Дело № 2-251/2013
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
13 мая 2013 года с. Иглино
Иглинский районный суд Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Иркабаева М.Ф.,
при секретаре Кшановской Ю.С.,
с участием истца Прокофьева В.А., ответчика Прокофьевой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокофьев В.А. к Прокофьева А.В. о признании прекратившей право пользования жилым помещением и принудительном порядке снятии с регистрационного учета по месту жительства,
УСТАНОВИЛ:
Прокофьев В.А. обратился в суд с иском к Прокофьева А.В. о признании прекратившей право пользования жилым помещением и принудительном порядке снятии с регистрационного учета по месту жительства.
Истец исковые требования мотивирует тем, что он проживает и зарегистрирован в принадлежащем ему на праве собственности жилом доме по адресу: <адрес>. Он состоял в браке с ответчиком Прокофьева А.В., которая проживала в указанном доме в качестве члена его семьи. Решением мирового судьи судебного участка № по <адрес> РБ от ДД.ММ.ГГГГ брак между истцом и ответчиком расторгнут. После расторжения брака Прокофьева А.В. переехала на постоянное место жительства к своей матери по адресу: <адрес>. На предложения о добровольном снятии с регистрационного учета ответчик отвечает отказом. В связи с расторжением брака, истец считает, что ответчик перестала быть членом его семьи, вследствие чего она прекратила право пользования принадлежащим ему жилым помещением. Факт регистрации ответчика в принадлежащем истцу на праве собственности жилом помещении затрудняет осуществление имеющегося у него права.
Истец просит суд признать ответчика прекратившей право пользования жилым помещением и снять ее в принудительном порядке с регистрационного учета по месту жительства, по адресу: <адрес>.
Представитель третьего лица отдела УФМС России по РБ в <адрес> на судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен, им не был представлен в суд сведения о причинах неявки.
На основании ч. 3 ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя третьего лица, лица, участвующие в судебном заседании, против этого не возражали.
В судебном заседании истец Прокофьев В.А. исковые требования поддержал, просил суд их удовлетворить.
Ответчик Прокофьева А.В. исковые требования не признала, указав, что спорный жилой дом являлся совместно нажитым имуществом в период брака между ней и истцом. Прокофьева А.В. обратилась в суд с иском о разделе данного имущества. В ходе судебного разбирательства между истцом и ответчиком было заключено мировое соглашение о разделе имущества, согласно которому Прокофьева А.В. отказалась от исковых требований, а Прокофьев В.А. обязался до ДД.ММ.ГГГГ по договору дарения передать 1/2 доли жилого дома и земельного участка в собственность сына Прокофьев Д.В.. Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ указанное мировое соглашение судом утверждено, однако до настоящего времени Прокофьев В.А. оно не исполнено. Судебным приставом-исполнителем на основании указанного судебного постановления возбуждено исполнительное производство. В настоящее время она вынуждена жить с сыном у матери, другого жилого помещения она не имеет. Поскольку ее сын Прокофьев Д.В. на основании решения суда владеет на праве собственности спорным домом, она не утратила право пользования данным жилым помещением.
Выслушав стороны, исследовав материалы гражданского дела, суд считает, что исковые требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
Согласно п. 4 ст. 3 Жилищного кодекса РФ никто не может быть выселен из жилища или ограничен в праве пользования жилищем, в том числе в праве получения коммунальных услуг, иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
В соответствии с п. 1 ст. 30 Жилищного кодекса РФ собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены настоящим Кодексом.
В силу п. п. 1, 2 ст. 31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Члены семьи собственника жилого помещения имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи.
В соответствии с п. п. 1, 3 ст. 292 Гражданского кодекса РФ члены семьи собственника, проживающие в принадлежащем ему жилом помещении, имеют право пользования этим помещением на условиях, предусмотренных жилищным законодательством. Члены семьи собственника жилого помещения могут требовать устранения нарушений их прав на жилое помещение от любых лиц, включая собственника помещения.
Судом установлено, что истец и ответчик с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ состояли в браке. В период брака ими было нажито недвижимое имущество - построен жилой дом на земельном участке площадью 1509 кв. м. по адресу: <адрес>. Земельный участок предоставлен в период брака Прокофьев В.А. постановлением главы администрации поселка <адрес> РБ № от ДД.ММ.ГГГГ.
Брак между Прокофьев В.А. и Прокофьева А.В. прекращен ДД.ММ.ГГГГ на основании решения мирового судьи судебного участка № <адрес> РБ от ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о расторжении брака 1-АР № от ДД.ММ.ГГГГ.
Прокофьева А.В. обращалась в суд с иском к Прокофьев В.А. о разделе совместно нажитого имущества в браке - жилого дома и земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>.
