Решение по делу № 02-3357/2019 от 22.03.2019

 РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

13 мая 2019 года                                                                                                     г. Москва

 

Пресненский районный суд г. Москвы в составе председательствующего судьи Карповой А.И., при секретаре Качуриной Р.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело  2-3357/2019 по иску Гикс Евгения Евгеньевича к Департаменту городского имущества г. Москвы о признании распоряжения об отказе в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях незаконным, об обязании принять на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях,

 

УСТАНОВИЛ:

 

Гикс Е.Е. обратился в суд с  иском к Департаменту городского имущества города Москвы о признании распоряжения об отказе в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях незаконным, об обязании принять на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях, мотивируя свои требования тем, что Гикс Е.Е. с 21.10.1987г. по 06.11.2012г. проживал  в адрес, который в соответствии с законодательством РФ (Постановление Правительства РФ от 18.12.1997г.  1582 «Об утверждении перечня населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»), отнесен к зоне отселения (с 21 октября 2015 года - к зоне проживания с правом на отселение - Постановление Правительства РФ от 08.10.2015  1074 «Об утверждении перечня населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»).

 С 28.11.2015 года истец зарегистрирован и проживает, в квартире по адресу: г. Москва, адрес, собственником которого не является. В собственности иного жилья не имеет, нанимателем жилого помещения по договору социального найма не является. 07.02.2017г. истец обратился к ответчику с заявлением о признании нуждающимся в жилых помещениях согласно установленных норм Жилищного кодекса Российской Федерации для реализации права на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета.

Распоряжением Департамента от 05.07.2018  21960 истцу отказано в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, что и послужило основанием для обращением в суд.

Истец в судебное заседание явился, исковые требования поддержал в полном объеме по доводам изложенным в иске.

Представитель ответчика, в судебное заседание явилась,  исковые требования не признала, по доводам подробно изложенным в письменном виде.

Суд, изучив материалы дела, приходит к следующему.

Как установлено судом и следует из материалов дела,  что Гикс Е.Е. родился 21.10.1987г. в адрес, который в соответствии с законодательством РФ (Постановление Правительства РФ от 18.12.1997г.  1582 «Об утверждении перечня населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»), отнесен к зоне отселения, а с 21 октября 2015 года - к зоне проживания с правом на отселение (Постановление Правительства РФ от 08.10.2015  1074 «Об утверждении перечня населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»).

С 28.11.2015г. истец зарегистрирован и проживает в квартире по адресу: адрес, собственником, которой является Мерзлякова С.В. В собственности жилых помещений нет, нанимателем жилого помещения по договору социального найма не является.

07.02.2017г. истец обратился с заявлением к ответчику о признании нуждающимся в жилых  помещениях согласно установленных норм Жилищного кодекса Российской Федерации для реализации права на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета.

Письмом Департамента городского имущества г. Москвы  ДГИ-ГР-13265/17-1 от 22.02.2017г. Гиксу Е.Е. отказано в признании нуждающимся в улучшении жилищных условий и принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении для обеспечения за счет средств федерального бюджета, в связи с тем, что он проживает в городе Москве по месту жительства с 2015 года, где в составе семьи из 4-х человек занимает однокомнатную квартиру площадью жилого помещения  36,9 кв.м.

Вступившим в законную силу решением Пресненского районного суда г. Москвы от 31.07.2017г. постановлено:

«Признать незаконным отказ Департамента городского, имущества города Москвы, выраженный в письме от 22.02.2017 ДГИ-ГР-13265/17-1 в принятии Гике Е.Е. на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий жилой площадью за счет средств федерального бюджета, как выехавшего добровольно из зоны отселения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Признать за Гиксом Е.Е. право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии со ст. 17 Закона Российской Федерации от 15.05.1991  1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Возложить обязанность на Департамент городского имущества города Москвы повторно рассмотреть заявление Гикс Е.Е. о принятии его на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилых условий жилой площадью за счет средств федерального бюджета, как выехавшего добровольно зоны отселения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

Распоряжением Департамента городского имущества г. Москвы  21960 от 05.07.2018г. Гикс Е.Е. отказано в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях.

Из указанного распоряжения следует, что на дату подачи заявления 07.02.2017 Гикс Е.Е. 1987 г.р. в составе семьи из 4 человек (он, Мерзлякова СВ.1967 г.р., Сулимов А.А. 2012 г.р., Сулимов А.А. 1967 г.р., родственные отношения не установлены) зарегистрирован по месту жительства по адресу: адрес. кв. 203, где занимает однокомнатную квартиру площадью жилого помещения 36.9 кв. м.

Собственником жилого помещения является Мерзлякова С.В., о чем в Едином государственном реестре недвижимости сделана запись о регистрации от 26.08.2008 77-77-18/041/2008-374.

Брак между Гиксом Е.Е. и Зеленской М.В., расторгнут в 2014 году, Гике Е.Е. в новом браке не состоит. Копия паспорта и сведения о жилищной обеспеченности Зеленской М.В. в материалах дела отсутствуют.

Указанный заявитель не представил документы, обязанность по предоставлению которых возложена на заявителей (отсутствуют документы, удостоверяющие личность и место жительства Зеленской М.В. в связи с чем невозможно установить факт наличия или отсутствия ухудшения жилищных условий из-за изменения состава семьи в результате расторжения брака Гикса Е.Е. в 2014 году).

Гикс Е.Е. зарегистрирован в городе Москве по месту жительства и на указанной жилой площади с 2015 года, прибыл из адрес. Гикс Е.Е. проживает в городе Москве по месту жительства на законных основаниях в общей сложности менее 10 лет с 2015 года.

Граждане Российской Федерации, перед которыми государство имеет обязательства в соответствии с законодательством Российской Федерации, подлежат обеспечению жилыми помещениями в рамках основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» государственной программы «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» (далее - основное мероприятие), утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2017  1710.

Департамент осуществляет учет граждан - основного мероприятия в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2006  153 (ред. от 30.12.2017) «О некоторых вопросах реализации основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» (вместе с «Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации») и постановлением Правительства Москвы от 11.05.2010  388-ПП «Об утверждении Правил рассмотрения заявлений граждан об участии в подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы Департаментом городского имущества города Москвы и оформления и выдачи государственных жилищных сертификатов о выделении социальной выплаты на приобретение жилых помещений».

В соответствии с подпунктом «е» пункта 5 Постановления  153 право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы имеют:

е) граждане, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении «Маяк», и приравненные к ним лица, вставшие на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, имеющие право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии со статьями 14, 15, 16,17 и 22 Закона Российской Федерации от 15.05.1991  1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», Федеральным законом от 26.11.1998  175-ФЗ «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся   воздействию   радиации   вследствие   аварии   в   1957  году   на  производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча» и Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991  2123-1 «О распространении действия Закона РСФСР «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» на граждан из подразделений особого риска.

По условиям подп. «г» пункта 19 Правил для участия в подпрограмме граждане, указанные в пункте 5 настоящих Правил, подают соответственно в воинские части, организации, учреждения федеральных органов (далее - подразделения) или в органы местного самоуправления, в которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (в качестве граждан, имеющих право на получение социальных выплат), заявление (рапорт) об участии в подпрограмме по форме согласно приложению N 1, документы о своем согласии и согласии всех членов своей семьи на обработку персональных данных о себе по форме согласно приложению N 1(1) с приложением следующих документов:

документ, подтверждающий право гражданина на обеспечение жилым помещением за счет средств федерального бюджета;

выписка из домовой книги и копия финансового лицевого счета;

выписка из решения органа по учету и распределению жилых помещений о постановке на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (в жилых помещениях);

копия документа, подтверждающего право на дополнительную площадь жилого помещения (в случаях, когда такое право предоставлено законодательством Российской Федерации);

копии документов, удостоверяющих личность каждого члена семьи;

Списки граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году, формируются:

Пунктом 24 Правил определено, что в целях организации работы по выдаче сертификатов в планируемом году формируются списки граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году.

Списки граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году, формируются:

в отношении граждан - участников подпрограммы, указанных в подпунктах "е" и "ж" пункта 5 настоящих Правил, - в хронологической последовательности, в какой граждане - участники подпрограммы были поставлены на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, с учетом их права на обеспечение жилыми помещениями вне очереди, установленного законодательством Российской Федерации.

Пунктом 2 ст. 14, подп. 1 ст. 15 Закона  1224-1) определено, что гражданам, указанным в пунктах 1 и 2 части первой статьи 13 настоящего Закона, гарантируется обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий жилой площадью в размерах и в порядке, установленных Правительством Российской Федерации, один раз.

Гражданам, указанным в пункте 3 части первой статьи 13 настоящего Закона, предоставляются меры социальной поддержки, предусмотренные пунктами 3 -12,14 части первой статьи 14 настоящего Закона. Кроме того, им гарантируются, в том числе, обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий жилой площадью в размерах и в порядке, установленных Правительством Российской Федерации, один раз;

Как следует из указанных положений Закона  1244-1, граждане имеют право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии с данным Законом (т.е. на получение социальных выплат) при соблюдении двух условий: если они относятся к числу определенных этим Законом категорий и одновременно являются нуждающимися в улучшении жилищных условий.

Законом  1244-1 не установлены порядок и критерии признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий, в жилых помещениях, в получении жилых помещений (далее -нуждаемость).

 Как указал в своем определении Конституционный Суд Российской Федерации от 21.12.2011  1810-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы граждан Агуреева Павла Ивановича и Киреева Алексея Павловича на нарушение их конституционных прав пунктом 2 статьи 14 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», оспариваемое заявителями положение пункта 2 части первой статьи 14 "Возмещение вреда и меры социальной поддержки граждан, получивших или перенесших лучевую болезнь, другие заболевания, и инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы" Закона "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" в редакции Федерального закона от 4 июня 2011 года N 130-ФЗ, не применявшейся в конкретном деле заявителей, равно как и пункт 2 статьи 14 названного Закона в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, предусматривая гарантии однократного обеспечения соответствующей категории граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилой площадью в размерах и в порядке, установленных Правительством Российской Федерации, по существу носят отсылочный характер.

Также Конституционный Суд Российской Федерации отмечал, что непременным условием для возникновения обязательств государства перед лицами, отнесенными к действию Закона  1244-1, является признание в установленном законом порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий, включение в списках лиц, нуждающихся в жилых помещениях (определение от 16.03.2006  72-0 «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы граждан Максимовой Геи Васильевны, Никитина Венедикта Венедиктовича и Шамшурина Владимира Михайловича на нарушение их конституционных прав пунктом 2 части первой статьи 14 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" в редакции Федерального закона от 22.08.2004  122-ФЗ»).

Таким образом, право на участие в программе имеют граждане, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении "Маяк", и приравненные к ним лица, вставшие на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Аналогичная позиция изложена в определении Московского городского суда по делу  4Г-7069/2017.

Подпунктом «к» части 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации, принятой всенародньм голосованием 12.12.1993, установлено, что административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В силу ст. 13 ЖК РФ, определение условий и порядок постановки на жилищный учет, порядок ведения жилищного учета и предоставления жилых помещений из жилищного фонда субъекта Российской Федерации отнесено к ведению органов государственной власти субъекта Российской Федерации.

В субъекте Российской Федерации городе Москве, единый порядок, условия и основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях определены ст. ст. 1, 7, 8, 9 Закона города Москвы от 14.06.2006  29 «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения» (далее - Закон  29).

В п. 1.2 Письма Минстроя России от 07.08.2017 N 28068-ЕС/05 <0 направлении Методических рекомендаций по реализации некоторых вопросов, связанных с обеспечением жилыми помещениями отдельных категорий граждан, установленных федеральным законодательством> указано, что в соответствии с положениями статей 14, 15, 17 и 22 Закона  1244-1 основным условием, дающим гражданам, относящимся к категории "Граждане, пострадавшие в результате радиационных аварий и катастроф, пострадавшие в результате этих аварий, и приравненные к ним лица", право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета (получение социальной выплаты для приобретения жилого помещения), является признание их в установленном порядке нуждающимися в жилых помещениях (улучшении жилищных условий) органами местного самоуправления.

Согласно нормам статьи 14 ЖК РФ полномочиями осуществлять учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях (улучшении жилищных условий), наделены органы местного самоуправления.

Абз 5 п. 3 указанных методических рекомендаций Минстроя России подчеркивает, что ограничения по минимальному сроку проживания на территории субъекта Российской Федерации может применяться при рассмотрении вопросов о принятии на муниципальный учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях всех категорий граждан, перед которыми имеются федеральные жилищные обязательства, за исключением граждан, имеющих статус вынужденных переселенцев.

Таким образом, довод истца о том, что на него не распространяются требования, закрепленные в Законе  29, не может быть рассмотрен в качестве обоснованного, поскольку ст. 15 Конституции РФ устанавливает, что органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

На основании ст. 11 Закона  29 с заявлением должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, кроме документов, получаемых по межведомственным запросам уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы. Перечень документов, прилагаемых к заявлению, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, а также документов, получаемых по межведомственным запросам уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы, которыми подтверждается право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, утверждается Правительством Москвы.

Порядок рассмотрения вопросов о признании граждан нуждающимися в жилых помещениях определен административным регламентом предоставления государственной услуги города Москвы «Рассмотрение запроса (заявления) о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях», утвержденного постановлением Правительства Москвы от 08.08.2017  519-ПП «О внесении изменений в правовые акты города Москвы и признании утратившими силу правовых актов (отдельных положений правовых актов) города Москвы» (далее - Регламент).

При рассмотрении заявления Гикс Е.Е. было установлено, что истец проживает в городе Москве по месту жительства на законных основаниях в общей сложности менее 10 лет (на дату подачи заявления). Также установлено, что истец не представил документы, обязанность по предоставлению которых возложена на заявителей (отсутствуют документы, удостоверяющие личность и место жительства Зеленской М.В. в связи с чем невозможно установить факт наличия или отсутствия ухудшения жилищных условий из-за изменения состава семьи в результате расторжения брака Гикса Е.Е. в 2014 году).

Таким образом, распоряжение Департамента от 05.07.2018  21960 обоснованно вынесено в соответствии с действующим законодательством и оснований для признания его незаконным не имеется.

Вместе с тем, не могут удовлетворены требования истца об обязании Департамент городского имущества города Москвы поставить на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий за счёт средств федерального бюджета, поскольку суд не может лишить Департамент городского имущества г. Москвы  права на проведение повторной проверки по другим основаниям поданных документов в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Суд общей юрисдикции не вправе подменять деятельность органов законодательной, исполнительной власти, поскольку иное означало бы нарушение закрепленных Конституцией Российской Федерации принципов разделения властей, самостоятельности органов законодательной, исполнительной и судебной власти, а также прерогатив органов государственной власти субъектов Российской Федерации и судов общей юрисдикции (ст. ст. 10, 11, 118 Конституции Российской Федерации).

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд        

 

РЕШИЛ:

 

В удовлетворении исковых требований Гикс Евгения Евгеньевича к Департаменту городского имущества г. Москвы о признании распоряжения об отказе в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях незаконным, об обязании принять на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях, отказать.

Решение может быть обжаловано в Мосгорсуд в течение месяца.

 

 

 

Судья                                                                                                          А.И. Карпова

02-3357/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
Отказано в удовлетворении, 13.05.2019
Истцы
Гикс Е.Е.
Ответчики
ДГИ г. Москвы
Суд
Пресненский районный суд
Судья
Карпова А.И.
Дело на странице суда
mos-gorsud.ru
13.05.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее