Дело № 2-252/2015
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
05 июня 2015 года село Толбазы
Аургазинский районный суд Республики Башкортостан в составе: председательствующего судьи Буляккуловой Н.И.,
при секретаре Нигматуллиной А.Р.,
с участием истца Фаткуллина М.Ш.,
представителя ответчика ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Аургазинском районе РБ Шамсутдиновой И.Р., действующей на основании доверенности № АУ00-000001 от 12 января 2015 г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Фаткуллина М.Ш. к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Аургазинскому району Республики Башкортостан об отмене решения об отказе в назначении пенсии,
У С Т Н О В И Л:
Фаткуллин М.Ш. (далее по тексту - истец) обратился в суд с исковым заявлением к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Аургазинскому району Республики Башкортостан (далее по тексту - ГУ – УПФ РФ по Аургазинскому району РБ, ответчик) об отмене решения об отказе в назначении пенсии, которым просит:
- отменить решение комиссии Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Аургазинском районе РБ от ДД.ММ.ГГГГ;
- обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Аургазинском районе РБ назначить ему пенсию по старости в соответствии с п.п.19 п.1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Исковые требования мотивированы тем, что решением комиссии Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Аургазинском районе РБ истцу отказано в назначении пенсии по старости в соответствии с п.п.19 п.1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». В протоколе от ДД.ММ.ГГГГ № указано, что отсутствует требуемый стаж педагогической деятельности. Истец считает, что данное решение является незаконным и подлежит отмене. В стаж педагогической деятельности не засчитаны: период обучения в Стерлитамакском государственном педагогическом институте с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и период обучения в Стерлитамакском государственном педагогическом институте с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ В соответствии с Постановлением совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства», которое признано недействующим на территории РФ Постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1993 г. № 953 с 01 октября 1993 г., а также согласно Инструктивному письму Министерства социального обеспечения РСФСР № 1-3-И от 30 июня 1986 г. «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения», в п.3.3 которого уточняется, что «Педагогическая деятельность считается предшествовавшей учебе или следовавшей за ней и в тех случаях, когда между учебой и работой имела место служба в Советской Армии», истец с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проходил службу в Вооруженных силах СССР.
При рассмотрении дела по существу истец Фаткуллин М.Ш. поддержал исковые требования в полном объеме по доводам изложенным в иске..
Представитель ответчика ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Аургазинском районе РБ Шамсутдинова И.Р. иск не признала, просила отказать в его удовлетворении, суду пояснила, что спорные периоды учебы истца в Стерлитамакском государственном педагогическом институте не засчитаны в стаж педагогической деятельности истца, в связи с тем, что указанные периоы не предусмотрены Списком, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 г. № 463.
Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в совокупности, находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В силу требований ст. ст. 12 и 56 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности сторон и каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основании своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Согласно ч. 3 ст. 196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.
В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 №173-ФЗ года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего закона лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Судом установлено, что решением ГУ – УПФ РФ по Аургазинскому району РБ, Фаткуллину М.Ш. отказано в назначении досрочной трудовой пенсии в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей ввиду отсутствия требуемого специального стажа. Из подсчета льготного стажа исключен период обучения в Стерлитамакскомгосударственном педагогическом институте, как не предусмотренные Списком, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. № 463.
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 года N 2-П, а также ряде его определений изложил правовую позицию, согласно которой ст. 6 ч. 2, 15 ч. 4, 17 ч. 1, 18, 19 и 55 ч. 1 Конституции Российской Федерации по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
Нормативными правовыми актами, напрямую регулирующими право граждан на пенсионное обеспечение, действовавшими в период учебы Фаткуллина М.Ш. в педагогическом учебном заведении, являлись Закон СССР от 14 июля 1956 г. «О государственных пенсиях» и Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. № 1397.
Согласно пункту 1 названного Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, учителям и другим работникам просвещения служба в составе Вооруженных Сил СССР засчитывалась в стаж работы по специальности.
Пунктом 2 вышеуказанного Положения предусматривалось, что в стаж работы учителей и других работников просвещения, кроме работы, указанной в пункте 1 настоящего Положения, засчитывается время обучения в педагогических учебных заведениях и университетах, если ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность.
В силу пункта 4 Положения служба в армии и учеба засчитывались в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с этим Положением, приходилось в учреждениях, организациях, должностях, работа в которых давала работникам просвещения право на льготную пенсию.
Согласно Положению о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР № 1397 от 17 декабря 1959 года, предусматривающим, что учителям и другим работникам просвещения в стаж работы по специальности засчитываются служба в составе Вооруженных Сил СССР, а также, время обучения в педагогических учебных заведениях, при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию, принимая во внимание, что период службы в Вооруженных Силах СССР, а также период обучения относятся к периодам деятельности до ДД.ММ.ГГГГ, т.е. до установления нового правового регулирования, необходимое условие, указанные в п. п. 2, 4 Положения условия у истца выполняются, в связи с чем, суд приходит к выводу о необходимости включения периодов учебы истца в Стерлитамакском государственном педагогическом институте с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, - 10 мес. 08 дн., с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – 5 мес. 23 дн. в специальный стаж, при этом суд, считает, что изменение законодательства не может служить основанием для ущемления прав истца в области пенсионного обеспечения.
Факт осуществления истцом педагогической деятельности до и после обучения в ... институте подтверждается записями в трудовой книжке, согласно которым ДД.ММ.ГГГГ истец принят на работу учителем русского языка и литературы в ... неполную среднюю школы, откуда приказом от ДД.ММ.ГГГГ назначен директором этой же школы, ДД.ММ.ГГГГ, переведен учителем этой же школы, ДД.ММ.ГГГГ переведен директором этой же школы,
Согласно имеющейся в материалах дела копии диплома серии ШВ № 123277 Фаткуллин М.Ш. в ДД.ММ.ГГГГ г. поступил в ... институт, который окончил в ДД.ММ.ГГГГ году.
Судом установлено, что Фаткуллин М.Ш. после окончания учебы работал в должности учителя. При этом, все периоды работы истца засчитаны пенсионным органом в специальный (педагогический) стаж истца, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости.
О том, что педагогическая деятельность считается предшествовавшей учебе или следовавшей за ней и в тех случаях, когда между учебой и работой имела место служба в вооруженных силах СССР, указывается и в п. 3.3 Инструктивного письма Министерства социального обеспечения РСФСР от 30.06.1986 г. № 1-63-И «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения».
Стаж работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых давала работникам просвещения право на получение пенсии за выслугу лет, у Фаткуллина М.Ш. составляет 23 года 05 месяцев 26 дней, вместо требуемых 2/3 (16,8 лет), которые включены в специальный стаж ответчиком в добровольном порядке.
Таким образом, Фаткуллин М.Ш., имея стаж работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке, продолжительностью более 16 лет 8 месяцев (2/3), имеет право на зачет периода учебы в педагогическом учебном заведении в специальный стаж.
Днем обращения за трудовой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления о назначении пенсии со всеми необходимыми документами.
С учетом наличия у Фаткуллина М.Ш. необходимого требуемого стажа работы педагогической деятельности 25 лет на момент обращения в ГУ–УПФ РФ в Аургазинском районе РБ ДД.ММ.ГГГГ за назначением досрочной пенсии по старости, решение - ГУ–УПФ РФ в Аургазинском районе РБ № от ДД.ММ.ГГГГ подлежит отмене, требования Фаткуллина М.Ш. о назначении досрочной пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ, т.е. с момента первоначального обращения, подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд,
Р Е Ш И Л:
исковые требования Фаткуллина М.Ш. к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Аургазинскому району Республики Башкортостан об отмене решения об отказе в назначении пенсии удовлетворить.
Признать решение Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по Аургазинскому району Республики Башкортостан № от ДД.ММ.ГГГГ незаконными и отменить.
Признать право Фаткуллина М.Ш. на досрочную трудовую пенсию по старости.
Обязать ответчика Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Аургазинскому району Республики Башкортостан включить в специальный стаж педагогической деятельности, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости периоды учебы в ... институте с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – 10 месяцев 8 дней, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год – 05 месяцев 23 дня.
Назначить Фаткуллину М.Ш. досрочную трудовую пенсию по старости с момента первоначального обращения в Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Аургазинскому району Республики Башкортостан с ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение одного месяца в апелляционном порядке через Аургазинский районный суд РБ.
Судья п/п Н.И. Буляккулова
Копия верна: Судья Н.И. Буляккулова