Дело №2-163/2013
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
27 ноября 2013 года с. Крутиха
Крутихинский районный суд Алтайского края в составе:
председательствующего Пряженниковой Н.А.,
при секретаре Барминой Е.А.,
с участием прокурора Бондаренко Д.Г.,
представителей ответчика Гавриной Г.А., Сининой Л.П.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Крутихинского района Алтайского края в интересах Баранова Ю.Г. к краевому государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Крутихинская центральная районная больница» о взыскании стимулирующих выплат в рамках Программы модернизации здравоохранения Алтайского края на 2011-2012 годы,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Крутихинского района Алтайского края обратился в суд в интересах Баранова Ю.Г. с иском к КГБУЗ «Крутихинская центральная районная больница» о взыскании стимулирующих выплат, указывая на то, что прокуратурой Крутихинского района проведена проверка исполнения бюджетного и иного законодательства при реализации Программы модернизации здравоохранения Алтайского края на 2011-2012 годы. Проверкой установлено следующее:
В соответствии с частью 1 статьи 50 Федерального закона от 29 ноября 2010 года № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 30 ноября 2011 года № 369-ФЗ) в период 2011 - 2012 годов в целях повышения качества и доступности медицинской помощи, предоставляемой застрахованным лицам, осуществляется реализация региональных программ модернизации здравоохранения субъектов РФ (далее также – программы) и мероприятий по модернизации государственных учреждений, оказывающих медицинскую помощь, государственных учреждений, реализующих мероприятия, предусмотренные пунктом 2 части 3 настоящей статьи.
Как предусмотрено частью 2 статьи 50 Федерального закона от 29 ноября 2010 года № 326-ФЗ финансовое обеспечение региональных программ модернизации здравоохранения субъектов РФ в 2011 и 2012 годах осуществляется за счет доходов, поступающих в бюджет Федерального фонда от средств страховых взносов на обязательное медицинское страхование в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования», средств бюджетов субъектов РФ и бюджетов территориальных фондов.
Предусмотренные в бюджете Федерального фонда средства на финансовое обеспечение региональных программ модернизации здравоохранения субъектов РФ направляются среди прочих целей на внедрение стандартов медицинской помощи, повышение доступности амбулаторной медицинской помощи, в том числе предоставляемой врачами-специалистами (пункт 3 части 3 статьи 50 Федерального закона от 29 ноября 2010 года № 326-ФЗ).
Предусмотренные в бюджете Федерального фонда средства на финансовое обеспечение региональных программ модернизации здравоохранения субъектов РФ предоставляются из бюджета Федерального фонда бюджетам территориальных фондов в виде субсидий. Из бюджетов территориальных фондов указанные средства предоставляются страховым медицинским организациям на цели внедрения стандартов медицинской помощи, повышения доступности амбулаторной медицинской помощи, в том числе предоставляемой врачами-специалистами, для последующего предоставления медицинским организациям, участвующим в реализации территориальных программ обязательного медицинского страхования в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования (пункт 2 части 6 Федерального закона № 326-ФЗ).
Согласно пункта 8 статьи 50 Федерального закона от 29 ноября 2010 года № 326-ФЗ порядок реализации мероприятий по повышению доступности амбулаторной медицинской помощи, в том числе предоставляемой врачами-специалистами, устанавливается Правительством РФ.
Подпунктом «в» пункта 1, пунктами 2, 3 Постановления Правительства РФ от 07 февраля 2011 года № 60 «О порядке реализации мероприятий по повышению доступности амбулаторной медицинской помощи, проводимых в рамках региональных программ модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации» установлено, что в рамках реализуемых в 2011 - 2012 годах региональных программ модернизации здравоохранения субъектов РФ мероприятия по повышению доступности амбулаторной медицинской помощи, в том числе предоставляемой врачами-специалистами (специалистами с высшим медицинским образованием), проводятся органами исполнительной власти субъектов РФ, в частности, по следующему направлению: введение ориентированной на результаты деятельности системы оплаты труда врачей-специалистов и специалистов со средним медицинским образованием, оказывающих амбулаторную медицинскую помощь.
Перечень мероприятий, с указанием медицинских организаций, участвующих в их реализации, индикаторы реализации данных мероприятий включаются в региональную программу модернизации здравоохранения субъекта Российской Федерации.
Перечень должностей специалистов с высшим и средним медицинским образованием, участвующих в реализации мероприятий по повышению доступности амбулаторной медицинской помощи, а также методика оценки их деятельности устанавливаются нормативными правовыми актами субъектов РФ в соответствии с показателями оценки указанной деятельности, устанавливаемыми Министерством здравоохранения и социального развития РФ.
Во исполнение указанного Постановления в рамках Программы модернизаций здравоохранения Алтайского края на 2011-2012 годы, утвержденной постановлением Администрации Алтайскою края от 30 марта 2011 года № 154, Администрацией Алтайскою края постановлением от 24 июня 2011 года № 351 утверждено Положение о введении ориентированной на результаты деятельности системы оплаты труда врачей-специалистов и специалистов со средним медицинским образованием, оказывающих амбулаторную медицинскую помощь, в пунктах 2-5 которого определено, что перечень должностей специалистов, их нормативная нагрузка, а также методика оценки и минимальные значения показателей оценки деятельности специалистов утверждаются Главным управлением Алтайского края по здравоохранению и фармацевтической деятельности в соответствии с показателями оценки, устанавливаемыми Минздравсоцразвития РФ.
Право на стимулирующие выплаты имеют специалисты, местом работы которых являются амбулаторно-поликлинические организации либо амбулаторно-поликлинические (диспансерные) подразделения медицинских организаций. Специалисты могут замещать должности как по основному месту работы, так и по совместительству, а также выполнять работу на условиях совмещения должностей и расширения зон обслуживания, что должно быть подтверждено записью в трудовом договоре.
Начисление стимулирующих выплат специалистам производится ежемесячно исходя из выполненного объема работы с учетом достигнутых показателей качества (пункты 3-4 Положения).
Приказом Главного управления Алтайского края по здравоохранению и фармацевтической деятельности от 27 июня 2011 года № 280 «О порядке реализации мероприятий по повышению доступности амбулаторной медицинской помощи, проводимых в рамках Пpoграммы модернизации здравоохранения Алтайского края» утвержден перечень должностей, занимаемых врачами-специалистами и специалистами со средним медицинским образованием, участвующих в реализации мероприятий по повышению доступности амбулаторной медицинской помощи.
В абзацах 32, 39, 71 пункт 2, абзацах 4, 13, 21 пункт 3 указанного Приказа предусмотрено, что врач общей практики (семейный врач), врач-педиатр участковый, врач-терапевт участковый, фельдшер, медицинская сестра врача общей практики (семейною врача), медицинская сестра участковая участвуют в реализации мероприятий по повышению доступности амбулаторной медицинской помощи в случае неполучения доплаты по ПНП «Здоровье».
Однако решением Алтайского краевого суда от 13 апреля 2012 года № 3-32/12 признаны противоречащим закону и недействующими с момента вступления решения суда в законную силу абзацы 32, 39, 71 пункта 2, абзацы 4, 13, 21 пункта 3 в части слов «не получающий доплаты по ПНП «Здоровье» Перечня должностей, занимаемых врачами- специалистами и специалистами со средним медицинским образованием, участвующих в реализации мероприятий по повышению доступности амбулаторной медицинской помощи, утвержденного приказом Главного управления Алтайского края по здравоохранению и фармацевтической деятельности от 27 июня 2011 года № 280. Решение Алтайскою краевого суда от 13 апреля 2012 года вступило в законную силу 19 мая 2012 года.
Вопреки установленным требованиям действующего законодательства вышеуказанные стимулирующие выплаты врачу-педиатру участковому КГБУЗ «Крутихинская ЦРБ» Баранову Ю.Г. за период <данные изъяты> года не выплачивались. Согласно предоставленного КГБУЗ «Крутихинская ЦРБ» расчета, размер суммы, подлежащей выплате с <данные изъяты> по <данные изъяты> года составляет <данные изъяты>.
В соответствии с пунктом 1.2., 5.1 Устава КГБУЗ «Крутихинская ЦРБ» главным распорядителем бюджетных средств в отношении подведомственного учреждения является учредитель - Управление Алтайского края по здравоохранению и фармацевтической деятельности.
Просит взыскать с КГБУЗ «Крутихинская ЦРБ» в пользу Баранова Ю.Г. неполученную сумму стимулирующих выплат в рамках реализации Программы модернизации здравоохранения Алтайского края на 2011-2012 годы за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме <данные изъяты>.
В судебном заседании заместитель прокурора Крутихинского района заявленные требования поддержала, по основаниям изложенным в исковом заявлении.
Истец Баранов Ю.Г. поддержал требования изложенные в исковом заявлении и пояснил, что в должности участкового врача педиатра работает с <данные изъяты> года, он участвовал в реализации программы ПНП «Здоровье», за что получал стимулирующие выплаты. В рамках программы модернизации здравоохранения <адрес> он не участвовал в силу приказа Главного управления здравоохранения от 27.06.2011 г. № 280, в который в последствии приказом Главного Управления Алтайского края по здравоохранению и фармацевтической деятельности № 800 от 09.08.2012 г. внесены изменения, согласно которым в части слов «не получающий доплаты по ПНП «Здоровье»» исключены. Истец выполнял работу по оказанию амбулаторно-поликлинической помощи детскому населению, одновременно выполняя работу и в рамках реализации программы модернизации здравоохранения, в связи с чем, полагает, что с КГБУЗ «Крутихинская ЦРБ» необходимо взыскать стимулирующие выплаты в рамках программы модернизации здравоохранения в сумме 27 215, 50 руб.
Представители ответчика КГБУЗ «Крутихинская ЦРБ» Гаврина Г.А., Синина Л.П. в судебном заседании иск прокурора не признали, ссылаясь на сроки давности обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора, а так же на отсутствие финансирования по данной программе, просят в удовлетворении иска прокурора отказать.
Представитель третьего лица Главного управления Алтайского края по здравоохранению и фармацевтической деятельности в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, в своем отзыве на иск прокурора ссылаются на то, что во исполнение решения Алтайского краевого суда от 13.04.2012 по делу № 3-32-12 Главным управлением Алтайского края по здравоохранению и фармацевтической деятельности 09.08.2012 принят приказ № 800 «О внесение изменений в приказ Главного управления от 27.06.201 1 № 280», данный приказ официально опубликован и размещен в справочно-правовой системе «<данные изъяты>».
Главным управлением руководителям учреждения здравоохранения были даны разъяснения относительно внесенных изменений в приказ Главного управления Алтайского края № 280 от 27.06.2011 г., а также в целях использования в работе учреждений доведено до сведения руководителей решение Алтайского краевого суда от 13.04.2012 г. по делу № 3-32-2012.
Просят применить сроки исковой давности, поскольку приказ Главного управления здравоохранения и фармацевтической деятельности № 800 от 09.08.2012 г. «О внесении изменений в приказ Главного управления от 27.06.2011 г. № 280» опубликован в сборнике законодательства Алтайского края № 201 часть 2 (январь 2013). При этом незнание работников о принятом приказе Главного управления от 09.08.2012 г. № 800 считают, что не является основанием уважительности пропуска срока исковой давности установленного для разрешения индивидуальных споров.
В связи с чем, на основании ст. 158, 198 ГПК РФ, 392 ТК РФ, считают, что срок обращения в суд за разрешением указанных в исковом заявлении требований пропущен без уважительных причин и оснований для рассмотрения исковых требований отсутствуют.
В соответствии с п. 2 ст. 120 Г К РФ - Бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, как закрепленным за бюджетным учреждением собственником имущества, так и приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением собственником этого имущества или приобретенного бюджетным учреждением за счет выделенных собственником имущества бюджетного учреждения средств, а также недвижимого имущества. Собственник имущества бюджетного учреждения не несет ответственности по обязательствам бюджетного учреждения.
Определением суда от 14 ноября 2013 года в качестве соответчиков на основании ч. 3 ст. 40 ГПК РПФ к участию в деле привлечен - Территориальный Фонд обязательного медицинского страхования Алтайского края (далее - ТФОМС АК).
В судебное заседание представитель ответчика - ТФОМС АК не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещены в установленном законом порядке, в отзыве на исковое заявление просят разрешить спор в отсутствие их представителя. В отзыве на иск поясняют, что оплата медицинских услуг за счет средств обязательного медицинского страхования осуществляется по страховому принципу и заключается в том, что сумма перечисляемых средств рассчитывается исходя из объема оказанных медицинских услуг и размера установленных за них тарифов и не зависит от фактически понесенных лечебным учреждением расходов. Медицинские организации являются самостоятельно хозяйствующими субъектами и расходование ими финансовых средств, в том числе средств обязательного медицинского страхования, находящихся на расчетном счете, осуществляется ими самостоятельно в соответствии с задачами и функциями, предусмотренными Уставом медицинской организации, и с соблюдением норм действующего законодательства. Спорные правоотношения между сторонами регулируются условиями заключенного между ними трудового договора, локальными нормативными актами работодателя в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными актами, содержащими нормы трудового права.
В соответствии с Правилами финансового обеспечения мероприятий по повышению доступности амбулаторной медицинской помощи, проводимых в рамках Программы модернизации здравоохранения Алтайского края на 2011-2012 годы, утвержденными постановлением Администрации Алтайского края от 24.06.2011 г. № 351, (далее- краевые Правила) финансовое обеспечение мероприятий по повышению доступности амбулаторной медицинской помощи в рамках программы модернизации здравоохранения Алтайского края на 2011-2012 годы осуществлялось за счет субсидий Федерального фонда ОМС (далее субсидии), средств краевого бюджета и средств ТФОМС АК. И средства бюджета ТФОМС, и субсидии направлялись ТФОМС АК в страховые медицинские организации на реализацию мероприятий по повышению доступности амбулаторной медицинской помощи на основании договоров о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования и дополнительных соглашений к данным договорам (п.п. 4.1,4.2 краевых Правил). Страховые медицинские организации перечисляли в медицинские организации средства, указанные в пунктах 4.1 и 4.2 краевых Правил, также по установленным тарифам на оплату медицинской помощи в амбулаторных условиях.
Оплата медицинской помощи, оказанной ответчиком КГБУЗ «Крутихинская ЦРБ», в том числе за счет средств субсидий и средств бюджета ТФОМС, произведена страховыми медицинскими организациями в полном объеме, задолженность перед больницей отсутствует.
В соответствии со ст. 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), добавок и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Согласно ст. 22 и 56 ТК РФ обязанность своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату является обязанностью работодателя. Обращают внимание, что спорные правоотношения между медицинскими работниками и КГБУЗ «Крутихинская ЦРБ» регулируются условиями заключенных между ними трудовых договоров, локальными нормативными актами работодателя в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными актами, содержащими нормы трудового права.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Статьей 50 Федерального закона от 29.11.2010 года № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 30 ноября 2011 года № 369-ФЗ) установлено, что в период 2011 - 2012 годов в целях повышения качества и доступности медицинской помощи, предоставляемой застрахованным лицам, осуществляется реализация региональных программ модернизации здравоохранения субъектов РФ и мероприятий по модернизации государственных учреждений, оказывающих медицинскую помощь, государственных учреждений, реализующих мероприятия, предусмотренные пунктом 2 части 3 настоящей статьи.
Финансовое обеспечение региональных программ модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации в 2011 и 2012 годах осуществляется за счет доходов, поступающих в бюджет Федерального фонда от средств страховых взносов на обязательное медицинское страхование в размере два процентных пункта в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования», средств бюджетов субъектов РФ и бюджетов территориальных фондов.
Предусмотренные в бюджете Федерального фонда средства на финансовое обеспечение региональных программ модернизации здравоохранения субъектов РФ направляются среди прочих целей на внедрение стандартов медицинской помощи, повышение доступности амбулаторной медицинской помощи, в том числе предоставляемой врачами-специалистами (пункт 3 части 3 статьи 50 Федерального закона от 29 ноября 2010 года № 326-ФЗ).
Согласно подпункта 2 пункта 6 статьи 50 Федерального закона «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» предусмотренные в бюджете Федерального фонда средства на финансовое обеспечение региональных программ модернизации здравоохранения субъектов РФ предоставляются из бюджета Федерального фонда бюджетам территориальных фондов в виде субсидий. Из бюджетов территориальных фондов указанные средства предоставляются страховым медицинским организациям на цели внедрения стандартов медицинской помощи, повышения доступности амбулаторной медицинской помощи, в том числе предоставляемой врачами-специалистами, для последующего предоставления медицинским организациям, участвующим в реализации территориальных программ обязательного медицинского страхования в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования.
В соответствии с пунктом 8 статьи 50 вышеуказанного Федерального закона порядок реализации мероприятий по повышению доступности амбулаторной медицинской помощи, в том числе предоставляемой врачами-специалистами, устанавливается Правительством РФ.
Постановлением Правительства РФ от 07 февраля 2011 года № 60 «О порядке реализации мероприятий по повышению доступности амбулаторной медицинской помощи, проводимых в рамках региональных программ модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации» (подпункт «в» пункта 1, пункты 2, 3) установлено, в рамках реализуемых в 2011 - 2012 годах региональных программ модернизации здравоохранения субъектов РФ мероприятия по повышению доступности амбулаторной медицинской помощи, в том числе предоставляемой врачами-специалистами (специалистами с высшим медицинским образованием), проводятся органами исполнительной власти субъектов РФ по трем направлениям, одним из которых является введение ориентированной на результаты деятельности системы оплаты труда врачей-специалистов и специалистов со средним медицинским образованием, оказывающих амбулаторную медицинскую помощь.
Перечень мероприятий, с указанием медицинских организаций, участвующих в их реализации, индикаторы реализации данных мероприятий включаются в региональную программу модернизации здравоохранения субъекта Российской Федерации.
Перечень должностей специалистов с высшим и средним медицинским образованием, участвующих в реализации мероприятий по повышению доступности амбулаторной медицинской помощи, а также методика оценки их деятельности устанавливаются нормативными правовыми актами субъектов РФ в соответствии с показателями оценки указанной деятельности, устанавливаемыми Министерством здравоохранения и социального развития РФ.
Администрацией Алтайского края Постановлением от 30 марта 2011 года № 154 утверждена Программа модернизаций здравоохранения Алтайского края на 2011-2012 годы, а постановлением от 24 июня 2011 года № 351 утверждены: Правила финансового обеспечения мероприятий по повышению доступности амбулаторной медицинской помощи, проводимых в рамках Программы модернизации здравоохранения Алтайского края на 2011 - 2012 годы; Положение о введении ориентированной на результаты деятельности системы оплаты труда врачей-специалистов и специалистов со средним медицинским образованием, оказывающих амбулаторную медицинскую помощь (далее – Положение).
Пунктами 2-5 вышеуказанного Положения определено, что перечень должностей специалистов, их нормативная нагрузка, а также методика оценки и минимальные значения показателей оценки деятельности специалистов утверждаются Главным управлением Алтайского края по здравоохранению и фармацевтической деятельности в соответствии с показателями оценки, устанавливаемыми Минздравсоцразвития РФ.
Право на стимулирующие выплаты имеют специалисты, местом работы которых являются амбулаторно-поликлинические организации либо амбулаторно-поликлинические (диспансерные) подразделения медицинских организаций. Специалисты могут замещать должности как по основному месту работы, так и по совместительству, а также выполнять работу на условиях совмещения должностей и расширения зон обслуживания, что должно быть подтверждено записью в трудовом договоре.
Начисление стимулирующих выплат специалистам производится ежемесячно исходя из выполненного объема работы с учетом достигнутых показателей качества (пункты 3-4 Положения).
Приказом Главного управления Алтайского края по здравоохранению и фармацевтической деятельности от 27 июня 2011 года № 280 «О порядке реализации мероприятий по повышению доступности амбулаторной медицинской помощи, проводимых в рамках Программы модернизации здравоохранения Алтайского края» утвержден Перечень должностей, занимаемых врачами-специалистами и специалистами со средним медицинским образованием, участвующих в реализации мероприятий по повышению доступности амбулаторной медицинской помощи, в абзацах 32,39, 71 п. 2, абзацах 4,13,21 п. 3 указанного Приказа предусмотрено, что врач общей практики (семейный врач), врач-педиатр участковый, врач-терапевт участковый, фельдшер, медицинская сестра врача общей практики (семейного врача), медицинская сестра участковая участвуют в реализации мероприятий по повышению доступности амбулаторной медицинской помощи в случае неполучения доплаты по ПНП «Здоровье».
Решением Алтайского краевого суда от 13 апреля 2012 года № 3-32/12 признаны противоречащим закону и недействующими с момента вступления решения суда в законную силу абзацы 32, 39, 71 пункта 2, абзацы 4, 13, 21 пункта 3 в части слов «не получающий доплаты по ПНП «Здоровье» Перечня должностей, занимаемых врачами-специалистами и специалистами со средним медицинским образованием, участвующих в реализации мероприятий по повышению доступности амбулаторной медицинской помощи, утвержденного приказом Главного управления Алтайского края по здравоохранению и фармацевтической деятельности от 27 июня 2011 года № 280. Решение Алтайскою краевого суда от 13 апреля 2012 года вступило в законную силу 19 мая 2012 года.
Таким образом, до 19 мая 2012 года (вступления решения Алтайского краевого суда в законную силу) врачи-специалисты, указанные в абзацах 32, 39, 71 пункта 2, и средний медицинский персонал, перечисленные абзацами 4, 13, 21 пункта 3 Перечня должностей, занимаемых врачами-специалистами и специалистами со средним медицинским образованием, участвующих в реализации мероприятий по повышению доступности амбулаторной медицинской помощи, утвержденного приказом Главного управления Алтайского края по здравоохранению и фармацевтической деятельности от 27 июня 2011 года № 280, имели право на получение стимулирующих выплат в рамках Программы модернизации здравоохранения Алтайского края на 2011-2012 годы только в случае неполучения ими доплаты по приоритетному национальному проекту «Здоровье» (ПНП «Здоровье»).
В соответствии с трудовым договором от ДД.ММ.ГГГГ Баранов Ю.Г. работает в КГБУЗ «Крутихинская ЦРБ» в должности врача-педиатра участкового.
В соответствии со статьей 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Из материалов дела установлено, что дополнительное соглашение к трудовому договору относительно вышеуказанных выплат с истцом Барановым Ю.Г. работодателем не заключалось.
В <данные изъяты> году истец Баранов Ю.Г. получал надбавку стимулирующего характера к заработной плате в рамках ПНП «Здоровье».
Стимулирующие выплаты в рамках реализации Программы модернизации здравоохранения Алтайского края на 2011-2012 год истцу Баранову Ю.Г. КГБУЗ «Крутихинская ЦРБ» не начислялись и не выплачивались.
Поскольку решение Алтайского краевого суда от 13 апреля 2012 года по делу № 3-32/2012, которым признаны противоречащими закону и недействующими с момента вступления решения суда в законную силу абзацы 32, 39, 71 пункта 2, абзацы 4, 13, 21 пункта 3 в части слов «не получающий доплаты по ПНП «Здоровье» Перечня должностей, занимаемых врачами-специалистами и специалистами со средним медицинским образованием, участвующих в реализации мероприятий по повышению доступности амбулаторной медицинской помощи, утвержденного приказом Главного управления Алтайского края по здравоохранению и фармацевтической деятельности от 27 июня 2011 года № 280, вступило в законную силу 19 мая 2012 года, а с 01 января 2013 года Программа модернизации здравоохранения Алтайского края на 2011-2012 годы в части реализации мероприятия «Повышение доступности амбулаторной помощи», утвержденная постановлением Администрации Алтайского края от 30 марта 2011 года № 154, прекратила свое действие, истцу подлежат выплаты стимулирующего характера за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Вопреки установленным требованиям действующего законодательства вышеуказанные стимулирующие выплаты врачу-педиатру участковому КГБУЗ «Крутихинская ЦРБ» Баранову Ю.Г. с ДД.ММ.ГГГГ не выплачивались. Согласно предоставленного КГБУЗ «Крутихинская ЦРБ» расчета, размер суммы, подлежащей выплате с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составляет <данные изъяты>.
Пунктом 2 Приказа Главного управления Алтайского края по здравоохранению и фармацевтической деятельности от 27 июня 2011 года № 280 «О порядке реализации мероприятий по повышению доступности амбулаторной медицинской помощи, проводимых в рамках Программы модернизации здравоохранения Алтайского края» на руководителей учреждений здравоохранения края возложены обязанности: принять нормативный локальный акт, утверждающий механизм распределения средств, поступивших в учреждение на реализацию мероприятий Программы модернизации здравоохранения Алтайского края по повышению доступности амбулаторной медицинской помощи, а также начисления стимулирующих выплат врачам-специалистам и специалистам со средним медицинским образованием; не допускать нецелевого использования средств, поступивших на реализацию мероприятий по повышению доступности амбулаторной медицинской помощи; заключить дополнительные соглашения с врачами-специалистами и специалистами со средним медицинским образованием на получение стимулирующих выплат за объемы и качество медицинской помощи.
В обоснование своих возражений относительно заявленных исковых требований представители ответчика КГБУЗ «Крутихинская ЦРБ» сослался на пропуск истцом установленного статьей 392 ТК РФ срока исковой давности. Суд не соглашается с позицией представителей ответчика и считает её ошибочной по следующим основаниям.
В силу части 1 и 3 статьи 392 ТК РФ работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права. При пропуске по уважительным причинам данного срока, он может быть восстановлен судом.
В соответствии с правовой позицией Верховного Суда РФ, данной в пункте 5 Постановления Пленума от 17 марта 2004 года № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации», в качестве уважительных причин пропуска срока обращения в суд могут расцениваться обстоятельства, препятствовавшие данному работнику своевременно обратиться с иском в суд за разрешением индивидуального трудового спора (например, болезнь истца, нахождение его в командировке, невозможность обращения в суд вследствие непреодолимой силы, необходимость осуществления ухода за тяжелобольными членами семьи).
Рассматривая вопрос о пропуске Барановым Ю.Г. срока обращения в суд, суд приходит к выводу, что истцу не было известно о том, что в состав его заработной платы входят дополнительные выплаты стимулирующего характера в рамках реализации Программы модернизации здравоохранения Алтайского края на 2011-2012 годы, так как данные выплаты не предусмотрены ни трудовым договором, заключенным КГБУЗ «Крутихинская ЦРБ» с работником, ни дополнительным соглашением к трудовому договору, ни коллективными договорами. Указанные выплаты Баранову Ю.Г. не начислялись и не выплачивались, в связи с чем, о нарушении своего права на их получение истец не мог узнать в день выплаты заработной платы за соответствующий месяц.
При получении заработной платы и расчетных листков о ее начислении истец не мог знать о существовании локальных актов КГБУЗ «Крутихинская ЦРБ», принятых по вопросу оспариваемых стимулирующих выплат.
При этом необходимо отметить, что в силу статьи 392 ТК РФ срок на обращение в суд с требованием о защите трудовых прав, за исключением споров о незаконности увольнения, подлежит исчислению с момента, когда истец узнал или должен был узнать о нарушении своего права.
Согласно статьи 22 ТК РФ обязанность знакомить работников под роспись с принимаемыми локальными нормативными актами, непосредственно связанными с их трудовой деятельностью, лежит на работодателе.
Относительно же приказа Главного управления по здравоохранению и фармацевтической деятельности №800, опубликованного в Сборнике законодательства Алтайского края в январе 2013 года, суд принимает во внимание множественность регламентирующих оплату труда нормативных актов, которая, при отсутствии соответствующего юридического образования, не позволила истцу своевременно узнать о нарушении своих прав и в срок обратиться в суд за защитой своих прав.
Более того, как следует из показаний главного врача КГБУЗ «Крутихинская ЦРБ» Гавриной Г.А. и из письма Главного управления Алтайского края по здравоохранению и фармацевтической деятельности, о существовании приказа № 800 от 09.08.2012 «О внесении изменений в приказ Главного управления от 27.06.2011 № 280» в части перечня должностей, занимаемых врачами участковыми терапевтами, врачами участковыми педиатрами, врачам общей практики и медицинских сестер участковых был доведен Главным управлением до всех Центральных районных больниц только в июне 2013 году. В связи с чем, Управлением было рекомендовано в устной форме выплатить стимулирующие доплаты из экономии фонда заработной платы 2013 года, а работники ЦРБ с данным приказом до настоящего времени ознакомлены не были. Дополнительные стимулирующие выплаты истцу не начислялись и не производились, соответственно оснований полагать, что истец знал о полагающейся ему выплате дополнительного материального стимулирования у суда не имеется.
После проведения прокурорской проверки в рамках исполнения бюджетного и иного законодательства прокуратурой Крутихинского района в интересах Баранова Ю.Г. ДД.ММ.ГГГГ предъявлен иск в суд, т.е. в пределах срока давности обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора.
По вышеизложенным основаниям суд восстанавливает истцу пропущенный срок исковой давности, и выносит решение об удовлетворении заявленных исковых требований.
При этом доводы представителя ответчика Сининой Л.П. о необходимости взыскания стимулирующих выплат с ТФОМС АК, в связи с отсутствием денежных средств в КГБУЗ «Крутихинская ЦРБ», признаются судом несостоятельными, поскольку правоотношения между Барановым Ю.Г. и КГБУЗ «Крутихинская ЦРБ» регулируются условиями заключенного между ними трудового договора, локальными нормативными актами работодателя в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными актами, содержащими нормы трудового права. Обязательства ТФОМС Алтайского края перед Барановым Ю.Г. по выплате стимулирующих выплат в рамках программы модернизации здравоохранения отсутствуют, а отсутствие денежных средств в КГБУЗ «Крутихинская ЦРБ» не может быть взаимосвязано с правом истца на получение стимулирующих выплат. Суд считает необходимым произвести взыскание стимулирующих выплат в рамках программы модернизации здравоохранения Алтайского края на 2011-2012 годы с КГБУЗ «Крутихинская ЦРБ».
В соответствии со ст.103 ГПК РФ государственная пошлина от которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика на освобожденного от уплаты судебных расходов в бюджет, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 193-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования прокурора Крутихинского района, действующего в интересах Баранова Ю.Г. к КГБУЗ «Крутихинская центральная районная больница» о взыскании стимулирующих выплат удовлетворить.
Взыскать с КГБУЗ «Крутихинская центральная районная больница» в пользу Баранова Ю.Г. стимулирующие доплаты в рамках реализации Программы модернизации здравоохранения Алтайского края на 2011 – 2012 годы за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме <данные изъяты>
Взыскать с КГБУЗ «Крутихинская центральная районная больница» государственную пошлину в доход бюджета Крутихинского района Алтайского края в сумме <данные изъяты>.
Решение может быть обжаловано судебную коллегию Алтайского краевого суда в течении месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме, путем подачи жалобы через Крутихинский районный суд.
Мотивированное решение изготовлено 29 ноября 2013 года.
Судья Н.А. Пряженникова