Решение по делу № 2-18/2018 (2-2450/2017;) ~ М-2322/2017 от 08.08.2017

<данные изъяты>

Дело № 2-18/2018

Категория 2.076

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ    РОССИЙСКОЙ    ФЕДЕРАЦИИ

15 января 2018 года Ленинский районный суд города Севастополя в составе: председательствующего судьи – Кукурекина К.В.,

при секретаре – Малаховой Г.А.,

с участием истца по первоначальному иску, ответчика по встречному иску – Лисовского А.А., представителя истца по первоначальному иску, ответчика по встречному иску – Бикчурина О.К., представителя ответчика по первоначальному иску, истца по встречному иску – Бурлакова С.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда в г. Севастополе гражданское дело по исковому заявлению Лисовского Алексея Алексеевича к Федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат города Севастополя», третье лицо – Министерство обороны Российской Федерации, об оспаривании действий должностного лица,

по встречному исковому заявлению Федерального казенного учреждения «Военный комиссариат города Севастополя» к Лисовскому Алексею Алексеевичу, третье лицо – Министерство обороны Российской Федерации, о признании удостоверения ветерана боевых действий недействительным и обязании сдать указанное удостоверение для последующего уничтожения,

У С Т А Н О В И Л:

08.08.2017 Лисовский А.А. обратился в суд с исковым заявлением, в котором просит: признать действия должностного лица – начальница центра социального обеспечения военного комиссариата г. Севастополя полковника Минкина А.В., направленные на лишение его права на получение льгот, предусмотренных законом «О ветеранах» незаконным; обязать начальника центра социального обеспечения военного комиссариата г. Севастополя полковника Минкина А.В, восстановить действие права на получение надбавки за участие в боевых действиях в отношении Лисовского А.А. с момента его приостановления.

Исковые требования мотивированы тем, что 23.12.2011 истец получил удостоверение ветерана боевых действий, подтверждающих его право на получение надбавки за участие в боевых действиях на территории Эфиопии в период с 11 марта 05 апреля 1985 года и Сирии в период с 11 апреля по 26 апреля 1985 года. 01.06.2015 истец переехал в г. Севастополь, после чего был постановлен на пенсионный учет в центр социального обеспечения военного комиссариата города Севастополя. 25.06.2017 обратился к начальнику Центра социального обеспечения военного комиссариата г. Севастополя, в связи с тем, что утратил право на получение надбавки за участие в боевых действиях. Получил ответ от 06.07.2017, согласно которому указано, что в пенсионном (личном деле) истца находится копия архивной справки архива ЧФ от 03.02.2009 №1305, и архивная справка Центрального архива МО РФ от 13 июля 2015 года №9108; ни одна из этих справок не содержит сведений, подтверждающих непосредственное участие истца в боевых действия в Сирии и Эфиопии в 1985, в связи с чем выплачивать истцу повышение к пенсии законных оснований не имеется. Указанный отказ и действия начальника Центра социального обеспечения военного комиссариата г. Севастополя истец по первоначальному иску считает незаконными и необоснованными, в связи с чем обратился в суд с настоящим исковым заявлением.

Определением Ленинского районного суда города Севастополя к совместному рассмотрению с вышеуказанным исковым заявлением было принято встречное исковое заявление Федерального казенного учреждения «Военный комиссариат города Севастополя» (далее – ФКУ «Военный комиссариат») к Лисовскому Алексею Алексеевичу, третье лицо – Министерство обороны Российской Федерации, о признании удостоверения ветерана боевых действий недействительным и обязании сдать указанное удостоверение для последующего уничтожения. Представитель ФКУ «Военный комиссариат» просит: признать недействительным удостоверение ветерана боевых действий серии БК выданное Лисовскому А.А.; обязать Лисовского А.А. сдать удостоверение ветерана боевых действий серия БК в ФКУ «Военный комиссариат города Севастополя» для последующего уничтожения.

