Решение по делу № 2-3656/2015 ~ М-3709/2015 от 18.08.2015

Дело № 2-3656/2015

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

13 октября 2015 года город Севастополь

Ленинский районный суд города Севастополя в составе:

председательствующего - судьи Прохорчук О.В.

секретарь судебного заседания - Шинкаренко В.В.,

с участием представителей:

истца – Бикчурин О.К., доверенность от ДД.ММ.ГГГГ,

ответчика – Дибривская А.А., доверенность от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по иску Заволжин А.И. к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Севастополе (межрайонное) о признании решения незаконным и обязательстве совершить определенные действия,

установил:

Заволжин А.И. обратился в суд с иском, в котором просит признать незаконным решение Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Севастополе (межрайонное) № 1262 от 19.05.2015 об отказе в выдаче ему государственного сертификата на материнский (семейный) капитал. Кроме того, просит обязать ответчика выдать ему государственный сертификат на материнский (семейный) капитал.

Заявление мотивировано тем, что 27.06.2011 умерла его жена, с этого времени у него на иждивении находятся двое несовершеннолетних детей: сын – Заволжин А.А., 21.12.2000 года рождения, и дочь – Заволжина Е.А., 26.05.2007 года рождения. Он и его дети являются гражданами Российской Федерации. 20.04.2015 истец обратился в отделение Пенсионного фонда РФ по г.Севастополю с заявлением о выдаче ему государственного сертификата на материнский (семейный) капитал. Однако 19.05.2015 ответчиком ему было отказано в выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал в связи с тем, что на день смерти его жены, она не являлась гражданкой РФ. Считает, что данное решение является незаконным и подлежит отмене, так как не соответствует требованиям законодательства.

В судебном заседании представитель истца исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в иске.

Представитель ответчика в судебном заседании против удовлетворения иска возражала, пояснила, что отказ является законным, поскольку органы Пенсионного фонда РФ могут принять решение о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал отцу детей при наличии у матери гражданства РФ на день смерти, тогда как мать несовершеннолетних детей Заволжина Т.В., умершая 27.06.2011, являлась гражданкой Украины.

Выслушав пояснения представителей сторон, исследовав письменные материалы дела, суд считает требования подлежащими удовлетворению, исходя из следующего.

Судом установлено, что истец является гражданином РФ согласно паспорту гражданина РФ серии 03 03 , выданному ДД.ММ.ГГГГ Отделом внутренних дел Приморского округа города Новороссийска Краснодарского края.

Согласно свидетельству о браке серии I-АП (актовая запись ) истец и ФИО5 (после заключения брака - Заволжина) 09.09.1994 заключили брак.

Согласно свидетельству о смерти серии V-МЮ от ДД.ММ.ГГГГ ФИО10 умерла ДД.ММ.ГГГГ, о чем Замоскворецким отделом ЗАГС Управления ЗАГС Москвы оставлена запись акта о смерти .

Судом установлено, что согласно свидетельствам о рождении у Заволжина А.И. и Заволжиной Т.В. имеются несовершеннолетние дети: Заволжин А.А., 21.12.2000 года рождения, и Заволжина Е.А., 26.05.2007 года рождения.

20.04.2014 истец обратился с заявлением в орган Пенсионного фонда о выдаче ему сертификата на материнский (семейный) капитал.

Согласно уведомлению ГУ - Управления Пенсионного фонда РФ в г.Севастополе (межрайонное) от 19.05.2015 № 1262 истцу отказано в выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал в связи с тем, что органы Пенсионного фонда РФ могут принять решение о выдаче государственного сертификата отцу двоих детей при наличии у матери гражданства РФ на день смерти, которая таковой не являлась, в связи с чем у нее не могло возникнуть право на дополнительные меры государственной поддержки, и в соответствии с частью 3 статьи 3 Закона № 256-ФЗ перейти к отцу детей.

Согласно Конституции Российской Федерации в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (часть 2 статьи 7); материнство и детство, семья находятся под защитой государства (часть 1 статьи 38); каждому гарантируется социальное обеспечение, в том числе для воспитания детей (часть 1 статьи 39). Конкретные меры социальной поддержки семьи и детей, имеющие как основной, так и дополнительный характер, в соответствии с частями 2, 3 статьи 39 Конституции Российской Федерации устанавливаются федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Реализуя предписания указанных норм Конституции Российской Федерации, федеральный законодатель предусмотрел меры социальной защиты граждан, имеющих детей, и определил круг лиц, нуждающихся в такой защите, а также условия ее предоставления.

К числу основных мер социальной защиты граждан, имеющих детей, относится выплата государственных пособий, в частности государственных пособий в связи с рождением и воспитанием детей. Единая система таких пособий, призванная обеспечивать гарантированную государством материальную поддержку материнства, отцовства и детства, установлена Федеральным законом от 19 мая 1995 года № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей».

