Дело №2-264/2017
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
04 августа 2017 года пос. Пряжа
Пряжинский районный суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Кемпинен И.С.,
при секретаре Чирковой В.Ю.,
с участием истца Крупышевой Т.С.,
представителей ответчика Администрации Пряжинского национального муниципального района - Гомза В.О., Богдановой О.В.,
представителя ответчика Администрации Чалнинского сельского поселения – Саволайнена Т.И.,
третьего лица Крупышева С.А. в режиме видеоконференцсвязи,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Крупышевой Т. С. к Администрации Пряжинского национального муниципального района о предоставлении во внеочередном порядке благоустроенного жилого помещения по договору социального найма,
установил:
Крупышева Т.С. обратилась в суд с данным иском по тем основаниям, что с 2008 по 2010 годы была зарегистрирована и проживала в принадлежавшей на праве собственности Романовой О.А. квартире, расположенной по адресу: <адрес>2. В дальнейшем <адрес> в <адрес> был признан аварийным и подлежащим сносу, а в декабре 2016 года расселен с предоставлением всем собственникам жилых помещений. При этом, истец никакого жилья не получила, хотя на основании постановления Администрации Чалнинского сельского поселения № от ДД.ММ.ГГГГ поставлена на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. Решением Пряжинского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ истец была снята с регистрационного учета по адресу: <адрес>2. На основании изложенных в заявлении обстоятельств, ст.ст. 15, 57, 85, 86, 87, 89 Жилищного кодекса РФ, Крупышева Т.С. просит суд обязать Администрацию Пряжинского национального муниципального района предоставить ей вне очереди на условиях социального найма жилое помещение на территории Чалнинского сельского поселения, отвечающее требованиям, предъявляемым к жилым помещениям применительно к условиям Пряжинского национального муниципального района, на состав семьи из 2 человек, площадью 28 кв.м.
В судебном заседании истец Крупышева Т.С. заявленные требования подержала в полном объеме по изложенным в иске основаниям.
Представители ответчиков Администрации Пряжинского национального муниципального района – Гомза В.О. и Богданова О.В., действующие на основании доверенностей, администрации Чалнинского сельского поселения – Глава поселения Саволайнен Т.И. возражали против удовлетворения исковых требований Крупышевой Т.С.
Третье лицо Крупышев С.А. в судебном заседании просил удовлетворить исковые требования Крупышевой Т.С.
Заслушав объяснения участвующих в деле лиц, исследовав письменные материалы дела, материалы гражданского дела №, суд приходит к следующим выводам.
Согласно Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище (ч. 1 ст. 40). В условиях рыночной экономики граждане Российской Федерации осуществляют данное социальное право в основном самостоятельно, используя различные способы; обязывая органы государственной власти создавать для этого условия, Конституция Российской Федерации вместе с тем закрепляет, что малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (ч. ч. 2 и 3 ст. 40), предписывая тем самым законодателю определять категории граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретные формы, источники и порядок обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства.
Реализуя эту конституционную обязанность, федеральный законодатель в Жилищном кодексе Российской Федерации, вступившем в силу ДД.ММ.ГГГГ, предусмотрел институт социального найма жилых помещений, суть которого состоит в предоставлении во владение и пользование для проживания жилых помещений из государственных и муниципальных жилищных фондов малоимущим гражданам, нуждающимся в жилье.
Для возникновения жилищного правоотношения социального найма жилого помещения в частности муниципального жилищного фонда, по смыслу части 1 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации, необходимо наличие таких юридических фактов, как малоимущность и нуждаемость в жилом помещении.
В силу статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным данным Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, в предусмотренном им порядке; при этом к малоимущим относятся граждане, признанные таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости подлежащего налогообложению имущества, находящегося в собственности членов семьи (ч. 2).
В соответствии со статьей 52 Жилищного кодекса Российской Федерации принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется на основании их заявлений, по итогам рассмотрения которых уполномоченный орган принимает решение о постановке на учет, в связи с чем гражданин приобретает право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (ст. 53 и 55 ЖК РФ).
Согласно части 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам в порядке очередности исходя из времени их постановки на учет.
Вместе с тем, для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции законодатель предусмотрел возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (пункт 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации) - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (часть 2 статьи 49, часть 1 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Такое законодательное регулирование согласуется со статьей 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.
Поскольку до ДД.ММ.ГГГГ (введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации) истец не состояла в очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий, была поставлена на учет в 2016 году, при рассмотрении настоящего спора юридически значимыми обстоятельствами являются: относится ли Крупышева Т.С. к категории малоимущих граждан, а также объективная нуждаемость истца в жилом помещении в соответствии с требованиями части 2 статьи 49 Жилищного Кодекса Российской Федерации.
При разрешении спора суд приходит к выводу о том, что Крупышева Т.С. не имеет права на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма по пункту 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Так, согласно справкам ГКУСЗ РК «Центр социальной работы <адрес>» и ГКУСЗ «Центр социальной работы <адрес>» Крупышева Т.С. не является получателем адресной социальной помощи и других мер социальной поддержки; в базе льготополучателей <адрес> не состоит. Таким образом, в установленном законом порядке малоимущей истица не признавалась.
Решая вопрос об обоснованности постановки истца на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения в связи с признанием его непригодным для проживания, суд исходит из следующего.
Согласно п. 2 ст. 2 Жилищного кодекса РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан.
В силу ч. 2 ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.
Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства. Принятие на указанный учет недееспособных граждан осуществляется на основании заявлений о принятии на учет, поданных их законными представителями. (ч. 3 ст. 52 ЖК РФ).
При этом, в силу ч. 1 ст. 20 ГК РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
Из положений п. 3 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются, в том числе проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.
Порядок признания жилых помещений непригодными для проживания установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции».
В соответствии с пунктом 7 Положения уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является межведомственная комиссия, порядок создания которой урегулирован данной нормой.
По результатам работы комиссия принимает, в том числе решение о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу; о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции (п. 47 Положения).
Оценка соответствия помещения установленным в Положении требованиям и признание жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции производится межведомственной комиссией на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции.
В соответствии с пунктом 49 Положения на основании полученного заключения соответствующий орган исполнительной власти либо орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием дальнейшего использования помещения, сроков отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о непризнании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.
Таким образом, Правительством Российской Федерации установлена процедура принятия решения о признании помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, включающая в себя принятие соответствующего решения межведомственной комиссией и издание распоряжения органа власти о дальнейшем использовании помещения и сроках отселения жильцов.
Согласно п. 6 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае выявления в представленных документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.
Как следует из материалов дела и установлено судом, заключением Межведомственной комиссии Администрации Пряжинского национального муниципального района № от ДД.ММ.ГГГГ на основании Акта обследования помещения № от ДД.ММ.ГГГГ, жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, признан несоответствующим требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, не пригодным для постоянного проживания в связи со значительным физическим износом, аварийным и подлежащим сносу.
Постановлением Администрации Чалнинского сельского поселения № от ДД.ММ.ГГГГ Крупышева Т.С., зарегистрированная по адресу: <адрес>2, поставлена на учет на улучшение жилищных условий в составе семьи 2 человека, в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ (протокол жилищной комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ).
Решением Пряжинского районного суда Республики Карелия от ДД.ММ.ГГГГ, вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, по гражданскому делу № Крупышева Т. С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженка <адрес> Карельской АССР, признана утратившей право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>. При этом, удовлетворяя исковые требования Романовой О.А. о признании Крупышевой Т.С. утратившей право пользования жилым помещением, суд исходил из того, что ответчик членом семьи собственника квартиры Романовой О.А. не является, в квартире не проживает, согласия Романовой О.А. на регистрацию ответчика в ее квартире не имеется, в связи с чем пришел к выводу, что оснований для сохранения права пользования спорной жилой площадью за Крупышевой Т.С. не имеется.
Согласно информации МП ОМВД России по <адрес> Крупышева Т.С. снята с регистрационного учета по месту жительства по адресу: <адрес>2 ДД.ММ.ГГГГ.
В силу ч. 2 ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
Установив, что на момент постановки истца на учет нуждающихся в жилых помещениях как собственника либо гражданина-нанимателя жилья, признанного непригодным для проживания, она собственником либо гражданином - нанимателем жилого помещения, признанного непригодным, не являлась, суд приходит выводу об отсутствии на ДД.ММ.ГГГГ оснований для постановки ее на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях на основании п. 3 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ.
С учетом обстоятельств, установленных вступившим в законную силу решением Пряжинского районного суда РК от 01.12.2016г. по делу №, в настоящее время у Крупышевой Т.С. также не имеется права состоять на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях и имеющих право на получение жилого помещения.
При этом, в силу положений части 3 статьи 17 Конституции Российской Федерации, осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
Согласно п. 1 ст. 10 Гражданского кодекса РФ не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).
С учетом вышеизложенных правовых норм, установленных по делу обстоятельств, суд приходит к выводу об отсутствии законных оснований для удовлетворения исковых требований Крупышевой Т.С. о предоставлении ей во внеочередном порядке жилого помещения по договору социального найма.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении искового заявления Крупышевой Т. С. к Администрации Пряжинского национального муниципального района о предоставлении во внеочередном порядке благоустроенного жилого помещения по договору социального найма – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке Верховный Суд Республики Карелия через Пряжинский районный суд РК в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья И.С. Кемпинен
В соответствии со ст. 199 ГПК РФ мотивированное решение составлено 07.08.2017г.