РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Москва 15 февраля 2024 года
77RS0005-02-2023-013099-93
Головинский районный суд г. Москвы в составе председательствующего судьи ФИО,
при помощнике судьи фио,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-35/24 по административному исковому заявлению ФИО к Межрайонной ИФНС России № 3 по адрес ИФНС России № 43 по г. Москве о признании недоимки по налогам и пени безнадежной к взысканию, обязанность по уплате недоимки прекращенной,
УСТАНОВИЛ:
ФИОбратился в Пушкинский городской суд адрес с административным иском к Межрайонной ИФНС России № 3 по адрес о признании недоимки по налогам и пени безнадежной к взысканию. В обоснование иска указал, что за административным истцом числится недоимка по земельному и имущественному налогам на сумму сумма Согласно данным из личного кабинета с сайта ФНС за истцом числится задолженность по земельному налогу за 2016г. в сумме сумма, за 2018г. в сумме сумма, за 2019 г. в сумме сумма; за 2020г. в сумме сумма по налогу на имущество за 2019г. в сумме сумма, по налогу на имущество за 2020г. в сумме сумма Информация об образовавшейся задолженности направлялась административному истцу письмом № 11-18/13276 от 16 мая 2022 года и требованием № 121885. Административный истец считает, что налоговым органом утрачена возможность ко взысканию спорной суммы задолженности, в связи с истечением установленных НК РФ сроков ее взыскания. Административный истец просит суд признать невозможной (безнадежной) к взысканию недоимку по налогам на сумму сумма и задолженность по пеням в размере сумма в связи с истечением установленных сроков ее взыскания и признать обязанность по уплате указанной недоимки по налогу и пеням прекращенной.
Определением Пушкинского городского суда адрес от 21 июля 2023 года дело было передано по подсудности в Головинский районный суд города Москвы (л.д.36).
Определением суда от 30 октября 2023 года к участию в деле в качестве соответчика привлечена ИФНС России № 43 по г. Москве.
Административный истец в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Представитель административного истца - по доверенности фио в судебное заседание явился, административные исковые требования поддержал в полном объеме, просил их удовлетворить.
Представитель административного ответчика ИФНС России № 43 по г. Москве - по доверенности фио в судебное заседание явился, исковые требования не признал, просил отказать в их удовлетворении, ранее суду был представлен ответчиком письменный отзыв на исковые требования.
Представитель Межрайонной ИФНС России № 3 по адрес, в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Учитывая, что судом были предприняты достаточные меры по извещению сторон о дате, месте и времени рассмотрения дела, суд в порядке ст.ст. 150, 152 КАС РФ, полагает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Суд, огласив административное исковое заявление, выслушав представителя административного истца, представителя административного ответчика, изучив и исследовав материалы дела, считает исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно статье 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов, либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Подпунктом 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
В соответствии с п.1 ст.388, п.1 ст.389 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Налоговый кодекс) земельным налогом облагаются земельные участки, которые принадлежат физическим лицам на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения (п.1 ст.388, п.1 ст.389 НК РФ).
Суммы налога рассчитываются налоговым органом на основании данных органов, осуществляющих государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество – Управления Росреестра.
Физические лица уплачивают земельный налог, налог на имущество на основании налогового уведомления, которое направляет им налоговый орган. При этом обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения такого уведомления (п.2 ст.52, п.4 ст.57, п.4 ст.397, п.2 ст.409 НК РФ).
Налог должен быть уплачен не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим календарным годом. Если указанная дата выпадает на выходной, нерабочий праздничный и (или) нерабочий день, уплатить налог следует не позднее ближайшего рабочего дня (п.7 ст.6.1, п.1 ст.393, п.1 ст.397, ст.405, п.1 ст.409 НК РФ).
Налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со ст.401 НК РФ. В частности, согласно подп.6 п.1 ст.401 НК РФ объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) здание, строение, сооружение, помещение, не перечисленные в подп. 1-5 ч.1 названной статьи НК РФ.
Сумма налога, не уплаченная в установленный срок, признается недоимкой. На сумму недоимки за каждый календарный день просрочки уплаты налога начисляются пени.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, административный истец является налогоплательщиком налогов и сборов в РФ.
Подпунктом 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, административный истец является налогоплательщиком, как физическое лицо, состоит на учете ИФНС №43 по г. Москве.
Налоговым органом через личный кабинет налогоплательщика были направлены налоговые уведомления об уплате налога за 2017-2019 годы № 84349420 от 19 октября 2020 года и налоговое уведомление №124383685 от 12 августа 2023 года со сроками уплаты до 01 декабря 2020 года и 01 декабря 2023 года.
В связи с неисполнением обязанности по уплате налогов, в адрес административного ответчика Межрайонной ИФНС России № 3 по адрес были сформированы и направлены требования об уплате задолженности № 15627 от 20 января 2021 года со сроком исполнения до 15 февраля 2021 года, № 37957 от 12 февраля 2020 года со сроком исполнения до 07 апреля 2020 года.
ИФНС России № 43 по г. Москве были сформированы и направлены требования об уплате задолженности № 121885 от 14 декабря 2022 года со сроком исполнения до 31 декабря 2023 года, № 162566 от 15 декабря 2021 года со сроком исполнения до 01 февраля 2022 года. Налоговые требования были получены административным истцом, задолженность не уплачена.
В связи с введением института Единого налогового счета в соответствии с ч. 1 и ч. 4 ст. 4 Федеральный закон от 14.07.2022 №263-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» сальдо единого налогового счета организации или физического лица формируется 01.01.2023 г. с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей, в порядке, аналогичном установленному ст. 11.3 НК РФ, на основании имеющихся у налоговых органов по состоянию на 31.12.2022 г. сведений о суммах: 1) неисполненных обязанностей организации или физического лица, являющихся налогоплательщиками, плательщиками сборов, страховых взносов и (или) налоговыми агентами, по уплате налогов, авансовых платежей, государственной пошлины, в отношении уплаты которой налоговому органу выдан исполнительный документ, иных сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации процентов; 2) излишне уплаченных и излишне взысканных налогов, авансовых платежей, государственной пошлины, в отношении уплаты которой выдан исполнительный документ, иных сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации процентов, а также о суммах денежных средств, перечисленных в качестве единого налогового платежа физического лица, организации, индивидуального предпринимателя и не зачтенных в счет исполнения соответствующей обязанности по уплате налогов, авансовых платежей, государственной пошлины, в отношении уплаты которой налоговому органу выдан исполнительный документ, иных сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов.
Согласно п. 2 ст. 11.3 НК РФ Единым налоговым счетом признается форма учета налоговыми органами:
1) денежного выражения совокупной обязанности;
2) денежных средств, перечисленных в качестве единого налогового платежа и (или) признаваемых в качестве единого налогового платежа.
Согласно п. 3 ст. 11.3 НК РФ сальдо единого налогового счета представляет собой разницу между общей суммой денежных средств, перечисленных и (или) признаваемых в качестве единого налогового платежа, и денежным выражением совокупной обязанности.
Отрицательное сальдо Единого налогового счета формируется, если общая сумма денежных средств, перечисленных и (или) признаваемых в качестве единого налогового платежа, меньше денежного выражения совокупной обязанности.
Согласно п. 4 ст. 11.3 НК РФ Единый налоговый счет ведется в отношении каждого физического лица и каждой организации, являющихся налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов и (или) налоговыми агентами (в том числе при исполнении обязанности управляющего товарища, ответственного за ведение налогового учета в связи с выполнением договора инвестиционного товарищества).
Согласно сведениям из информационного ресурса налогового органа АИС о состоянии сальдо Единого налогового счета налогоплательщикФИО составляет 43053,сумма. (отрицательное), в том числе по налогу на имущество физических лиц в размере 15112,сумма. из них за 2022 год – сумма., сумма., за 2020 год – 10280,сумма., 1458,сумма., по земельному налогу всего в размере сумма. в том числе за период 2020-2022 года, в размере сумма. за 2017 год в размере сумма. и пени в размере 7961,сумма.
По мнению административного истца, поскольку налоговый орган не обращался за взысканием с истца недоимки по налогам и пени, вышеуказанная задолженность подлежит признанию безнадежной ко взысканию.
Суд не может согласиться с позицией административного истца и приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных административных исковых требований по следующим основаниям.
По смыслу статьи 57 Конституции Российской Федерации, согласно которой каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы, в системной связи с ее статьями 1 (часть 1), 19 (части 1 и 2) и 55, в Российской Федерации как правовом государстве законы о налогах и сборах должны содержать четкие и понятные нормы. При этом, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, освобождение от уплаты налогов представляет собой льготу, т.е. исключение из принципов всеобщности и равенства налогообложения, вытекающих из Конституции Российской Федерации (статьи 19 и 57) и обязывающих каждого платить законно установленный налог по соответствующему объекту налогообложения; льготы носят адресный характер, а их установление относится к законодательной прерогативе, позволяющей определять круг лиц, на которых они распространяются (постановления от 21 марта 1997 года N 5-П и от 28 марта 2000 года N 5-П; определения от 19 июля 2016 года N 1458-О, от 24 октября 2019 года N 2916-О, от 27 февраля 2020 года N 535-О и др.).
В Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2019), утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 27 ноября 2019 года и в кассационном определении Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 19 июля 2019 года N 81-КА19-2 разъяснено, что обязанность по уплате конкретного налога возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога, и по общему правилу прекращается с уплатой налога (пп. 2 и 3 ст. 44 НК Российской Федерации).
Таким образом, для целей ст. 12 Федерального закона от 28 декабря 2017 года N 436-ФЗ «О внесении изменений в часть первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» под подлежащей списанию задолженностью граждан, образовавшейся по состоянию на 1 января 2015 года, следует понимать недоимки по налогам, а также пени и штрафы, известные налоговым органам и подлежащие взысканию на указанный момент времени, но не погашенные полностью или в соответствующей части.
В этой связи положения ст. 12 Федерального закона N 436-ФЗ, вступившего в силу 29 декабря 2017 года, подлежат применению в том случае, когда речь идет о налоговой задолженности, задекларированной налогоплательщиком либо установленной налоговым органом на 1 января 2015 года, не погашенной в течение трех лет. Обязанность по уплате налогов у административного истца согласно налоговым уведомлениям, возникла после 01 января 2015 года.
По смыслу положений статьи 44 НК РФ утрата налоговым органом возможности принудительного взыскания сумм налогов, пеней, штрафа, то есть непринятие им в установленные сроки надлежащих мер ко взысканию, сама по себе не является основанием для прекращения обязанности налогоплательщика по их уплате и, следовательно, для исключения соответствующих записей из его лицевого счета.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 59 Налогового кодекса Российской Федерации безнадежными к взысканию признаются недоимка, задолженность по пеням и штрафам, числящиеся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными в случае принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания.
Согласно взаимосвязанному толкованию норм подпункта 5 пункта 3 статьи 44 и подпункта 4 пункта 1 статьи 59 Кодекса исключение соответствующих записей из лицевого счета налогоплательщика возможно только на основании судебного акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, пеней, штрафов в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе в случае отказа в восстановлении пропущенного срока подачи в суд заявления о взыскании этих сумм.
Правом признавать имеющуюся задолженность по уплате налогов безнадежной к взысканию, а обязанность по их уплате прекращенной наделены не только налоговые органы, но также соответствующие органы судебной власти, на основании акта которых налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания.
Порядок списания недоимки и задолженности по пеням и штрафам, признанных безнадежными к взысканию (далее по тексту - Порядок), и Перечень документов, подтверждающих обстоятельства признания безнадежными к взысканию недоимки, задолженности по пеням, штрафам и процентам (далее по тексту - Перечень), утвержден приказом ФНС России от 19 августа 2010 года N ЯК-7-8/393@.
Согласно пунктам 1, 2.4 Порядка задолженность, взыскание которой оказалось невозможным, подлежит списанию в случае принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность ее взыскания в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням, штрафам и процентам.
В соответствии с пунктом 4 Порядка налоговый орган оформляет справку о суммах недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам (Приложение N 2 к Порядку) в течение 5 рабочих дней с момента получения документов, свидетельствующих о наличии оснований, указанных в пунктах 2.1 - 2.5 Порядка.
Согласно пункту 4 Перечня документами, подтверждающими обстоятельства признания безнадежными к взысканию недоимки и задолженности по пеням, штрафам и при наличии основания, указанного в пункте 2.4 Порядка, являются:
а) копия вступившего в законную силу акта суда, содержащего в мотивировочной или резолютивной части положение, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе копия определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам, заверенные гербовой печатью соответствующего суда;
б) справка налогового органа по месту учета организации о суммах недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам (Приложение N 2 к Порядку).
Отрицательное сальдо Единого налогового счета формируется, если общая сумма денежных средств, перечисленных и (или) признаваемых в качестве единого налогового платежа, меньше денежного выражения совокупной обязанности.
В соответствии с п. 1 ст. 69 НК РФ неисполнение обязанности по уплате налогов, авансовых платежей по налогам, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, повлекшее формирование отрицательного сальдо единого счета налогоплательщика, является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате задолженности.
Требованием об уплате задолженности признается извещение налогоплательщика о наличии отрицательного сальдо единого налогового счета и сумме задолженности с указанием налогов, авансовых платежей по налогам, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов на момент направления требования, а также об обязанности уплатить в установленный срок сумму задолженности.
Согласно п. 1 ст. 70 НК РФ требование об уплате задолженности должно быть направлено налогоплательщику, плательщику сбора, плательщику страховых взносов, налоговому агенту не позднее трех месяцев со дня формирования отрицательного сальдо единого налогового счета этого лица, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии п. 1 Постановления Правительства РФ от 29.03.2023 г. №500 «О мерах по урегулированию задолженности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, установленных НК РФ в 2023 году», предельные сроки направления требований об уплате задолженности и принятии решений о взыскании задолженности увеличиваются на 6 месяцев.
B связи с неуплатой налогов в установленном законом срок, ИФНС № 43 по г. Москве на основании ст. 69 НК РФ (в редакции 24.06.2023 г.) сформировано и направлено в адрес налогоплательщикФИО требование №23475 от 23 июля 2023 года об уплате задолженности со сроком уплаты до 11 сентября 2023 года, которое было получено административным истцом 07 августа 2023 года.
Таким образом, возможность принудительного взыскания недоимки по налогам и пени не утрачена, поскольку налоговым органом предпринимались меры по их взысканию; истечение предусмотренного законом срока для взыскания платежей не может являться препятствием для обращения в суд, а вопрос о пропуске этого срока и наличии уважительных причин для его восстановления подлежит исследованию судом с учетом конкретных обстоятельств дела при подаче соответствующего искового заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням; налогоплательщик не освобождается от обязанности уплатить законно установленные налоги в связи с истечением срока на принудительное взыскание не уплаченных своевременно и добровольно сумм.
Оценив все представленные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных административных исковых требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление ФИО к Межрайонной ИФНС России № 3 по адрес ИФНС России № 43 по г. Москве о признании недоимки по налогам и пени безнадежной к взысканию, обязанность по уплате недоимки прекращенной – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Московский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Головинский районный суд г. Москвы.
Судья ФИО
Мотивированное решение суда изготовлено 22 февраля 2024 года.
1