Определением Иглинского районного суда РБ от ДД.ММ.ГГГГ утверждено мировое соглашение, заключенное между Прокофьева А.В. и Прокофьев В.А., по условиям которого Прокофьева А.В. отказалась от исковых требований в полном объеме. Прокофьев В.А. обязался заключить и зарегистрировать до ДД.ММ.ГГГГ в УФСГРКК по РБ договор дарения, по условиям которого 1/2 доля земельного участка площадью 1509 кв. м. с кадастровым номером 02:26:01 03 08:45 и расположенный на нем жилом по адресу: <адрес>, переходит в собственность сына Прокофьев Д.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Определение Иглинского районного суда РБ от ДД.ММ.ГГГГ об утверждении вышеуказанного мирового соглашения вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно ч. 2 ст. 13 ГПК РФ, вступившие в законную силу судебные постановления, являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
В соответствии с ч. 2 ст. 61 ГПК РФ, а также согласно правовой позиции, изложенной в пункте 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № "О судебном решении" обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
Как установлено судом, условия вышеуказанного мирового соглашения Прокофьева А.В. до настоящего времени не исполнены, судебным приставом-исполнителем в отношении должника Прокофьева А.В. возбуждено исполнительное производство.
После расторжения брака Прокофьева А.В. вынуждена была переехать с несовершеннолетним сыном Прокофьев Д.В. к своей матери по адресу: <адрес>, и до настоящего времени они проживают там, поскольку условия мирового соглашения должником Прокофьева А.В. не исполнено.
По смыслу частей 1 и 4 статьи 31 Жилищного кодекса РФ, к бывшим членам семьи собственника жилого помещения относятся лица, с которыми у собственника прекращены семейные отношения. Вопрос о признании лица бывшим членом семьи собственника жилого помещения при возникновении спора решается судом с учетом конкретных обстоятельств каждого дела.
Согласно правовой позиции, приведенной в пункте 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» № от ДД.ММ.ГГГГ, прекращение семейных отношений между родителями несовершеннолетнего ребенка, проживающего в жилом помещении, находящемся в собственности одного из родителей, не влечет за собой утрату ребенком права пользования жилым помещением в контексте правил части 4 статьи 31 Жилищного кодекса РФ.
Таким образом, установленные судом обстоятельства свидетельствуют о том, что ответчик Прокофьева А.В. не утратила право пользования спорным жилым помещением, поскольку ее несовершеннолетний сын Прокофьев Д.В. на основании судебного постановления является собственником 1/2 доли указанного жилого дома, следовательно, она является членом семьи собственника.
Более того, на родителей возложена обязанность воспитывать своих детей (ст. 54 Семейного кодекса Российской Федерации), что обусловливает необходимость их проживания совместно с родителями.
Согласно п. 2 ст. 20 Гражданского кодекса РФ местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, или граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их законных представителей - родителей, усыновителей или опекунов.
Из приведенных правовых норм следует, что несовершеннолетние дети приобретают право на жилую площадь, которая определяется им в качестве места жительства соглашением родителей; соглашение является предпосылкой вселения ребенка в жилое помещение. Закон не устанавливает какого-либо срока, по истечении которого то или иное лицо может быть признано вселенным.
Таким образом, не проживание ответчика Прокофьева А.В. по спорному адресу не может служить основанием для признания утратившим право пользования жилым помещением, так как иных жилых помещений на праве собственности она не имеет. За ответчиком сохраняется право пользования жилым помещением, которое при определенных условиях носит бессрочный характер и это зависит от воли собственников.
Прокофьева А.В. не является бывшим членом семьи собственника, так как не перестала быть матерью сына Прокофьев Д.В., право пользования на праве собственности несовершеннолетнего спорным жилым помещением производно от права пользования указанным жилым помещением его матери, которая по-прежнему зарегистрирована в квартире.
Кроме того, отсутствие несовершеннолетнего на спорной жилой площади в настоящее время также не является основанием для признания ответчика утратившим право пользования спорным жилым помещением, поскольку не проживание в квартире ребенка, обусловлено раздельным проживанием родителей.
Самостоятельно вселиться в спорную квартиру по месту жительства, в которой он зарегистрирован, несовершеннолетний в силу своего малолетнего возраста не может, так как от его воли в настоящее время это не зависит.
Право выбирать место своего жительства и в полной мере реализовать свои жилищные права у ребенка возникнет по достижении совершеннолетия, включая вопрос реального вселения в данное жилое помещение. Право пользования квартирой ребенка производно от права пользования указанным жилым помещением его родителей.
В связи с этим, для разрешения настоящего спора не имеют юридического значения следующие обстоятельства: длительность не проживания ответчика в спорном жилом помещении, отсутствие в нем его вещей, не несение им расходов по оплате коммунальных услуг, вынужденный или добровольный характер выезда из жилого помещения.
Поскольку ответчик Прокофьева А.В. не утратила право пользования спорным жилым помещением, оснований для снятия ее с регистрационного учета по месту жительства не имеются.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Прокофьев В.А. к Прокофьева А.В. о признании прекратившей право пользования жилым помещением и принудительном порядке снятии с регистрационного учета по месту жительства, по адресу: <адрес>, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Башкортостан через Иглинский районный суд Республики Башкортостан в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий-