Судья – < Ф.И.О. >2 |
Дело № 33а-31820/2019 |
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
10 сентября 2019 года |
г. Краснодар |
Судебная коллегия по административным делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего |
Казакова Д.А., |
судей |
Кривцова А.С., Санниковой С.А., |
по докладу судьи |
Санниковой С.А., |
при секретаре |
< Ф.И.О. >4, |
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Ассоциации предприятий молочной промышленности «Кубаньмолоко» к судебному приставу-исполнителю отдела судебных приставов по Западному округу г. Краснодара УФССП по Краснодарскому краю Красовской Ю.А., УФССП по Краснодарскому краю об оспаривании решений,
с апелляционной жалобой заинтересованного лица Евтушенко М.П. на решение Ленинского районного суда г. Краснодара от 29 апреля 2019 года,
установила:
Ассоциация предприятий молочной промышленности «Кубаньмолоко» (далее - АПМП «Кубаньмолоко») обратилось в суд с административным иском, в котором просит признать незаконным и отменить постановление судебного пристава-исполнителя отдела судебных приставов по Западному округу г. Краснодара УФССП по Краснодарскому краю от 16 июня 2018 года о взыскании исполнительского сбора в рамках исполнительного производства <...>.
Решением Ленинского районного суда г. Краснодара от 29 апреля
2019 года административное исковое заявление АПМП «Кубаньмолоко» удовлетворено.
В апелляционной жалобе заинтересованное лицо Евтушенко < Ф.И.О. >9 просит названное решение районного суда отменить, в удовлетворении требований административного искового заявления отказать в полном объеме.
В судебном заседании представитель административного истца
АПМП «Кубаньмолоко» по доверенности < Ф.И.О. >6 против удовлетворения требований апелляционной жалобы возражал, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте судебного заседания, в заседание суда апелляционной инстанции не явились, о причинах неявки суду апелляционной инстанции не сообщили, о рассмотрении дела в их отсутствие либо отложении слушания не просили.
При таких обстоятельствах судебная коллегия пришла к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствии неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав лиц, участвующих в судебном заседании, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Согласно пункту 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Согласно пункту 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 14 мая 2018 года постановлением судебного пристава-исполнителя отдела судебных приставов по Западному округу г. Краснодара УФССП по Краснодарскому краю возбуждено исполнительное производство <...>-ИП в отношении АПМП «Кубаньмолоко», взыскатель Евтушенко < Ф.И.О. >10, предмет исполнения – взыскание денежных средств.
Указанным постановлением должнику установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе.
Постановлением судебного пристава от 16 июня 2018 года с
АПМП «Кубаньмолоко» взыскан исполнительский сбор в размере
<...>. в связи с неисполнением должником требований исполнительного документа.
Взыскание с АПМП «Кубаньмолоко» исполнительского сбора осуществлено платежным поручением от 29 января 2019 года в сумме <...>, а копия постановления судебного пристава о его взыскании вручена должнику 29 января 2019 года, после осуществления денежной операции.
В соответствии с частями 11 и 12 статьи 30 Федерального закона от
2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 названного Федерального закона. Срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Таким образом, довод заинтересованного лица о том, что
АПМП «Кубаньмолоко» знало о возбужденном в отношении ее исполнительного производства в связи со списанием суммы задолженности частями с ее расчетного счета является несостоятельным, так как законодательство связывает начало течения срока на добровольное исполнение требований исполнительного документа с днем получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства.
Как следует из частей 1, 2 статьи 112 вышеназванного Федерального закона, исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа. Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Согласно пункту 78 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 года № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» по смыслу части 1 статьи 112 Закона об исполнительном производстве исполнительский сбор обладает свойствами административной штрафной санкции, при применении которой на должника возлагается обязанность произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.
Такое толкование нормы материального права согласуется с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 30 июля 2001 г. № 13-П, согласно которой исполнительский сбор является не правовосстановительной санкцией, то есть санкцией, обеспечивающей исполнение должником его обязанности возместить расходы по совершению исполнительных действий, осуществленных в порядке принудительного исполнения судебных и иных актов, а представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Исполнительскому сбору как штрафной санкции присущи признаки административной штрафной санкции: он имеет фиксированное, установленное федеральным законом денежное выражение, взыскивается принудительно, оформляется постановлением уполномоченного должностного лица, взимается в случае совершения правонарушения, а также зачисляется в бюджет.
Из системного анализа приведенных законоположений следует, что в качестве штрафной санкции административного характера исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, то есть привлечение должника к ответственности за неисполнение требований исполнительного документа в виде взыскания исполнительского сбора возможно исключительно при наличии у судебного пристава-исполнителя достоверных сведений о получении должником постановления о возбуждении исполнительного производства и предоставлении срока для добровольного исполнения требований исполнительного листа, но исполнение не произведено.
Такое толкование закона приведено и в Методических рекомендациях о порядке взыскания исполнительского сбора, утвержденных Федеральной службой судебных приставов 8 июля 2014 года № 0001/16, содержащих указание о том, что в силу требований Закона № 229-ФЗ для принятия решения о вынесении постановления о взыскании исполнительского сбора судебный пристав-исполнитель или руководитель группы принудительного исполнения устанавливает наличие одновременно следующих обстоятельств: истечение срока, установленного должнику для добровольного исполнения требований исполнительного документа; документальное подтверждение факта получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства либо отказа от его получения; требования исполнительного документа должником не исполнены; должником не представлены доказательства того, что исполнение было невозможно вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельствах (пункт 2.1).
В соответствии с требованиями статьи 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом. Обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.
Из материалов исполнительного производства не следует, что копия постановления от 14 мая 2018 года о возбуждении исполнительного производства и установлении срока добровольного исполнения требований исполнительного документа вручена должнику. Письменных подтверждений указанного факта судебным приставом суду не представлено.
С учетом изложенного, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что оспариваемые действия и постановление пристава о взыскании исполнительского сбора принято с нарушением требований действующего законодательства и нарушают права административного истца.
При рассмотрении дела суд первой инстанции правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, проверил доказательства, подтверждающие эти обстоятельства, и применил закон, подлежащий применению к спорному правоотношению. Выводы суда мотивированы и подтверждены имеющимися в деле доказательствами, которым дана надлежащая правовая оценка. Таким образом, оснований не согласиться с правовой оценкой суда первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела, судебная коллегия не усматривает.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, проверены судом апелляционной инстанции при разбирательстве настоящего административного дела и по мотивам, изложенным в апелляционном определении, отвергаются, как необоснованные.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции, вынесенного с соблюдением норм материального и процессуального права.
Руководствуясь статьями 308 - 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда г. Краснодара от 29 апреля
2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу заинтересованного лица Евтушенко М.П. – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Мотивированное определение суда апелляционной инстанции составлено <...>.