Дело №2-2435/2015
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Севастополь 31 июля 2015 года
Ленинский районный суд города Севастополя в составе:
председательствующего - судьи Фисюк О.И.
при секретаре – Федотовой С.В.
с участием истца – Щербины И.П., представителя истца – адвоката Сергеева В.А., представителя ответчика – Кулик Н.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Щербины И.П. к Азово–Черноморскому территориальному управлению Федерального агентства по рыболовству о признании распоряжений незаконными и их отмене, признании перевода незаконным, восстановлении в должности,
У С Т А Н О В И Л:
03.06.2015 г. Щербина И.П. обратился в суд с настоящим иском к ответчику, просит признать п. 1 распоряжения начальника Крымского отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов Азово-Черноморского территориального управления Федерального агентства по рыболовству (отдел) от 17.04.2015 г.№17-р незаконным и отменить; признать распоряжение начальника Крымского отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов Азово-Черноморского территориального управления Федерального агентства по рыболовству от 17.04.2015 г.№19-р в части закрепления за Щербиной И.П. водных объектов, расположенных на территории, поднадзорной Каркинитской инспекции, незаконным и отменить; признать перевод главного государственного инспектора Крымского отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов АЧТУ Росрыболовства Щербины И.П. на работу в Каркинитскую инспекцию Крымского отдела АЧТУ Росрыболовства (в другую местность) незаконным; восстановить Щербину И.П. в должности главного государственного инспектора Крымского отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов ЛЧТУ Росрыболовства Севастопольской инспекции Крымского отдела АЧТУ Росрыболовства.
Исковые требования мотивированы тем, что распоряжением начальника Крымского отдела АЧТУ Росрыболовства №17-р от 17.04.2015 года изменено место работы Щербины И.П. с г. Севастополя на Республику Крым, г. Красноперекопск, то есть данным распоряжением осуществлен перевод работника на работу в другую местность. Истец считает данный перевод незаконным, а распоряжение начальника Крымского отдела АЧТУ Росрыболовства №17-р от 17.04.2014 года в части назначения Щербины И.П. ответственным за работу Каркинитской инспекции Крымского отдела АЧТУ Росрыболовства - подлежащим отмене как незаконное, поскольку работодатель в лице Крымского отдела АЧТУ Рослыболовства грубо нарушил права истца, переведя его на работу в другую местность в принудительном порядке, без согласования с ним. Кроме того, указывал, что в вопросе перевода истца в Каркинитскую инспекцию Крымского отдела АЧТУ Росрыболовства (другую местность) необходимо руководствоваться положениями ТК РФ, учитывая, что специальный законом ФЗ №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» не регулирует вопрос перевода работника в другую местность без изменения местонахождения государственного органа. Также ссылался на то, что при переводе Щербины И.П. в Каркинитскую инспекцию Крымского отдела АЧТУ Росрыболовства начальником отдела ФИО7 не указаны обоснованные причины перевода, срок перевода, а также основания для перевода именно Щербины И.П., а не другого инспектора, осуществлявшего деятельность в Карканитской инспекции либо в той же местности. Истец считает, что указанные факты свидетельствуют о субъективных причинах его перевода и нарушении его прав, в связи с чем он вынужден обратиться в суд с данным иском.
Истец, представитель истца в судебном заседании исковые требования поддержали по указанным основаниям.
Представитель ответчика в судебном заседании иск не признала в полном объеме, ссылаясь на то, что закрепление инспекторского состава за территорией осуществления полномочий осуществляется схемой закрепления сотрудников за территорией отдела, утверждаемой начальником отдела и согласованной с курирующим заместителем руководителя Азово– Черноморским территориальным управлением Федерального агентства по рыболовству (Управление). Сотрудники отдела, закрепленные за определенной территорией, имеют право, в случае служебной необходимости, по распоряжению начальника отдела или его заместителя осуществлять полномочия на другой территории отдела. Издавая оспариваемые истцом распоряжения, приказы, начальник отдела руководствовалась Положением об отделе, Должностным регламентом, а потому действовала в рамках наделенных полномочий. Также пояснила, что начальник Крымского отдела не издавал никаких приказов о переводе Щербины И.П., а назначил его ответственным (куратором) за работу Каркинитской инспекции согласно схеме закрепления сотрудников Крымского отдела за водными объектами на территории Республики Крым и г. Севастополя, утвержденной начальником Крымского отдела и согласованной с заместителем руководителя Управления в соответствии с п. 1.2 Положения о Крымском отделе. Пояснила, что требование о восстановлении Щербины И.П. в должности главного государственного инспектора Крымского отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов АЧТУ Росрыболовства Севастопольской инспекции Крымского отдела АЧТУ Росрыболовства являются необоснованными, поскольку никто Щербину И.П. на тот момент не увольнял и не переводил, чтобы восстанавливать в должности. Кроме того, Щербина И.П. был назначен на должность главного государственного инспектора Крымского отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов АЧТУ Росрыболовства приказом о назначении, с ним был заключен служебный контракт, разработан должностной регламент, с которыми истец был ознакомлен под расписку, ни в одном из указанных кадровых документов не было привязки к инспекциям отдела, в том числе Севастопольской. Таким образом, такой должности, на которую истец просит его восстановить, не существует в штатном расписании. Представитель ответчика считает, что назначение Щербины И.П. ответственным за работу инспекции (в том числе и Каркинитской) не является переводом на другую должность или переводом на другую постоянную работу в другую местность и согласия работника для этого не требуется.
Суд, выслушав пояснения участников, исследовав материалы дела, считает, что иск удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Судом установлено, что Щербина И.П. приказом № 368 от 26.08.2014 года был назначен с 05 сентября 2014 года на государственную должность федеральной государственной гражданской службы главного государственного инспектора Крымского отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов Азово-Черноморского территориального управления Федерального агентства по рыболовству (л.д.111).
05 сентября 2014 года с Щербиной И.П. был заключен служебный контракт №195 о прохождении государственной гражданской службы Российской Федерации и замещении должности государственной гражданской службы Российской Федерации в Азово-Черноморском территориальном управлении Федерального агентства по рыболовству на неопределенный строк (л.д.108-110).
Согласно п. 1.1. контракта гражданский служащий берет на себя обязательства, связанные с прохождением государственной гражданской службы Российской Федерации, а представитель нанимателя обязуется обеспечить гражданскому служащему прохождение государственной гражданской службы Российской Федерации в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации о государственной гражданской службе Российской Федерации.
Согласно п. 1.2. контракта гражданский служащий обязуется исполнять должностные обязанности по должности главного государственного инспектора Крымского отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов в соответствии с прилагаемым к настоящему служебному контракту должностным регламентом государственного гражданского служащего Российской Федерации и соблюдать служебный распорядок государственного органа, а представитель нанимателя обязуется обеспечить гражданскому служащему замещение должности государственной гражданской службы Российской Федерации в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации о государственной гражданской службе Российской Федерации, своевременно и в полном объеме выплачивать гражданскому служащему денежное содержание и предоставлять ему государственные социальные гарантии в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации о государственной гражданской службе Российской Федерации и настоящим служебным контрактом.
В соответствии с п. 1.4 должностного регламента федерального государственного гражданского служащего, замещающего должность главного государственного инспектора Крымского отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов Азово-Черноморского территориального управления Федерального агентства по рыболовству, Щербина И.П. (далее–регламент) главный государственный инспектор непосредственно подчиняется начальнику Крымского отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов, курирующему заместителю руководителя Управления.
Согласно пунктам 3.2.1, 3.2.2., 3.2.3., 3.2.19, 3.2.27. регламента главный государственный инспектор обязан соблюдать требования законодательства РФ при выполнении возложенных на него обязанностей; организовывать работу подчиненных ему государственных инспекторов и осуществлять контроль за их деятельностью; организовывать исполнение подчиненными государственными инспекторами полномочий по государственному контролю и надзору за соблюдением юридическими лицами и гражданами требований законодательства РФ; соблюдать служебный распорядок Управления; своевременно и точно исполнять приказы и распоряжения Управления в закрепленной сфере деятельности.
Как усматривается из п. 1 распоряжения начальника Крымского отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов Азово-Черноморского территориального управления Федерального агентства по рыболовству №17-р от 17.04.2015 г. главный государственный инспектор Щербина И.П. с 21.04.2015 г. назначен ответственным за работу Каркинитской инспекции Крымского отдела АЧТУ Росрыболовства (л.д.9).
В соответствии с распоряжением начальника Крымского отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов Азово-Черноморского территориального управления Федерального агентства по рыболовству №19-р от 17.04.2015 года схема закрепления сотрудников Крымского отдела государственного контроля, надзора и охраны ВБР за водными ресурсами на территории Республики Крым и г. Севастополя изложена в новой редакции и введена в действие с 21.04.2015 г. (л.д.10).
Как усматривается из указанной схемы (л.д.11-12) Щербина И.П. закреплен как главный государственный инспектор за Каркинитской инспекцией.
Согласно Положению о Крымском отделе, утвержденному приказом Управления №366 от 04 августа 2014 года (л.д.94-107), в целях оптимизации деятельности в Крымском отделе государственного контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов Азово-Черноморском территориальном управлении Федерального агентства по рыболовству (отдел) создаются следующие инспекции, не имеющие статуса структурных подразделений отдела или Азово-Черноморского территориального управления Федерального агентства по рыболовству (управления): Севастопольская инспекция (место нахождения и почтовый адрес: <адрес>); Джанкойская инспекция (место нахождения и почтовый адрес: <адрес>); Евпаторийская инспекция (место нахождения и почтовый <адрес>); Каркинитская инспекция (место нахождения и почтовый адрес: <адрес>); Керченская инспекция (место нахождения и почтовый адрес: <адрес>).
Закрепление инспекторского состава за территорией осуществления полномочий осуществляется схемой закрепления сотрудников за территорией отдела, утверждаемой начальником отдела и согласованной с курирующим заместителем руководителя Управления.
Территориальность инспекций (территория осуществления полномочий сотрудников отдела, закрепленная за определенной инспекцией):
- Керченская инспекция ( Республика Крым : городские округа Керчь,Судак, Феодосия ; Ленинский и Кировский районы);
Севастопольская инспекция (г. Севастополь, Республика Крым: городские округа Симферопольский, Ялтинский, Алуштинский; Бахчисарайский, Белогорский, Симферопольский районы);
Евпаторийская инспекция (Республика Крым: городские округа Сакский, Евпаторийский; Сакский и Черноморский районы);
Каркинитская инспекция (Республика Крым: городские округа Красноперекопский, Раздольненский, Первомайский районы);
- Джанкойская инспекция (Республика Крым: Джанкойский городскойокруг; Джанкойский, Советский, Нижнегорский и Красногвардейский район).
Сотрудники отдела, закрепленные за определенной территорией, имеют право, в случае служебной необходимости, по распоряжению начальника отдела или его заместителя осуществлять полномочия на другой территории отдела.
Согласно ст.72.1. Трудового Кодекса РФ перевод на другую работу - постоянное или временное изменение трудовой функции работника и (или) структурного подразделения, в котором работает работник (если структурное подразделение было указано в трудовом договоре), при продолжении работы у того же работодателя, а также перевод на работу в другую местность вместе с работодателем. Перевод на другую работу допускается только с письменного согласия работника, за исключением случаев, предусмотренных частями второй и третьей статьи 72.2 настоящего Кодекса.
В соответствии с п. 16 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 г. № 2 «О применении судами Российской Федерации трудового кодекса Российской Федерации», если в трудовом договоре место работы работника было определено с указанием конкретного структурного подразделения, то необходимо исходить из того, что изменение структурного подразделения организации возможно лишь с письменного согласия работника, поскольку в указанном случае это влечет за собой изменение существенного условия трудового договора (часть вторая статьи 57 ТК РФ).
В соответствии со статьями 60 и 72.1 ТК РФ работодатель не вправе требовать от работника выполнения работы, не обусловленной трудовым договором, кроме случаев, предусмотренных Кодексом и иными федеральными законами, а также переводить работника на другую работу (постоянную или временную) без его письменного согласия, за исключением случаев, предусмотренных частями второй и третьей статьи 72.2 Кодекса.
Переводом на другую работу следует считать постоянное или временное изменение трудовой функции работника и (или) структурного подразделения, в котором работает работник (если структурное подразделение было указано в трудовом договоре), при продолжении работы у того же работодателя, а также перевод на работу в другую местность вместе с работодателем (часть первая статьи 72.1 ТК РФ).
Под структурными подразделениями следует понимать как филиалы, представительства, так и отделы, цеха, участки и т.д., а под другой местностью - местность за пределами административно-территориальных границ соответствующего населенного пункта. Именно на данное разъяснение Пленума ВС РФ о том, что именно понимается под структурным подразделением и другой местностью, ссылается представитель истца в обоснование исковых требований, утверждая, что инспекции относятся либо должны пониматься как структурные подразделения, расположенные в других, отличных от Севастополя, местностях: Каркинитская – в Красноперекопске, Керченская – в Керчи, Джанкойская – в Джанкое, т.д. И именно исходя из такого понимания истец и его представитель расценивают закрепление Щербины И.П. ответственным за Каркинитскую инспекцию, расположенную в г. Красноперекопске, как перевод на работу в другую местность, совершенный без согласия работника.
Однако суд не может согласиться с данным доводом, поскольку согласно абзацу 3 п. 1.2 Положения о Крымском отделе, утвержденного приказом Управления №366 от 04 августа 2014 года, инспекции, созданные в отделе, не имеют статуса структурных подразделений. Исходя из того, что указанное Положение определяет основные полномочия и организацию деятельности Крымского отдела, который является обособленным структурным подразделением АЧТУ ФАР, разъяснение Пленума о структурном подразделении при таких обстоятельствах применяться судом не может.
Принимая во внимание, что служебным контрактом №195 предусмотрено, что Щербина И.П. был назначен в Крымский отдел управления без привязки к городу, инспекции, инспекции не являются структурными подразделениями, на работу истец был принят на должность главного государственного инспектора Крымского отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов Азово-Черноморского территориального управления Федерального агентства по рыболовству, после издания распоряжений о назначении его ответственным за работу Каркинитской инспекции его должность и трудовые функции не изменились, т.е. он так и остался работать главным государственным инспектором Крымского отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов Азово-Черноморского территориального управления Федерального агентства по рыболовству, суд не находит оснований для удовлетворения иска, поскольку изменения структурного подразделения организации не было, поэтому не было и перевода на работу в другую местность, а, соответственно, письменного согласия работника для назначения ответственным за работу другой инспекции не требовалось.
Поскольку по делу не было судебных издержек, то они не распределяются.
На основании ст. 391 ТК РФ, руководствуясь ст.ст. 12, 56, 98, 198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении иска Щербины И.П. к Азово– Черноморскому территориальному управлению Федерального агентства по рыболовству о признании распоряжений незаконными и их отмене, признании перевода незаконным, восстановлении в должности отказать.
Решение суда может быть обжаловано в Севастопольский городской суд через Ленинский районный суд города Севастополя в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья – подпись
Копия верна:
Судья Ленинского районного
суда города Севастополя О.И. Фисюк