Определение суда апелляционной инстанции от 25.01.2023 по делу № 02а-0697/2021 от 22.07.2021

УИД 77RS0004-02-2021-007939-74

 

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

 

адрес                                                                                             24 ноября 2021 года

 

Резолютивная часть решения объявлена 24 ноября 2021 года

Решение в полном объеме изготовлено 01 декабря 2021 года

 

Гагаринский районный суд адрес в составе председательствующего судьи Шестакова Д.Г., при секретаре Фидченко С.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело  2а-0697/2021 по административному иску Вольского Ю.А. к Объединённому Военному комиссариату адрес, призывной комиссии адрес о признании незаконным решения призывной комиссии,

 

УСТАНОВИЛ:

 

Административный истец Вольский Ю.А.  обратился в суд с иском к ОВК адрес, призывной комиссии адрес о признании незаконным и отмене заключения призывной комиссии от 27.05.2021 о зачислении его в запас, как не прошедшего военную службу без законных на то оснований по достижении возраста 27 лет, мотивируя свои требования тем, что до 27 лет он не был извещен о призыве на военную службу, при это у него имеются основания для не прохождения военной службы, а именно заболевание ограничивающие его годность к прохождению военной службы - «хронический герпетический кератоувеит, амблиопия». При наличии заболевания призывник не был направлен на медицинское освидетельствование, с целью определении категории годности к военной службе, тем самым, сотрудники военного комиссариата нарушили порядок проведения призывных мероприятий.

Представитель административного истца по доверенности фио в судебном заседании настаивал на удовлетворении требований в полном объеме.

Административные ответчики в судебное разбирательство не явились, о дате времени и месте судебного разбирательства извещены судом надлежащим образом, направили в адрес суда письменные возражения, на основании которых просили суд отказать в удовлетворении заявленных требований.

В соответствии с положениями части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства РФ, дело рассмотрено в отсутствие административных ответчиков, извещенных о дате, времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом.

Огласив административное исковое заявление, возражения административного ответчика, выслушав доводы представителя административного истца, проверив и изучив материалы дела, и материалы личного дела призывника, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований на основании следующего.

В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Согласно Конституции Российской Федерации защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации; гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом (статья 59, части 1 и 2).

Таким федеральным законом в настоящее время является Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе», предусматривающий, что основной формой реализации указанной конституционной обязанности является прохождение военной службы по призыву, которому подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе, за исключением граждан, освобожденных в соответствии с данным Федеральным законом от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу, граждан, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, а также граждан, не подлежащих призыву на военную службу (пункт 2 статьи 22).

Названный Федеральный закон, конкретизируя положения пункта 2 статьи 22, определяет категории граждан Российской Федерации, которые освобождаются - на определенный срок или без указания срока - от исполнения своей конституционной обязанности по защите Отечества путем прохождения военной службы по призыву: в силу его статей 23 и 24 от исполнения воинской обязанности освобождаются граждане, признанные не годными к военной службе по состоянию здоровья; от призыва на военную службу освобождаются граждане, признанные ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья, проходящие или прошедшие военную службу в Российской Федерации, проходящие или прошедшие альтернативную гражданскую службу, прошедшие военную службу в другом государстве в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации; на освобождение от призыва на военную службу имеют право граждане, имеющие предусмотренную государственной системой научной аттестации ученую степень, являющиеся сыновьями (родными братьями) военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, погибших (умерших) в связи с исполнением ими обязанностей военной службы, а также граждан, проходивших военные сборы, погибших (умерших) в связи с исполнением ими обязанностей военной службы в период прохождения военных сборов, и граждан, умерших вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) либо заболевания, полученных в связи с исполнением ими обязанностей военной службы в период прохождения военной службы по призыву, после увольнения с военной службы либо после отчисления с военных сборов или окончания военных сборов; не подлежат призыву на военную службу граждане, отбывающие наказание в виде обязательных работ, исправительных работ, ограничения свободы, ареста или лишения свободы, имеющие неснятую или непогашенную судимость за совершение преступления, граждане, в отношении которых ведется дознание либо предварительное следствие или уголовное дело в отношении которых передано в суд, а также граждане, имеющие право на отсрочку от призыва на военную службу в связи с семейными обстоятельствами, получением образования и по иным перечисленным в статье 24 основаниям.

В силу части 1.1 статьи 28 Федерального закона  53-ФЗ «О воинский обязанности военной службе» при зачислении в запас граждан, подлежавших призыву на военную службу и не прошедших ее до достижения ими возраста 27 лет (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, пунктом 4 статьи 23, статьей 24 настоящего Федерального закона, либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.

В соответствии с п. 34 раздела III Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 11.11.2006 г.  663, регламентирующего порядок и условия признания гражданина не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, при зачислении в запас граждан, не прошедших до достижения ими возраста 27 лет военную службу по призыву (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным п. п. 1 и 2, подпунктом «в» пункта 3, пунктом 4 статьи 23 и статьей 24 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия на основании документов воинского учета, хранящихся в отделе (муниципальном) (личное дело призывника, учетно-алфавитная книга), а для граждан, не состоявших на воинском учете, на основании справок соответствующих отделов (муниципальных) выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Такое заключение выносится, если гражданин не проходил военную службу, не имея на то законных оснований, начиная с 1 января 2014 г., при этом состоял (обязан был состоять) на воинском учете и подлежал призыву на военную службу.

Как следует из материалов дела, административный истец Вольский Ю.А., паспортные данные был поставлен на воинский учет военным комиссариатом адрес.

Вольский Ю.А. не прошел военную службу, не имея на то законных оснований, в связи с чем в отношении него было принято решение о зачислении в запас Вооруженных Сил Российской Федерации граждан, не прошедших военную службу по призыву, не имея на то законных оснований от 31.05.2021  35/20.

В период 2013 по 2017 г.г. призывнику Вольскому Ю.А. предоставлялась отсрочка от призыва на военную службу в связи с очной формой обучения в вузе.

Между тем, Вольский Ю.А. зная о том, что он подлежит призыву на военную службу по окончании действия отсрочки от призыва, предоставленной в связи с обучением (27 лет исполнилось в 2021 году) уклонялся от явки в военный комиссариат, тем самым воспрепятствовал проведению в отношении и него мероприятий, связанных с призывом на военную службу.

22 апреля 2021 года он был привлечен к административной ответственности, предусмотренной ст. 21.5 КоАП РФ за несообщение в военный комиссариат об изменении места жительства.

Следовательно, у призывной комиссии имелись предусмотренные законом основания для принятия в отношении Вольского Ю.А. решения о зачислении в его запас по достижении 27-летнего возраста, как не прошедшего военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.

То обстоятельство, что военным комиссариатом не было организовано вручение Вольскому Ю.А. повесток и обеспечение его явки для прохождения призывных мероприятий в соответствии с Инструкцией, утвержденной Приказом Минобороны Российской Федерации  366, не свидетельствует об исполнении истцом возложенных на него обязанностей самостоятельно явиться.

Ссылки административного истца об имеющихся у него заболевании подлежит отклонению в виду следующего.

Согласно пунктам 1 и 5 статьи 28 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» принятие решения о призыве на военную службу или освобождении от призыва на военную службу отнесено к компетенции призывной комиссии.

Призывная комиссия принимает соответствующие решения на основании настоящего Федерального закона, других федеральных законов, Положения о призыве на военную службу и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

В соответствии с ч. 1 ст. 28 названного Закона при призыве на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, на призывную комиссию возлагаются обязанности по организации медицинского освидетельствования указанных граждан и принятию в отношении их одного из следующих решений: о призыве на военную службу; о направлении на альтернативную гражданскую службу; о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу; об освобождении от призыва на военную службу; о зачислении в запас; об освобождении от исполнения воинской обязанности.

В силу ст. 5.1 указанного Закона граждане при постановке на воинский учет, призыве на военную службу проходят медицинское освидетельствование врачами-специалистами: терапевтом, хирургом, невропатологом, психиатром, окулистом, оториноларингологом, стоматологом, а в случае необходимости - врачами других специальностей. Врачи, руководящие работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу, по результатам медицинского освидетельствования дают заключение о годности гражданина к военной службе по следующим категориям: А - годен к военной службе; Б - годен к военной службе с незначительными ограничениями; В - ограниченно годен к военной службе; Г - временно не годен к военной службе; Д - не годен к военной службе.

В случае невозможности вынесения медицинского заключения о годности гражданина к военной службе по состоянию здоровья, в ходе медицинского освидетельствования гражданин направляется на амбулаторное или стационарное медицинское обследование в медицинскую организацию.

Согласно п. 13 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 11 ноября 2006 года  663, призывная комиссия принимает решение в отношении призывника только после определения категории его годности к военной службе.

В случае невозможности дать медицинское заключение о годности призывника к военной службе на месте призывник по решению призывной комиссии или военного комиссара направляется на амбулаторное или стационарное медицинское обследование в медицинское учреждение, после которого ему назначается явка на повторное медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии с учетом предполагаемого срока завершения указанного обследования.

Так абз. 1 и 3 п. 4 Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 февраля 2003 года  123 установлено, что под медицинским освидетельствованием понимаются изучение и оценка состояния здоровья и физического развития граждан на момент освидетельствования в целях определения их годности к военной службе (службе в органах), обучению (службе) по отдельным военно-учетным специальностям (специальностям), решение других предусмотренных настоящим Положением вопросов с вынесением письменного заключения.

Под определившимся врачебно-экспертным исходом понимается такое состояние здоровья, когда результаты обследования и лечения дают основание военно-врачебной комиссии вынести заключение о категории годности к военной службе и когда дальнейшее лечение не приведет к изменению этой категории годности.

Согласно п. «б» статьи 30 Расписания болезней, Болезни, исходы травм и ожогов склеры, роговицы, радужки, цилиарного тела, хрусталика, стекловидного тела, хороидеи, сетчатки, зрительного нерва то же на одном глазу или умеренно выраженные на обоих глазах определяют категорию годности «В» и «Б».

К пункту «б» относятся: хронические увеиты и увеопатии, установленные в стационарных условиях и сопровождающиеся повышением внутриглазного давления, кератоглобус и кератоконус; афакия, артифакия на одном или обоих глазах; наличие дегенеративно-дистрофических изменений на глазном дне (краевая дегенерация сетчатки, множественные хориоретинальные очаги, задняя стафилома и др.) при прогрессирующем снижении зрительных функций глаза; инородное тело внутри глаза, не вызывающее воспалительных или дистрофических изменений.

При атрофии зрительного нерва категория годности к военной службе определяется в зависимости от функций глаза.

При этом достоверных доказательств того, что в период с 2017-2021 г.г. у него имелись заболевания являющимися основаниями для предоставления отсрочки от призыва на военную службу призывником ни комиссии ни суду представлено не было, справки офтальмолога о жалобах пациента на обострение хронического заболевания данный факт не подтверждают. При последнем осмотре, офтальмолог установил, что у призывника Вольского Ю.А. имеются близорукость любого глаза на одном из меридианов более 3,0 дптр и до 6,0 дптр, дальнозоркость любого глаза на одном из меридианов более 6,0 дптр и до 8,0 дптр либо астигматизм любого вида на любом глазу с разницей рефракции в двух главных меридианах более 2,0 дптр и до 4,0 дптр, что подпадает под п. «г» ст. 34 и ему подлежит присвоению категория годности «Б-3».

Суд обращает внимание административного истца на то, что он имел возможность при несогласии с заключением о категории годности пройти независимую экспертизу согласно п.22 Положения о военно-врачебной экспертизе, Инструкции, утвержденной Приказом Министра обороны РФ 240, Минздрава РФ 168 от 23.05.2001 «Об организации медицинского обеспечения подготовки граждан Российской Федерации к военной службе», Положению о независимой военно-врачебной экспертизе, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 28.07.2008 574.

Таким образом, поскольку с даты окончания отсрочки до достижения истцом 27-летнего возраста последний не исполнил обязанность, предусмотренную ст. 59 Конституции Российской Федерации, ст. 36 Федерального закона от 28.03.1998 53-ФЗ, а именно допустил бездействие по выполнению обязанностей лица, подлежащего воинскому учету, о сообщении данных об изменении места жительства, создал препятствия для его надлежащего извещения о необходимости прибытия в военный комиссариат, своевременно не предоставил сведений о наличии оснований для предоставления отсрочки исполнения воинской обязанности, в связи с чем призывная комиссия при зачислении Вольского Ю.А. в запас правомерно признала его гражданином, не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований и оснований для признания решения незаконным у суда отсутствуют.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

 

РЕШИЛ:

 

В удовлетворении административного иска Вольского Ю.А. к Объединённому Военному комиссариату адрес, призывной комиссии адрес о признании незаконным решения призывной комиссии  отказать.

Решение может быть обжаловано в Московский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░.

 

 

░░░░                                                                                                              .. ░░░░░░░░

 

02а-0697/2021

Категория:
Административные
Статус:
Отказано в удовлетворении, 24.11.2021
Истцы
Вольский Ю.А.
Ответчики
Призывная комиссия района Обручевский
Начальник ОВК Гагаринского района г.Москвы
Суд
Гагаринский районный суд
Судья
Шестаков Д.Г.
Дело на сайте суда
mos-gorsud.ru
25.01.2023
Определение суда апелляционной инстанции

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее