Мотивированное решение изготовлено 28 декабря 2017 года
Дело № 2-1881/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
25 декабря 2017 года ЗАТО г.Североморск
Североморский районный суд Мурманской области в составе:
председательствующего судьи Роговой Т.В.,
при секретаре Новоселовой А.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Романенко Наталии Васильевны к Комитету имущественных отношений администрации ЗАТО г.Североморск о понуждении к заключению договора социального найма жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Истец Романенко Н.В. обратилась в суд с иском к Комитету имущественных отношений ЗАТО г.Североморск о понуждении к заключению договора социального найма жилого помещения.
В обоснование иска, а также в судебных заседаниях 12.12.2017 года и 25.12.2017 года указала, что в 1990 году как работник Севвоенморстроя от в/ч 70027 (Севвоенморстрой) получила однокомнатную квартиру по адресу: ***. Познакомилась с ФИО1., который также проживал в однокомнатной квартире по адресу: *** полученной от КЖИ 75 (входящего в структуру Севвоенморстрой Министерства Обороны РФ) и затем приватизировал.
В связи со вступлением в брак 27.03.1993 они с супругом произвели родственный обмен своих квартир через администрацию города, куда сдавали все документы.
На основании обменного ордера № 209 от 23.11.1993 года на состав семьи из двух человек, в том числе на супруга Романенко В.В. была получена двухкомнатная квартира общей площадью 46,8 кв.м. по адресу: *** Договор найма был оформлен на супруга ФИО1., обменный ордер за давностью лет не сохранился. В спорную квартиру они вселились, зарегистрировались по месту жительства и стали проживать. Позже у них с мужем в 1995 году родилась дочь Юлия, которая также с момента рождения зарегистрирована в спорной квартире.
После расторжения брака с ФИО1. и его выезда в г.Полтаву в 1998 году она предприняла действия по оформлению лицевого счета на квартиру на свое имя, в связи с чем, по результатам заседания комиссии по переоформлению лицевых счетов 10.05.1999 года в МУП «Служба Заказчика» ей была выдана соответствующая справка.
Указала, что никаких иных документов, помимо этой справки, у нее на квартиру не сохранилось, договор найма № 2731 от 27.02.2001, несмотря на указания на нем в справке по форме № 9, с ней не заключался.
30.09.2017 года она обратился с письменным заявлением в уполномоченный орган - Комитет имущественных отношений администрации ЗАТО г.Североморск по вопросу заключения с ней договора социального найма в целях последующей приватизации занимаемой квартиры.
Однако, 19.10.2017 года в заключении договора найма ей было отказано по мотиву того, что отсутствует решение о предоставлении ей квартиры.
Ссылаясь на то, что в спорной квартире он и член ее семьи проживают более 20 лет, вселились в жилое помещение на законных основаниях (в результате обмена жилых помещений), при этом истец как наниматель жилого помещения исполняет все обязанности, вытекающие из договора социального найма жилого помещения, в том числе производит оплату коммунальных слуг, предпринимает меры к сохранности имущества, ссылаясь на положения ст.ст. 27, 40 Конституции РФ, ст.ст. 1,2, 17, 60, 63, 67 ЖК РФ, просила возложить на Комитет имущественных отношений ЗАТО г. Североморска обязанность заключить с истцом договор социального найма жилого помещения, расположенного по адресу: ***
Представитель ответчика - Комитета имущественных отношений ЗАТО г.Североморск - и 3-го лица – Администрации ЗАТО г.Североморск – Бальон В.Д. в судебных заседаниях 12.12.2017 года и 25.12.2017 года возражал против заявленных исковых требований, указав, что в соответствии с п. 1 ст. 63 Жилищного кодекса РФ договор социального найма жилого помещения заключается в письменной форме на основании решения о предоставлении жилого помещения жилищного фонда социального использования.
При обращении в Комитет имущественных отношений администрации ЗАТО г.Североморск Романенко Н.В. не представила документальных подтверждений, на основании которых ей была предоставлена спорная квартира.
Среди решений администрации города документов о разрешении на обмен жилых помещений и корешков к обменным ордерам не найдено. Не исключал того обстоятельства, что обмен мог производиться через органы ПП «Североморскжилкомхоз», в ведении которого в то время находился жилищный фонд (в настоящее время организации не существует).
В целом полагал, что оснований для заключения с истцом договора найма жилого помещения не имеется.
Указал также, что из ведомства Министерства Обороны СССР (в лице в/ч 70027 - Севвоенморстрой) спорная квартира перешла в ведение Мурманского облисполкома в 1989 году и передана на баланс УЖКХ Мурманского облисполкома.
С 1992 года квартира по адресу: *** является собственностью муниципального образования ЗАТО Североморск на основании Закона РФ «О собственности», Постановления ВС РФ № 3020-1 от 27.12.1991 года, Решения Малого Совета Североморского городского Совета народных депутатов Мурманской области № 23 от 25.03.1992 года, Решения Малого Совета Мурманской области Совета народных депутатов № 85 от 04.08.1992 года.
Просил в иске отказать.
3-е лицо Романенко Ю.В. в судебных заседаниях также просила иск удовлетворить.
Заслушав стороны, 3- е лицо, исследовав материалы дела, суд полагает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Конституция Российской Федерации, закрепляя в статье 40 право каждого на жилище и предполагая, что в условиях рыночной экономики граждане обеспечивают его реализацию в основном самостоятельно с использованием для этого различных допускаемых законом способов, одновременно возлагает на органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления данного права (часть 2); при этом она предусматривает, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3). Тем самым определение категорий граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретных форм, источников и порядка обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства, отнесено к компетенции законодателя.
Реализуя соответствующие полномочия, федеральный законодатель в Жилищном кодексе Российской Федерации предусмотрел институт социального найма жилых помещений, суть которого состоит в предоставлении из государственных и муниципальных фондов жилых помещений во владение и пользование малоимущим гражданам, нуждающимся в жилье.
Частью 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Как установлено судом, Романенко Н.В. с 30.11.1993 года зарегистрирована и проживает в муниципальной двухкомнатной квартире, общей площадью 46,8 кв.м., жилой площадью 27,4 кв.м., расположенной по адресу: *** что подтверждается справкой формы № 9.
В примечании к справке значится основание вселения – обменный ордер № 209 от 23.11.1993 года.
С 03.05.1995 года в жилое помещение вселена дочь истца – Романенко Ю.В., которая зарегистрирована в квартире по настоящее время.
В сентябре 2017 года истец обратилась с письменным заявлением о заключении договора найма на занимаемое жилое помещение с целью дальнейшей приватизации жилья.
19.10.2017 года Комитет имущественных отношений отказал истцу в заключении договора социального найма жилого помещения в связи с отсутствием решения о предоставлении жилого помещения.
Указав, что в спорной квартире Романенко Н.В. и ее дочь проживают более 20 лет, при этом она как наниматель жилого помещения исполняет все обязанности, вытекающие из договора социального найма жилого помещения, истец обратился с данным иском в суд.
Оценивая право истца на заключение с ним договора социального найма спорного жилого помещения, суд исходит из следующего.
Согласно статьи 1 Жилищного кодекса Российской Федерации, жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав (далее - жилищные права), а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений (далее - жилищные отношения) по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из настоящего Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.
Согласно положений ст. 60 Жилищного кодекса Российской Федерации, по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 61 Жилищный кодекс Российской Федерации, пользование жилым помещением по договору социального найма осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом, договором социального найма данного жилого помещения.
Нормами пункта 1 статьи 63 Жилищного кодекса Российской Федерации регламентировано, что договор социального найма жилого помещения заключается в письменной форме на основании решения о предоставлении жилого помещения жилищного фонда социального использования.
Разрешая заявленные исковые требования, суд соглашается с доводами истца о том, что законных оснований для отказа в заключении с ней договора социального найма жилого помещения у ответчика не имеется.
Так, из исследованных судом доказательств нашли свое подтверждение доводы стороны истца о законности ее вселения и проживания в спорной квартире в результате родственного обмена жилых помещений.
На момент вселения семьи Романенко в спорную квартиру жилищные правоотношения регулировались принятыми Верховным Советом СССР 24.06.1981 года Основами жилищного законодательства Союза ССР и союзных республик и Жилищным Кодексом РСФСР.
Статьей 7 Основ жилищного законодательства Союза ССР и союзных республик было закреплено право граждан на получение в установленном порядке жилого помещения в домах государственного жилищного фонда в бессрочное пользование.В силу положений ст. 11 Основ управление жилищным фондом местных Советов народных депутатов осуществлялось их исполнительными комитетами и образуемыми ими органами управления, а управление ведомственным жилищным фондом осуществлялось министерствами, государственными комитетами, ведомствами и подчиненными им предприятиями, учреждениями, организациями.
Согласно ст. 47 Жилищного кодекса РСФСР единственным основанием для вселения в предоставленное жилое помещение на основании решения о предоставлении жилого помещения в доме государственного или общественного жилищного фонда являлся ордер, выдаваемый исполнительным комитетом районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Советов народных депутатов.
Согласно положений ст. 67 Жилищного кодекса РСФСР (действующего до 01.03.2005 года) наниматель жилого помещения вправе с письменного согласия проживающих совместно с ним членов семьи, включая временно отсутствующих, произвести обмен занимаемого жилого помещения с другим нанимателем или членом жилищно-строительного кооператива, в том числе с проживающими в другом населенном пункте.
Обмен жилыми помещения производится со взаимной передачей прав и обязанностей, вытекающих из договора найма жилого помещения, а при обмене жилого помещения с членом жилищно-строительного кооператива - с учетом требований, предусмотренных статьей 119 настоящего Кодекса.
Статьей 71 Кодекса регулировалось положение о том, что соглашение об обмене жилыми помещениями вступает в силу с момента получения ордеров, выдаваемых исполнительными комитетами местных Советов народных депутатов (статья 47).
Согласно ст. 72 Кодекса порядок обмена жилых помещений устанавливался законодательством Союза ССР, настоящим Кодексом и другим законодательством РСФСР. Правила обмена жилыми помещениями устанавливались в порядке, определяемом Советом Министров РСФСР.
Согласно Инструкции о порядке обмена жилых помещений, утвержденной Приказом Минкоммунхоза РСФСР от 09 января 1967 г. N 12 (которая применяется в части, не противоречащей Жилищному кодексу РФ от 29.12.2004 N 188-ФЗ) наниматель жилого помещения в доме местного Совета депутатов трудящихся, государственной, кооперативной и общественной организации, а также в доме, принадлежащем гражданину на праве личной собственности, имеет право обменять занимаемое им помещение на помещение, занимаемое другим нанимателем, со взаимной передачей прав и обязанностей по договорам найма.
Член жилищно-строительного кооператива имеет право произвести с разрешения исполкома местного Совета депутатов трудящихся обмен занимаемого им жилого помещения на другое жилое помещение как с членом кооператива в домах жилищно-строительных кооперативов, так и с нанимателями жилых помещений в домах местных Советов, государственных, кооперативных, общественных организаций и в домах, принадлежащих гражданам на праве личной собственности.
Обмен допускается между двумя, тремя и более нанимателями, проживающими как в одном доме, так и в разных домах, как в одном городе, так и в разных городах, рабочих, курортных, дачных поселках и в других населенных пунктах.
Для оформления обмена наниматели (собственники) подают соответствующие заявления в уполномоченный орган по установленной форме. В случае необходимости жилищные условия обменивающихся сторон проверяются бюро по обмену жилыми помещениями, а там, где они не организованы, - жилищно-коммунальными органами исполкомов местных Советов или предприятиями, учреждениями, организациями, в домах которых находится обмениваемое жилое помещение (п.6).
Обмен жилых помещений в домах местных Советов депутатов трудящихся оформляется исполкомами местных Советов или по их поручению соответственно управлениями (отделами) учета и распределения жилой площади, управлениями жилищного хозяйства, отделами коммунального хозяйства, бюро по обмену после предварительного рассмотрения заявления об обмене комиссией по жилищным вопросам при исполкоме районного (городского), поселкового Совета депутатов трудящихся, а в гг. Москве и Ленинграде комиссиями при бюро по обмену жилыми помещениями (п.7).
Обмен жилых помещений (независимо от их ведомственной принадлежности) оформляется обменным ордером исполкома местного Совета депутатов трудящихся, выдаваемым по его поручению соответственно управлением (отделом) учета и распределения жилой площади, управлением жилищного хозяйства, отделом коммунального хозяйства, бюро по обмену, замено которого на другой ордер не допускается.
Ордера на обмен жилыми помещениями выдаются обменивающимся сторонам жилищным органом исполкома местного Совета, в районе которого находится одно из обмениваемых помещений, по выбору нанимателей (п. 10).
Обмен жилых помещений считается совершенным с момента получения обменивающимися сторонами обменных ордеров. Признание обменных ордеров недействительными допускается только в судебном порядке (п. 11).
Согласно архивной справки формы № 9 установлено, что Романенко Виктор Васильевич на основании ордера № 36 от 02.02.1989 года являлся нанимателем квартиры, расположенной по адресу: ***. Указанное жилое помещение было приватизировано им на основании договора на бесплатную передачу квартиры в собственность от 06.05.1993 года, заключенного между ФИО1 и МПП СЖКХ, что подтверждается копией названного договора, полученной из ГУПТИ Мурманской области. Согласно данных справки формы № 9, а также копии поквартирной карточки ФИО1., работник 75 КЖИ, имел регистрацию в данной квартире с 07.02.1989 года по 30.11.1993 года, снят с регистрации в связи с обменом на ***
Из архивной справки формы № 9 на жилое помещение по адресу: *** следует, что нанимателем данной квартиры в период с 23.02.1990 года по 30.11.1993 года на основании ордера № 115 от 12.02.1990 года и решения № 33 от 08.02.1990 года являлась Романенко Наталия Васильевна, *** года рождения. Также из копии поквартирной карточки на квартиру следует, что Романенко Н.В., работник 75 КЖИ, снята с регистрации 30.11.1993 года в связи с обменом на ***.
Из справок формы № 9 и поквартирных карточек на указанные квартиры, а также на квартиру по *** следует, что по адресу спорной квартиры проживала семья ФИО2 (составом 3 человека) – на основании обменного ордера от 02.02.1989 года. В результате обмена с ФИО1. и Романенко Н.В., въехавших в данную квартиру на основании обменного ордера № 209 от 23.11.1993 года семья ФИО2 была расселена, а именно: ФИО3 – на ул. *** на основании обменного ордера № 210 от 23.11.1993 года; ФИО4 (бывшая супруга) и ФИО5 (сын) – на *** – на основании обменного ордера № 211 от 23.11.1993 года.
Согласно протокола № 10 от 20.05.1999 года МУП «Служба Заказчика» в связи с выездом основного квартиросъемщика ФИО1. лицевой счет на жилое помещение по адресу: *** переоформлен на Романенко Наталию Васильевну (в порядке ст. 88 Жилищного Кодекса РСФСР).
Из анализа вышеприведенных положений законодательства и исследованных доказательств, суд полагает установленным факт вселения Романенко Н.В. в спорную квартиру на законных основаниях.
Доказательств того, что обмен занимаемых ФИО1., Романенко Н.В. и семьей Москвиных жилых помещений не мог быть разрешен в силу требований ст. 73 Жилищного Кодекса РСФСР и положений Инструкции о порядке обмена жилых помещений, утвержденной Приказом Минкоммунхоза РСФСР от 09 января 1967 г. N 12 – судом не установлено, доказательств обратного стороной ответчика не представлено.
Кроме того, с 1993 года в порядке, установленном ст. 74 Жилищного кодекса РСФСР, ст. 75 Жилищного Кодекса РФ (вступившего в силу с 01.03.2005 года) обмен жилых помещений в установленном законодательством порядке недействительным не признан.
При этом, суд принимает во внимание то обстоятельство, что законность нахождения Романенко Н.В. в спорном жилом помещении и ее права как нанимателя квартиры в отсутствие договора найма жилого помещения ответчиком, а также иными уполномоченными органами, в ведении которых находится муниципальный жилой фонд, на протяжении всего ее периода проживания, сомнению не подвергались.
То обстоятельство, что у истца утрачен обменный ордер, а в администрации г.Североморска отсутствует решение об обмене жилыми помещениями не свидетельствует о том, что такого решения не принималось и что обмен произведен незаконно, поскольку достоверно пояснить о том, через какую уполномоченную в 1993 году организацию местного самоуправления производился обмен представитель ответчика и 3-го лица не смог. Отсутствие надлежащего учета и хранения архивных документов в органе местного самоуправления не может нарушать права граждан.
Кроме того, суд учитывает, что в связи с передачей жилого дома № 6 по ул. Генерала Фулика в государственную собственность в марте 1989 года, а с 1992 года в муниципальную собственность (в связи с принятием Постановления ВС РФ № 3020-1 от 27.12.1991 года о разграничении государственной собственности на федеральную собственность и муниципальную собственность) - обязанность по заключению договора найма на занимаемое истцом жилое помещение (в том числе – и после переоформления лицевого счета в 1999 году) возлагалась на уполномоченные органы местного самоуправления. Однако, до настоящего времени договор социального найма с Романенко Н.В. не был заключен.
Как следует из п. 3.56 Положения «О Комитете имущественных отношений администрации ЗАТО г. Североморск», утвержденного решением Совета депутатов ЗАТО г. Североморск от 22.12.2009 № 570 (в редакции решения Совета депутатов ЗАТО г.Североморск от 12.04.2016 № 98), полномочиями по заключению договоров социального найма, договоров найма специализированного жилого помещения и договоров найма жилищного фонда коммерческого использования с гражданами (нанимателями) на владение и пользование жилыми помещениями муниципального жилищного фонда для проживания в них на условиях, установленных Жилищным кодексом наделен Комитет имущественных отношений администрации ЗАТО г.Североморск,
На основании вышеизложенного, суд полагает требования истца обоснованными и удовлетворяет иск в полном объеме, возлагает на ответчика - Комитет имущественных отношений администрации ЗАТО г. Североморск - обязанность по заключению договора социального жилого помещения – *** Мурманской области.
С учетом вышеприведенных выводов суда, доводы стороны ответчика правового значения в разрешении спора не имеют.
Суд рассматривает спор на основании представленных в дело доказательств с учетом положений ст. 56, 59-60 ГПК РФ.
Руководствуясь ст.ст.194-198, 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск Романенко Наталии Васильевны - удовлетворить.
Обязать Комитет имущественных отношений администрации ЗАТО г. Североморск заключить с Романенко Наталией Васильевной договор социального найма жилого помещения – ***.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Мурманский областной суд через Североморский районный суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Председательствующий Т.В. Роговая