Дело № 10RS0011-01-2019-010248-95 (2а-200/2020)
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
29 января 2020 года г. Петрозаводск
Петрозаводский городской Республики Карелия в составе
председательствующего судьи Картавых М.Н.,
с участием старшего помощника прокурора Радьковой В.В.,
при секретаре Журковой М.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ИП Мамедова Руфата Абульфат оглы, ИП Большаковой Юлии Михайловны, ИП Деревянцева Олега Николаевича об оспаривании нормативного правового акта в части,
установил:
Индивидуальные предприниматели Большакова Ю.М. и Мамедов Р.А.о. 31.10.2019 обратились в суд с административным иском об оспаривании нормативного правового акта в части по тем основаниям, что постановлением администрации Петрозаводского городского округа (далее Администрация) от 25.04.2011 № 1417 (ред. от 19.06.2019 № 1567) утвержден Порядок демонтажа самовольно установленных нестационарных объектов на территории Петрозаводского городского округа (далее - «Порядок демонтажа»). Указанным Порядком демонтажа (пунктом 5 абз.5, пунктами 7, 9, 10, приложениями к Порядку демонтажа № № 3, 4, 5) предусмотрена административная процедура демонтажа нестационарных торговых объектов на территории Петрозаводского городского округа, которая осуществляется Комиссией по проведению демонтажа (перемещения) самовольно (незаконно) установленных нестационарных торговых объектов на территории Петрозаводского городского округа. Комиссия в отсутствии вступившего в законную силу судебного акта принимает решение о незаконности установки нестационарного торгового объекта, определяет механизм их принудительного демонтажа (перемещения), хранения, а в последующем их утилизацию. Административные истцы считают, что данный Порядок в указанных положениях нарушает их право собственности, предусматривая незаконное распоряжение чужим имуществом (нестационарным торговым объектом) путем исполнения административной процедуры без вступившего в законную силу судебного акта. Кроме того, указанные положения Порядка демонтажа не соответствуют федеральным нормативным актам, а именно статье 8 части 2 Конституции Российской Федерации, статьям 10, 11, 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, просят признать Порядок в указанной части недействующим со дня вступления решения суда в законную силу.
13.11.2019 с аналогичным иском обратился ИП Деревянцев О.Н, определением суда административные иски объединены в одно производство.
В судебном заседании 15.01.2020 административные истцы дополнили требования, просили признать также недействующими: абзац 3 пункта 6, пункт 8 Порядка демонтажа (перемещения) самовольно (незаконно) установленных нестационарных объектов на территории Петрозаводского городского округа, утвержденного постановлением Администрации Петрозаводского городского округа от 25.04.2011 N 1417 (ред. от 19.06.2019 № 1567); подпункты «г», «д» пункта 3 Приложения № 1.
16.01.2020 в суд поступил административный иск административных истцов о признании недействующими со дня вступления решения в законную силу: абзац 4 пункта 4, абзацев 1, 2 пункта 6, пунктов 11, 12 Порядка демонтажа (перемещения) самовольно (незаконно) установленных нестационарных объектов на территории Петрозаводского городского округа, утвержденного постановлением Администрации Петрозаводского городского округа от 25.04.2011 N 1417 (ред. от 19.06.2019 № 1567); подпункта «е» пункта 3, пункт 11 Приложения № 1.
Таким образом, окончательно административными истцами заявлены следующие требования: признать недействующими со дня вступления решения в законную силу: абзац 4 пункта 4, абзац 5 пункта 5, пункты 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12 Порядка демонтажа (перемещения) самовольно (незаконно) установленных нестационарных объектов на территории Петрозаводского городского округа, утвержденного постановлением Администрации Петрозаводского городского округа от 25.04.2011 N 1417 (ред. от 19.06.2019 № 1567); подпункты «г», «д», «е» пункта 3, пункты 7, 8, 10, 11 Приложения № 1 и Приложения №№ 3, 4, 5, как не соответствующими федеральным нормативным актам, а именно Конституции Российской Федерации, статьям 10, 11, 12 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Определениями суда к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены: 29.11.2019 Министерство имущественных и земельных отношений РК и Уполномоченный по правам предпринимателей Гнетова Е.Г., 19.12.2019 Министерство национальной и региональной политики РК, Управление Федеральной антимонопольной службы РК.
В судебном заседании административные истцы не участвовали, о месте и времени рассмотрения дела извещены, просили рассмотреть дело без их участи, их представитель адвокат Яковлева О.Л. поддержала требования, заявленные в окончательном варианте.
Представитель административного ответчика Слабко К.Ю., действующая на основании доверенности, с заявленными требованиями не согласилась, поддержала доводы отзыва.
Министерство национальной и региональной политики РК своего представителя в суд не направило, просило рассмотреть дело без их участия, представило письменный отзыв, в котором полагало, что абзац 4 пункта 4, абзац 5 пункта 5, пункты 6-12 Порядка демонтажа, приложения к порядку демонтажа №№ 4 и 5, подпункты «г», «д», «е» пункта 3, пункты 10 и 11 Положения о комиссии, утвержденные постановлением Администрации Петрозаводского городского округа от 25 апреля 2011 года №1417 «Об утверждении Порядка демонтажа (перемещения) самовольно (незаконно) установленных нестационарных объектов на территории Петрозаводского городского округа» содержат противоречия федеральному законодательству и поэтой причине могут быть признаны не действующими судом.
Уполномоченный по правам предпринимателей Гнетова Е.Г. в судебном заедании считала иск подлежащим удовлетворению в полном объеме.
Министерство имущественных и земельных отношений РК представителя в суд не направило, просило рассмотреть дело в отсутствие своего представителя, представило письменный отзыв, в котором указало, что оставляет удовлетворение заявления на усмотрение суда.
Иные лица в судебном заседании не присутствовали, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Суд, заслушав явившихся лиц, заключение прокурора, полагавшего административный иск обоснованным и подлежащим удовлетворению, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Административные истцы являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым Порядком демонтажа, следовательно, административный иск подан полномочными лицами.
Порядок и пределы рассмотрения дела об оспаривании нормативного правого акта регламентированы частью 8 статьи 213 КАС РФ, в соответствии с которой суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Статьей 8 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности; признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.
В соответствии с ч.1 ст.15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
Федеральный законодатель, реализуя предоставленные ему Конституцией Российской Федерации (статья 71, пункт "в"; статья 72, пункт "к" части 1; статья 76, часть 2) полномочия, гарантировал гражданам возможность защищать свои права путем оспаривания не только решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, но и нормативных правовых актов (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 27.09.2016 N 1783-0).
Суды рассматривают и разрешают административные дела об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части (п. 1 ч. 2 ст. 1 КАС РФ).
В силу правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации нормативный правовой акт - это акт общего действия, адресованный неопределенному кругу лиц, рассчитанный на многократное применение, который содержит конкретизирующие нормативные предписания, общие правила и является официальным государственным предписанием, обязательным для исполнения (постановления от 17.11.1997 N 17-П и от 31.03.2015 N 6-П).
Оспариваемый Порядок демонтажа отвечает всем признакам нормативно-правового акта.
Статьями 1, 4 Закона Республики Карелия от 04 июля 2012 г. № 1619-ЗРК «О нормативных правовых актах Республики Карелия» установлены органы, принимающие в пределах своих полномочий нормативные правовые акты, в том числе, в случаях, предусмотренных федеральными законами и законами Республики Карелия,- иные государственные органы, а также виды этих актов, принимаемых, в том числе иными государственными органами.
Нормативные правовые акты иных государственных органов принимаются в виде постановлений, положений, приказов, правил, инструкций, что предусмотрено Указом Главы Республики Карелия от 29 июля 2014 г. № 64 «О порядке издания нормативных правовых актов органов государственной власти Республики Карелия и требованиях, предъявляемых к их проектам».
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Постановлением Администрации Петрозаводского городского округа от 25.04.2011 № 1417 утвержден Порядок демонтажа самовольно установленных нестационарных объектов на территории Петрозаводского городского округа.
В настоящее время названный нормативный правовой акт действует в редакции постановлений Администрации Петрозаводского городского округа от 08.08.2011 № 3081, от 17.11.2011 № 4663, от 22.03.2012 №1291, от 26.03.2013 №1154, от 09.09.2015 №4428, от 13.12.2018 №3680, от 19.06.2019 №1567.
Указанное постановление официально опубликовано в периодическом печатном средстве массовой информации органов местного самоуправления Петрозаводского городского округа - «Информационный бюллетень» от 10.05.2011 № 40, отнесенном п. 2 решения Петрозаводского городского Совета от 27.03.2008 №XXVI/XVII-271 «Об учреждении печатного средства массовой информации органов местного самоуправления Петрозаводского городского округа» (в ранее действовавшей редакции) к источникам официального опубликования муниципальных правовых актов органов местного самоуправления Петрозаводского городского округа, включен в регистр муниципальных нормативных актов субъекта Российской Федерации 01.06.2011 и действует в редакции семи изменивших его постановлений.
Последняя редакция Порядка демонтажа самовольно установленных нестационарных объектов на территории Петрозаводского городского округа, утвержденная Постановлением Администрации Петрозаводского городского округа от 19.06.2019 № 1567 опубликована 29.11.2019 в периодическом печатном средстве массовой информации органов местного самоуправления Петрозаводского городского округа - «Информационный бюллетень» № 152.
Предметом правового регулирования Постановления являются общественные отношения в сфере владения, пользования и распоряжения имуществом (в том числе землей) участниками гражданского оборота, а также в сфере выявления и пресечения самовольной установки гаражей, павильонов, киосков, лотков, торговых палаток и других нестационарных объектов на территории Петрозаводского городского округа.
Нормативное правовое регулирование общественных отношений осуществляется Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс РФ), Земельным кодексом Российской Федерации (далее - Земельный кодекс РФ), Федеральным законом от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон №131-Ф3), иными нормативными правовыми актами.
Порядок принятия и вступления в силу муниципальных нормативных правовых актов регламентирован Федеральным законом №131-Ф3, п. 26 ч. 1 ст. 16 которого гласит, что осуществление муниципального земельного контроля в границах городского округа отнесено к вопросам местного значения городского округа.
В силу статьи 11 ЗК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель. Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Согласно статье 7 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» по вопросам своего ведения органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Как следует из правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, выраженных в ряде его решений (Постановление от 06.12.2017 N 37-П, определения от 27.09.2016 N 1782-0, N 1784-0 и др.), право граждан оспорить в судебном порядке сам нормативный правовой акт органа публичной власти представляет собой дополнительную возможность защиты прав и свобод с применением судебного механизма, которую граждане и юридические лица, по своему усмотрению осуществляющие принадлежащие им гражданские права (пункт 1 статьи 9 ГК Российской Федерации), а значит, свободные в выборе способа их защиты (одного или нескольких), могут использовать наряду с такими правовыми средствами, как неприменение судом в конкретном деле нормативного правового акта, противоречащего акту большей юридической силы.
Согласно ст. 72 ЗК РФ под муниципальным земельным контролем понимается деятельность органов местного самоуправления по контролю за соблюдением органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами в отношении объектов земельных отношений требований законодательства Российской Федерации, законодательства субъекта Российской Федерации, за нарушение которых законодательством Российской Федерации, законодательством субъекта Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность.
Муниципальный земельный контроль осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления с учетом положений настоящей статьи.
Органы местного самоуправления городского округа осуществляют муниципальный земельный контроль в отношении расположенных в границах городского округа объектов земельных отношений.
В силу п. 1.3 Положения о порядке осуществления муниципального земельного контроля на территории Петрозаводского городского округа, утвержденного решением Петрозаводского городского Совета от 27.04.2010 № 26/41-808, муниципальный земельный контроль на территории Петрозаводского городского округа осуществляется Администрацией Петрозаводского городского округа, общественными объединениями, а также гражданами. Формами контроля являются документарные и (или) выездные проверки.
Статьями 37, 39 Устава Петрозаводского городского округа, принятого решением Петрозаводского городского Совета от 19.10.1999 № XXIII-XXVI/418, определено, что администрация Петрозаводского городского округа является исполнительно-распорядительным органом муниципального образования, наделенным полномочиями по решению вопросов местного значения Петрозаводского городского округа и вопросов, связанных с исполнением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Республики Карелия. Администрацией Петрозаводского городского округа руководит Глава Петрозаводского городского округа на принципах единоначалия.
Таким образом, издание нормативных правовых актов в сфере осуществления земельного контроля в границах Петрозаводского городского округа является необходимым и находится в пределах компетенции Администрации Петрозаводского городского округа, оспариваемый акт издан в пределах компетенции органа местного самоуправления. Постановление Администрации Петрозаводского городского округа от 25.04.2011 № 1417, которым утвержден Порядок демонтажа самовольно установленных нестационарных объектов на территории Петрозаводского городского округа издан уполномоченным органом, в пределах переданных федеральным законодательством полномочий, форма и вид правового акта, а также порядок его опубликования были соблюдены и участниками судебного процесса не оспариваются.
В соответствии со статьей 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) правом на обращение с административным иском обладают лица, в отношении которых этот акт применен, а также лица, являющиеся субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы или законные интересы.
Учитывая, что оспариваемым Порядком устанавливаются обязательные для неопределенного круга лиц правила поведения, направленные на урегулирование деятельности Администрации Петрозаводского городского округа по осуществлению мероприятий, связанных с демонтажем самовольно установленных на территории Петрозаводского городского округа нестационарных объектов, для установки которых не требуется разрешение на строительство (п. 1 Порядка), то есть по сути общественные отношения в сфере владения, пользования и распоряжения имуществом (в том числе землей) участниками гражданского оборота, а также в сфере выявления и пресечения самовольной установки гаражей, павильонов, киосков, лотков, торговых палаток и других нестационарных объектов на территории Петрозаводского городского округа.
Административные истцы являются индивидуальными предпринимателями, осуществляют торговую деятельность в нестационарных торговых объектах (далее НТО) - остановочных комплексах с торговыми киосками. Между ними и Администрацией Петрозаводского городского округа возникли земельные споры, связанные с правами аренды в отношении земельных участков на которых расположены принадлежащие им нестационарные объекты торговли.
Большаковой Ю.М. принадлежит нестационарный торговый объект, расположенный по адресу: ул. Репникова-Ключевая, площадью 38 кв.м, расположенный в кадастровом квартале 10:01:17 01 04, на основании договора аренды от 20.05.2004 г. № 6877.
Мамедову Р.А.о. принадлежат нестационарные торговые объекты, расположенные на земельном участке с кадастровым номером 10:01:130120:000/4 общей площадью 11 кв.м по ул. Луначарского, 10, дополнительное соглашение № 1101 от 26.01.2006 к договору аренды № 5205 от 08.08.2001 и земельный участок общей площадью 58 кв.м, в т.ч. 20 кв.м под торговые киоски, в районе сквера по ул. Луначарского, дополнительное соглашение № 225п от 05.09.2007 к договору аренды №6512 от 13.11.2003.
Деревянцеву О.Н. принадлежит нестационарный торговый объект, расположенный по адресу: ул. Маршала Мерецкова, 5, на основании дополнительного соглашение № 662п от 12.02.2009 к договору аренды от 12.03.2007 №8476.
Административными истцами окончательно заявлены требования о признании недействующими со дня вступления решения в законную силу: абзац 4 пункта 4, абзац 5 пункта 5, пункты 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12 Порядка демонтажа (перемещения) самовольно (незаконно) установленных нестационарных объектов на территории Петрозаводского городского округа, утвержденного постановлением Администрации Петрозаводского городского округа от 25.04.2011 N 1417 (ред. от 19.06.2019 № 1567); подпункты «г», «д», «е» пункта 3, пункты 7, 8, 10, 11 Приложения № 1 и Приложения №№ 3, 4, 5.
Абзац 4 пункта 4 Порядка демонтажа гласит, что в случае отсутствия лица, осуществившего самовольную (незаконную) установку выявленного нестационарного объекта, при составлении Акта о выявлении, а также при невозможности установить лицо, осуществившее самовольную (незаконную) установку нестационарного объекта, его демонтаж (перемещение) и хранение осуществляются в порядке, предусмотренном пунктом 6 настоящего Порядка.
Абзац 5 пункта 5 т Порядка демонтажа указывает, что в случае неисполнения физическим лицом, в том числе зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя, или юридическим лицом, самовольно (незаконно) установившим нестационарный объект, Требования, Комиссия принимает решение о демонтаже (перемещении) самовольно (незаконно) установленного нестационарного объекта силами и средствами Администрации Петрозаводского городского округа.
Пункт 6 Порядка демонтажа предусматривает принятие создаваемой при Администрации Петрозаводского городского округа комиссией по проведению демонтажа самовольно установленных нестационарных объектов на территории Петрозаводского городского округа решения о демонтаже таких объектов силами и средствами органа местного самоуправления в случае неисполнения гражданином или юридическим лицом, установившим нестационарный объект, требования об освобождении земельного участка.
