Дело № 2-1842/14
РЕШЕНИЕ
Именем Российской федерации
11 марта 2014 года
Ленинградский районный суд Калининграда в составе:
председательствующего судьи Дорошенко О.Л.
при секретаре Варзарь А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Кропанева Д. О. о признании незаконным отказа военного комиссариата Калининградской области выдать направление для прохождения медицинского освидетельствования,
УСТАНОВИЛ:
Кропанев Д.О. в порядке главы 25 ГПК РФ обратился в суд с заявлением, в котором указал, что является подполковником запаса МО РФ. Уволен в 2008 году по состоянию здоровья, получив травму при выполнении боевого задания на северном Кавказе. Имея намерение восстановиться в ряды Вооруженных Сил, обратился в приемную Президента РФ, откуда получил ответ о возможности восстановления в рядах Вооруженных Сил после прохождения медицинского освидетельствования. Для изменения категории годности необходимо обследование в ФГКУ 14-09 ВМКГ МО РФ, однако начальник отдела (военного комиссариата Калининградской области) по г. Калининград Мальцев С.Ю. отказал в выдаче направления на обследование, тем самым создал препятствия в реализации права на выбор профессии военнослужащего, которой отдано без малого 16 лет.
Кропанев Д.О., ссылаясь на незаконность такого отказа, просит суд обязать начальника отдела (военного комиссариата Калининградской области ) по Калининграду выдать ему направление в ФГКУ 1409 ВМКГ МО РФ для прохождения медицинского освидетельствования.
В судебном заседании Кропанев Д.О. доводы заявления поддержал, просил требования удовлетворить, дополнив, что просит также признать незаконным отказ военного комиссариата в выдаче направления на медицинское обследование. Настаивал на том, что имеет право на прохождение службы, однако для изменения категории годности необходимо пройти медицинское обследование в госпитале с последующим освидетельствованием в Военной медицинской академии г. Санкт-Петербург. Пояснял также, что не настаивает на оказании ему бесплатной медицинской помощи, готов нести расходы по оплате услуг, однако без направления военного комиссариата госпиталь отказывает в проведении освидетельствования.
Начальник отдела (военного комиссариата Калининградской области) Мальцев С.Ю.в судебное заседание не явился. О дне и времени судебного разбирательства извещен надлежащим образом. Ходатайств об отложении судебного заседания не поступило.
Представитель начальника отдела (военного комиссариата Калининградской области) Солдатов А.Д., действующий по доверенности. в судебном заседании не согласился с заявлением Кропанева Д.О., просил в удовлетворении требований отказать, пояснив, что отказ выдаче направления обоснован, поскольку выслуга лет в льготном исчислении у Кропанева Д.О. составляет менее 20 лет и он не имеет права на бесплатную медицинскую помощь, вследствие чего у военного комиссариата отсутствует обязанность в направлении заявителя для прохождения обследования в медицинском учреждении МО РФ, однако граждане, уволенные с военной службы вследствие отдельных заболеваний могут быть приняты на обследование в военно-медицинское учреждение и без направления военного комиссариата в порядке, определяемом Министерством обороны РФ без ущерба для граждан, пользующихся правом на получение медицинской помощи, в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Выслушав участвующих в деле лиц, изучив письменные материалы дела, суд не усматривает оснований к удовлетворению заявления по следующим основаниям.
В силу ч. 1 ст. 254, ст. 255 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. К решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
В п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" разъяснено, что исходя из положений статьи 258 ГПК РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
Указанное Постановление в п. 1 содержит разъяснения о том, что к бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц. При рассмотрении дела суд установил, что на основании приказа командующего Балтийским флотом № от ДД.ММ.ГГГГ Кропанев Д.О. досрочно уволен с военной службы с зачислением в запас по состоянию здоровья ( п.п. Б п. 3 ст. 51 Федерального закона ) Выслуга лет в льгот ном исчислении - 16 лет 6 мес.
Дл решения вопроса о целесообразности изменения категории годности к военной службе и последующего восстановления в рядах Вооруженных Сил, ДД.ММ.ГГГГ Кропанев Д.О. обратился к начальнику отдела (военного комиссариата Калининградской области) по г. Калининграду Мальцеву С.Ю. с заявлением, в котором просил направить его на медицинское освидетельствование в ФГКУ 1409 ВМКГ МО РФ.
ДД.ММ.ГГГГ начальник отдела (военного комиссариата Калининградской области) по г. Калининграду Мальцев С.Ю. отказал Кропаневу Д.О., мотивировав свой отказ отсутствием у Коропанева Д.О. права на бесплатную медицинскую помощь в военно-медицинских учреждениях.
Суд полагает отказ должностного лица военного комиссариата законным и обоснованным по следующим основаниям.
В соответствии с п. 212 Приказа Министра обороны РФ N 200 от ДД.ММ.ГГГГ года, в случае, когда гражданину, пребывающему в запасе, ВВК не может вынести заключение о категории годности к военной службе, для уточнения диагноза заболевания по заключению ВВК гражданин может быть направлен на амбулаторное или стационарное обследование в учреждение государственной или муниципальной системы здравоохранения с последующим освидетельствованием ВВК.
Гражданин, пребывающий в запасе и имеющий право на бесплатную медицинскую помощь в военно-медицинских учреждениях, военным комиссаром может быть направлен на амбулаторное или стационарное обследование и освидетельствование в военно-медицинское учреждение.
Направление на обследование выдается на руки освидетельствуемому.
В направлении указываются диагноз заболевания, цель обследования.
Направление оформляется на бланке с угловым штампом военного комиссариата, подписывается военным комиссаром или его заместителем и заверяется оттиском печати военного комиссариата.
Направлению присваивается номер, соответствующий порядковому номеру записи в книге протоколов заседаний военно-врачебной комиссии (приложение N 1 к настоящей Инструкции), в которой делается отметка о вручении гражданину направления.
К направлению прилагаются два экземпляра бланка акта исследования и состояния здоровья (приложение N 5 к настоящей Инструкции), медицинская карта амбулаторного больного и другие медицинские документы, характеризующие состояние здоровья освидетельствуемого.
Согласно п. 5 ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 76-ФЗ (в ред. от 21.04.2011, с изм. от 17.05.2011) "О статусе военнослужащих", права и социальные гарантии военнослужащих и членов их семей, указанные в пп. 2, 3, 4, 4.1 настоящей статьи, распространяются на офицеров, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых в льготном исчислении составляет 20 лет и более, а при общей продолжительности военной службы 25 лет и более вне зависимости от основания увольнения и на членов их семей, а также на прапорщиков и мичманов, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более.
Кропанев Д.О. имеет выслугу в льготном исчислении менее 20 лет, поэтому права и социальные гарантии, указанные в ст. 16 ФЗ "О статусе военнослужащих" на него распространены быть не могут, и, как следствие, у военного комиссариата отсутствует обязанность по направлению Кропанева Д.О. на медицинское обследование с последующим освидетельствованием в военно-медицинское учреждение – ФГКУ 1409 ВМКГ МО.
В этой связи у суда отсутствуют основания для выводов о том, что действиями должностного лица допущено нарушение прав и социальных гарантий заявителя.
При таком положении отсутствуют основания для удовлетворения заявления Кропанева Д.О., в котором, как уточнил заявитель, им по существу оспаривается законность отказа в выдаче направления в ФГКУ 1409 ВМКГ МО РФ для прохождения медицинского обследования.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, – ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░.
░░░░░: