Дело №2-1084/1-2015
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
21 января 2015 года г.Петрозаводск
Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Курчавовой Н.Л.
при секретаре Чеглаковой Е.Л., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Федосеева К. В. к Министерству здравоохранения и социального развития Республики Карелия о взыскании расходов на санаторно-курортное лечение,
установил:
Федосеев К.В. обратился в суд с иском к Министерству здравоохранения и социального развития Республики Карелия по тем основаниям, что является <данные изъяты>, в связи с необходимостью осуществления <данные изъяты> истцу было рекомендовано санаторно-курортное лечение в <данные изъяты>, предоставив все необходимые документы ответчику, последний своих функций не выполнил, путевку истцу в <данные изъяты> не предоставил. Учитывая рекомендации <данные изъяты>, истец самостоятельно приобрел путевку в <данные изъяты>, где проходил <данные изъяты> в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, стоимость путевки составила <данные изъяты>. Ссылаясь на положения Конституции Российской Федерации, федеральных законов «О государственной социальной помощи» и «Об основах охраны здоровья граждан», Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, истец просил взыскать с ответчика расходы на санаторно-курортное лечение в сумме <данные изъяты>.
В судебном заседании истец заявленные требования поддержал.
Представитель ответчика Худякова Ю.А., действующая на основании доверенности, с иском не согласилась, указала, что Министерством здравоохранения и социального развития Республики Карелия, обязанности, предусмотренные приказом Миндравсоцразвития России от 27.03.2009 №138н выполнены, в Программном комплексе санаторно-курортного лечения Минздрава России сведения о потребности истца в санаторно-курортном лечении, в обозначенном им в заявлении от ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты>» <адрес>, размещены. Однако заявка удовлетворена не была, путевка в требуемый истцом санаторий не предоставлена, истцу рекомендовано вновь обратиться к лечащему врачу для формирования заявки <данные изъяты>. Действующий порядок обеспечения санаторно-курортным лечением соответствующей категории граждан, не предусматривает возможности денежной компенсации затрат на самостоятельное лечение в санаторно-курортном учреждении.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Минфина Республики Карелия – Кузнецов Р.Г., действующий на основании доверенности, с иском не согласился, указал, что финансовое обеспечение мер социальной поддержки лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, является расходным обязательством Российской Федерации и предусматривается в федеральном бюджете на соответствующий финансовый год Фонду социального страхования Российской Федерации. Поскольку законодателем предусмотрен порядок реализации права на санаторно-курортное лечение посредством предоставления путевки, решением суда не может быть установлен иной порядок предоставления соответствующей меры социальной поддержки.
Суд, заслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, приходит к следующим выводам.
Установлено, что истец, является <данные изъяты>, имеет <данные изъяты>, указанные обстоятельства подтверждены удостоверением <данные изъяты>, выданным ДД.ММ.ГГГГ, справкой <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ серия <данные изъяты>.
ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> направило в адрес Министерства здравоохранения и социального развития Республики Карелия пакет документов в отношении ФИО1 для решения вопроса о предоставлении ему <данные изъяты> в <данные изъяты>. Получателем <данные изъяты> обозначено <данные изъяты>
Поскольку <данные изъяты> истцу Министерством здравоохранения и социального развития Республики Карелия предоставлена не была, истец самостоятельно прошел <данные изъяты> в <данные изъяты> в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, при этом стоимость <данные изъяты> составила <данные изъяты>, указанные обстоятельства подтверждены справкой санаторно-курортного учреждения, копией платежного поручения от ДД.ММ.ГГГГ №№.
В соответствии с п.«ж» ч.1 ст.72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в области регулирования общественных отношений.
Федеральным законом от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» предусмотрены категории граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в том числе, лица, подвергшиеся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и приравненные к ним категории граждан (ст.6.7).
В соответствии со ст.6.2 упомянутого закона в состав набора социальных услуг включается предоставление при наличии медицинских показателей путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний.
В соответствии с п.2 ст.6.3 Федерального закона «О государственной социальной помощи» периодом предоставления гражданам социальных услуг является календарный год.
Согласно пп.3.6, 3.7 Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденного приказом Приказ Минздравсоцразвития России от 29.12.2004 №328, граждане при наличии медицинских показаний и отсутствии противопоказаний для санаторно-курортного лечения получают в лечебно-профилактическом учреждении по месту жительства справку для получения путевки по форме №070/у-04, утвержденной приказом Минздравсоцразвития России от 22.11.2004 №256, и обращаются с заявлением о предоставлении санаторно-курортной путевки в исполнительные органы Фонда социального страхования Российской Федерации по месту жительства до 1 декабря текущего года для последующей передачи заявлений в исполнительные органы Фонда.
Порядок финансирования расходных обязательств Российской Федерации по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в том числе по предоставлению путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на международном транспорте к месту лечения и обратно регулируется Правилами финансирования расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утвержденными постановлением Правительства РФ от 29.12.2004 №864.
В соответствии с пп.1, 4, 11 упомянутых Правил финансирования средства на предоставление гражданам путевок на санаторно-курортное лечение выделяются Фонду социального страхования РФ из федерального бюджета в установленном порядке и направляются Фондом социального страхования РФ на оплату стоимости путевок санаторно-курортным учреждениям, отобранным по конкурсу, проводимому Фондом социального страхования РФ.
Из материалов дела следует, что истец реализовывал свое право на санаторно-курортное лечение не через отделения Фонда социального страхования России, а через медицинское учреждение, в порядке, предусмотренном приказом Минздравсоцразвития России от 27.03.2009 №138н.
В соответствии с п.3 Порядка организации работы по направлению больных из учреждений, находящихся в ведении Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Российской академии медицинских наук, оказывающих специализированную, в том числе высокотехнологичную, медицинскую помощь, на лечение в санаторно-курортные учреждения, находящиеся в ведении Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 27.03.2009 №138н, при направлении больных на санаторно-курортное лечение в санаторно-курортное учреждение из учреждения здравоохранения медицинский отбор больных, нуждающихся в санаторно-курортном лечении, осуществляют лечащий врач и заведующий отделением, а при отсутствии заведующего отделением - главный врач (заместитель главного врача) учреждения здравоохранения. Лечащий врач определяет медицинские показания для санаторно-курортного лечения и отсутствие противопоказаний для его осуществления.
Согласно пунктам 4.5. и 4.6. Порядка сведения о больном, нуждающемся в санаторно-курортном лечении, направляются в санаторно-курортное учреждение на согласование. Санаторно-курортная путевка оформляется и выдается в случае положительного решения санаторно-курортного учреждения о принятии больного на санаторно-курортное лечение.
Согласно п.3.7 Порядка, санаторно-курортную путевку оформляет и выдает лечащий врач, а не орган исполнительной власти в сфере здравоохранения субъекта Российской Федерации.
Анализируя положения приведенных законодательных и нормативных правовых актов и установленные по делу обстоятельства, суд полагает, что истец, имея возможность реализации своего права обеспечения санаторно-курортным лечением через отделения Фонда социального страхования в рамках реализации положений Федерального закона от 17.07.1999 №178-ФЗ «О государственной социальной помощи», реализовывал его через медицинское учреждение, в порядке, предусмотренном приказом Минздравсоцразвития России от 27.03.2009 №138н.
Вместе с тем, как следует из положений данного нормативного правового акта, Министерство здравоохранения Республики Карелия выполняет лишь функцию по размещению заявки в Программном комплексе санаторно-курортного лечения Минздрава России и при положительном рассмотрении заявки санаторно-курортным учреждением, путевка выдается медицинской организацией, которой в рассматриваемом случае, согласно обращения <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ, должно быть <данные изъяты>.
Таким образом, решение о предоставлении путевки ответчик не принимает, поскольку согласно действующему Порядку решение о принятии больного на лечение принимает санаторно-курортное учреждение (п.4.7).
Вместе с тем, Федеральными законами «О государственной социальной помощи», «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», выплата компенсации за самостоятельно приобретенную санаторно-курортную путевку, равно как и возможность получения денежной компенсации в случае непредоставления путевки, не предусмотрены.
Не предусмотрена такая возможность и Правилами обращения лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и приравненных к ним категорий граждан за предоставлением социальных услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 28.12.2004 №862.
Изложенное свидетельствует об отсутствии правовой возможности для удовлетворения заявленных истцом требований, поскольку определение порядка реализации права на получение мер социальной поддержки – это исключительная компетенция законодателя.
На основании изложенного, в удовлетворении иска Федосееву К.В. надлежит отказать.
Руководствуясь ст.ст.12, 56, 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Исковые требования Федосеева К. В. к Министерству здравоохранения и социального развития Республики Карелия оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия через Петрозаводский городской суд Республики Карелия в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Н.Л. Курчавова
Мотивированное решение изготовлено 23 января 2015 года.