Пункт 7 Порядка демонтажа говорит о том, что на основании решения Комиссии о демонтаже (перемещении) самовольно (незаконно) установленного нестационарного объекта Администрация Петрозаводского городского округа обеспечивает заключение в порядке и на условиях, установленных действующим законодательством, контракта или договора на выполнение работ по демонтажу (перемещению), транспортировке, временному хранению и утилизации самовольно (незаконно) установленных нестационарных объектов.
Пункт 8 Порядка демонтажа гласит, что о дате демонтажа (перемещения) лицо, самовольно (незаконно) установившее нестационарный объект, уведомляется Комиссией путем вручения (направления) уведомления по форме согласно приложению N 4 к настоящему Порядку.
Администрацией Петрозаводского городского округа в источнике официального опубликования муниципальных правовых актов публикуется и размещается на официальном сайте Администрации Петрозаводского городского округа: http://www.petrozavodsk-mo.ru сообщение о дате демонтажа (перемещения) самовольно (незаконно) установленного нестационарного объекта.
В п. 9 Порядка демонтажа раскрывается процедура демонтажа самовольно установленного нестационарного объекта; обозначено лицо, полномочное производить такой демонтаж (организация, с которой Администрацией Петрозаводского городского округа заключен договор на выполнение работ по демонтажу, перевозке и хранению самовольно установленного объекта); предусмотрены требования к акту о демонтаже самовольно установленного нестационарного объекта (Приложение №5).
Пункт 10 Порядка демонтажа определяют, что демонтированный объект и находящееся в нем на момент демонтажа имущество подлежит вывозу в место складирования и последующего хранения; информация о демонтаже, месте и сроках хранения размещается на официальном сайте Администрации Петрозаводского городского округа. Ответственность Администрации Петрозаводского городского округа за наступление негодности товаров, находящихся в демонтированном объекте, исключается.
Согласно п. 11 Порядка демонтажа невостребованный демонтированный (перемещенный) самовольно (незаконно) установленный нестационарный объект и находящееся в нем на момент демонтажа (перемещения) имущество, согласно описи имущества, подлежат хранению по договору (контракту), заключенному Администрацией Петрозаводского городского округа с организацией, в течение одного месяца. В случае если в течение одного месяца с момента перемещения нестационарного объекта на площадку временного хранения владелец не обращается за его возвратом или иным образом осуществляет действия (бездействие) с целью отказа от права собственности на имущество, Администрация Петрозаводского городского округа обращается с заявлением в суд о признании нестационарного объекта и находящегося в нем имущества бесхозяйными и признания права муниципальной собственности на данный объект для последующей утилизации в порядке, предусмотренном действующим законодательством Российской Федерации. Решение суда не требуется тогда, когда стоимость нестационарного объекта и имущества в нем ниже суммы, соответствующей пятикратному размеру оплаты труда, а также в случае письменного отказа владельца нестационарного объекта от права на него и на находящееся в нем имущество в пользу муниципального образования Петрозаводский городской округ.
В силу пункта 12 Порядка демонтажа утилизацию самовольно (незаконно) установленного нестационарного объекта и имущества в случае, предусмотренном пунктом 11 настоящего Порядка, а также после вступления в силу решения суда о признании соответствующего имущества бесхозяйным обеспечивает организация, уполномоченная по контракту или договору на выполнение работ по демонтажу (перемещению), транспортировке, временному хранению и утилизации самовольно (незаконно) установленных нестационарных объектов, за счет средств бюджета Петрозаводского городского округа.
Приложение 1 к Порядку демонтажа закрепляет «Положение о комиссии по проведению демонтажа (перемещения) самовольно (незаконно) установленных нестационарных объектов на территории Петрозаводского городского округа» основными задачами которой согласно подпунктов «г», «д», «е» пункта 3 являются принятие решений о демонтаже таких объектов, осуществление их демонтажа и принятие решения об утилизации невостребованных демонтированных нестационарных объектов и имущества, находящегося в них на момент демонтажа. Пункты 7, 8, 9, 10 данного приложения определяют процесс принятия Комиссией такого решения.
Приложение № 3 к Порядку демонтажа представляет собой форму требования об освобождении самовольно (незаконно) занятого земельного участка.
Приложение № 4 к Порядку демонтажа представляет собой форму уведомления лица о дате демонтажа самовольно установленного нестационарного объекта на территории Петрозаводского городского округа.
Приложением №5 к Порядку предусмотрена форма акта демонтажа самовольно установленного нестационарного объекта на территории Петрозаводского городского округа.
Таким образом, обозначенный Порядок регламентирует вопросы выявления самовольно установленных и незаконно находящихся на территории городского округа нестационарных объектов, определяет механизм их принудительного демонтажа, перемещения и хранения, а в последующем в определенных случаях и их утилизации.
Порядком демонтажа регламентируется деятельность Администрации Петрозаводского городского округа по осуществлению мероприятий, связанных с демонтажем самовольно установленных на территории Петрозаводского городского округа нестационарных объектов, для установки которых не требуется разрешение на строительство.
Из буквального смысла абзаца 4 пункта 4, абзаца5 пункта 5, пунктов 6, 7, 8, 9, 10, 11 Порядка демонтажа в их правовой взаимосвязи следует, что Постановление и утвержденный им Порядок демонтажа помимо вопросов, связанных с выявлением самовольно установленных нестационарных объектов, предусматривают принудительный демонтаж нестационарных объектов, их перемещение и утилизацию в отдельных случаях, то есть административный способ защиты прав собственника (владельца) земельного участка.
Следовательно, Порядок демонтажа регламентирует отношения, регулируемые гражданским законодательством (статья 2 Гражданского кодекса РФ).
В силу пункта «о» статьи 71 Конституции Российской Федерации и статьи 3 Гражданского кодекса РФ гражданское законодательство находится в ведении Российской Федерации.
Гражданский кодекс РФ определяет пределы осуществления гражданских прав (статья 10), порядок и способы их защиты (статьи 11, 12).
Согласно статье 11 Гражданского кодекса РФ защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством, суд, арбитражный суд или третейский суд. Защита гражданских прав в административном порядке осуществляется лишь в случаях, предусмотренных законом.
В силу части 1 статьи 209 Гражданского кодекса РФ права владения, пользования и распоряжения своим имуществом принадлежат собственнику. По смыслу пунктов 1 и 2 статьи 209 Гражданского кодекса РФ право собственности нарушается, когда имущество используется другими лицами без согласия собственника. Размещение нестационарного объекта без воли собственника земельного участка является нарушением его права, которое не связано с лишением владения. Право собственности по этой причине защищается с помощью негаторного иска (пункт 3 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15 января 2013 года №153 «Обзор судебной практики по некоторым вопросам защиты прав собственника от нарушений, не связанных с лишением владения»).
Решение вопросов о демонтаже, перемещении и утилизации самовольно установленных и незаконно находящихся нестационарных объектов не относится к компетенции органов местного самоуправления (то есть административных органов), поскольку гражданское законодательство основано на принципах неприкосновенности собственности, недопустимости произвольного вмешательства в частные дела и предусматривает судебный порядок сноса соответствующих объектов.
Отношения, связанные с владением, пользованием и распоряжением земельными участками, в части, не урегулированной ЗК РФ и принятыми в соответствии с ним нормативными актами, регулируются гражданским законодательством, в связи с чем в силу п. 1 ст. 1, п. 1 ст. 124 ГК РФ органы местного самоуправления выступают в данных отношениях на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами. Следовательно, защита права муниципальной собственности должна осуществляться органом местного самоуправления с соблюдением требований о пределах осуществления гражданских прав, порядка и способов их защиты (ст.ст. 10, 12 ГК РФ).
Так как размещение нестационарного объекта помимо воли собственника земельного участка является нарушением его права, не связанного с лишением владения, оно подлежит восстановлению посредством предъявления негаторного иска в соответствии со ст. 304 ГК РФ. При этом судебную защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством, суд, арбитражный суд или третейский суд (п. 1 ст. 11 ГК РФ). В свою очередь п. 2 ст. 11 ГК РФ содержит принцип, согласно которому защита гражданских прав в административном порядке осуществляется лишь вслучаях, предусмотренных законом.
Порядок демонтажа регламентирует вопросы выявления самовольно установленных и незаконно находящихся на территории городского округа нестационарных объектов, определяет механизм их принудительного демонтажа, перемещения и хранения, а в последующем в определенных случаях и их утилизации.
Между тем, приведенные выше нормы оспариваемого акта устанавливают административный порядок защиты права муниципальной собственности в условиях отсутствия соответствующих положений в законодательстве, регулирующем спорные правоотношения. Полномочия комиссии по проведению демонтажа самовольно установленных нестационарных объектов на территории Петрозаводского городского округа находятся в сфере публично-правового регулирования, а не гражданского оборота земельных участков, в связи с чем положения о самозащите гражданских прав к спорным правоотношениям неприменимы (ст. 14 ГК РФ).
Публичные полномочия Администрации Петрозаводского городского округа по осуществлению муниципального земельного контроля включают в себя лишь право обследовать земельные участки, составлять по результатам проверок акты, обращаться в органы внутренних дел, получать сведения и материалы о состоянии и использовании земель, комплектовать материалы, необходимые для принятия мер по устранению выявленных правонарушений, передавать их в уполномоченные органы (п. 4,1 Положения о порядке осуществления муниципального земельного контроля на территории Петрозаводского городского округа, утвержденного решением Петрозаводского городского Совета от 27.04.2010 N 26/41-808).
Таким образом, абзац 4 пункта 4, абзац 5 пункта 5, пункты 6, 7, 8, 9, 10, 11 Порядка демонтажа противоречат пункту «о» статьи 71 Конституции Российской Федерации, статьям 3, 11 Гражданского кодекса РФ, статье 7 Федерального закона № 131-ФЗ.
По этим же основаниям противоречат федеральному законодательству подпункты «г», «д», «е» пункта 3 «Положения о комиссии по проведению демонтажа (перемещения) самовольно (незаконно) установленных нестационарных объектов на территории Петрозаводского городского округа», определяющие ее основными задачами принятие решений о демонтаже (перемещении) самовольно (незаконно) установленных нестационарных объектов («г»); осуществление демонтажа (перемещения) самовольно (незаконно) установленных нестационарных объектов («д»); принятие решения об утилизации невостребованных демонтированных (перемещенных) самовольно (незаконно) установленных нестационарных объектов и имущества, находящегося в них на момент демонтажа (перемещения), и обращения в суд с иском о признании данных объектов бесхозяйными («е»), а также пункты 7, 8, 10 и 11 Положения о комиссии и приложения к Порядку демонтажа №№ 3, 4 и 5 к Порядку демонтажа в той мере, в какой они допускают возможность осуществления демонтажа, перемещения и утилизации нестационарного объекта в отсутствие соответствующего судебного решения.
Пункт 12 Порядка демонтажа во взаимосвязи с положениями пункта 11 Порядка демонтажа предусматривает возможность утилизации самовольно установленных нестационарных объектов и находившегося в нем на момент демонтажа (перемещения) имущества без судебного решения, когда стоимость нестационарного объекта и имущества в нем ниже суммы, соответствующей пятикратному размеру оплаты труда.
Утилизация представляет собой одну из форм распоряжения имуществом. В соответствии с пунктом 1 статьи 209 Гражданского кодекса РФ право распоряжения своим имуществом принадлежит собственнику.
Статьями 225 и 226 Гражданского кодекса РФ установлены основания признания вещи бесхозяйной, а также порядок обращения в собственность движимых вещей. При этом собственник (владелец, пользователь) земельного участка, на котором находится брошенная вещь, вправе обратить в свою собственность путем использования или совершения иных действий, свидетельствующих об обращении вещи в собственность, только такие брошенные вещи, стоимость которых явно ниже суммы, соответствующей пятикратному минимальному размеру оплаты труда, либо они представляют собой брошенные лом металлов, бракованную продукцию, топляк от. сплава, отвалы и сливы, образуемые при добыче полезных ископаемых, отходы производства и другие отходы.
Другие брошенные вещи поступают в собственность лица, вступившего во владение ими, если по заявлению этого лица они признаны судом бесхозяйными.
Из изложенного следует, что комиссия по проведению демонтажа самовольно установленных нестационарных объектов на территории Петрозаводского городского округа вправе принять решение об утилизации невостребованного демонтированного нестационарного объекта только в случае, если его стоимость явно не превышает пятикратный минимальный размер оплаты труда, либо имеется решение суда о признании такого объекта бесхозяйным.
Таким образом, абзац третий пункта 11 и пункт 12 Порядка демонтажа противоречит пункту «о» статьи 71 Конституции Российской Федерации, статьям 3, 223, 226 Гражданского кодекса РФ.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что оспариваемое административными истцами постановление от 25.04.2011 N 1417 (ред. от 19.06.2019 № 1567), как нормативный правовой акт издан в пределах компетенции органа местного самоуправления, с соблюдением предусмотренной законом процедуры и порядка опубликования нормативного правового акта, вступления последнего в силу, обеспечивает реализацию предоставления земель для размещения нестационарных торговых объектов на конкурентной основе, не нарушает права и законные интереса административных истцов.
В силу пункта 1 части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу и не действующим со дня вступления решения суда в законную силу.
Пунктом 37 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» предусмотрено, что в случае если в связи с признанием судом нормативного правового акта не действующим полностью или в части выявлена недостаточная правовая урегулированность административных и иных публичных правоотношений, которая может повлечь нарушение прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, суд вправе возложить на орган государственной власти, орган местного самоуправления, иной орган, уполномоченную организацию или должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт, обязанность принять новый нормативный правовой акт, заменяющий нормативный правовой акт, признанный не действующим полностью или в части (часть 4 статьи 216 КАС РФ, часть 5 статьи 3 АПК РФ).
Следует иметь в виду, что, поскольку при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов полномочия судов ограничены проверкой законности соответствующих актов, данная правовая норма подлежит применению лишь в случаях, когда в нормативном правовом акте, имеющем большую юридическую силу, предусмотрена обязанность соответствующего органа, организации или лица принять нормативный правовой акт или соответствующие положения нормативного правового акта.
Поскольку при рассмотрении настоящего дела выявлена недостаточная правовая урегулированность правоотношений, которая может повлечь нарушение прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц (оспариваемым постановлением утверждены тарифы на весь 2019 г.), суд считает, что данная правовая норма подлежит применению.
В силу пункта 2 статьи 178 КАС РФ при принятии решения суд при необходимости определяет нормы права, подлежащие применению в данном административном деле, устанавливает права и обязанности лиц, участвующих в деле, решает, подлежит ли административный иск удовлетворению; при необходимости устанавливает порядок и срок исполнения решения.
В соответствии с пунктом 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», если нормативный правовой акт до принятия решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его не действующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.
Поскольку установлено применение оспариваемого нормативного правового акта, на основе которого реализованы права граждан и юридических лиц, суд признает его не действующим в оспариваемой части с момента вступления решения суда в законную силу.
С учетом положений части 4 статьи 215 КАС РФ сообщение о принятии решения судом подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления в законную силу в официальном печатном издании административного ответчика.
В соответствии со статьей 111 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны, понесенные по делу судебные расходы, в том числе по оплате государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Руководствуясь ст. ст. 175 - 180, 215 КАС РФ, суд
р е ш и л :
Административный иск ИП Мамедова Руфата Абульфат оглы, ИП Большаковой Юлии Михайловны, ИП Деревянцева Олега Николаевича удовлетворить.
Признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу абзац 4 пункта 4, абзац 5 пункта 5, пункты 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12 Порядка демонтажа (перемещения) самовольно (незаконно) установленных нестационарных объектов на территории Петрозаводского городского округа, утвержденного постановлением Администрации Петрозаводского городского округа от 25.04.2011 N 1417 (ред. от 19.06.2019 № 1567); подпункты «г», «д», «е» пункта 3, пункты 7, 8, 10, 11 Приложения № 1 и Приложения №№ 3, 4, 5.
Сообщение о настоящем решении после вступления его в законную силу опубликовать в печатном средстве массовой информации органов местного самоуправления Петрозаводского городского округа «Информационный бюллетень».
Взыскать с Администрации Петрозаводского городского округа в пользу ИП Мамедова Руфата Абульфат оглы, ИП Большаковой Юлии Михайловны, ИП Деревянцева Олега Николаевича расходы по госпошлине в размере 900 руб. по 300 руб. каждому.
Решение может быть обжаловано через Петрозаводский городской суд Республики Карелия:
– в апелляционном порядке – в Верховный Суд Республики Карелия в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме;
– в кассационном порядке – в Третий кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу при условии, что ранее решение было предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции.
Судья М.Н. Картавых
Мотивированное решение изготовлено 10.02.2020 года.