Дело № 2-34/2018
Решение
Именем Российской Федерации
31 января 2018 года город Смоленск
Смоленский гарнизонный военный суд в составе: председательствующего – Шаповалова В.С., при секретаре Поплышевой Н.В., с участием ответчика Павлова В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении военного суда гражданское дело по исковому заявлению войсковой части № к военнослужащему указанной воинской части капитану Павлову В.В. о взыскании излишне выплаченных денежных средств,
установил:
Командир войсковой части № обратился в суд с иском, в котором указал, что Павлов проходит военную службу в указанной воинской части. В ходе проверки обоснованности и правильности начисления и выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим и членам их семей, проведенной в данной воинской части за 2016 год, были выявлены факты причинения ущерба государству.
Так, в период с ДД.ММ.ГГГГ года ответчику произведена выплата денежной компенсации за наем жилого помещения в размере <данные изъяты>.
Вместе с тем, эти денежные средства ответчику не полагались, поскольку он ДД.ММ.ГГГГ года отказался от распределенного ему служебного жилого помещения.
Полагая, что ответчику вышеуказанная денежная выплата произведена незаконно, истец просит суд взыскать с Павлова указанную сумму в полном объеме.
Истец, третьи лица и их представители, надлежаще извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не прибыли, сведений о причинах неявки в суд не представили.
При этом, Врио начальника ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Смоленской, Брянской и Орловской областям» в направленном в суд отзыве на исковое заявление указал, что требования истца поддерживает в полном объеме.
В судебном заседании ответчик требования истца не признал и просил суд отказать в удовлетворении заявленных требований. При этом Павлов пояснил, что денежную компенсацию за поднаем жилья он получал в соответствии с действующим законодательством, на основании изданных командиром воинской части приказов, которые до настоящего времени не отменены.
Так, в установленном порядке он был признан нуждающимся в получении служебного жилого помещения, является таковым и в настоящее время, поскольку с такого учета его никто не снимал. После чего, в 2016 году им каждый месяц подавались рапорта на имя командира воинской части с ходатайством о производстве ему данной компенсационной выплаты. Эти рапорта были рассмотрены и командиром воинской части были изданы соответствующие приказы, в том числе и за декабрь 2016 года.
В 2016 году у него и членов его семьи жилья не имелось.
Кроме того, ответчик пояснил, что факт своего отказа от предложенного служебного жилого помещения от командования части он не скрывал и умысла на незаконное обогащение не имел. От предложенного жилого помещения он отказался, поскольку последнее не соответствовало по площади.
Выслушав ответчика и исследовав письменные доказательства, военный суд приходит к следующим выводам.
Как следует из ст. 104 ЖК РФ служебные жилые помещения предоставляются гражданам в виде жилого дома, отдельной квартиры.
В соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы служебные жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Служебные жилые помещения предоставляются в населенных пунктах, в которых располагаются воинские части, а при отсутствии возможности предоставить служебные жилые помещения в указанных населенных пунктах - в других близлежащих населенных пунктах.
В силу п. 3 ст. 15 приведенного Федерального закона военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, и члены их семей, прибывшие на новое место военной службы военнослужащих, до получения жилых помещений по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регистрируются по месту жительства, в том числе по их просьбе по адресам воинских частей. Указанным военнослужащим до получения жилых помещений предоставляются служебные жилые помещения, пригодные для временного проживания, жилые помещения маневренного фонда или общежития. В случае отсутствия указанных жилых помещений воинские части арендуют жилые помещения для обеспечения военнослужащих и совместно проживающих с ними членов их семей или по желанию военнослужащих ежемесячно выплачивают им денежную компенсацию за наем (поднаем) жилых помещений в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации.
Пунктами 2 и 5 Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, служебных жилых помещений, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 года №, установлено, что для получения служебного жилого помещения военнослужащие подают заявление по рекомендуемому образцу в структурное подразделение уполномоченного Министром обороны Российской Федерации органа (специализированную организацию (структурное подразделение организации уполномоченного органа), к которому прикладываются необходимые для этого соответствующие документы.
Военнослужащие, предоставившие в структурное подразделение уполномоченного органа заявление и документы, включаются в список на предоставление служебных жилых помещений.
Таким образом, одним из условий обеспечения военнослужащих - граждан, проходящих военную службу по контракту, и членов их семей служебными жилыми помещениями, а при отсутствии таковых условием выплаты им денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений является нуждаемость в военнослужащих с членами семьи в этих жилых помещениях, которая подтверждается принятием на соответствующий учет, для чего военнослужащими в структурное подразделение уполномоченного органа подаются заявления и необходимые для решения этого вопроса документы.
В соответствии с п. 2 Положения о выплате денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и членам их семей (далее - Положение), утвержденного постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2004 года № 909, в случае невозможности обеспечения жилыми помещениями в соответствии с законодательством РФ по желанию военнослужащих им ежемесячно выплачивается денежная компенсация за счет средств, выделяемых из федерального бюджета на эти цели Министерству обороны РФ или иному федеральному органу исполнительной власти, в котором законом предусмотрена военная служба, в размере, предусмотренном договором найма (поднайма) жилья, заключенным в письменной форме, но не более установленных размеров.
Таким образом, проанализировав нормы действующего законодательства РФ в их совокупности и взаимосвязи, суд приходит к выводу, что выплата денежной компенсации за поднаем жилья осуществляется военнослужащим-гражданам и членам их семей, признанным в установленном порядке нуждающимся в получении жилого помещения (служебного жилого помещения), при отсутствии возможности предоставить им служебные жилые помещения или общежития, либо арендовать жилье средствами воинской части и лишь на основании приказа командира (начальника) данной воинской части, организации.
Согласно заявлению ДД.ММ.ГГГГ № ответчик обратился в соответствующий орган жилищного обеспечения с ходатайством о предоставлении служебного жилого помещения.
Решением начальника территориального отделения <данные изъяты> (далее - отделение ЗРУЖО) от ДД.ММ.ГГГГ № Павлов был признан нуждающимся в получении служебного жилого помещения и включен в список очередников на получение такового с 10 марта 2015 года составом семьи 1 человек.
В соответствии со справкой от 3 марта 2015 года, выданной командиром войсковой части №, состав семьи Павлов 3 человека: он супруга и сын.
Состав семьи ответчика также подтверждается свидетельством о рождении Павлова Н.В., свидетельством о расторжении брака между ответчиком и Павловой С.А., свидетельством о заключении брака между Павловым и Ковалевой О.А., и свидетельством о рождении Ковалева С.Е.
Из рапортов ответчика о выплате денежной компенсации за поднаем жилого помещения за январь-сентябрь 2016 года, списков военнослужащих войсковой части № нуждающихся в получении жилой площади по договору служебного найма за январь – октябрь 2016 года, приказов командира войсковой части № от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ № и пояснений ответчика в судебном заседании следует, что последний до декабря 2016 года получал указанную денежную компенсацию.
Согласно корешку № к сообщению о предлагаемом жилом помещении от 5 декабря 2016 года № ответчику была предложена на состав семьи 1 человек одна комната в общежитии, общей площадью 26,6 кв.м., расположенная по адресу: <адрес>. От этой комнаты ответчик отказался 7 декабря 2016 года в связи с изменением состава семьи и не соответствием по площади.
В соответствии с сообщением начальника отделения ЗРУЖО от 25 января 2018 года № указанное жилое помещение является пригодным для проживания, введено в эксплуатацию в 2016 году, непригодным для проживания не признавалось, соответствует по площади предоставления, оборудовано мебелью.
Вместе с тем, приказом командира войсковой части № от 8 декабря 2016 года № Павлову была установлена выплата денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений за декабрь 2016 года в размере <данные изъяты>
Платежным поручением от 15 декабря 2016 года № и списком перечисляемой в банк зарплаты подтверждается, что указанная денежная компенсация в установленном размере Павлову была выплачена.
Таким образом, суд считает установленным, что Павлов был признан нуждающимся в получении служебного жилого помещения и включен в соответствующий список, при прохождении военной службы в воинской части жильем он обеспечен не был, в 2016 году осуществлял поднаем жилого помещения, надлежащим образом обратился к командованию для выплаты денежной компенсации за поднаем жилья, представив предусмотренные законодательством документы и на основании изданного приказа командования получил указанную компенсацию.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что денежная компенсация за поднаем жилья за период с 8 по 31 декабря 2016 года в сумме <данные изъяты> взысканию с ответчика не подлежит.
При этом, суд учитывает, что доказательств обратному, вопреки ч. 1 ст. 56 ГПК РФ, истцом не представлено.
Позицию истца, отраженную в иске, о том, что Павлов по рассмотренным обстоятельствам подлежит привлечению к материальной ответственности в соответствии с Федеральным законом «О материальной ответственности военнослужащих», военный суд отвергает, поскольку из анализа норм указанного Федерального закона таковых оснований не усматривается.
При таких обстоятельствах, военный суд приходит к выводу, что требования истца удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, военный суд
решил:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ № ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░