Дело № 2-1507/2022
УИД № 25RS0003-01-2022-000105-66
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
03 октября 2022 года г. Владивосток
Первореченский районный суд г. Владивостока Приморского края в составе:
судьи Струковой О.А.,
при секретаре Тимошенко Н.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО6 к МУП «РКЦ» о возложении обязанности,
установил:
Истец обратилась в суд с названым иском, указав в обоснование, что она состоит в трудовых отношениях с ответчиком МУП «РКЦ». 15.11.2021 года в отношении истца ответчиком издан приказ № 116 об отстранении от работы с 15.11.2021. Отстранение от работы произошло в результате того, что истец не предоставил ответчику сведения о прохождении вакцинации. При этом требования об отстранении истца от работы со стороны должностных лиц Роспотребнадзра, в адрес ответчика не поступало. Ответчик отстранил истца от работы по собственной инициативе, в отсутствие законных оснований. Обязав предоставить сведения о прохождении вакцинации, ответчик не разъяснил истцу его права и обязанности, а именно: право на отказ от предоставления сведений, содержащих в себе врачебную тайну; предоставить сведения о том, к какому медицинскому учреждению прикреплен истец, чтобы Роспотребнадзор в силу имеющихся у него полномочий самостоятельно запросил сведения в отношении истца из указанного медицинского учреждения о наличии у истца профилактической прививки; выбор медицинской организации по усмотрению истца; право на отказ от медицинского вмешательства; на отказ от профилактических прививок. Кроме того, ответчику предписывалась варианты форм трудовых правоотношений с работником в случае неполучения ими в указанные сроки ни одного компонента вакцины против новой короновирусной инфекции, а именно: отстранение работника от работы, либо перевод на дистанционный режим работы. Полагает, что гарантированные законом и ТК РФ временные меры перевода работника на другую форму работы ответчиком были проигнорированы. Вышеперечисленные обстоятельства являются подтверждением нарушения ответчиком трудовых прав истца и достаточным основанием для признания действий и решений работодателя не соответствующим закону и как следствие, признания незаконным отстранения истца от работы. Также ответчик потребовал от истца письменное подтверждение прохождения вакцинации, однако предоставление истцом указанных медицинских документов трудовым законодательством не предусмотрено. Кроме того, ТК РФ не содержит такого основания для отстранения от работы, как отсутствие профилактических прививок. Ссылается на Перечень, утвержденный постановлением Правительства РФ от 15.07.1999 № 825. Таким образом, обязанность проходить вакцинацию напрямую относится только к лицам, чья работа входит в указанный перечень и не относится напрямую к истцу. Вопросы связанные с проведением вакцинации против COVID-19 регулируются не трудовым законодательством, а законодательством в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. В связи с этим к вопросам вакцинации работодателя отношения никакого не имеют и не имеют права требовать её прохождения работниками. Незаконное отстранение истца от работы повлекло за собой вынужденный прогул, который должен быть компенсирован ответчиком. В силу изложенного, просит признать незаконным (не соответствующим закону) приказ МУП «РКЦ» от 15.11.2021 № 116. Обязать ответчика допустить истца к выполнению работы с даты принятия решения судом в соответствии с обусловленной трудовым договором функцией. Взыскать с ответчика в качестве компенсации за все время вынужденного прогула средний заработок в размере 95 557, 28 рублей, компенсацию за задержку выплаты заработной платы в размере 458, 67 рублей, почтовые расходы в размере 678, 24 рублей, компенсацию морального вреда в размере 500 000 рублей.
В ходе судебного разбирательства истец уточнил исковые требования и просит признать незаконным (не соответствующим закону) приказ МУП «РКЦ» от 15.11.2021 № 116. Начислить и выплатить истцу заработную плату за период незаконного отстранения от работы с 15.11.2021 по 15.04.2022 из расчета среднедневного заработка в размере 3412, 76 рублей в 2021 году и 3719, 91 рублей в 2022 году (на дату утонения исковых требований 368 987, 72 рублей), компенсацию за задержку выплаты заработной платы за период с 15.11.2021 по 03.10.2022 в размере 65 190, 90 рублей, почтовые расходы в размере 1212, 64 рублей, компенсацию морального вреда в размере 500 000 рублей.
В судебном заседании истец уточненные требования поддержала по основаниям, указанным в иске, просит их удовлетворить.
Представители ответчика возражали против заявленных требований, пояснили, что МУП «РКЦ» обратилось в Управление Роспотребнадзора по ПК с официальным запросом дать разъяснение по следующему вопросу: относится ли МУП «РКЦ» к числу организаций, деятельность которых попадает под действие пункта 1 постановления Главного государственного санитарного врача Приморского края от 11.10.2021 № 7 «О проведении профилактических прививок против новой короновирусной инфекции отдельным категориям (группам) граждан по эпидемическим показаниям в Приморском крае». Управлением Роспотребнадзора по ПК дан положительный ответ, а также указание, что всем сотрудникам МУП «РКЦ» необходимо пройти профилактическую вакцинацию по эпидемическим показаниям против новой короновирусной инфекции. Достижение к 15.11.2021 в МУП «РКЦ» 80% работников с профилактическими прививками от COVID-19 не освобождало от обязательной вакцинации всего трудового коллектива.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд полагает, что заявленные требования не подлежат удовлетворению, в силу следующего.
Из материалов дела следует, что 28.07.2011 между МУП «РКЦ» и гр. ФИО7. был заключен трудовой договор, по условиям которого ФИО8 была принята на должность главного бухгалтера.
В силу положений часть 3 статьи 37 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.
В соответствии с ч. 1 ст. 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь.
Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (часть 3 статьи 55 Конституции РФ).
Граждане Российской Федерации обязаны соблюдать законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, выполнять установленные правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (статья 19 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ (в соответствующей редакции) "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера").
Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (подпункт "2" пункта "а" статьи 10 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ (в редакции от 1 апреля 2020 г.) "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера").
Такие правила утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 г. № 417
Правила предусматривают, в том числе, что при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, граждане обязаны выполнять законные требования должностных лиц, осуществляющих мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций; при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации гражданам запрещается осуществлять действия, создающие угрозу собственной безопасности, жизни и здоровью, а также осуществлять действия, создающие угрозу безопасности, жизни и здоровью, санитарно-эпидемиологическому благополучию иных лиц, находящихся на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации (подпункт "б" пункта 3, подпункты "в", "г" пункта 4 Правил).
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера и обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, а также с учетом особенностей чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации или угрозы ее возникновения во исполнение правил поведения, установленных в соответствии с подпунктом "а.2" пункта "а" статьи 10 названного федерального закона, могут предусматривать дополнительные обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (подпункт "б" пункта 6 статьи 4.1, пункты "а", "у", "ф" части 1 статьи 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ (в редакции от 01.04.2020 г.) "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера").
Постановлением Правительства РФ от 01.12.2004 года № 715 были утверждены «Перечень социально значимых заболеваний» и «Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих».
Постановлением Правительства РФ от 31.01.2020 г. № 66 внесены изменения в Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, короновирусная инфекция (2019-nCoV) внесена в указанный Перечень.
Приказом Министерства здравоохранения РФ от 21.03.2014 г. № 125н были утверждены «Национальный календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям».
Согласно приказам Министерства здравоохранения РФ от 09.12.2020 г. № 1307н, от 03.02.2021 г. № 47н, от 06.12.2021 г. № 1122н профилактическая прививка против COVID-19 была дополнительно внесена в указанный Календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям.
Согласно пп 6 п. 1 ст. 51 ФЗ от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ главные государственные врачи их заместители наделены полномочиями при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих выносить мотивированные постановления о проведении профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан.
На основании требований закона издано Постановление главного государственного санитарного врача по Приморскому краю от 11.10.2021 г. № 7 «О проведении профилактических прививок по эпидемическим показаниям против новой короновирусной инфекции отдельным категориям (группам) граждан по эпидемическим показаниям в Приморском крае».
Согласно п. 1.1 и 1.2 указанного постановления работодатели обязаны обеспечить проведение профилактических прививок по эпидемическим показаниям против новой короновирусной инфекции (COVID-19) категориям (группам) граждан, подлежащих обязательной вакцинации (в том числе):
- работающих на основании трудового договора или гражданско-правового договора в организациях, осуществляющих деятельность по обеспечению пожарной безопасности, организации тушения пожаров, поиска и спасения людей, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (пункт 1.1);
- служащим и иным работникам иных государственных органов, а также работникам подведомственных указанным органам организаций (пункт 1.2).
Пунктом 3 указанного Постановления на руководителей министерств, ведомств, предприятий, организаций, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей всех форм собственности, осуществляющим деятельность на территории Приморского края в сферах, установленных пунктом 1 настоящего Постановления возложена обязанность: организовать проведение профилактических прививок против коронавирусной инфекции не менее 80% от общей численности сотрудников: первым компонентом до 15.11.2021; вторым компонентом в срок до 15.12.2021.
Пунктом 3.2 - отстранить от работы, перевести на дистанционный режим работы лиц, указанных в подпунктах 1.1 и 1.2 пункта 1 Постановления: с 15.11.2021 лиц, не получивших ни одного компонента вакцины против новой коронавирусной инфекции; с 15.12.2021 - лиц, не имеющих законченного курса вакцинации.
О необходимости вакцинироваться первым компонентом вакцины до 15.11.2021 года, а также в случае не предоставления информации о вакцинации в срок до 15.11.2021 года - об отстранении от работы (без сохранения заработной платы), в случае невозможности выполнения трудовой функции дистанционно, а также в случае не предоставления справок о наличии медицинских противопоказаний сотрудники МУП «РКЦ» были информирован приказом № 114 от 22.10.2021 года и.о. директора Учреждения.
ФИО10 о необходимости вакцинироваться первым компонентом препарата в срок до 15.11.2021 года, а в случае не предоставления сертификата о получении профилактической прививки от COVID-19 либо справки о наличии противопоказаний не допуска к работе уведомлена 22.10.2021 года.
Приказом № 116 от 15.11.2021 года ФИО9 отстранена от работы, в связи с отказом работника от вакцинации и (или) при отсутствии сведений о противопоказаниях к вакцинации, с 15.11.2021 года на весь период времени до устранения обстоятельств, явившихся основанием для отстранения от работы или недопущения к работе.
Не согласившись с указанным приказом, ФИО14 обратилась в суд с настоящим иском, указав в обоснование, что её должность не входит в перечень должностей на которые возлагается безусловная обязанность по вакцинированию, кроме того, на момент её отстранения в Учреждении было привито более 80% сотрудников, в связи с чем, необходимости отстранения от исполнения должностных обязанностей, не привившихся сотрудников, не было, также указала на то, что работодателем не была учтена возможность её перевода на дистанционную работу.
Как указано выше, в календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям внесена прививка от коронавируса. Она становится обязательной, если в субъекте вынесено соответствующее постановление главного санитарного врача о вакцинации отдельных граждан или категорий граждан (работников отдельных отраслей). Если такое решение об обязательности вакцинации по эпидемическим показаниям принято и оформлено актом главного санитарного врача субъекта или его заместителя, то для работников, которые указаны в этом документе, вакцинация становится обязательной.
Согласно п. 2 ст. 5 ФЗ от 17.09.1998 N 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней" отсутствие профилактических прививок влечет:
запрет для граждан на выезд в страны, пребывание в которых в соответствии с международными медико-санитарными правилами либо международными договорами Российской Федерации требует конкретных профилактических прививок;
временный отказ в приеме граждан в образовательные организации и оздоровительные учреждения в случае возникновения массовых инфекционных заболеваний или при угрозе возникновения эпидемий;
отказ в приеме граждан на работы или отстранение граждан от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями.
Перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок, устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с п. 5.5.4 Постановления Правительства РФ от 30 июня 2004 г.№ 324 "Об утверждении положения о Федеральной службе по труду и занятости" данный орган осуществляет консультирование работодателей и работников по вопросам соблюдения трудового законодательства и нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
Управление Роспотребнадзора по ПК осуществляет функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка в соответствии с Положением, утвержденным приказом Роспортребнадзора № 698 от 09.07.2012. Согласно п. 8.46 вышеуказанного Положения Управление вправе давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к компетенции Управления.
В ответ на обращение руководителя МУП «РКЦ» о предоставлении разъяснений относится ли МУП «РКЦ» к числу организаций, деятельность которых попадает под действие пункта 1 постановления Главного государственного санитарного врача Приморского края от 11.10.2021 № 7 «О проведении профилактических прививок против новой короновирусной инфекции отдельным категориям (группам) граждан по эпидемическим показаниям в Приморском крае», Управлением Роспотребнадзора по ПК дан следующий ответ.
Согласно Уставу и выписке из ЕГРЮЛ - МУП «РКЦ» осуществляет, в том числе следующие виды деятельности: - управление недвижимым имуществом за вознаграждение или на договорной основе (ОКВЭД 68.32), управление эксплуатацией жилого фонда за вознаграждение или на договорной основе (ОКВЭД 68.32.1), деятельность по чистке и уборке жилых зданий и нежилых помещений (ОКВЭД 81.22), т.е. осуществляет деятельность в сфере жилищных услуг; - деятельность по оказанию услуг в области бухгалтерского учета, по проведению финансового аудита, по налоговому консультированию (ОКВЭД 69.20), то есть осуществляет деятельность по предоставлению финансовых услуг как финансовая организация.
В свою очередь в п.п.. 1.1 Постановления № 7 указано, что работникам в сфере жилищно-коммунального хозяйства и финансовых организаций, в том числе, необходимо в обязательном порядке пройти профилактическую вакцинацию по эпидемическим показаниям против новой короновирусной инфекции.
Тем самым, Управление Роспотребнадзора по ПК полагает, что МУП «РКЦ» относится к числу организаций, деятельность которых попадает под действие пункта 1 постановления Главного государственного санитарного врача Приморского края от 11.10.2021 № 7 «О проведении профилактических прививок против новой короновирусной инфекции отдельным категориям (группам) граждан по эпидемическим показаниям в Приморском крае».
Согласно ст. 76 Трудового кодекса РФ работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) работника:
появившегося на работе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения;
не прошедшего в установленном порядке обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда;
не прошедшего в установленном порядке обязательный медицинский осмотр, а также обязательное психиатрическое освидетельствование в случаях, предусмотренных ТК РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
при выявлении в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, противопоказаний для выполнения работником работы, обусловленной трудовым договором;
в случае приостановления действия на срок до двух месяцев специального права работника (лицензии, права на управление транспортным средством, права на ношение оружия, другого специального права) в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, если это влечет за собой невозможность исполнения работником обязанностей по трудовому договору и если невозможно перевести работника с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья. При этом работодатель обязан предлагать работнику все отвечающие указанным требованиям вакансии, имеющиеся у него в данной местности. Предлагать вакансии в других местностях работодатель обязан, если это предусмотрено коллективным договором, соглашениями, трудовым договором;
по требованию органов или должностных лиц, уполномоченных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
в других случаях, предусмотренных ТК РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Работодатель отстраняет от работы (не допускает к работе) работника на весь период времени до устранения обстоятельств, явившихся основанием для отстранения от работы или недопущения к работе, если иное не предусмотрено ТК РФ, другими федеральными законами.
В период отстранения от работы (недопущения к работе) заработная плата работнику не начисляется, за исключением случаев, предусмотренных ТК РФ или иными федеральными законами. В случаях отстранения от работы работника, который не прошел обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда либо обязательный медицинский осмотр не по своей вине, ему производится оплата за все время отстранения от работы как за простой.
Довод истца о том, что её работа не входит в Перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.1999 № 825 «Об утверждении Перечня работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок» поэтому прививка для неё не является обязательной, а её отсутствие не может служить основанием для отстранения её от работы, суд находит несостоятельным, поскольку исходя из Перечня социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 г. № 715 (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2020 года № 66), короновирусная инфекция (2019-nCoV) (код по МКБ-10: В34.2) относится к заболеваниям представляющих опасность для окружающих.
Таким образом, трудовая деятельность ФИО12 попадает под категорию (групп) граждан, указанную в п. 1.1, 1.2 Постановления главного государственного санитарного врача Приморского края от 11.10.2021 г. № 7 «О проведении профилактических прививок против новой короновирусной инфекции отдельным категориям (группам) граждан по эпидемическим показаниям в Приморском крае», между тем свою обязанность по выполнению требований санитарного законодательства, ФИО13. не исполнила.
Довод истца, что на момент её отстранения в Учреждении было привито более 80% сотрудников, в связи с чем, необходимости отстранения от исполнения должностных обязанностей, не привившихся сотрудников, не было, суд также отклоняет.
В соответствии с буквальным толкованием Постановления главного государственного санитарного врача Приморского края от 11.10.2021 г. № 7 «О проведении профилактических прививок против новой короновирусной инфекции отдельным категориям (группам) граждан по эпидемическим показаниям в Приморском крае» отстранение от работы, перевод на дистанционный режим работы предусмотрено для лиц, указанных в подпунктах 1.1 и 1.2 пункта 1 Постановления: с 15.11.2021, не получивших ни одного компонента вакцины против новой коронавирусной инфекции;
с 15.12.2021 - лиц, не имеющих законченного курса вакцинации.
Обязанность по обеспечению профилактической прививкой не менее 80% от общей численности сотрудников возложена на Руководителей министерств, ведомств, предприятий, организаций, юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям всех форм собственности, осуществляющим деятельность на территории Приморского края в сферах, установленных пунктом 1 настоящего Постановления и не является основанием для освобождения лиц указанных в подпунктах 1.1 и 1.2 пункта 1 Постановления, от исполнения требований санитарного законодательства.
Поскольку суд не находит правовых оснований для признания приказа об отстранении от работы № 116 от 15.11.2021 г. незаконным, требование истца о взыскании заработной платы за время вынужденного прогула (отстранения), компенсационной выплаты за задержку заработной платы не подлежит удовлетворению
Ввиду не установления нарушений трудовых прав истца со стороны ответчика, требования о компенсации морального вреда также подлежит отклонению, так же не подлежат удовлетворению требования о взыскании судебных расходов.
Поскольку истцу отказано в удовлетворении основных заявленных требований, требование истца о взыскании почтовых расходов отклоняется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования иску ФИО11 к МУП «РКЦ» о возложении обязанности оставить без удовлетворения.
Решение суда может быть обжаловано в Приморский краевой суд через Первореченский районный суд г. Владивостока в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы.
Решение в окончательной форме изготовлено 07 октября 2022 года
Судья Струкова О.А.