Дело № 2-8521\2017
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
17 октября 2017 года г. Благовещенск
Благовещенский городской суд Амурской области, в составе:
Председательствующего судьи Матюхановой Н.Н.,
при секретаре Борисове О.В.
С участием представителя истца Попенко В.О.
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Науменко А. С. к ОАО «Карьер», Конкурсному управляющему Слесареву С. А. о признании договора о полной материальной ответственности прекратившим действие,
установил:
Науменко А.С. обратился в суд с указанным исковым заявлением. В обоснование заявленных требований указал, что работал в ОАО «Карьер» в должности Генерального директора. Решением Арбитражного суда Амурской области от 20 августа 2014 года по делу № А40-9358/2013 в отношении ОАО «Карьер» (ОГРН 1022800873259) открыто конкурсное производство. Конкурсный управляющий ОАО «Карьер» Щербина Н.И. 1 ноября 2014 года заключила с ним Договор о внесении изменений и дополнений в трудовой договор от 23 апреля 2014 года, согласно которому должность «Генеральный директор» была изменена на «Исполнительный директор», цель деятельности: оказание практической помощи конкурсному управляющему в проведении мероприятий конкурсного производства. 26 августа 2014 года Конкурсный управляющий ОАО «Карьер» Щербина Н.И. заключила с ним Договор о полной индивидуальной материальной ответственности. Согласно п. 1 Договора, «Науменко А. С., занимающий должность исполнительного директора ОАО «Карьер» принимает на себя полную материальную ответственность за обеспечение сохранности вверенных ему предприятием материальных ценностей». Пункт 4 Договора указывает, что действие Договора распространяется на все время конкурсного производства. 22 сентября 2015 года в соответствии с Приказом № 30 от 22 сентября 2015 года он был уволен Конкурсным управляющим Щербиной Н.И. в связи с ликвидацией предприятия согласно п.1 ст. 81 ТК РФ. При увольнении он перестал соответствовать Перечню должностей и работ, замещаемых или выполняемых работниками, с которыми работодатель может заключать письменные договоры о полной материальной ответственности за недостачу вверенного имущества утвержденному Постановлением Минтруда РФ от 31 декабря 2002 года № 85, так как утратил обязанность и возможность работы с вверенным ему имуществом ОАО «Карьер». Договор о полной материальной ответственности носит вторичный характер, зависящий от основного трудового договора и заключается только на период работы с вверенными работнику ценностями.
На основании изложенного, просит суд признать Договор о полной материальной ответственности от 26 августа 2014 года, заключенный между ОАО «Карьер» в лице конкурсного управляющего Щербиной Н.И. и Науменко А. С., прекратившим действие с 22 сентября 2015 года.
В судебном заседании представитель истца на заявленных требованиях настаивал, привел доводы, аналогичные изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика предоставил письменный отзыв, в котором указал, что решением Арбитражного суда Амурской области от 20 августа 2014 года по делу №А049358/2013 ОАО «Карьер» (ОГРН 1022800873259, ИНН 2813001357) признано несостоятельным (банкротом), открыто конкурсное производство. Определением от 10 июля 2017 года конкурсным управляющим утвержден Слесарев С. А.. 26 августа 2014 года между ОАО «Карьер» (работодатель) и Науменко А.С. (работник) заключен договор о полной индивидуальной материальной ответственности. Науменко А.С. был уволен 22 сентября 2015 года в соответствии с приказом №30 в связи с ликвидацией организации. При этом договор о материальной ответственности автоматически должен был прекратить свое действие, однако в пункте 4 договора указано, что действие договора распространяется на все время конкурсного производства. 29 декабря 2016 года новым конкурсным управляющим Снетковой Э.В. (после освобождения Щербиной Н.И. от обязанностей конкурсного управляющего) предъявлено заявление в Арбитражный суд Амурской области. Свои требования Снеткова Э.В. основывала на п. 4 договора о полной материальной ответственности, полагая, что договор продолжает свое действие до окончания конкурсного производства, в связи с чем определение даты пропажи имущества не проводилось, не выяснялась степень вины Науменко А.С., не выяснялись иные обстоятельства утраты имущества организации. Арбитражный суд Амурской области оценивал договор о материальной ответственности как действующий, указав, что данных о его расторжении или признании недействительным нет. Сложившаяся ситуация с фактическим признанием договора действующим до окончания конкурсного производства, осложняющаяся отсутствием проведения инвентаризации при увольнении, может свидетельствовать о нарушении интересов истца, создает состояние правовой неопределенности в сложившихся между сторонами правоотношениях. С учетом данных обстоятельств ответчик снимает возражения о недоказанности со стороны истца нарушения его прав и законных интересов как необходимой предпосылки предъявления иска. По существу заявленных требований не может представить мотивированных возражений в связи с тем, что документы, касающиеся исполнения договора о полной материальной ответственности, вновь утвержденному конкурсному управляющему не переданы. В частности, отсутствуют данные о том, проводилась ли инвентаризация имущества ОАО «Карьер» при прекращении трудового договора, выявлялась ли недостача имущества, проводилось ли расследование обстоятельств пропажи имущества, отбирались ли у Науменко А.С. объяснения по факту выявления недостачи и т.д. оставил разрешение спора по существу на усмотрение суда.
Представитель ответчика, представитель третьего лица в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены судом надлежащим образом, ходатайствовали о рассмотрении дела в их отсутствие. Суд, с учетом положений ст. 167 ГПК РФ, определил рассмотреть дело при данной явке.
Выслушав доводы участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Из материалов дела следует, что 23 апреля 2014 года между ОАО «Карьер» и Науменко А.С. заключен трудовой договор, по условиям которого Науменко А.С. принят на должность генерального директора ОАО «Карьер».
Решением Арбитражного суда Амурской области от 20 августа 2014 года по делу №А049358/2013 ОАО «Карьер» (ОГРН 1022800873259, ИНН 2813001357) признано несостоятельным (банкротом), открыто конкурсное производство.
1 ноября 2014 года ОАО «Карьер» в лице конкурсного управляющего Щербиной Н.И. и Науменко А.С. заключен договор о внесении изменений и дополнений в трудовой договор от 23 апреля 2014 года, согласно которому должность «генеральный директор» изменена на должность «исполнительный директор», дата окончания работы указана – завершение процедуры конкурсного производства. В качестве цели деятельности исполнительного директора указано оказание практической помощи конкурсному управляющему ОАО «Карьер» в проведении мероприятий конкурсного производства.
26 августа 2014 года между ОАО «Карьер» в лице конкурсного управляющего Щербиной Н.И. и Науменко А.С. заключен договор о полной индивидуальной материальной ответственности, в целях обеспечения сохранности материальных ценностей, принадлежащих ОАО «Карьер». Согласно п. 1 Договора, Науменко А.С., занимающий должность исполнительного директора ОАО «Карьер» принимает на себя полную материальную ответственность за обеспечение сохранности вверенных ему предприятием материальных ценностей. По условиям п. 4 указанного договора, действие договора распространяется на все время конкурсного производства.
22 сентября 2015 года Науменко А.С. уволен в соответствии с ликвидацией предприятия согласно ч. 1 ст. 81 ТК РФ, что подтверждается записью в трудовой книжке истца.
Из материалов дела следует, что 29 декабря 2016 года конкурсным управляющим Снетковой Э.В. предъявлено заявление в Арбитражный суд Амурской области к Науменко А.С. о взыскании убытков в сумме 1390000 рублей. Требования основаны на п. 4 договора о полной материальной ответственности.
В решении от 13 марта 2017 года Арбитражный суд Амурской области оценил договор о материальной ответственности как действующий, указав, что данных о его расторжении или признании недействительным нет.
В силу ст. 244 ТК РФ, письменные договоры о полной индивидуальной или коллективной (бригадной) материальной ответственности (пункт 2 части первой статьи 243 настоящего Кодекса), то есть о возмещении работодателю причиненного ущерба в полном размере за недостачу вверенного работникам имущества, могут заключаться с работниками, достигшими возраста восемнадцати лет и непосредственно обслуживающими или использующими денежные, товарные ценности или иное имущество.
Перечни работ и категорий работников, с которыми могут заключаться указанные договоры, а также типовые формы этих договоров утверждаются в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
Постановлением Министерства труда и социального развития РФ от 31 декабря 2002 года № 85 утвержден Перечень должностей и работ, замещаемых или выполняемых работниками, с которыми работодатель может заключать письменные договоры о полной индивидуальной материальной ответственности за недостачу вверенного имущества. При этом Перечень является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.
Из буквального толкования положений ст. 244 ТК РФ следует, что договор о полной материальной ответственности заключается с работником, замещающим должность или выполняющим работу из числа поименованных в Перечне и непосредственно обслуживающим или использующим денежные, товарные ценности или иное имущество.
В силу п. 4.4, 4.5 Приказа Минторга СССР от 19 августа 1982 года № 169 «Об утверждении Указаний о порядке применения в государственной торговле законодательства, регулирующего материальную ответственность рабочих и служащих за ущерб, причиненный предприятию, учреждению, организации», договор о материальной ответственности вступает в силу со дня его подписания и действует в течение всего периода работы с вверенными работнику или бригаде материальными ценностями на данном предприятии (в торговой единице).
При переводе работника, заключившего договор об индивидуальной материальной ответственности, на другую работу с ним заключается новый договор.
Из указанных положений закона следует, что договор о полной материальной ответственности носит вторичный характер, зависящий от основного трудового договора и заключается только на период работы с вверенными работнику ценностями.
На основании изложенного, суд находит установленным, что при увольнении с должности Исполнительного директора ОАО «Карьер» с 22 сентября 2015 года Науменко А.С. утратил обязанность и возможность работы с вверенным ему имуществом ОАО «Карьер», в связи с чем Договор о полной индивидуальной материальной ответственности от 26 августа 2014 года, заключенный между Конкурсным управляющим ОАО «Карьер» и Науменко А. С. надлежит признать прекратившим действие с 22 сентября 2015 года.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд,
решил:
░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ 26 ░░░░░░░ 2014 ░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ «░░░░░░» ░ ░░░░░░░░ ░. ░. ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ 22 ░░░░░░░░ 2015 ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░ ░ 23 ░░░░░░░ 2017 ░░░░
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░