Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-130/2017 ~ М-113/2017 от 30.05.2017


Дело --
РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

-- --

Мазановский районный суд -- в составе:

председательствующего судьи Кузнецовой Е.Г.,

при секретаре --2,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора -- к администрации Сапроновского сельсовета -- о возложении обязанности на администрацию Сапроновского сельсовета в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу поставить на учёт как бесхозяйное недвижимое имущество, находящееся на территории --: обелиск участникам гражданской и Великой отечественной войны; памятник героям гражданской войны, погибшим в боях с Японскими интервентами,

установил:

-- обратился в суд с исковым заявлением к администрации Сапроновского сельсовета -- мотивируя тем, что была проведена проверка исполнения администрацией Сапроновского сельсовета -- законодательства об охране объектов культурного наследия, в ходе которой выявлены нарушения.

Согласно информации, предоставленной администрацией Сапроновского сельсовета, на территории -- сельсовета расположены 2 объекта культурного наследия - обелиск участникам гражданской и Великой отечественной войны, памятник героям гражданской войны, погибшим в боях с Японскими интервентами.

Данные памятники культуры не являются объектами муниципальной собственности. Собственник у данных памятников отсутствует. Таким образом, данные объекты историко-культурного наследия являются бесхозяйной недвижимой вещью.

Часть 3 ст. 225 Гражданского кодекса РФ предусматривает, что бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

Таким образом, согласно ст. 225 Гражданского кодекса РФ орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке имущества на учет в качестве бесхозяйного, а, следовательно, обязан это делать.

Согласно ч. 1 ст. 15 Федерального закона от -- № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее - Закон № 73-ФЗ) в Российской Федерации ведется единый государственный реестр объектов культурного наследия народов Российской Федерации, содержащий сведения об объектах культурного наследия.

В силу п.п. 1, 2 ст. 9.3 Закона № 73-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления поселений отнесены сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия, находящихся в собственности поселений; государственная охрана объектов культурного наследия местного (муниципального) значения.

Статьей 7 Закона № 73-ФЗ под государственной охраной объектов культурного наследия понимается система правовых, организационных, финансовых, материально-технических, информационных и иных принимаемых органами местного самоуправления пределах их компетенции мер, направленных, в том числе на предотвращение разрушения или причинения вреда объектам культурного наследия, контроль за сохранением и использованием объектов культурного наследия.

Государственная охрана объектов культурного наследия является одной из приоритетных задач органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Однако администрацией Сапроновского сельсовета не принимаются необходимые меры по реализации возложенных законом полномочий по государственной охране обелиска участникам гражданской и Великой отечественной войны, памятника героям гражданской войны, погибшим в боях с Японскими интервентами, что нарушает права граждан на сохранность объектов культурного наследия в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации.

На основании ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор просит суд возложить на администрацию Сапроновского сельсовета -- обязанность в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу поставить на учёт как бесхозяйное недвижимое имущество, находящееся на территории --: обелиск участникам гражданской и Великой отечественной войны; памятник героям гражданской войны, погибшим в боях с Японскими интервентами.

Представитель ответчика глава администрации Сапроновского сельсовета -- --3, исковые требования прокурора признал, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие. На основании ст.167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителя ответчика.

В судебном заседании помощник прокурора --4, исковые требования поддержала, указала доводы, изложенные в исковом заявлении, дополнений не имела.

Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, и дав им юридическую оценку, исходя из требований ст.67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд приходит к следующему.

Прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований на основании ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

В соответствии с полномочиями, предоставленными прокурору Федеральным законом от -- -- «О прокуратуре Российской Федерации», исходя из положений ст. 35 указанного Закона, прокурор, в частности, имеет право, в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.

При указанных обстоятельствах суд полагает, что заявление подано в рамках предоставленных прокурору -- полномочий.

В соответствии со ст. 44 Конституции РФ, каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания. Интеллектуальная собственность охраняется законом (ч. 1). Каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям (ч. 2). Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры (ч. 3).

В соответствии с ч. 1 ст. 130 ГК РФ, к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. К недвижимым вещам относятся также подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания. Законом к недвижимым вещам может быть отнесено и иное имущество.

Частью 1 статьи 14 Федерального закона от -- № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящиеся в собственности поселения, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории поселения относится к вопросам местного значения поселения.

Статьей 131 ГК РФ установлено, что право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

В силу п.п. 1, 3 ст. 225 ГК РФ, бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности, на которую собственник отказался (п.1). Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь. Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности (п. 3).

Как установлено в судебном заседании и подтверждается материалами гражданского дела на территории Сапроновского сельсовета -- расположены: 1. Обелиск участникам гражданской и Великой отечественной войны; 2. Памятник героям гражданской войны, погибшим в боях с Японскими интервентами. Право собственности на данные объекты и на земельные участки, на которых они расположены, не зарегистрировано. Ремонтно-восстановительные работы последний раз проводились в 2008 году, за счет средств местного бюджета. Все ежегодные мероприятия, направленные на сохранение объектов культурного наследия проводятся собственными силами администрации, воспитанников ГБУ АО Сапроновский СРЦН «Парусник надежды» и учащимися МОБУ Сапроновской СОШ.

Согласно представлению прокуратуры -- от -- --, при проведении проверки исполнения администрацией Сапроновского сельсовета законодательства об охране объектов культурного наследия было установлено, что на территории -- сельсовета расположены два объекта культурного наследия – обелиск участникам гражданской и Великой отечественной войны и памятник героям гражданской войны, погибшим в боях с Японскими интервентами, в нарушение п. 3 ст. 2 Закона ---РФ, администрацией Сапроновского сельсовета на указанные объекты культурного наследия не зарегистрировано право собственности Российской Федерации, а также не оформлены правоустанавливающие документы на земельные участки. Отсутствие надлежащим образом оформленного права собственности на объекты культурного наследия не позволяют обеспечить соблюдение порядка ведения реестра муниципальной собственности, а также планировать бюджетные ассигнования на содержание данных объектов. Вышеуказанные нарушения свидетельствуют о ненадлежащем исполнении администрацией Сапроновского сельсовета полномочий в области сохранения, использования, популяризации и охраны объектов культурного наследия.

Из ответа администрации Сапроновского сельсовета -- от -- -- следует, что представление прокурора -- «Об устранении нарушений законодательства об охране объектов культурного наследия» от -- -- признано обоснованным. Однако постановка объектов культурного наследия поселения на бесхозяйственный учет и последующее принятие их и земельных участков по этим объектам в муниципальную собственность требуют финансовых затрат. Из-за дефицита бюджета Сапроновского сельсовета провести необходимую работу в 2017 году не представляется возможным. При формировании бюджета на 2018 год необходимые средства будут предусмотрены.

Согласно решению Сапроновского сельского Совета народных депутатов -- от -- «Об утверждении реестра муниципальной собственности Сапроновского сельсовета», утвержден реестр муниципальной собственности Сапроновского сельсовета. В указанном реестре отсутствуют объекты культурного наследия: Обелиск участникам гражданской и Великой отечественной войны и Памятник героям гражданской войны, погибшим в боях с Японскими интервентами.

Из представленной информации Федеральным государственным бюджетным учреждением Федеральная кадастровая палата Росреестра в лице филиала по -- следует, что в реестре отсутствуют объекты культурного наследия: Обелиск участникам гражданской и Великой отечественной войны и Памятник героям гражданской войны, погибшим в боях с Японскими интервентами.

Статьями 1-3 Федерального закона от -- № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» установлено, что предметами регулирования настоящего Федерального закона являются:

1) отношения, возникающие в области сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации; 2) особенности владения, пользования и распоряжения объектами культурного наследия (памятниками истории и культуры) народов Российской Федерации как особым видом недвижимого имущества; 3) порядок формирования и ведения единого государственного реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации; 4) общие принципы государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (ст. 1). Правовое регулирование отношений в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Основ законодательства Российской Федерации о культуре и осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом и принимаемыми в соответствии с ним другими федеральными законами, а также принимаемыми в соответствии с ними в пределах компетенции субъектов Российской Федерации законами субъектов Российской Федерации в области государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (ч. 1 ст. 2). Отношения в области сохранения, использования и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, связанные с землепользованием и градостроительной деятельностью, регулируются земельным законодательством Российской Федерации, законодательством Российской Федерации о градостроительной и об архитектурной деятельности, законодательством Российской Федерации об охране окружающей среды и настоящим Федеральным законом (ч. 2 ст. 2). Имущественные отношения, возникающие при сохранении, использовании, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, регулируются гражданским законодательством Российской Федерации с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом (ч. 3 ст. 2). Оформление права собственности субъектов Российской Федерации, муниципальных образований на объекты культурного наследия федерального значения, которые являлись недвижимыми памятниками истории и культуры государственного (общесоюзного и республиканского) значения до -- и необходимы для обеспечения осуществления субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями установленных федеральными законами полномочий, производится в порядке, определенном пунктом 2 статьи 63 настоящего Федерального закона, за исключением объектов культурного наследия федерального значения, указанных в пункте 5 настоящей статьи (ч. 4 ст. 2). Оформление права собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований на объекты культурного наследия, являющиеся произведениями ландшафтной архитектуры и садово-паркового искусства (сады, парки, скверы, бульвары, водные объекты), отдельными захоронениями, некрополями, памятными местами, культурными и природными ландшафтами, настоящим Федеральным законом не регулируется (ч. 5 ст. 2). Оформление права собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований на объекты недвижимого имущества, отнесенные к недвижимым памятникам истории и культуры республиканского значения, недвижимым памятникам истории и культуры федерального (общероссийского) значения либо к объектам исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения после --, осуществляется по основаниям, не связанным с отнесением указанных объектов недвижимого имущества к объектам исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения (ч. 6 ст.2). К объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия) в целях настоящего Федерального закона относятся объекты недвижимого имущества (включая объекты археологического наследия) и иные объекты с исторически связанными с ними территориями, произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры. Объекты культурного наследия в соответствии с настоящим Федеральным законом подразделяются на следующие виды: памятники - отдельные постройки, здания и сооружения с исторически сложившимися территориями (в том числе памятники религиозного назначения, относящиеся в соответствии с Федеральным законом от -- № 327-ФЗ «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности» к имуществу религиозного назначения); мемориальные квартиры; мавзолеи, отдельные захоронения; произведения монументального искусства; объекты науки и техники, включая военные; объекты археологического наследия.

В силу положений ч. 1 и ч. 2 ст. 3.1 Федерального закона от -- № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», территорией объекта культурного наследия является территория, непосредственно занятая данным объектом культурного наследия и (или) связанная с ним исторически и функционально, являющаяся его неотъемлемой частью и установленная в соответствии с настоящей статьей (ч. 1 ст. 3.1). В территорию объекта культурного наследия могут входить земли, земельные участки, части земельных участков, земли лесного фонда (далее также - земли), водные объекты или их части, находящиеся в государственной или муниципальной собственности либо в собственности физических или юридических лиц. Границы территории объекта культурного наследия могут не совпадать с границами существующих земельных участков. В границах территории объекта культурного наследия могут находиться земли, в отношении которых не проведен государственный кадастровый учет (ч. 2 ст. 3.1).

Статьей 6 Федерального закона от -- № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» установлено, что под государственной охраной объектов культурного наследия в целях настоящего Федерального закона понимается система правовых, организационных, финансовых, материально-технических, информационных и иных принимаемых органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в соответствии с настоящим Федеральным законом в пределах их компетенции мер, направленных на выявление, учет, изучение объектов культурного наследия, предотвращение их разрушения или причинения им вреда.

Положениями ст. 9.2, 9.3 Федерального закона от -- № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия относится, в том числе, и государственная охрана объектов культурного наследия регионального значения, а к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия относится, в том числе, и государственная охрана объектов культурного наследия местного (муниципального) значения.

Таким образом, в судебном заседании установлено, что собственник у объектов культурного наследия: Обелиска участникам гражданской и Великой отечественной войны и Памятника героям гражданской войны, погибшим в боях с Японскими интервентами, находящихся под государственной охраной объектов культурного наследия и расположенными на территории Сапроновского сельсовета --, отсутствует, что является безусловным основанием для обращения администрации Сапроновского сельсовета -- с заявлением о признании их бесхозяйными в установленном законом порядке, чего, несмотря на вынесенное прокурором -- представления администрацией Сапроновского сельсовета -- сделано не было.

Обращение прокурора в суд с настоящим иском обусловлено необходимостью обеспечения охраны памятников истории, предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера, нарушения установленного порядка их использования, перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных факторов.

Статьей 131 ГК РФ установлено, что право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Исходя из вышеперечисленных норм, орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке имущества на учет в качестве бесхозяйного а, следовательно, обязан это делать в силу возложенных на него законом полномочий.

На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу, об удовлетворении исковых требований прокурора -- и возложении на администрацию Сапроновского сельсовета -- обязанность в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу поставить на учёт как бесхозяйное недвижимое имущество, находящееся на территории --: обелиск участникам гражданской и Великой отечественной войны; памятник героям гражданской войны, погибшим в боях с Японскими интервентами.

В силу ст.103 ГПК РФ - издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

Согласно пп. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации и законодательством об административном судопроизводстве, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, освобождаются, в том числе, государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков).

Из материалов дела усматривается, что прокурор освобожден от уплаты государственной пошлины, но и согласно Налоговому Кодексу РФ орган местного самоуправления администрация Сапроновского сельсовета --, также освобожден от ее уплаты. В данном случае применяются правила части 4 ст.103 ГПК РФ - в случае, если обе стороны освобождены от уплаты судебных расходов, издержки, понесенные судом, в связи с рассмотрением дела, возмещаются за счет средств соответствующего бюджета. Руководствуясь ст.ст.194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора -- --5 к администрации Сапроновского сельсовета -- о возложении обязанности на администрацию Сапроновского сельсовета в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу поставить на учёт как бесхозяйное недвижимое имущество, находящееся на территории --: обелиск участникам гражданской и Великой отечественной войны; памятник героям гражданской войны, погибшим в боях с Японскими интервентами, удовлетворить.

Возложить на администрацию Сапроновского сельсовета -- обязанность поставить на учёт как бесхозяйное недвижимое имущество, находящееся на территории --: обелиск участникам гражданской и Великой отечественной войны; памятник героям гражданской войны, погибшим в боях с Японскими интервентами в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Мазановский районный суд -- путем подачи апелляционной жалобы в течение одного месяца с момента принятия решения в окончательной форме.

Копия верна:

Председательствующий: Е.Г. Кузнецова

Мотивированное решение суда изготовлено --.

2-130/2017 ~ М-113/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Мазановского района
Ответчики
Администрация Сапроновского сельсовета
Суд
Мазановский районный суд Амурской области
Дело на странице суда
mazanovskiy--amr.sudrf.ru
30.05.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
30.05.2017Передача материалов судье
31.05.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
31.05.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
14.06.2017Подготовка дела (собеседование)
14.06.2017Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
14.06.2017Судебное заседание
16.06.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
28.02.2018Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее