Дело №2а-331/2023
УИД 77RS0010-02-2023-004175-22
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
06 июня 2023 года адрес
Измайловский районный суд адрес в составе председательствующего судьи Виноградовой Е.Н., при секретаре фио, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-331/2023 по административному исковому заявлению Терехова Игоря Васильевича к ИФНС России № 19 по адрес о признании недоимки и пени по налогу безнадежной к взысканию,
УСТАНОВИЛ:
Терехов И.В. обратился в суд с административным исковым заявлением к ИФНС России № 19 по адрес о признании недоимки и пени по налогу на имущество физически лиц и земельному налогу за 2016 – 2019 годы безнадежной к взысканию в размере сумма Требования мотивированы тем, что налоговым органом утрачена возможность взыскания в судебном порядке недоимки и пени за 2016 – 2019 годы в связи с истечением предусмотренного законом срока для взыскания обязательных платежей, однако задолженность, несмотря на неоднократные обращения к административному ответчику, числится за административным истцом.
Административный истец Терехов И.В. в судебное заседание явился, административные исковые требования поддержал в полном объеме.
Представитель административного ответчика по доверенности фио в судебное заседание явилась, возражала против удовлетворения административных исковых требований по доводам, изложенным в письменном отзыве.
Заинтересованное лицо ИФНС России по адрес в судебное заседание представителя не направило, извещено надлежащим образом, ходатайств об отложении, возражений на иск не направило.
Выслушав объяснения участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Налог, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 17.12.1996 № 20-П, - необходимое условие существования государства, поэтому обязанность платить налоги, закрепленная в статье 57 Конституции Российской Федерации, распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства; налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства, так как иначе были бы нарушены права и охраняемые законом интересы других лиц, а также государства.
В соответствии со ст.ст.387,388,389 Налогового кодекса РФ, земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст.389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог.
Как следует из ч. 1 ст. 399 НК РФ налог на имущество физических лиц (далее-налог) устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Согласно ст. 400 НК РФ налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.
Из п. 2 ч. 1 ст. 401 НК РФ следует, что расположенная в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) квартира является объектом налогообложения.
Судом установлено и из материалов дела следует, что Терехов И.В. состоит на налоговом учете в ИФНС России № 19 по адрес и является плательщиком земельного налога и налога на имущество физических лиц.
Согласно справки № 7719-00-11-2023/000713 о состоянии расчетов по налогам, сборам по состоянию на 24.01.2023 за Тереховым И.В. числилась задолженность по уплате земельного налога за период с 2016 по 2018 годы в размере сумма: по сроку 01.12.2017 на сумму сумма (остаток непогашенной суммы сумма), по сроку 03.12.2018 на сумму сумма, по сроку 02.12.2019 года на сумму сумма; а также налога на имущество физических лиц: за 2016 г. 01.12.2017 в сумме сумма, за 2017 г. 03.12.2018 в сумме сумма, за 2017 г. 03.12.2018 в сумме сумма, а также пени в размере сумма
01.06.2018 мировым судьей судебного участка № 297 адрес вынесен судебный приказ №2а-106/18 о взыскании с фио суммы земельного налога в размере сумма, пени в размере сумма
19.03.2019 указанный судебный приказ мирового судьи судебного участка № 297 адрес отменен по возражениям должника.
03.10.2019 мировым судьей судебного участка № 297 адрес вынесен судебный приказ №2а-291/19 о взыскании с фио суммы земельного налога за 2017 год в размере сумма, пени в размере сумма
10.06.2020 указанный судебный приказ мирового судьи судебного участка № 297 адрес отменен по возражениям должника.
30.10.2019 мировым судьей судебного участка № 297 адрес вынесен судебный приказ №2а-343/19 о взыскании с фио суммы налога на имущество физических лиц за 2017 года в размере сумма, пени в размере сумма
10.06.2020 указанный судебный приказ мирового судьи судебного участка № 297 адрес отменен по возражениям должника.
02.09.2020 мировым судьей судебного участка № 297 адрес вынесен судебный приказ №2а-759/20 о взыскании с фио суммы налога на имущество физических лиц за 2018 год в размере сумма, пени в размере сумма, земельного налога за 2018 год в размере сумма, пени в размере сумма
08.10.2020 указанный судебный приказ мирового судьи судебного участка № 297 адрес отменен по возражениям должника.
Решением Измайловского районного суда адрес от 26.12.2019 года по делу №2а-324/19 с фио в пользу ИФНС России по адрес взыскана задолженность по уплате земельного налога за 2016 год в размере сумма и пени в размере сумма
Решением Измайловского районного суда адрес от 30.06.2021 года по делу №2а-266/19 с фио в пользу ИФНС России по адрес взыскана задолженность по уплате налога на имущество физических лиц за 2018 год в размере в размере сумма и пени в размере сумма, а также задолженность по уплате земельного налога за 2018 год в размере сумма и пени в размере сумма
Из представленных представителем ответчика данных АИС Налог-3 ПРОМ следует, что начисленный за 2019 год земельный налог в размере сумма, а также налога на имущество физических лиц за 2019 год в размере сумма, сумма и сумма оплачены Тереховым И.В. в полном объеме.
Административный истец, полагая указанные задолженности за 2016-2019 гг. безнадежными к взысканию, указывает на истечение срока их взыскания налоговым органом.
Согласно ст. 44 НК РФ, обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных настоящим Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах (ч. 1)
Обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора (ч. 2)
Обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается с уплатой налога и (или) сбора в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом (п. 1 ч. 3)
Согласно пункту 1 статьи 59 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) безнадежными к взысканию признаются недоимка, задолженность по пеням и штрафам, числящиеся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными, не только в случаях, перечисленных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 названной статьи, но и в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (подпункт 5 указанной нормы).
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 12 Федерального закона от дата № 436-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон № 436-ФЗ), признается безнадежной к взысканию и подлежит списанию задолженность физических лиц (по транспортному налогу, налогу на имущество физических лиц, земельному налогу), и индивидуальных предпринимателей и лиц, утративших статус индивидуального предпринимателя (по всем налогам, за исключением налога на добычу полезных ископаемых, акцизов и налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через границу Российской Федерации), пеням и штрафам, образовавшаяся на 1 января 2015 года.
Согласно правовой позиции, изложенной в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 22.11.2018 № 306-КГ18-10607, из содержания статьи 12 Закона № 436-ФЗ не следует, что данная норма является актом прощения налоговой задолженности (налоговая амнистия), прекращающим согласно подпункту 5 пункта 3 статьи 44 Налогового кодекса обязанность по уплате налогов, пени и штрафов.
Напротив, положения данной статьи сформулированы как устанавливающие специальные основания для списания задолженности, право на взыскание которой не утрачено налоговыми органами, и в качестве признака безнадежности задолженности к взысканию законодателем рассматривается сам по себе факт ее непогашения в течение трех лет (2015 - 2017).
Неограниченное во времени нахождение налогоплательщиков под риском применения мер принудительного взыскания является обременительным для граждан (индивидуальных предпринимателей) и дальнейшее сохранение такой ситуации признано государством нецелесообразным. При этом предполагается, что причины, по которым меры принудительного взыскания налоговой задолженности не привели к ее погашению, обусловлены возникшими у граждан (индивидуальных предпринимателей) обстоятельствами, не позволяющими в течение длительного периода полностью исполнить обязанность по уплате налогов, а не сокрытием сведений о неуплаченных налогах от налоговых органов, равно как сокрытием имущества от обращения на него взыскания.
С учетом изложенного для целей статьи 12 Закона № 436-ФЗ под подлежащей списанию задолженности граждан (индивидуальных предпринимателей), образовавшейся на 01.01.2015, должны пониматься недоимки по налогам, а также пени и штрафы, известные налоговым органам и подлежавшие взысканию на указанный момент времени, но не погашенные полностью или в соответствующей части в течение 2015 – 2017 гг.
Следовательно, недоимка по налогам, задолженность по пеням и штрафам может быть списана только с лиц, которые задекларировали ее до 01.01.2015, либо с лиц, налоговая задолженность которых выявлена (начислена) налоговыми органами до указанного дня, но не взыскана на момент вступления в силу Закона № 436-ФЗ, то есть на 28.12.2017.
Приказом Федеральной налоговой службы Российской Федерации от 30.11.2022 № ЕД-7-8/1131@ утверждены Порядок списания недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам, признанных безнадежными к взысканию, и Перечень документов, подтверждающих обстоятельства признания безнадежными к взысканию недоимки, задолженности по пеням, штрафам и процентам.
В соответствии с пунктом 1 указанного Порядка списанию подлежит задолженность:
а) числящаяся за налогоплательщиком, плательщиком сборов, плательщиком страховых взносов или налоговым агентом и повлекшая формирование отрицательного сальдо единого налогового счета такого лица, погашение и (или) взыскание которой оказались невозможными, в случаях, предусмотренных пунктами 1, 4 статьи 59 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс)
б) образовавшаяся до 1 января 2023 года, размер которой не превышает размера требований к должнику, установленного законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) для возбуждения производства по делу о банкротстве, и в отношении которой судебным приставом-исполнителем вынесено постановление об окончании исполнительного производства при возврате взыскателю исполнительного документа по основаниям, предусмотренным пунктами 3 и 4 части 1 статьи 46 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, № 41, ст. 4849; 2021, № 52, ст. 8976), за исключением задолженности юридических лиц, граждан, индивидуальных предпринимателей, по которым арбитражным судом введена процедура банкротства в соответствии с Федеральным законом от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 43, ст. 4190; 2022, № 27, ст. 4613).
В пункте 3 статьи 48 Налогового кодекса РФ определено, что рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве; требование о взыскании налога, пеней за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Таким образом, пунктом 3 статьи 48 Налогового кодекса РФ и частью 2 статьи 286 КАС РФ установлен шестимесячный срок на подачу заявления о взыскании обязательных платежей и санкций в порядке приказного производства, который исчисляется по общему правилу со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, и аналогичной продолжительности срок для реализации налоговым органом права на взыскание недоимки в порядке искового производства, который подлежит исчислению со дня вынесения определения об отмене судебного приказа.
Таким образом, срок на предъявление требований о взыскании с фио земельного налога за 2017 год, пеней за счет имущества физического лица, установленный п. 3 ст. 48 НК РФ, налоговым органом пропущен.
В связи с чем, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении административных требований фио о признании указанной задолженности безнадежной к взысканию, поскольку налоговым органом исчерпаны возможности ее взыскания.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175 - 180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административные исковые требования Терехова Игоря Васильевича к ИФНС России № 19 по адрес о признании недоимки и пени по налогу безнадежной к взысканию – удовлетворить частично.
Признать задолженность Терехова Игоря Васильевича по земельному налогу за 2017 г. в размере сумма и пени по указанной задолженности безнадежными к взысканию.
В удовлетворении остальной части административных исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Московский городской суд через Измайловский районный суд адрес в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Е.Н. Виноградова
Решение в окончательной форме изготовлено 21.06.2023 г.