судья – Вороненков О.О. дело № 33а- 8266/2020
(2а- 1538/2019)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
30 июня 2020 г. г. Краснодар
Судебная коллегия по административным делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Цехомской Е.В.
судей: Суслова К.К., Зенина В.А.
по докладу судьи Суслова К.К.
при ведении протокола
помощником Черникова О.Ю.
слушала в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Медведева А.С. к Призывной комиссии г. Туапсе и Туапсинского района и Военному комиссариату г. Туапсе и Туапсинского района с апелляционной жалобой административного истца на решение Туапсинского районного суда Краснодарского края от 26.11.2019г.
Заслушав доклад судьи, судебная коллегия -
установила:
Медведев А.С. обратился в суд иском к Призывной комиссии города Туапсе и Туапсинского района и Военному комиссариату города Туапсе и Туапсинского района Краснодарского края об обжаловании решения о призыве на военную службу.
Решением Туапсинского районного суда Краснодарского края от 26.11.2019г. отказано в удовлетворении административного искового заявления.
Не согласившись с решением суда от 26.11.2019г., административный истец Медведев А.С. подал апелляционную жалобу, в которой просил отменить обжалуемое решение суда, вынести новое решение об удовлетворении административного искового заявления. Считает, что судом первой инстанции неверно установлены все обстоятельства по делу, выводы суда противоречат полученным доказательствам. Судом нарушены нормы процессуального и материального права. Суд оценил не в полной мере представленные истцом доказательства. В своей жалобе административный истец указал обстоятельства, которые были предметом исследования в суде первой инстанции.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель административного ответчика просил оставить обжалуемое решение суда без изменения.
В суде апелляционной инстанции административный истец поддержал доводы апелляционной жалобы, просил ее удовлетворить. Административный ответчик возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
Изучив материалы дела, выслушав мнение участвующих лиц, обсудив доводы апелляционной жалобы, содержание обжалуемого решения суда, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом (части 1 и 2 статьи 59 Конституции Российской Федерации).
Правовое регулирование в области воинской обязанности и военной службы в целях реализации гражданами Российской Федерации конституционного долга и обязанности по защите Отечества осуществляет Федеральный закон от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».
Основной формой реализации указанной конституционной обязанности является прохождение военной службы по призыву, которому подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие или обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе (подпункт "а" пункта статьи 22 поименованного закона), за исключением граждан, освобожденных от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу, граждан, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, а также граждан, не подлежащих призыву на военную службу (пункт статьи 22, статьи 23 и 24 этого же закона).
Полномочия по осуществлению мероприятий по обеспечению исполнения воинской обязанности, включающей и прохождение военной службы по призыву, возложены на военные комиссариаты, которые организуют призыв на военную службу через свои структурные подразделения и осуществляют призывные комиссии, а также, устанавливают требование о вызове граждан на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, повестками военного комиссариата (статьи 1, 5, абзац четвертый пункта 1 и пункт 3 статьи 26 Закона N 53-ФЗ).
В соответствии с положениями подпункта "а" пункта 2 статьи 24 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" право на отсрочку от призыва на военную службу имеют граждане, обучающиеся по очной форме обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего общего образования, - в период освоения указанных образовательных программ, но не свыше сроков получения среднего общего образования, установленных федеральными государственными образовательными стандартами (абзац второй). В образовательных организациях и научных организациях по имеющим государственную аккредитацию программам бакалавриата, если указанные обучающиеся не имеют диплома бакалавра, диплома специалиста или диплома магистра, - в период освоения указанных образовательных программ, но не свыше установленных федеральными государственными образовательными стандартами, образовательными стандартами сроков получения высшего образования по программам бакалавриата (абзац седьмой). В образовательных организациях и научных организациях по имеющим государственную аккредитацию программам магистратуры, если указанные обучающиеся не имеют диплома специалиста или диплома магистра и поступили на обучение по программам магистратуры в год получения высшего образования по программам бакалавриата, - в период освоения указанных образовательных программ, но не свыше установленных федеральными государственными образовательными стандартами, образовательными стандартами сроков получения высшего образования по программам магистратуры (абзац девятый) при этом предусмотренная данным подпунктом отсрочка от призыва на военную службу предоставляется гражданину только один раз, за исключением, в частности, одного из следующих случаев: если первая отсрочка от призыва на военную службу была предоставлена гражданину в соответствии с абзацем вторым данного подпункта (при получении среднего общего образования), гражданин повторно может воспользоваться правом на отсрочку от призыва на военную службу в соответствии с его абзацем седьмым (при получении высшего образования по программе бакалавриата) (абзац двенадцатый). Если первая отсрочка от призыва на военную службу была предоставлена гражданину в соответствии с абзацем седьмым данного подпункта (при получении высшего образования по программе бакалавриата), гражданин повторно может воспользоваться правом на отсрочку от призыва на военную службу в соответствии с его абзацем девятым (при получении высшего образования по программе магистратуры) (абзац тринадцатый).
В суде первой инстанции установлено, что Медведев Александр Сергеевич является учащимся ОЧУВО «Международный инновационный университет», на основании приказа <№..>-СТ от 01.07.2016 года, что подтверждается справкой №<...> <Дата>.
30.12.2015 года Медведев А.С. поставлен на воинский учет в Военном комиссариате г.Туапсе и Туапсинского района.
Ранее административный истец состоял на воинском учете в военном комиссариате г.Сочи. 02.10.2018 года призывной комиссии военного комиссариата г.Туапсе и Туапсинского района Медведеву А.С., предоставлена отсрочка от призыва на военную службу на период обучения по квалификации «Магистратура» Международного инновационного университета г. Сочи.
Оригинал личного дела призывника Медведева А.С. в военный комиссариат города Туапсе и Туапсинского района Краснодарского края из военного комиссариата г.Сочи, поступил 30.10.2018 года. Из материалов личного дела призывника следует, что 26.12.2011 года призывной комиссией военного комиссариата г.Сочи Медведеву А.С. ему была предоставлена отсрочка от призыва на военную службу.
Из пояснений административного ответчика следует, что в ходе внутри проверочной комиссии о проверки правильности построение картотеки личных дел призывников, наличия документов, подтверждающих право на отсрочку от призыва на военную службу, правильности ведения и хранение документации выявлено, что отсрочка Медведеву А.С., призывной комиссией города Туапсе и Туапсинского района от 02.10.2018 года предоставлена не законно, так как призывник Медведев А.С., уже воспользовался отсрочкой от призыва на военную службу в связи с обучением в Российском государственном университете туризма и сервиса г.Москва в 2011 году. При обращении с заявлением о предоставлении отсрочке для обучения в магистратуре, Медведев А.С. диплом о среднем профессиональном образовании не предоставил, о его наличии не сообщил, скрыл факт о имеющимся дипломе. По данному нарушению, проведено служебное разбирательство, выявлено виновное должностное лицо, которое привлечено к дисциплинарной ответственности.
Согласно п. 7 ст. 28 ФЗ РФ «О воинской обязанности и военной службе» решение (заключение) призывной комиссии может быть обжаловано гражданином в призывную комиссию соответствующего субъекта Российской Федерации в течение трех месяцев со дня принятия обжалуемого решения (вынесения обжалуемого заключения) или в суд. Жалоба гражданина на решение призывной комиссии должна быть рассмотрена в течение пяти рабочих дней со дня ее поступления в призывную комиссию соответствующего субъекта Российской Федерации, а жалоба гражданина на заключение призывной комиссии - в течение одного месяца со дня ее поступления в призывную комиссию соответствующего субъекта Российской Федерации. В случае обжалования гражданином решения (заключения) призывной комиссии выполнение этого решения (действие этого заключения) приостанавливается до вынесения решения призывной комиссией соответствующего субъекта Российской Федерации или вступления в законную силу решения суда.
Отсрочка от призыва на военную службу в связи с обучением в организации, осуществляющей образовательную деятельность, является, с одной стороны, установленной законом гарантией конституционного права на образование, а с другой, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 21 октября 1999 года N 13-П, - составным элементом, также, установленного законом порядка реализации конституционной обязанности несения военной службы для определенных категорий граждан, при том, что само предоставление отсрочки не означает освобождения от военной службы по призыву.
В частности, в соответствии с абзацем вторым подпункта "а" пункта 2 статьи 24 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" граждане, обучающиеся по очной форме обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего общего образования, имеют право на отсрочку в период освоения указанных образовательных программ, но не свыше сроков получения среднего общего образования, установленных федеральными государственными образовательными стандартами.
Судом установлено, что истцу Медведеву А.С. была предоставлена отсрочка призывной комиссией военного комиссариата г.Сочи от 26.12.2011 года протокол № 24, пп. «а» п. 2 ст. 24 Федерального закона Российской Федерации от 28 марта 1998 года № 53 - ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» до 01.07.2012 года для получения среднего профессионального образования, а в абз. 2, п.2 Постановления Конституционного суда от 17.04.2018 года № 15-П, указано, что «Впредь до внесения в правовое регулирование надлежащих изменений, вытекающих из настоящего Постановления, правоприменительные органы не должны учитывать факт предоставления отсрочки от призыва на военную службу в соответствии с абзацем вторым подпункта «а» пункта 2 статьи 24 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» гражданину, обучающемуся по очной форме обучения в образовательной организации или научной организации по имеющим государственную аккредитацию программ магистратуры, если он не имеет диплома специалиста или диплома магистра и поступил на обучение по программам магистратуры в год получения высшего образования по программам бакалавриата».
Данный второй абзац подпункта «а» пункта 2 статьи 24 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» распространяется на учеников, обучающихся по программам среднего общего образования: «Организациях, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего общего образования, в период освоения указанных образовательных программ, но не свыше сроков получения среднего общего образования, - в период освоения указанных образовательных программ, но не свыше сроков получения среднего общего образования, установленных федеральными государственными образовательными стандартами», а не на граждан, обучающихся по программе среднего профессионального образования.
Абзац 3 подпункта «а» пункта 2 статьи 24 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» гласит, что право на отсрочку от призыва на военную службу имеют граждане, обучающиеся по очной форме обучения в «образовательных организациях по имеющим государственную аккредитацию образовательных программ среднего профессионального образования, - в период освоения указанных образовательных программ, но не свыше сроков получения среднего профессионального образования, установленных федеральными государственными образовательными стандартами».
Из изложенных обстоятельств, судебная коллегия полагает, что административный истец Медведев А.С. реализовал свое право на отсрочку от призыва на военную службу при получении среднего профессионального образования.
С учетом изложенных обстоятельств, суд первой инстанции сделал правильный вывод об оставлении административного искового заявления без удовлетворения.
При вынесение обжалуемого решения суда, нарушений Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, влекущих его отмену не имеется.
Выводы суда основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в административном деле доказательств, правовая оценка которым дана судом по правилам ст.84 КАС РФ.
Юридически значимые обстоятельства судом определены правильно. Нарушений материального либо процессуального права, влекущих отмену решения суда, не допущено.
Учитывая изложенное, судебная коллегия полагает обжалуемое решение суда является законным и обоснованным, не подлежащим изменению или отмене.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия -
определила:
решение Туапсинского районного суда Краснодарского края от 26.11.2019г.
оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может обжаловано в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции в течении шести месяцев.
Председательствующий: Цехомской Е.В.
Судьи: Зенин В.А.
Суслов К.К.