Уникальный идентификатор дела
№ 92RS0002-01-2021-000399-68
Дело № 12-47/2021
РЕШЕНИЕ
01 февраля 2021 года город Севастополь
Судья Гагаринского районного суда города Севастополя Котешко Л.Л., с участием представителя заявителя – Морозовой О.В., действующей на основании доверенности,
рассмотрев жалобу Департамента капитального строительства города Севастополя на постановление № от 22 октября 2020 года, вынесенное Вр.и.о. начальника отделения – старшим судебным приставом Межрайонного отделения по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Севастополю ФИО6 о признании Департамента капитального строительства г. Севастополя виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
20 ноября 2020 года Департамент капитального строительства города Севастополя (далее по тексту – Департамент) подал в суд жалобу на постановление № от 22 октября 2020 года, вынесенное Вр.и.о. начальника отделения – старшим судебным приставом Межрайонного отделения по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Севастополю ФИО6 о признании Департамента капитального строительства г. Севастополя виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, в которой содержится ходатайство о восстановлении пропущенного процессуального срока на ее обжалование.
Определением суда от 20 января 2021 года пропущенный процессуальный срок на обжалование постановления № от 22 октября 2020 года, вынесенное Вр.и.о. начальника отделения – старшим судебным приставом Межрайонного отделения по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Севастополю ФИО6 восстановлен.
Жалоба мотивирована тем, что Департаментом как обязанным лицом принимались все исчерпывающие меры к исполнению требований исполнительного документа, указывает на наличии объективных причин, препятствующих своевременному исполнению решения суда и требований исполнительного документа, просит судебный акт отменить, как незаконный, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Представитель заявителя доводы жалобы поддержал, просил ее удовлетворить, указал, что Департаментом предпринимались все зависящие меры для исполнения судебного постановления, обязывающего предоставить жилое помещение гражданину по договору социального найма, в результате чего 27 января 2021 года с ФИО1 был заключен договор найма жилого помещения.
Межрайонный ОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Севастополю в судебное заседание явку своего представителя не обеспечило, о дне и времени слушания дела извещен надлежащим образом, уважительных причин неявки суду не сообщил.
Исследовав и оценив представленные письменные доказательства в их совокупности, определив, какие обстоятельства, имеющие значение для дела установлены, определив характер правоотношений сторон, какой закон должен быть применен, суд пришел к следующим выводам.
Судом установлено и подтверждено материалами дела, что вступившим в силу решением Гагаринского районного суда города Севастополя от 15 января 2019 года исковое заявление прокурора Балаклавского района города Севастополя в интересах ФИО1 к Департаменту капитального строительства города Севастополя, третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, Департамент образования города Севастополя о понуждении к действию удовлетворено. Департамент капитального строительства города Севастополя обязан предоставить ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, благоустроенное применительно к условиям города Севастополя, по нормам предоставления площади жилое помещение по договору социального найма, согласно списку, установленному законодательством города Севастополя для договоров социального найма.
20 августа 2020 года судебным приставом-исполнителем Межрайонного отделения по исполнению особых исполнительных производств ФИО4 на основании исполнительного листа серии ФС № от 14 августа 2020 года, выданного Гагаринским районным судом города Севастополя по гражданскому делу №, возбуждено исполнительное производство № в отношении должника – Департамента капитального строительства города Севастополя.
Предметом исполнения по указанному исполнительному производству является предоставление ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, благоустроенного применительно к условиям города Севастополя, по нормам предоставления площади жилое помещение по договору социального найма, согласно списку, установленному законодательством города Севастополя для договоров социального найма.
Постановлением о возбуждении исполнительного производства должнику установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения должником копии постановления о возбуждении исполнительного производства.
В связи с неисполнением требований исполнительного документа в установленный Законом об исполнительном производстве и указанный в постановлении о возбуждении исполнительного производства срок, Вр.и.о. начальника отделения – старшим судебным приставом Межрайонного отделения по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Севастополю ФИО6 14 сентября 2020 года постановление о взыскании исполнительского сбора, установлен новый срок для исполнения требований исполнительного документа до 29 сентября 2020 года.
В связи с тем, что в установленный срок решение суда должником добровольно исполнено не было, судебным приставом-исполнителем Межрайонного отделения по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Севастополю ФИО5 19 октября 2020 года составлен протокол об административном правонарушении, действия должника расценены, как уклонение от исполнения решения суда, в связи с чем постановлением Вр.и.о. начальника отделения – старшим судебным приставом Межрайонного отделения по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Севастополю ФИО6. вынесено постановление № от 22 октября 2020 года о признании Департамента капитального строительства города Севастополя виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, назначен штраф в размере 30000 руб.
Частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора.
В соответствии со статьей 105 Федерального закона от 02 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон об исполнительном производстве) в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения (часть 1); при неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок судебный пристав-исполнитель составляет в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и устанавливает новый срок для исполнения (часть 2).
Таким образом, ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ закрепляет административную ответственность за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный после взыскания исполнительского сбора.
Указанная норма направлена на своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
Оценка виновности юридического лица в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, предполагает выяснение в соответствии с ч. 2 ст. 2.1, со ст. 26.1 этого Кодекса наличия объективных препятствий в неисполнении требований исполнительного документа с учетом того, были ли привлекаемым лицом предприняты все необходимые меры, направленные на своевременное исполнение решения суда, в том числе связанные с получением необходимого финансирования, необходимостью соблюдения административных процедур, связанных с исполнением бюджетов.
По смыслу ст. 1.5 КоАП РФ во взаимосвязи с нормами ст.ст. 26.1, 29.1, 29.9 КоАП РФ, совокупность ряда достаточных и неопровержимых доказательств виновности лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, должна быть представлена и всесторонне исследована до принятия постановления в порядке, установленном гл. 29 КоАП РФ, в данном случае - до вынесения постановления должностным лицом.
В силу положений ч. 1 и ч. 4 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина; неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Частью 2 ст. 2.1 КоАП РФ установлено, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст.ст. 2.9, 24.5 названного Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление, выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу.
Отменяя постановление должностного лица службы судебных приставов, суд исходит из того, что финансирование должника осуществляется за счет средств бюджета Севастополя, а исполнение решений суда возможно на основании государственных контрактов на приобретение (строительство) жилых помещений специализированного государственного жилищного фонда, заключение которых требует соблюдения установленных процедур, порядка и сроков.
Приобретение квартир в ином порядке противоречит закону, в связи с чем исполнение в течение установленного пятидневного срока решений суда об обеспечении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Севастополя жилыми помещениями по договорам найма специализированного жилого помещения по рассматриваемому исполнительному производству невозможно вследствие объективных обстоятельств.
При этом суд учитывает, что Департаментом, в целях своевременного исполнения судебного решения о предоставлении жилого помещения, 07 февраля 2020 года ФИО1 предложен вариант жилого помещения, на который последний ответ не предоставил. В связи с отсутствием жилых помещений в 2020 году, необходимых для предоставления у Департамента возникла необходимость обращения в суд за предоставлением отсрочки исполнения решения суда. Определением суда от 11 февраля 2020 года в предоставлении отсрочки отказано. Департаментом размещались извещения о проведении электронного аукциона, продлевались сроки подачи заявок. В январе 2020 ГБУ «Дирекция капитального строительства» было размещено 77 извещений о проведении электронного аукциона. По состоянию на 17.02.2020 не было подано ни одной заявки. По состоянию на 28 апреля 2020 года ГКУ «ЕДКС» всего было размещено 308 извещений о проведении закупки квартир для детей-сирот в городском населенном пункте – город Севастополь, расположенный на территории субъекта Российской Федерации – города федерального значения Севастополь. После чего было подано 2 заявки. Остальные закупки признаны несостоявшимися в виду отсутствия заявок на участие. По состоянию на 17 сентября 2020 года в Единой информационной системе в сфере закупок проведено 520 аукционов в электронной форме на право заключения государственного контракта на приобретение жилого помещения для предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированного жилого помещения. Размещено 95 запросов предложений в электронной форме на право заключения государственного контракта на приобретение жилого помещения для предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированного жилого помещения. По результатам проведенных процедур заключено три государственных контракта. 17 сентября 2020 года Департаментом направлена заявка на выделение предельных объемов финансирования. Квартиры приняты по акту приема-передачи и оплачены, которые включаются в собственность города Севастополя и в специализированный жилой фонд.
Более того, как следует из договора № от 27 января 2021 года, заключенного между Департаментом (наймодатель) и ФИО1 (наниматель), ФИО1 и членам его семьи во владение и пользование предоставлено жилое помещение, находящееся в государственной собственности города Севастополя, состоящее из одной комнаты в изолированной квартире <адрес>
С учетом приведенных обстоятельств суд приходит к выводу об отсутствии в материалах дела доказательств, подтверждающих виновное противоправное бездействие должника в неисполнении судебного решения в установленный судебным приставом-исполнителем срок.
В силу положений частей 1 и 4 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Указанные положения получили развитие в пункте 13 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», согласно которому при рассмотрении дел об административных правонарушениях, а также по жалобам на постановления или решения по делам об административных правонарушениях судья должен исходить из закрепленного в ст. 1.5 КоАП РФ принципа административной ответственности - презумпции невиновности лица, в отношении которого осуществляется производство по делу. Реализация этого принципа заключается в том, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, вина в совершении административного правонарушения устанавливается судьями, органами, должностными лицами, уполномоченными рассматривать дела об административных правонарушениях. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, должны толковаться в пользу этого лица.
Изложенное выше в совокупности и с учетом положений ст. 1.5 КоАП РФ, а также правовой позиции Пленума Верховного Суда Российской Федерации, не позволяет сделать вывод о наличии в деянии Департамента вины в неисполнении во вновь установленный срок требований исполнительного документа и совершении указанным юридическим лицом административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ.
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, по результатам рассмотрения жалобы выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 КоАП РФ, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Отсутствие состава административного правонарушения является одним из обстоятельств, при которых производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению (п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ).
При таких обстоятельствах постановление № от 22 октября 2020 года, вынесенное Вр.и.о. начальника отделения – старшим судебным приставом Межрайонного отделения по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Севастополю ФИО6 о признании Департамента капитального строительства г. Севастополя виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ подлежат отмене, а производство по настоящему делу об административном правонарушении - прекращению в связи с отсутствием в действиях Департамента состава вмененного административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ.
Руководствуясь ст.ст. 30.6 -30.8 КоАП РФ, суд, -
РЕШИЛ:
Жалобу Департамента капитального строительства города Севастополя на постановление № от 22 октября 2020 года, вынесенное Вр.и.о. начальника отделения – старшим судебным приставом Межрайонного отделения по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Севастополю ФИО6 о признании Департамента капитального строительства г. Севастополя виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ – удовлетворить.
Постановление Вр.и.о. начальника отделения – старшим судебным приставом Межрайонного отделения по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Севастополю ФИО6 от 22 октября 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ – отменить.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.
Решение может быть обжаловано в Севастопольский городской суд в течение десяти суток со дня вручения или получения его копии.
Судья –