РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
14 ноября 2023 год адрес
Тимирязевский районный суд адрес в составе председательствующего судьи Заборовской С.И., при секретаре фио, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-3536/23 по иску адрес «ВСК» к Ризниченко Ирине Александровне о признании договора страхования недействительным,
УСТАНОВИЛ:
Истец адрес «ВСК» обратился в суд с исковыми требованиями к Ризниченко Ирине Александровне и просит с учетом уточнений признать договор страхования № 210001РА9960012261 от 14.10.2021 недействительным и применить последствия недействительности сделки, взыскать уплаченную государственную пошлину в размере сумма.
Исковые требования мотивированы тем, 14.10.2021 между Ризниченко Ириной Александровной и адрес «ВСК» заключен договор страхования от несчастных случаев и болезней № 21000IPA9960012261 на условиях Правил № 83 добровольного страхования граждан от несчастных случаев и болезней в редакции, действующей на дату заключения договора. При заключении договора в целях оценки страхового риска на основании ст. 944 ГК РФ Страхователю была представлена декларация о состоянии здоровья, которая, в частности, содержала информацию о том, страхователь на момент заключения договора не имеет доброкачественные и злокачественные новообразования.
Совершая акцепт на заключение Договора, фио И,А, не сообщила Страховщику о наличии у нее каких-либо заболеваний.
Разработанный страховщиком перечень вопросов, указанных в декларации, о состоянии здоровья страхуемого лица, применительно к правилам ст. 944 ГК РФ имеет такое же значение, как и письменный запрос. Поэтому сведения в указанном документе о состоянии здоровья Застрахованного, являются существенными обстоятельствами по Договору страхования.
17.10.2022 Ответчик обратился с заявлением на страховую выплату, в связи с тем, что 28.09.2022 застрахованному установлена группа инвалидности.
Согласно справке серии МСЭ-2020 №0276739 причиной установления инвалидности группы послужило общее заболевание. При этом, согласно указанной справке инвалидность установлена повторно.
Исходя из ответа ФКУ «ГБ МСЭ по адрес Минтруда России от 30.11.2022 29.04.2020 фиоА, впервые проведена медико-социальная экспертиза. Основной диагноз: «ПМЗО. Метахронный, Рак правой молочной железы pT4bN3M0. Комплексное лечение с 2014 по 2017г (6 курсов химиотерапии + мастэктомия + лучевая терапия). Рак левой молочной железы pT2N2M0. Комбинированное лечение в 2018г (радикальная мастэктомия слева от 07.08.2018г - 6 курсов адьювантной именнуой, эндокринной систем». По результатам проведенной экспертизы установлена вторая группа инвалидности с причиной «общее заболевание» на 1 год.
В соответствии с Временным порядком признания лица инвалидов, утвержденного постановлением Правительства РФ от 16.10.2020 № 169 фиоА, была продлена вторая группа инвалидности 24.03.2021 на 6 месяцев с 01.04.2021 по 01.10.2021, 21.09,2021 — с 01.10.2011 по 01.04.2022; 17.03.2022 - с 01.04.2022 по 01.10.2022 с вышеуказанным основным заболеванием.
Из ответа ФКУ «ГБ МСЭ по г, Москве Минтруда России от 02.11.2022 усматривается установление инвалидность I группы в связи с тем же Основным заболеванием.
Данные сведения находят отражение в выписке из медицинской карты амбулаторного (стационарного) больного, сведениях, предоставленных Московским городским фондом обязательного медицинского страхования.
При этом из представленных документов следует, что Застрахованное лицо неоднократно обращалось за медицинской помощью по поводу указанных заболеваний, а значит: о вышеперечисленных фактах медицинского характера не могло не знать.
Таким образом, на момент заключения договора страхования Страхователь/Застрахованный имел заболевания, которые стали непосредственной причиной установления инвалидности и о которых он не поставил страховщика в известность при заключении договора, сообщив ложные сведения об отсутствии у него данных заболеваний.
Согласно пункту 1 статьи 944 ГК РФ при заключении договора страхования страхователь обязан сообщить страховщику известные страхователю обстоятельства, имеющие существенное значение для определения вероятности наступления страхового случая и размера возможных убытков от его наступления (страхового риска), если эти обстоятельства не известны и не должны быть известны страховщику.
Существенными признаются, во всяком случае, обстоятельства, определенно оговоренные страховщиком в, стандартной форме договора страхования (страхового полиса) или в его письменном запросе.
Согласно пункту 2 статьи 179 ГК РФ, сделка, совершенная под влиянием обмана, может быть признана судом недействительной по иску потерпевшего.
Обманом считается также намеренное умолчание об обстоятельствах, о которых лицо должно было сообщить при той добросовестности, какая от него требовалась по условиям оборота.
Умысел застрахованного на обман подтверждается вышеуказанной медицинской документацией, поскольку Застрахованный не мог не знать о своих проблемах со здоровьем, имевшихся до заключения договора, т.к. неоднократно обращался в лечебное учреждение по поводу данного заболевания.
В случае сообщения ответчиком о своих заболеваниях условия договора были бы иными.
Представитель истца по доверенности Жидких В.П. в судебное заседание явился, исковые требования поддержал, просил их удовлетворить.
Представитель ответчика фио в судебное заседание явился, против удовлетворения исковых требований возражал, по доводам изложенным в письменных возражениях, просил отказать в удовлетворении исковых требований.
Третьи лица в судебное заседание не явились, о месте и времени слушания дела извещены судом надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомили, письменный отзыв на исковое заявление не представили.
С согласия сторон, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о том, что исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.
В соответствии с ч. 1 ст. 927 ГК РФ Страхование осуществляется на основании договоров имущественного или личного страхования, заключаемых гражданином или юридическим лицом (страхователем) со страховой организацией (страховщиком). Договор личного страхования является публичным договором (статья 426).
Согласно ст. 934 ГК РФ по договору личного страхования одна сторона (страховщик) обязуется за обусловленную договором плату (страховую премию), уплачиваемую другой стороной (страхователем), выплатить единовременно или выплачивать периодически обусловленную договором сумму (страховую сумму) в случае причинения вреда жизни или здоровью самого страхователя или другого названного в договоре гражданина (застрахованного лица), достижения им определенного возраста или наступления в его жизни иного предусмотренного договором события (страхового случая). Право на получение страховой суммы принадлежит лицу, в пользу которого заключен договор.
В силу ст. 940 ГК РФ договор страхования должен быть заключен в письменной форме. Договор страхования может быть заключен путем составления одного документа (пункт 2 статьи 434) либо вручения страховщиком страхователю на основании его письменного или устного заявления страхового полиса (свидетельства, сертификата, квитанции), подписанного страховщиком. В последнем случае согласие страхователя заключить договор на предложенных страховщиком условиях подтверждается принятием от страховщика указанных в абзаце первом настоящего пункта документов. Страховщик при заключении договора страхования вправе применять разработанные им или объединением страховщиков стандартные формы договора (страхового полиса) по отдельным видам страхования.
Согласно ст. 943 ГК РФ условия, на которых заключается договор страхования, могут быть определены в стандартных правилах страхования соответствующего вида, принятых, одобренных или утвержденных страховщиком либо объединением страховщиков (правилах страхования). Условия, содержащиеся в правилах страхования и не включенные в текст договора страхования (страхового полиса), обязательны для страхователя (выгодоприобретателя), если в договоре (страховом полисе) прямо указывается на применение таких правил и сами правила изложены в одном документе с договором (страховым полисом) или на его оборотной стороне либо приложены к нему. В последнем случае вручение страхователю при заключении договора правил страхования должно быть удостоверено записью в договоре.
В судебном заседании установлено, что 14.10.2021 между Ризниченко Ириной Александровной и адрес «ВСК» заключен договор страхования от несчастных случаев и болезней № 21000IPA9960012261 на условиях Правил № 83 добровольного страхования граждан от несчастных случаев и болезней в редакции, действующей на дату заключения договора. (л.д. 127-135,152-213)
При заключении договора в целях оценки страхового риска на основании ст. 944 ГК РФ Страхователю была представлена декларация о состоянии здоровья, которая, в частности, содержала информацию о том, страхователь на момент заключения договора не имеет доброкачественные и злокачественные новообразования. (л.д. 81-84)
17.10.2022 Ответчик обратился с заявлением на страховую выплату, в связи с тем, что 28.09.2022 застрахованному установлена группа инвалидности. (л.д. 75-79)
Согласно справке серии МСЭ-2020 №0276739 причиной установления инвалидности группы послужило общее заболевание. При этом, согласно указанной справке инвалидность установлена повторно. (л.д. 8,9)
Исходя из ответа ФКУ «ГБ МСЭ» по адрес Минтруда России от 30.11.2022 29.04.2020 фиоА, впервые проведена медико-социальная экспертиза. Основной диагноз: «ПМЗО. Метахронный рак правой молочной железы pT4bN3M0. Комплексное лечение с 2014 по 2017г (6 курсов химиотерапии + мастэктомия + лучевая терапия). Рак левой молочной железы pT2N2M0. Комбинированное лечение в 2018г (радикальная мастэктомия слева от 07.08.2018г - 6 курсов адьювантной именнуой, эндокринной систем». По результатам проведенной экспертизы установлена вторая группа инвалидности с причиной «общее заболевание» на 1 год.
В соответствии с Временным порядком признания лица инвалидов, утвержденного постановлением Правительства РФ от 16.10.2020 № 169 фиоА, была продлена вторая группа инвалидности 24.03.2021 на 6 месяцев с 01.04.2021 по 01.10.2021, 21.09,2021 — с 01.10.2011 по 01.04.2022; 17.03.2022 - с 01.04.2022 по 01.10.2022 с вышеуказанным основным заболеванием. (л.д. 37-66)
Из ответа ФКУ «ГБ МСЭ по г, Москве Минтруда России от 02.11.2022 усматривается установление инвалидность I группы в связи с тем же Основным заболеванием.
В соответствии со ст. 963 ГК РФ страховщик освобождается от выплаты страхового возмещения или страховой суммы, если страховой случай наступил вследствие умысла страхователя, выгодоприобретателя или застрахованного лица, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 2 и 3 настоящей статьи.
Согласно ст. 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора.
В силу ст. 944 ГК РФ при заключении договора страхования страхователь обязан сообщить страховщику известные страхователю обстоятельства, имеющие существенное значение для определения вероятности наступления страхового случая и размера возможных убытков от его наступления (страхового риска), если эти обстоятельства не известны и не должны быть известны страховщику. Существенными признаются во всяком случае обстоятельства, определенно оговоренные страховщиком в стандартной форме договора страхования (страхового полиса) или в его письменном запросе (п. 1).
Если договор страхования заключен при отсутствии ответов страхователя на какие-либо вопросы страховщика, страховщик не может впоследствии требовать расторжения договора либо признания его недействительным на том основании, что соответствующие обстоятельства не были сообщены страхователем (п. 2).
Если после заключения договора страхования будет установлено, что страхователь сообщил страховщику заведомо ложные сведения об обстоятельствах, указанных в п. 1 ст. 944 ГК РФ, страховщик вправе потребовать признания договора недействительным и применения последствий, предусмотренных п. 2 ст. 179 ГК РФ (п. 3).
Таким образом, учитывая положения названных норм права, суд приходит к выводу о том, что обязательным условием для применения нормы о недействительности сделки является наличие умысла страхователя, направленного на сокрытие обстоятельств или предоставление ложных сведений, имеющих существенное значение для определения вероятности наступления страхового случая и размера возможных убытков от его.
Исходя из ответа ФКУ «ГБ МСЭ по адрес Минтруда России от 30.11.2022 29.04.2020 фиоА, впервые проведена медико-социальная экспертиза. Основной диагноз: «ПМЗО. Метахронный, Рак правой молочной железы pT4bN3M0. Комплексное лечение с 2014 по 2017г (6 курсов химиотерапии + мастэктомия + лучевая терапия). Рак левой молочной железы pT2N2M0. Комбинированное лечение в 2018г (радикальная мастэктомия слева от 07.08.2018г - 6 курсов адьювантной именнуой, эндокринной систем». По результатам проведенной экспертизы установлена вторая группа инвалидности с причиной «общее заболевание» на 1 год.
Из ответа ФКУ «ГБ МСЭ по г, Москве Минтруда России от 02.11.2022 усматривается установление инвалидность I группы в связи с тем же Основным заболеванием.
Таким образом, при заключении выше указанного договора ответчику достоверно было известно о состоянии здоровья и суд приходит к выводу, что ответчик намеренно скрыла данную информацию при заключении договора страхования от несчастных случаев и болезней № 21000IPA9960012261.
Довод ответчика о том, что в деле имеется договор, который им не подписан, суд признает не состоятельным, поскольку своими действиями Ризниченко И.А. одобрила договор и считает себя по нему застрахованным лицом, ею была оплачена страховая премия, а так же подано заявление о наступлении страхового случая. Таким образом Ризниченко И.А. своими действиями подтвердила заключение договора страхования.
С учетом изложенных обстоятельств, положений ч. 1 ст. 9 Закона РФ «Об организации страхового дела Российской Федерации», суд приходит к выводу о том, что тот факт, что при заключении договора личного страхования страхователь не сообщил страховщику все известные ему обстоятельства о наличии у него заболеваний, имеет существенное значение для определения вероятности наступления страхового случая и размера возможных убытков от его наступления, поскольку имеется причинная связь между имеющимся у страхователя заболеванием и наступления страхового случая.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для признания договора страхования недействительным по заявленным основаниям, поскольку установлен умысел страхователя, направленный на сокрытие обстоятельств или предоставление ложных сведений, имеющих существенное значение для определения вероятности наступления страхового случая.
Истец также просил применить последствия недействительности сделки, установленные ст. 167 ГК РФ.
Согласно ст. 167 ГК РФ недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения (п.1).
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 96 ГПК РФ. Таким образом, с ответчика в пользу истца подлежит взысканию в счет возмещения расходов по оплате госпошлины в размере сумма.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования адрес «ВСК» к Ризниченко Ирине Александровне о признании договора страхования недействительным - удовлетворить.
Признать договор страхования № 210001РА9960012261 от 14.10.2021 года, заключенный между Ризниченко Ириной Александровной и адрес «ВСК» недействительным и применить последствия недействительности сделки, в виде возврата стороны в первоначальное положение.
Взыскать с Ризниченко Ирины Александровны в пользу адрес «ВСК», уплаченную государственную пошлину в размере сумма.
Решение может быть обжаловано в Московский городской суд в течение месяца со дня изготовления решения судом в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Тимирязевский районный суд адрес.
Судья:
Решение изготовлено в окончательной форме 15.12.2023 года.
1