Дело № 2-3198/3-2013
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
31 мая 2013 года г. Петрозаводск
Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе
председательствующего судьи Маловой Н.Б.,
при секретаре Павловой Е.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Горбачева В. В. к Правительству Республики Карелия, Администрации Прионежского муниципального района РК о признании незаконным бездействия и понуждении к переводу земельных участков из одной категории в другую,
у с т а н о в и л:
Горбачев В.В. обратился в суд с иском по тем основаниям, что ДД.ММ.ГГГГ на открытом аукционе им был приобретен земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенный в <данные изъяты> районе с. <данные изъяты> с целевым назначением: для строительства базы отдыха. Администрацией Прионежского района было заявлено, что к данному земельному участку существует автомобильный проезд-дорога, что являлось существенным условием. Однако фактически оказалось, что указанной дороги нет, в связи с чем, отсутствует возможность использования указанного земельного участка по его прямому целевому назначению. Отсутствие возможности проезда к земельному участку автотранспорта делает практически не возможным ведение строительства объектов инфраструктуры и самой базы отдыха. В этой связи, с целью получения возможности использования земельного участка, истцом были взяты на себя все расходы, связанные с решением вопросов проектирования, согласования, межевания и отвода соответствующих земельных участков, необходимых для строительства указанной автодороги и других объектов инфраструктуры, необходимых для эксплуатации указанной базы отдыха. В отношении земельных участков предназначенных для строительства автодороги и другой инфраструктуры произведен комплекс землеустроительных работ, произведены проектные работы, проведены и получены соответствующие согласования с контрольными и надзорными органами в соответствии с действующим законодательством, сформированы землеустроительные дела, участки поставлены на кадастровый учет. Для начала строительства автодороги необходимо произвести перевод данных земельных участков из категории «земель запаса» в категорию «земли транспорта» и из категории «земель запаса» в «земли рекреации» для дальнейшего их использования по назначению и заключить соответствующие договора аренды. С указанной целью ДД.ММ.ГГГГ истцом было подано два заявления в Администрацию Прионежского муниципального района Республики Карелия на перевод трех земельных участков: № <данные изъяты>, № <данные изъяты> и № <данные изъяты>, а ДД.ММ.ГГГГ еще двух участков: № <данные изъяты> и № <данные изъяты>. Заявления были направлены с просьбой, подготовить ходатайство в «Государственный комитет Республики Карелия по управлению государственным имуществом и размещению заказов для государственных нужд» о переводе данных земельных участков, из категории земель «запаса» в категорию земель «особо охраняемых территорий и объектов» (земли рекреации) и в категорию земель «земли транспорта». Все необходимые для перевода документы были приложены. Администрация Прионежского муниципального района в свою очередь ДД.ММ.ГГГГ направила ходатайство о переводе данных земельных участков в Государственный Комитет Республики Карелия по управлению государственным имуществом и размещению государственных заказов для государственных нужд. По сообщению Администрации Прионежского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № <данные изъяты> Государственный Комитет Республики Карелия по управлению государственным имуществом и размещению государственных заказов для государственных нужд вернул им ходатайство о переводе земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, в связи с отказом Министерства юстиции Республики Карелия в согласовании проектов распоряжения Правительства Республики Карелия в виде невыполнения Государственным Комитетом поручения Главы Республики Карелия от 03.08.2012 года о подготовке дополнения в Положение об арендной плате за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена. Без данного согласования в соответствии с Регламентом Правительства Республики Карелия, утвержденного постановлением Правительства РК от 29.12.2010 года № 318-П проекты о переводе указанных участков не могут быть внесены к рассмотрению Главе Республики Карелия. В отношении остальных земельных участков документы в Комитет из Министерства юстиции не возвращены и решение о переводе на сегодняшний день так и не приняты. Согласно ответа Министерства юстиции от ДД.ММ.ГГГГ они были готовы рассмотреть проект распоряжения Правительства Республики Карелия о переводе земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> из категории земель запаса в другую категорию после вступления в силу постановления Правительства Республики Карелия о внесении изменений в постановление Правительства Республики Карелия от 30.06.2008 года № 125-П «Об арендной плате за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена». Истец указывает, что откладывание решения о переводе земельных участков из одной категории в другую в связи с принятием постановления о повышении арендной платы не законно, так как Законом РФ от 21.12.2004 г. № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» предусмотрена определенная процедура получения акта о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую и эта процедура не связана с арендной платой. В установленный срок муниципальные органы указанное ходатайство (по мотивам, изложенным в ч. 2 ст. 3 Закона РФ от 21.12.2004 г. № 172-ФЗ) не вернули, следовательно, оно отвечало установленным законом требованиям и подлежало разрешению в соответствии с действующим законодательством. С момента подачи заявления прошло более 10 месяцев. Однако никакого акта о переводе земель из одной категории в другую, либо акта об отказе в переводе земель из одной категории в другую не принималось и истцу не направлялось. Основания в отказе принятия соответствующего решения, указанные в ответах Администрации Прионежского муниципального района, Государственного Комитета Республики Карелия по управлению государственным имуществом и размещению государственных заказов для государственных нужд, Министерства юстиции Республики Карелия не предусмотрены действующим федеральным законодательством. ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в Прокуратуру Республики Карелия с просьбой провести соответствующею проверку по данным фактам. ДД.ММ.ГГГГ Начальником отдела по надзору за исполнением федерального
законодательства дан ответ, что указанное Министерством юстиции Республики Карелия
основание возврата без согласования проекта распоряжения не соответствует положениям
Регламента Правительства Республики Карелия, а в нарушение требований ст.3 Федерального закона «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» принятие решения о переводе земельного участка из одной категории в другую либо отказе в переводе органами исполнительной власти Республики не обеспечено. Так же установлено, что согласование направленных Государственным комитетом ДД.ММ.ГГГГ проектов распоряжений Правительства Республики о переводе четырех земельных участков, выбор которых был проведен Администрацией Прионежского района из земель запаса в земли особо охраняемых территорий и объектов, осуществлено Государственным комитетом Республики Карелия по взаимодействию с органами местного самоуправления с нарушениями требований Регламента только ДД.ММ.ГГГГ В связи с выявленными в ходе проведения проверки нарушениями при реализации органами исполнительной власти Республики полномочий по принятию решений о переводе земельных участков из одной категории в другую ДД.ММ.ГГГГ Прокурором Республики Карелия Главе Республики Карелия внесено представление об устранении соответствующих нарушений закона. ДД.ММ.ГГГГ спустя два месяца после указанного представления Начальником отдела по надзору за исполнением федерального законодательства дан ответ, что в отношении земельных участков с кадастровыми номерами № <данные изъяты>, № <данные изъяты>, № <данные изъяты> и № <данные изъяты> (перевод в категорию земель особо охраняемых территорий и объектов) в настоящее время направлены на согласование заместителю Главы Республика Карелия - Министру экономического развития Республики Карелия, а в отношении земельного участка с кадастровым номером № <данные изъяты> (перевод в категорию земель промышленности, энергетики, транспорта и др.) в настоящее время направлены на согласование в
Министерство юстиции Республики Карелия. Начальник отдела по надзору за исполнением федерального законодательства, так же, сообщил, что по результатам рассмотрения представления Главой Республики Карелия приняты определенные меры к обеспечению исполнения требований федерального законодательства в данной сфере. В частности, Министерству экономического развития Республики Карелия поручено провести служебную проверку по фактам возврата ходатайств о переводе земельных участков из одной категории в другую. Однако, несмотря на внесенное ДД.ММ.ГГГГ Прокурором Республики Карелия Главе Республики Карелия представление об устранении нарушений закона, никакого акта о переводе земель из одной категории в другую, либо акта об отказе в переводе земель из одной категории в другую не принималось и истцу не направлялось. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 131, 132 ГПК РФ, ст. 3 Закона РФ от 21.12.2004 г. № 172-ФЗ истец просил признать незаконными бездействие Администрации Главы Республики Карелия и Администрации Прионежского муниципального района Республики Карелия в части длительного непринятия решения о переводе данных земельных участков, из категории «земель запаса» в категорию «земли особо охраняемых территорий и объектов» (земли рекреации) и в категорию «земли транспорта»; обязать Администрацию Главы Республики Карелия выдать акт о переводе земельных участков: № <данные изъяты>, № <данные изъяты> № <данные изъяты> и № <данные изъяты> из категории «земли запаса» в категорию «земли особо охраняемых территорий и объектов» (земли рекреации) и земельного участка № <данные изъяты> из категории «земли запаса» в категорию «земли транспорта»; обязать Администрацию Прионежского муниципального района Республики Карелия выполнить все предусмотренные действующим законодательством действия для исполнения Администрацией Главы Республики Карелия обязанностей по выдаче акта о переводе земельных участков: № <данные изъяты>, № <данные изъяты> № <данные изъяты> и № <данные изъяты> из категории «земли запаса» в категорию «земли особо охраняемых территорий и объектов» (земли рекреации) и земельного участка № <данные изъяты> из категории «земли запаса» в категорию «земли транспорта»; взыскать с Администрации Главы Республики Карелия в пользу истца расходы по оплате государственной пошлины.
В судебном заседании 22.04.2013 года истцом уточнены исковые требования, а именно истец просил признать незаконными бездействие Администрации Главы Республики Карелия и Администрации Прионежского муниципального района Республики Карелия в части длительного непринятия решения о переводе данных земельных участков, из категории земель «запаса» в категорию земель «особо охраняемых территорий и объектов» (земли рекреации) и в категорию земель «земли транспорта»; взыскать с Администрации Главы Республики Карелия в пользу истца расходы по оплате государственной пошлины.
В судебном заседании 20.05.2013 года истцом снова были уточнены исковые требования и в итоге сформулированы в первоначальном виде: признать незаконным бездействие Администрации Главы Республики Карелия и Администрации Прионежского муниципального района Республики Карелия в части длительного непринятия решения о переводе данных земельных участков, из категории земель «запаса» в категорию земель «особо охраняемых территорий и объектов» (земли рекреации) и в категорию земель «земли транспорта»; обязать Администрацию Главы Республики Карелия выдать акт о переводе земельных участков: № <данные изъяты>, № <данные изъяты> № <данные изъяты> и № <данные изъяты> из категории земель «запаса» в категорию земель «особо охраняемых территорий и объектов» (земли рекреации) и № <данные изъяты> в категорию земель «земли транспорта»; обязать Администрацию Прионежского муниципального района Республики Карелия выполнить все предусмотренные действующим законодательством действия для исполнения Администрацией Главы Республики Карелия обязанностей по выдаче акта о переводе земельных участков: № <данные изъяты>, № <данные изъяты> № <данные изъяты> и № <данные изъяты> из категории земель «запаса» в категорию земель «особо охраняемых территорий и объектов» (земли рекреации) и в категорию земель «земли транспорта»; взыскать с Администрации Главы Республики Карелия расходы по оплате государственной пошлины.
Определением суда от 20 мая 2013 года к участию в деле в качестве третьего лица привлечена Администрация Деревянского сельского поселения.
В судебном заседании истец поддержал свои требования по изложенным в заявлении основаниям.
Представитель истца Ночовная О.В., допущенная судом к участию в деле по устной доверенности, заявленные требования поддержала в полном объеме.
Представитель ответчика Администрации Прионежского муниципального района Республики Карелия, Ульянова А.В., действующая по доверенности, в судебное заседание не явилась, извещена судом о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.
Представитель третьего лица Администрация Деревянского сельского поселения Прионежского муниципального района Республики Карелия в судебное заседание не явился, извещен судом о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.
Представитель ответчика – Правительства Республики Карелия – Федулина Т.Н. действующая на основании доверенности, в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований.
Заслушав пояснения участвующих в деле лиц, исследовав письменные материалы дела, суд считает заявленные требования не подлежащими удовлетворению.
В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ истцом на основании договора купли-продажи по результатам торгов был приобретен в собственность земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> под строительство базы отдыха. Право собственности на указанный участок зарегистрировано.
На основании заявлений истца в целях обустройства и расширения территории базы отдыха, обустройства подъездной дороги выбраны и сформированы земельные участки с кадастровыми номерами <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты> из состава земель запаса.
В целях перевода указанных участков в иные категории из земель запаса истец обратился с заявлениями в Администрацию Прионежского муниципального района ДД.ММ.ГГГГ на перевод трех земельных участков: № <данные изъяты>, № <данные изъяты> и № <данные изъяты>, а ДД.ММ.ГГГГ еще двух участков: № <данные изъяты> и № <данные изъяты>. Заявления были направлены с просьбой, подготовить ходатайство в Государственный комитет Республики Карелия по управлению государственным имуществом и размещению заказов для государственных нужд о переводе данных земельных участков, из категории земель «запаса» в категорию земель «особо охраняемых территорий и объектов» (земли рекреации) и в категорию земель «земли транспорта». Все необходимые для перевода документы были приложены. Администрация Прионежского муниципального района в свою очередь ДД.ММ.ГГГГ направила ходатайство о переводе данных земельных участков в Государственный Комитет Республики Карелия по управлению государственным имуществом и размещению заказов для государственных нужд.
Согласно п. 9 Положения о Государственном комитете Республики Карелия по управлению государственным имуществом и размещению заказов для государственных нужд, утвержденного постановлением Правительства РК от 25.11.2010 № 274-П, Комитет рассматривает ходатайства заинтересованных лиц о переводе из одной категории в другую земель (земельных участков), находящихся в собственности Республики Карелия, земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной и частной собственности (земельных участков в составе таких земель), а также земель (земельных участков), государственная собственность на которые не разграничена, и разрабатывает с учетом предложений заинтересованных органов исполнительной власти Республики Карелия предложения для Правительства Республики Карелия о переводе таких участков (п.15.1 Положения).
Однако до момента обращения истца в суд решения о переводе или об отказе в переводе земельных участков приняты не были.
В судебное заседание 16.04.2013 года представителем Правительства РК предъявлены принятые распоряжения от 08.04.2013 года № 184р-П о переводе земельных участков <данные изъяты> и <данные изъяты> из состава земель запаса в земли особо охраняемых территорий и объектов; от 08.04.2013 года № 185р-П о переводе земельных участков <данные изъяты> и <данные изъяты> из состава земель запаса в земли особо охраняемых территорий и объектов; от 15.04.2013 года № 188р-П о переводе земельного участка <данные изъяты> из состава земель запаса в земли промышленности.
29.04.2013 года распоряжением Правительства РК от 29.04.2013 года № 255р-П приостановлено действие указанных распоряжений о переводе земельных участков.
17.05.2013 года отменены распоряжения Правительства РК от 29.04.2013 года № 255р-П, а также распоряжения от 08.04.2013 года № 185р-П и 185р-П, распоряжение от 15.04.2013 года № 188р-П. Кроме того Правительством РК приняты распоряжения от 17.05.2013 года № 267р-П, 268р-П, 269р-П об отказе в переводе указанных земельных участков из категории земель запаса в земли иных категорий.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что решение, предусмотренное п. 3 ст. 4 Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» Правительством РК принято, решение об отказе в переводе земельных участков истцом не обжалуется, также как и принятое решение о переводе земельных участков, оснований для понуждения Правительства РК к приятию иного решения при таких обстоятельствах у суда не имеется.
Согласно ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему. Суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод (ст. 258 ГПК РФ).
Согласно ст. 7 Земельного кодекса РФ (далее – ЗК РФ) земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на семь категорий. При этом указанные земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования. В соответствии с п. 2 ст. 103 ЗК РФ использование земель запаса допускается после перевода их в другую категорию, за исключением случаев, если земли запаса включены в границы охотничьих угодий, и иных предусмотренных федеральными законами случаев.
Порядок перевода земель и земельных участков из одной категории в другую урегулирован положениями ст. 8 ЗК РФ и специальным Федеральным законом от 21.12.2004г. № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» (далее – Закон о переводе).
Согласно ст. 2 Закона о переводе для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую заинтересованным лицом подается ходатайство о переводе земель из одной категории в другую или ходатайство о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую (далее также - ходатайство) в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на рассмотрение этого ходатайства с приложением необходимых документов. По результатам рассмотрения ходатайства исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления принимается акт о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую, либо акт об отказе в переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую. Акт о переводе земель или земельных участков либо акт об отказе в переводе земель или земельных участков может быть обжалован в суд.
При таких обстоятельствах истец не лишен возможности обжаловать отказ Правительства РК в переводе земельных участков.
Истцом заявлено требование об обязании Администрации Прионежского муниципального района Республики Карелия выполнить все предусмотренные действующим законодательством действия для исполнения Администрацией Главы Республики Карелия обязанностей по выдаче акта о переводе земельных участков: № <данные изъяты>, № <данные изъяты> № <данные изъяты> и № <данные изъяты> из категории земель «запаса» в категорию земель «особо охраняемых территорий и объектов» (земли рекреации) и в категорию земель «земли транспорта». Однако доказательств невыполнения таких действий Администрацией суду не представлено. Наоборот судом установлено, что Администрацией Прионежского района был представлен в Государственный комитет полный пакет документов, решение об отказе в переводе земельных участков принято, возврата документов по вине Администрации Прионежского района не было.
Требование истца о признании незаконным бездействия Администрации Главы Республики Карелия и Администрации Прионежского муниципального района Республики Карелия в части длительного непринятия решения о переводе данных земельных участков, из категории земель «запаса» в категорию земель «особо охраняемых территорий и объектов» (земли рекреации) и в категорию земель «земли транспорта» также не нашло своего подтверждения в судебном заседании. Так Администрацией Принежского муниципального района ДД.ММ.ГГГГ представлены все необходимые документы в Государственный комитет, решение о переводе земельного участка принимается Правительством РК. Доказательств бездействия Администрации Прионежского района судом не установлено.
Согласно п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» к бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами). К бездействию, в частности, относится нерассмотрение обращения заявителя уполномоченным лицом. Однако, как установлено судом ходатайства о переводе земельных участков <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты> из одной категории в другую рассматривались уполномоченным органом в порядке, определенном Регламентом Правительства Республики Карелия, утвержденным постановлением Правительства Республики Карелия от 29 декабря 2010 года № 318-П, проекты распоряжений о переводе и об отказе в переводе неоднократно возвращался на доработку в Государственный комитет Республики Карелия по управлению государственным имуществом и размещению заказов для государственных нужд. Как установлено судом правовые основания для возврата таких документов отсутствовали, ссылки Министерства юстиции РК на необходимость изменения порядка исчисления арендной платы при разрешении вопроса о переводе земельного участка из одной категории в другую не основаны на положениях действующего законодательства и не могут являться препятствием к переводу земельного участка. Данное обстоятельство подтверждено результатами прокурорской проверки.
Согласно Постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» при рассмотрении дела по существу суд выясняет: имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия; соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.). При этом о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения. Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия).
Довод истца о том, что Правительством РК нарушен срок рассмотрения ходатайств о переводе нашел свое подтверждение в судебном заседании и не отрицался представителем Правительства РК. Действительно в нарушение Федерального закона от 21.12.2004г. № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» ходатайство об отказе в переводе земельных участков было принято с нарушением установленного федеральным законом срока. Так ходатайство Администрации Прионежского муниципального района поступило в уполномоченный орган ДД.ММ.ГГГГ, решение об отказе в переводе земельного участка было принято только ДД.ММ.ГГГГ, после обращения заинтересованного лица в суд, в то время как указанное решение должно быть принято в двухмесячный срок. Оснований продления такого срока законом не установлено. Однако нарушение срока принятия решения не является основанием для признания его незаконным, а также не свидетельствует о бездействии ответчика.
На основании изложенного, оснований для удовлетворения заявленных требований истца по изложенным в исковом заявлении основаниям у суда не имеется. В связи с отказом суда в удовлетворении заявленных требований не подлежат взысканию с ответчика расходы по оплате государственной пошлины.
Руководствуясь ст. ст. 12, 55, 56, 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Заявленные требования Горбачева В. В. оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Петрозаводский городской суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Н.Б. Малова
Мотивированное решение изготовлено в окончательной форме 04 июня 2013 года.