Встречное исковое требование мотивировано тем, что личное дело ответчика по встречному иску не содержит сведений об участии в боевых действиях, а содержит сведения только о нахождении на боевой службе, при том, что федеральным законодательством льготы установлены только для ветеранов боевых действий. Таким образом, ответчик по первоначальному иску пришел к выводу, что решение о выдаче истцу удостоверения ветерана боевых действий было принято безосновательно и не является законным.

Истец по первоначальному иску, ответчик по встречному иску и его представитель в судебном заседании исковые требования первоначального искового заявления поддержали в полном объеме, по обстоятельствам, изложенным в иске, просили удовлетворить; в удовлетворении встречного искового заявления просили отказать в полном объеме.

Представитель ответчика по первоначальному иску, истца по встречному иску в судебном заседании в удовлетворении первоначального иска просил отказать, встречное исковое заявление удовлетворить в полном объеме.

Представитель третьего лица в судебное заседание не явился, извещался надлежащим образом, причин неявки суду не сообщил.

С учетом положений ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ) и мнения участников процесса, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося представителя третьего лица.

Суд, выслушав объяснения участников процесса, исследовав и оценив представленные письменные доказательства в их совокупности, определив, какие обстоятельства, имеющие значение для дела установлены и какие не установлены, определив характер правоотношений сторон, какой закон должен быть применен, пришел к выводу, что первоначальное исковое заявление подлежит частичному, а встречное исковое заявление удовлетворению не подлежит, по следующим основаниям.

В соответствии с ч.1 ст. 17 Конституции РФ в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.

Согласно ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

В соответствии с часть. 2 ст. 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В соответствии со ст. 56 Гражданско-процессуального кодекса РФ (далее – ГПК РФ), каждая сторона доказывает те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

В соответствии со ст.67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех имеющихся доказательств.

Согласно ст. 12 Гражданского кодекса РФ защита гражданских прав осуществляется путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

Из материалов дела судом установлено, что 23.12.2011 истцом было получено удостоверение серии БК , подтверждающее его право на льготы, установленные п. 1 ст. 16 Федерального закона «О ветеранах».

Как пояснил истец, право на указанные льготы были им получены за участие в боевых действия на территории Эфиопии в период с 11 марта по 05 апреля 1985 года и Сирии в период с 11 апреля по 26 апреля 1985 года.

Из ответа Центра социального обеспечения военного комиссариата г. Севастополя от 06.07.2017 №995/ЦСО следует, что в связи с переменой места жительства с 01.06.2015 истцу возобновлена выплата пенсии за выслугу лет в соответствии со ст. 13 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года №4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, Федеральной службе войск Национальной гвардии РФ, и их семей» в размере 28829,89 руб. по 22 тарифному разряду.

Кроме того, в данном письме указано, что в пенсионном (личном деле) истца находится копия архивной справки архива ЧФ от 03.02.2009 №1305, и архивная справка Центрального архива МО РФ от 13 июля 2015 года №9108; ни одна из этих справок не содержит сведений, подтверждающих непосредственное участие истца в боевых действия в Сирии и Эфиопии в 1985, в связи с чем, выплачивать истцу повышение к пенсии законных оснований не имеется.

Российская Федерация как участник Конвенции о защите прав человека и основных свобод (далее - Конвенция) признает юрисдикцию Европейского Суда по правам человека обязательной по вопросам толкования и применения Конвенции и Протоколов к ней в случае предполагаемого нарушения Российской Федерацией положений этих договорных актов, когда предполагаемое нарушение имело место после вступления их в силу в отношении Российской Федерации.

Согласно п. 10 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 октября 2003 г. N 5 "О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации" применение судами Конвенции должно осуществляться с учетом практики Европейского Суда по правам человека во избежание любого нарушения Конвенции.

Из положений ст. 46 Конвенции, ст. 1 Федерального закона от 30 марта 1998 г. N 54-ФЗ "О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней" следует, что правовые позиции Европейского Суда по правам человека, которые содержатся в его окончательных постановлениях, принятых в отношении Российской Федерации, являются обязательными для судов.

Согласно правовой позиции Европейского Суда по правам человека, изложенной в решениях по делам "Б. против Российской Федерации" от 18 января 2007 г., "Л. против Российской Федерации" от 5 июля 2007 г. и других, требование гражданина в отношении выплаты пенсий и иных социальных выплат по смыслу статьи 1 Протокола N 1 к Конвенции может рассматриваться как "имущество", а сам спор, касающийся права гражданина на получение этих выплат, носит имущественный характер.

Положениями ч. 3 ст. 35 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда.

Как следует из Определения Конституционного Суда РФ от 4 апреля 2006 г. N 89-О государство не может произвольно изменять уже признанный им статус таких лиц и уменьшать обусловленный этим статусом объем социальных гарантий, поскольку в противном случае подрывается авторитет государственной власти, уважение граждан к закону, умаляется достоинство личности.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении от 24 мая 2001 г. N 8-П, изменение законодателем ранее установленных льгот и социальных гарантий должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает правовую определенность, сохранение разумной стабильности правового регулирования, недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм, предсказуемость политики в социальной сфере, с тем чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты, то есть в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано. Иначе новое правовое регулирование, по существу, будет означать отмену для них прав, приобретенных в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемых в конкретных правоотношениях, что несовместимо с положениями статьей 1 (часть 1), 2, 18, 19 (части 1 и 2), 54 (часть 1), 55 (часть 2) и 57 Конституции Российской Федерации.

Согласно ст. 3 Федерального закона от 12.01.1995 №5-ФЗ (ред. от 30.10.2017) «О ветеранах» к ветеранам боевых действий относятся военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), военнообязанные, призванные на военные сборы, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, работники указанных органов, работники Министерства обороны СССР и работники Министерства обороны Российской Федерации, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, направленные в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации.

Перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации приводится в приложении к настоящему Федеральному закону. Изменения в указанный перечень вносятся федеральным законом (ч. 3 ст. 3 Федерального закона от 12.01.1995 №5-ФЗ (ред. от 30.10.2017) «О ветеранах»). Согласно приложения к приведенному перечню отнесены боевые действия в Эфиопии: с декабря 1977 года по ноябрь 1990 года.

Согласно архивной справки Черноморского флота от 03.02.2009 Лисовский А.А. находился в составе десанта морской пехоты войсковой части 99731, на БДК «Николай Фильченков» с 22 января по 27 мая 1985 года на боевой службе в районе Средиземного моря и зоне Индийского океана (Красное море). В ходе выполнения задач боевой службы корабль вместе с личным составом, в том числе десанта, находился: архипелаг Дахлак (Эфиопия) с 11 марта по 05 апреля 1985 года; порт Тартус (Сирия) – с 11 по 26 апреля 1985 года.

Правомерность выдачи истцу указанной справки и её содержание, участвующими в деле лицами не оспаривались.

Решением Новороссийского гарнизонного военного суда от 30 июня 2009 года, принятому по гражданскому делу по заявлению военнослужащего войсковой части 09855 полковника ФИО8 об оспаривании действий командира войсковой части 62651, отказавшего заявителю в выдаче удостоверения ветерана боевых действий, установлено, что в период с 16 по 21 марта 1985 года офицер ФИО9, совместно с личным составом корабля и инженерно-десантного взвода, производил промеры и разграждение подходов на месте предстоящей высадки десанта на острове Нокра архипелага Дахлак, а с 08 час. 47 мин. 22 марта 1985 года в составе десанта во взаимодействии с кораблями Военно-морских сил Эфиопии высаживался на данный остров. С побережья на корабль десант прибыл в 16 часов 23 марта 1985 года. Командиром десанта являлся майор Лисовский А.А., который, как это видно из копии соответствующей орденской книжки, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 19 февраля 1986 г. был награжден орденом Красной Звезды.

Указанное решение оставлено без изменения Кассационным определением №1312-кг от 19.08.2009 Судебной коллегии по гражданским делам Северо-Кавказского окружного военного суда.

Указанная орденская книжки серии представлена истцом в материалы дела.

Из Наградного листа Лисовского А.А. следует, что указанным орденом он награжден за большие заслуги в поддержании высокой боевой готовности батальона и отличные показатели в боевой и политической подготовке.

Статьей 28 Федерального закона от 12.01.1995 №5-ФЗ (ред. от 30.10.2017) «О ветеранах» реализация мер социальной поддержки ветеранов и членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий осуществляется при предъявлении ими удостоверения единого образца, установленного для каждой категории ветеранов и членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий Правительством СССР до 1 января 1992 года или Правительством Российской Федерации.

Правительством Российской Федерации издано постановление от 31 марта 1994 года №280 «О порядке установления факта выполнения военнослужащими и иными лицами задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах и предоставления им дополнительных гарантий и компенсаций», пунктом 1 которого предусмотрено, дополнительные гарантии и компенсации, предусмотренные Законом Российской Федерации "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах" (далее именуются - дополнительные гарантии и компенсации), предоставляются военнослужащим воинских частей, подразделений, специально создаваемых штабов, оперативных и иных групп (далее именуются - военнослужащие) и лицам рядового и начальствующего состава, курсантам и слушателям учебных заведений Министерства внутренних дел Российской Федерации и Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее именуются - сотрудники), в том числе направленным в составе воинских частей, подразделений и групп или командированным на территорию, где введено чрезвычайное положение, или в зоны вооруженных конфликтов, выполняющим задачи: по нормализации обстановки, восстановлению законности и правопорядка на территории, где в соответствии с законодательством Российской Федерации введено чрезвычайное положение, или на территориях государств - республик бывшего СССР в условиях чрезвычайного положения в соответствии с международными договорами (соглашениями); в местностях (в том числе за пределами Российской Федерации), отнесенных к зонам вооруженного конфликта решениями Правительства Российской Федерации по представлению Министерства обороны Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации, Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Федеральной пограничной службы - Главного командования Пограничных войск Российской Федерации, других министерств и ведомств, в которых законом предусмотрена военная служба.

Согласно пункту 1 Приказа Министра обороны РФ от 29.09.2017 №595 «Об утверждении Порядка выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Министерстве обороны Российской Федерации» (Зарегистрировано в Минюсте России 24.10.2017 N 48654) в Министерстве обороны Российской Федерации выдача удостоверений ветерана боевых действий (далее - удостоверение) осуществляется лицам, указанным в статье 3 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ «О ветеранах» направлявшимся (привлекавшимся) для выполнения задач в районах боевых действий, вооруженных конфликтов и контртеррористических операций и выполнения правительственных боевых заданий Министерством обороны Российской Федерации (Министерством обороны СССР) либо упраздненным государственным органом, функции которого в установленной сфере деятельности государственных органов в настоящее время осуществляет Министерство обороны Российской Федерации.

Таким образом, поскольку имеющимися в материалах дела доказательствами подтверждён факт непосредственного участия военнослужащего Лисовского А.А. в боевых действий в тот период времени и на той территории, которые в приложении к Федеральному закону «О ветеранах» напрямую указаны применительно к вопросу о праве на предусмотренные этим Федеральным законом льготы и компенсации, суд считает незаконными и необоснованными действия должностного лица – начальника центра социального обеспечения военного комиссариата города Севастополя полковника Минкина А.В., направленные на лишение Лисовского Алексея Алексеевича права на получение льгот, предусмотренных Федеральным законом от 12.01.1995 №5-ФЗ «О ветеранах».

Учитывая указанные обстоятельства и нормы, суд признает обоснованной выдачу Лисовскому А.А. удостоверения ветерана боевых действий.

При этом, право истца на льготы, предусмотренные п.1 ст. 16 Федерального закона от 12.01.1995 №5-ФЗ «О ветеранах», установлено указанным федеральным законом и подтверждается надлежащими документами, в частности удостоверением серии и архивной справкой от 03.02.2009, в связи с чем требование истца по первоначальному иску о понуждении начальница центра социального обеспечения военного комиссариата г. Севастополя восстановить действие указанного права удовлетворению не подлежит.

Поскольку в ходе рассмотрения настоящего гражданского дела была установлена обоснованность выдачи Лисовскому А.А. удостоверения ветерана боевых действий серии , первоначальное исковое заявление подлежит удовлетворению в части признания незаконными действий должностного лица – начальника центра социального обеспечения военного комиссариата города Севастополя полковника Минкина А.В., направленные на лишение Лисовского Алексея Алексеевича права на получение льгот, предусмотренных Федеральным законом от 12.01.1995 №5-ФЗ «О ветеранах», встречное исковое заявление о признании удостоверения ветерана боевых действий недействительным и обязании сдать указанное удостоверение для последующего уничтожения – удовлетворению не подлежит.

С учетом положений ст. 98 ГПК РФ, в связи с частичным удовлетворением первоначального искового заявления, с ФКУ «Военный комиссариат» в пользу Лисовского А.А. подлежат взысканию расходы на оплату государственной пошлины в размере 300,00 (триста) рублей; судебные расходы по встречному исковому заявлению распределению не подлежат.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд,

Р Е Ш И Л:

Исковое заявление Лисовского Алексея Алексеевича к Федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат города Севастополя», третье лицо – Министерство обороны Российской Федерации, об оспаривании действий должностного лица – удовлетворить частично.

Признать действия должностного лица – начальника центра социального обеспечения военного комиссариата города Севастополя полковника Минкина А.В., направленные на лишение Лисовского Алексея Алексеевича права на получение льгот, предусмотренных Федеральным законом от 12.01.1995 №5-ФЗ «О ветеранах» - незаконными.

В удовлетворении остальной части искового заявления – отказать.

В удовлетворении встречного искового заявления Федерального казенного учреждения «Военный комиссариат города Севастополя» к Лисовскому Алексею Алексеевичу, третье лицо – Министерство обороны Российской Федерации, о признании удостоверения ветерана боевых действий недействительным и обязании сдать указанное удостоверение для последующего уничтожения – отказать.

Взыскать с Федерального казенного учреждения «Военный комиссариат города Севастополя» в пользу Лисовского Алексея Алексеевича расходы на оплату государственной пошлины в размере 300,00 (триста) рублей.

Решение может быть обжаловано сторонами в Севастопольский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы в Ленинский районный суд города Севастополя.

Решение суда изготовлено в окончательной форме 19.01.2018.

Судья – <данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

2-18/2018 (2-2450/2017;) ~ М-2322/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Лисовский Алексей Алексеевич
Ответчики
Федеральное казенное учреждение «Военный комиссариат города Севастополя»
Другие
Министерство обороны Российской Федерации
Бикчурин Олег Климович
Суд
Ленинский районный суд города Севастополя
Судья
Кукурекин Константин Васильевич
Дело на странице суда
leninskiy--sev.sudrf.ru
08.08.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
08.08.2017Передача материалов судье
09.08.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
09.08.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
09.08.2017Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
12.09.2017Предварительное судебное заседание
05.10.2017Судебное заседание
24.10.2017Судебное заседание
14.11.2017Судебное заседание
22.11.2017Судебное заседание
20.12.2017Судебное заседание
15.01.2018Судебное заседание
19.01.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
16.03.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
10.12.2019Дело оформлено
10.12.2019Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее