местного самоуправления шахтёрских городов и посёлков и согласованных с Министерством энергетики РФ.
Изложенные нормы являются специальными по отношению к гражданам, проживающим на момент ликвидации угольных предприятий и зарегистрированным в жилых помещениях, которые пришли в негодность из-за воздействия горных работ.
Данный нормативный акт регулирует вопросы переселения проживающих в непригодных для проживания помещениях граждан в другое благоустроенное жильё и является одним из направлений государственной жилищной политики.
Из приведённых положений в их взаимосвязи следует, что, решая вопрос о ликвидации угольной промышленности, Правительство РФ предусмотрело меры социальной поддержки лиц, постоянно проживающих в домах, на момент принятия решения о ликвидации шахты, которые стали ветхими из-за вредного влияния горных работ на ликвидируемой шахте, путём содействия данным гражданам в приобретении жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего непригодным по критериям безопасности.
Основанием для уточнения списков граждан, подлежащих переселению, является:
- рождение (усыновление детей) и их регистрация по месту жительства.
- государственная регистрация смерти или объявление гражданина умершим, включенного в список граждан, подлежащих переселению.
-снятие гражданина, включенного в список граждан подлежащего переселению с регистрационного учета по месту жительства в ветхом жилье.
Оценивая предоставленные в материалы дела доказательства, принимая во внимание отсутствие в собственности истцов иного жилого помещения, что было установлено из поступивших ответов регистрирующих органов, учитывая, что у суда отсутствую основания о злоупотреблении правом со стороны истцов, суд считает, что предоставленных доказательств достаточно для вывода обоснованности заявленных требований
Таким образом, в судебном заседании установлено, что жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> в котором проживают истцы, признано непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидируемой угольной шахте «Нагорная»; истцы проживают в данном жилом помещении, жилое помещение являлось их постоянным местом жительства. Следовательно, истцы подлежат включению в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление СтепА.о А. В., Арапова А. А. в лице СтепА.о А. В. - удовлетворить.
Обязать Администрацию Партизанского городского округа включить СтепА.о А. В., Арапова А. А., зарегистрированных по адресу: <адрес> граждан, подлежащих переселению из ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности.
Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд через Партизанский городской суд Приморского края в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Н.А.Бестфатор