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 3 Федерального закона РФ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» № 256-ФЗ от 29 декабря 2006 года, право на дополнительные меры государственной поддержки возникает при рождении (усыновлении) ребенка (детей), имеющего гражданство Российской Федерации, у следующих граждан Российской Федерации независимо от места их жительства: у женщин, родивших (усыновивших) второго ребенка начиная с 1 января 2007 года; женщин, родивших (усыновивших) третьего ребенка или последующих детей начиная с 1 января 2007 года, если ранее они не воспользовались правом на дополнительные меры государственной поддержки.

Согласно части 3 статьи 3 указанного закона, право женщин, указанных в части 1 настоящей статьи, на дополнительные меры государственной поддержки прекращается и возникает у отца (усыновителя) ребенка независимо от наличии гражданства Российской Федерации или статуса лица без гражданства в случаях смерти женщины, объявления ее умершей, лишения родительских прав в отношении ребенка, в связи с рождением которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки, совершения в отношении своего ребенка (детей) умышленного преступления, относящегося к преступлениям против личности, а также в случае отмены усыновления ребенка, в связи с усыновлением которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки. Право на дополнительные меры государственной поддержки у указанного лица не возникает, если оно является отчимом в отношении предыдущего ребенка, очередность рождения (усыновления) которого была учтена при возникновении права на дополнительные меры государственной поддержки, а также если ребенок, в связи с рождением (усыновлением) которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки, признан в порядке, предусмотренном Семейным кодексом РФ, после смерти матери (усыновительницы) оставшимся без попечения родителей.

В соответствии со статьей 2 ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия: 1) дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей, - меры, обеспечивающие возможность улучшения жилищных условий, получения образования, а также повышения уровня пенсионного обеспечения с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом; 2) материнский (семейный) капитал - средства федерального бюджета, передаваемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на реализацию дополнительных мер государственной поддержки, установленных настоящим Федеральным законом; 3) государственный сертификат на материнский (семейный) капитал - именной документ, подтверждающий право на дополнительные меры государственной поддержки.

Федеральный закон «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» в дополнение к основным мерам социальной защиты, возможность использования которых предоставляется, как правило, обоим родителям, устанавливает меры государственной поддержки семей с детьми, направленные на улучшение жилищных условий, получение образования, а также повышение уровня пенсионного обеспечения, и с учетом особой, связанной с материнством, социальной роли в обществе предусматривает приоритетное право женщин на их получение.

Дополнительные меры государственной поддержки предоставляются в связи с реализацией социального риска материнства, охватывающего беременность и рождение ребенка, а право женщин на их получение обусловлено фактом рождения второго, третьего или последующих детей. В связи с этим право мужчины на дополнительные меры государственной поддержки по случаю рождения ребенка, имеющего обоих родителей, является производным от права женщины и может быть реализовано лишь в случае, когда право женщины на указанные меры прекратилось по основаниям, предусмотренным законом (в связи со смертью, объявлением умершей, лишением родительских прав и в других ситуациях отсутствия материнского попечения).

Согласно статье 11 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя», Федерального конституционного закона от 21.03.2014 № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» граждане Украины и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, признанные гражданами Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным конституционным законом или приобретшие гражданство Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о гражданстве, имеют право на получение пенсий, пособий и предоставление иных мер социальной поддержки, а также на охрану здоровья в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В связи с тем, что умершая 27.06.2011 Заволжина Т.В. не смогла реализовать свое право на получение материнского капитала согласно положениям статьи 11 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 № 6-ФКЗ в связи со смертью, учитывая целевое назначение указанных выплат, права несовершеннолетних детей, которые, как граждане Российской Федерации, имеют право на социальную поддержку государства, суд полагает, что право истца может быть восстановлено путем понуждения должностных лиц к выполнению обязательства по выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал.

С учетом изложенного исковые требования подлежат удовлетворению.

Руководствуясь статьями 194-199, 321 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

иск удовлетворить.

Решение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Севастополе (межрайонное) от 19.05.2015 № 1262 об отказе в выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал признать незаконным.

Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Севастополе (межрайонное) выдать Заволжин А.И. государственный сертификат на материнский (семейный) капитал.

Решение может быть обжаловано в Севастопольский городской суд путем подачи апелляционной жалобы через Ленинский районный суд города Севастополя в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья

В окончательной форме решение принято 19.10.2015.

2-3656/2015 ~ М-3709/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Информация скрыта
Ответчики
Информация скрыта
Другие
Информация скрыта
Суд
Ленинский районный суд города Севастополя
Судья
Прохорчук Ольга Владимировна
Дело на странице суда
leninskiy--sev.sudrf.ru
18.08.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
18.08.2015Передача материалов судье
24.08.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
24.08.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
24.08.2015Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
15.09.2015Предварительное судебное заседание
13.10.2015Судебное заседание
19.10.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
02.11.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
18.04.2019Дело оформлено
18.04.2019Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее