Дело 2-268\14
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
-- --
Мазановский районный суд -- в составе:
председательствующего судьи: Тарасова А.Н.,
при секретаре: --4,
с участием:
истцов – --1, --2,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению
--1, --2, --3
к
администрации муниципального образования --, о признании пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации и возложение обязанности включить в списки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации для оказания финансовой помощи за частично утраченное имущество,
Установил:
--1, --2, --3 обратились в суд с иском к администрации муниципального образования --, и просят суд;
-1) признать пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации и включить в список граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации для предоставления финансовой помощи по частичной утрате имущества;
-2) возложить обязанность на администрацию -- включить --1, --2. --3 в списки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, вызванной обильным выпадением осадков на территории села -- --, для оказания финансовой помощи за частично утраченное имущество.
В обоснование предъявленных требований в исковом заявлении указано, что Согласно ч. 2 ст. 29 Федерального конституционного закона «О чрезвычайном положении» и ч. 1 ст. 18 Федерального закона от -- № 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", граждане Российской Федерации имеют право на компенсацию ущерба своему имуществу, причиненного в результате чрезвычайной ситуации - обильного выпадения осадков.
В августе 2013 г. в результате чрезвычайной ситуации природного характера -обильного выпадения осадков, на территории Новокиевского сельсовета, дом, расположенный по адресу --, был подтоплен.
В результате подтопления произошел подмыв фундамента дома с южной стороны, разрушение стен подполья. Подполье восстановлено, наблюдается трещина стен, деформация фундамента.
Принимая во внимание факт порчи принадлежащего им имущества, они обратились в Администрацию Новокиевского сельсовета с заявлением о включении в список граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, для получения за счет средств федерального бюджета финансовой помощи при частичной утрате имущества.
Администрация Новокиевского сельсовета признала их пострадавшими и включила в список № 7, порядковый номер семьи 57.
Однако, по поручению Министерства пожарной безопасности и гражданской защиты --, данный список вернули для организации повторной проверки предоставленного списка и обосновывающих документов.
Вновь созданная межведомственная комиссия при администрации --, проведя повторное обследование и сделав заключение в акте, что их имущество утрачено частично, одновременно выдала нам отказ, где не установила факт утраты имущества, тем самым противореча заключению созданной при администрации -- межведомственной комиссии по обследованию поврежденного жилого помещения.
В связи с тем, что имущество по месту их жительства было повреждено в результате обильного выпадения осадков, продолжавшихся длительное время, которые относятся к чрезвычайным ситуациям, считаем, что они имеют право на компенсацию причиненного нам ущерба.
Ответчик - администрация -- Амурской области возражений в отношении исковых требований не имела, полагал постановить решения на усмотрения суда.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - Министерство -- в отзыве на исковые требования истцов возражал, полагая об отсутствии оснований для их удовлетворения и возможности рассмотрения материалов гражданского дела без их участия.
Письменные отзывы ответчиков и третьего лица приобщены к материалам гражданского дела.
С согласия истца на основании ст.167 ГПК РФ, судом рассмотрено дело в отсутствие сторон, просивших рассмотреть дело без их участия.
В судебном заседании истцы - --1. --2.подтвердили обстоятельства указанные в исковом заявлении, они настаивали на удовлетворение исковых требований с учетом их конкретизации, пояснив суду, что после проведения -- повторного обследования домовладения по адресу -- были установлены обстоятельства, повреждений конструктивных особенностей их домовладения, в виде подмытого фундамента, и его деформация, а также и наличие трещин в несущих стенах дома. Им отказано о включение их в списки граждан для оказания финансовой помощи за частично утраченное имущество, в виде поврежденного дома, глава района предложил обратится в суд. Считают, что глава -- утвердив акт от -- о фактической ими утрате частичного имущества в результате ЧС, в своем письме утверждает обратное.
Выслушав объяснение сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с правилами ст. 12 ГПК РФ, правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
Согласно ст. 46 Конституции РФ каждому гражданину гарантируется судебная защита его прав и свобод.
В соответствии с правилами ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В настоящем судебном заседании суд рассматривает дело по имеющимся в нём доказательствам представленным суду спорящими сторонами.
Статьей 18 Федерального закона от -- № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характерам закреплено право граждан на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций. При этом определено, что порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации, устанавливается законодательством Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Исходя из этого право гражданина на возмещение ущерба, причиненного вследствие чрезвычайных ситуаций, не носит абсолютный и безусловный характер, подлежит осуществлению в установленном законодательством порядке.
Распоряжением губернатора -- от -- № 123-р в целях защиты населения и территорий -- в -- введен режим чрезвычайной ситуации.
В силу абз. 7 ч. 1 ст. 18 Федерального закона от -- № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», граждане Российской Федерации имеют право на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.
Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (ч. 2 ст. 18 вышеуказанного Закона).
Во исполнение требований ч. 2 ст. 18 Федерального закона от -- № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» постановлением Правительства Российской Федерации от -- -- утверждены Правила выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий.
Постановлением -- от -- -- установлен Порядок использования бюджетных ассигнований резервного фонда --.
В настоящее время также действует Указ Президента Российской Федерации от -- -- «О мерах по ликвидации последствий крупномасштабного наводнения на территориях Республики Саха (Якутия), Приморского и --в, Амурской и Магаданской областей, --».
Для реализации пункта 6 названного Указа Президента РФ -- принято постановление от -- -- «Об оказании гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории -- в июле - августе 2013 года, помощи, источником финансового обеспечения которой являются средства федерального бюджета», которым утвержден Порядок выплаты гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории -- в июле - августе 2013 г., помощи, источником финансового обеспечения которой являются средства федерального бюджета.
В соответствии с п. 2 указанного Порядка, выплата помощи производится государственными казенными учреждениями -- - управлениями социальной защиты населения по городскому округу и (или) муниципальному району области (далее - ГКУ-УСЗН) гражданам, включенным в:
а) списки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, на получение единовременной материальной помощи за счет средств резервного фонда Правительства Российской Федерации;
б) списки граждан, пострадавших в результате наводнения на территории --, на оказание единовременной материальной помощи за счет дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации;
в) списки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, на получение финансовой помощи в связи с полной или частичной утратой имущества за счет средств резервного фонда Правительства Российской Федерации;
г) списки граждан, пострадавших в результате наводнения на территории --, на оказание финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества за счет дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации.
Подпунктом «б» пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от -- -- «О мерах по ликвидации последствий крупномасштабного наводнения на территориях Республики Саха (Якутия), Приморского и --в, Амурской и Магаданской областей, --» предусмотрено Правительству Российской Федерации до -- принять решение о выплате за счёт средств федерального бюджета каждому гражданину, признанному пострадавшим в результате крупномасштабного наводнения и постоянно проживающему в населенных пунктах, подвергшихся наводнению, единовременной материальной помощи в размере 10 тыс. рублей (без ограничения по количеству членов семьи) и компенсации в размере 100 тыс. рублей за утрату имущества первой необходимости, в случае если это имущество было утрачено полностью или частично.
Протоколом заседания оперативного штаба комиссии при -- по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности от -- -- были утверждены Методические рекомендации по оказанию единовременной материальной помощи и финансовой помощи гражданам в связи с чрезвычайной ситуацией, произошедшей в июле-августе 2013 года на территории --, в соответствии с пунктом 1.2 которых настоящие Методические рекомендации используются исполнительными органами государственной власти -- и органами местного самоуправления в работе с гражданами, которым может быть оказана единовременная материальная помощь и финансовая помощь в связи с чрезвычайной ситуацией, произошедшей в июле-августе 2013 г. на территории --, и содержат разъяснения порядка оформления документов для выплаты единовременной материальной и финансовой помощи.
Из требований приведенных правовых актов следует, что соответствующая единовременная материальная помощь оказывается гражданам, постоянно проживающим в жилом помещении, пострадавшем в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории -- в июле - августе 2013 г., у которых пострадало личное имущество, находящееся в указанном жилом доме или на придомовом участке; а финансовая помощь в связи с полной или частичной утратой имущества выплачивается таким гражданам в случае повреждения их жилого помещения.
Как установлено судом и следует из материалов дела, --1 является собственником жилого помещения, расположенного по адресу; --, что подтверждается свидетельством о регистрации права от --.
Из материалов дела следует, и судом установлено, что --2 приходится супругом истцы брак которых зарегистрирован -- года, а --3 приходиться матерью истицы, и является членом её семьи, они зарегистрированы, и согласно решений Мазановского районного суда -- от 20 мая, -- признаны лицами постоянно проживающими в указанном домовладении.
Согласно вышеназванным Методическим рекомендациям по оказанию единовременной материальной помощи и финансовой помощи гражданам в связи с чрезвычайной ситуацией, произошедшей в июле-августе 2013 года на территории -- (п. 3.3), с целью установления ущерба, созданная местной администрацией комиссия в течение трех календарных дней со дня поступления от гражданина заявления осуществляет обследование жилого помещения и имущества заявителя с составлением актов обследования рекомендованной формы.
В материалах дела имеется акт обследования частного жилого помещения, поврежденного в результате чрезвычайной ситуации - наводнения и обильных осадков, составленный 20 октября 2013 г., в котором зафиксированы обстоятельства о том, что в результате ЧС - наводнения, обильное выпадение осадков произошедших со 2.08. 2013 года на территории Новокиевского сельсовета --, в жилом доме по адресу -- имеются следы воды в подполье, и обрушение его конструкции.
Вместе с тем, суду представлен новый акт обследования полностью (частично) утраченного имущества граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации - наводнения и обильных осадков, произошедшего с -- в -- составленный уполномоченной комиссией от -- и утвержденный главой --, исходя из которого комиссия установила обстоятельства подмыва фундамента дома, его деформация, и наличие трещин стенах дома. Комиссия установила для пострадавшего и членов его семьи право на соответствующую финансовую помощь в сумме 150 тысяч рублей. Как следует из доводов спорящих сторон указанный акт стороны не оспаривают.
При этом суд не усматривает взаимоисключающих противоречий между составленными актами обследования от -- и актом обследования от -- года, поскольку первый акт, хотя и не содержит ссылок на конкретные повреждения жилого помещения истца, тем не менее, подтверждает факт подтопления жилого дома истцов, а в составленном позднее актом о 10.02. 2014 г. фиксируется уже фактические обстоятельств повреждения жилого дома истцов вызванного таким подтоплением.
Вместе с тем судом установлено, что истцы ранее уже числились в списках граждан пострадавших в результате ливневых дождей сопровождающих паводком на территории Новокиевского сельсовета --, для оказания им финансовой помощи из резерва фонда Правительства.
Однако согласно Протоколу -- от -- заседания оперативного штаба по организации и контролю выполнения мероприятий по защите наводнения комиссии при -- по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности рекомендовано, с целью материальной и финансовой помощи, предложено проведение повторных адресных проверок с составлением повторных актов обследования жилых домов. Обстоятельства проведение повторной комиссионной проверки от -- жилого дома истцов свидетельствуют о частичной ими утраты имущества, и оказания финансовой помощи в сумме 150( сто пятьдесят ) тысяч рублей.
При таких обстоятельствах, и с учетом наличия в деле не оспариваемых доказательств, достоверно устанавливающих факт частичной утраты истцами принадлежащего им имущества в виде установленного комиссией фактического повреждения в результате ЧС конструктивных элементов принадлежащего истцам домовладения, суд считает о наличие у истцов права быть включенными в список граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, для получения финансовой помощи за частично утраченное имущество, за счет бюджетных средств.
Доводы, изложенные в письменном отзыве представителя третьего лица- Министерства --, об отсутствие у истцов права на получение финансовой помощи за частично утраченное имущество, за счет бюджетных средств за частично утраченное имущество, и за повреждение конструктивных элементов жилого помещения, поскольку истцами не представлены доказательства о наличиях конструктивных изменений элементов жилого помещения, суд признает безосновательными по следующим основаниям.
Так, Статьей 18 Федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", определены права граждан Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуациях, установлено, что граждане Российской Федерации имеют право на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.
Президент Российской Федерации в своем Указе от -- -- «О мерах по ликвидации последствий крупномасштабного наводнения на территориях Республики Саха (Якутия), Приморского и --в, Амурской и Магаданской областей, --»,
определяет их в соответствии со статьей 80 Конституции Российской Федерации и федеральными законами основные направления государственной политики и принимает иные решения и области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а обстоятельства введения на территории -- ЧС в целях защиты населения и территорий определены распоряжением губернатора -- от -- № 123-р.
Судом установлены фактические обстоятельства отсутствий взаимоисключающих противоречий между составленными актами обследования от -- и актом обследования от -- года, поскольку первый акт, хотя и не содержит ссылок на конкретные повреждения жилого помещения истца, тем не менее, подтверждает факт подтопления жилого дома истцов, а в составленном позднее актом от 10.02. 2014 г. фиксируется уже факт частичной утраты имущества истцов, вызванной таким подтоплением, и повреждениямиконструктивных элементов принадлежащего истцам домовладения.Вместе с тем судом установлено, что истцы уже ранее числились в списках граждан пострадавших в результате ливневых дождей сопровождающих паводком на территории Новокиевского сельсовета --, для оказания им финансовой помощи из резерва фонда Правительства.
Повторный акт от -- обследования полностью (частично) утраченного имущества граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации - наводнения и обильных осадков, произошедшего с -- в -- составлен уполномоченной на это комиссией, согласован с руководителем гражданской обороны на территории --, и утвержден главой --, и данное доказательство, суд признает достоверным допустимым и достаточным доказательством свидетельствующим о наличии конструктивного повреждения жилого помещения истцов в результате ЧС, и о наличии у них права на компенсацию за частично утраченное имущество.
С учетом установленных обстоятельств, и в соответствии с ч. 1 ст. 212 ГПК РФ суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению постановленное решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным. При допущении немедленного исполнения решения суд может потребовать от истца обеспечения поворота его исполнения на случай отмены решения суда. Вопрос о немедленном исполнении решения суда может быть рассмотрен одновременно с принятием решения суда.
Учитывая наличие и характер чрезвычайной ситуации, срочность государственной помощи, оказываемой потерпевшим, и объективную нуждаемость в ней, суд полагает необходимым обратить решение к немедленному исполнению.
Суд разъяснил сторонам, что обращение решения к немедленному исполнению не является препятствием для его обжалования всеми заинтересованными лицами в установленные законом сроки и в установленном порядке.
Оценив, в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, представленные суду спорящими сторонами доказательства, и учитывая, что истцами в соответствии правил ст. ст. 56, 57 ГПК РФ, были суду представлены достоверные, допустимые и достаточные доказательств подтверждающие о наличии права на компенсацию за частично утраченное имущество, находящееся по адресу; -- в результате ЧС, в период июля- августа ЧС на территории Новокиевского сельсовета --.
В судебном заседании установлены обстоятельства, свидетельствующие о вынужденном обращении истцов в суд за защитой своих прав на получение финансовой помощи за частично утраченное имущество в результате ЧС, и данное право, по мнению суда, истцы не могут реализовать уже длительное время.
На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст. 194-198, ГПК РФ суд
Решил:
Исковые требования, --1, --2, --3 удовлетворить.
Признать, --1, --2, --3 пострадавшими в период чрезвычайной ситуации 2013 года на территории --, и обязать администрацию -- Амурской включить --1, --2, --3 в списки граждан пострадавших в результате чрезвычайной ситуации на территории Новокиевского сельсовета --, для оказания финансовой помощи, за счет бюджетных средств, в связи с частичной утратой имущества повреждением в результате чрезвычайной ситуации 2013 года жилого дома находящегося по адресу --.
Постановленное решение обратить к немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Мазановский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
С мотивированным решением стороны вправе ознакомиться в канцелярии Мазановского районного суда --.
Судья А.Н. Тарасов.