Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2[1]-392/2020 ~ М[1]-88/2020 от 31.01.2020

56RS0038-01-2020-000101-35

Дело № 2(1)-392/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

25 июня 2020 года с.Сакмара

Сакмарский районный суд Оренбургской области в составе судьи Саракташского районного суда Оренбургской области, исполняющего обязанности судьи Сакмарского районного суда Оренбургской области Рафиковой В.А., при секретаре Плотникове А.В.,

с участием: истца Куликова Г.В., представителя ответчика Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Сакмарском районе <адрес> (межрайонное) Никульшиной М.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Куликова Г.В. к Государственному Учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Сакмарском районе <адрес> (межрайонное) о признании незаконным решения в части отказа во включении в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, периодов нахождения на курсах повышения квалификации, периода прохождения военной службы по призыву, возложении обязанности включить в стаж периоды нахождения на курсах повышения квалификации, периода прохождения военной службы по призыву и назначении досрочной страховой пенсии по старости,

УСТАНОВИЛ:

Куликов Г.В. обратился в суд с вышеуказанным иском к ГУ Управление пенсионного фонда РФ в Сакмарском районе <адрес> (межрайонное), в обоснование заявленных требований указав, что ДД.ММ.ГГГГ обратился в ГУ УПФ РФ в Сакмарском районе <адрес> (межрайонное) с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в соответствии с п.п. 19 ч.1 ст. 30 Федерального Закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях в Российской Федерации».

ДД.ММ.ГГГГ решением начальника ГУ УПФ РФ в Сакмарском районе <адрес> (межрайонное) в назначении досрочной страховой пенсии ему отказано в связи с тем, что отсутствует требуемый льготный стаж работы. Ответчиком не были засчитаны в стаж, дающий право на досрочную страховую пенсию период прохождения службы в рядах советской армии с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, периоды нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ

Указал, что в силу п.3 Постановления Правительства РФ от 16.07.2014 г. № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" для исчисления периодов соответствующей деятельности применяется Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденное постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства", - для исчисления периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.

На основании п. 1 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного постановлениям Совета Министров СССР от 17.12.1959 года №1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства», учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых даёт право на пенсию за выслугу лет, засчитывается служба в составе вооруженных сил СССР. Пунктом 4 указанного Постановления №1397 было предусмотрено, что время работы, указанное в п. 1, 2 и 3 настоящего Положения, засчитывается в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с настоящим постановлением, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых даёт право на эту пению.

На момент обращение в ГУ УПФ РФ в Сакмарском районе <адрес> (межрайонное) его стаж составил 23 года, то есть более чем 2/3 стажа.

Так же в оспариваемые периоды он направлялся на курсы повышения квалификации по инициативе работодателя. В период нахождения на курсах за ним сохранялась его должность, выплачивалась заработная плата, с которой работодатель производил отчисления страховых взносов в Пенсионный Фонд РФ.

В силу ст. 187 Трудового кодекса Российской Федерации в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата. Кроме того, прохождение курсов повышения квалификации было связано с трудовыми отношениями и направлено на повышение ее квалификации как медицинского работника.

Учитывая, что периоды нахождения на курсах повышения квалификации приравниваются к работе, во время выполнения которой работник направляется на курсы, то исчисление стажа в данный период времени следует производить в том же порядке, что и за соответствующую профессиональную деятельность.

В связи с изложенным, полагал, что решение начальника ГУ УПФ РФ в Сакмарском районе <адрес> (межрайонное) от ДД.ММ.ГГГГ в части отказа включить в специальный стаж работы период прохождения службы в советской армии и периоды нахождения на курсах повышения квалификации, является незаконным.

Просит суд признать решение начальника ГУ Управление Пенсионного Фонда РФ в Сакмарском районе <адрес> (межрайонное) от ДД.ММ.ГГГГ незаконным в части не включения в стаж работы периода прохождения службы в советской армии и периодов нахождения на курсах повышения квалификации.

Обязать ГУ Управление Пенсионного Фонда РФ в Сакмарском районе <адрес> (межрайонное) включить в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии период прохождения службы в рядах советской армии с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, периоды нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Обязать Государственное Учреждение Управление Пенсионного фонда РФ в Сакмарском районе (межрайонное) назначить досрочную страховую пенсию с момента обращения за ее назначением, с ДД.ММ.ГГГГ

В судебном заседании истец Куликов Г.В. исковые требования поддержал в полном объеме, по изложенным в иске основаниям, просил суд их удовлетворить. Пояснил, что как до призыва в ряды вооруженных сил так и после прохождения службы педагогического стажа работы не имел. После окончания службы проходил обучение в Оренбургском государственном педагогическом институте. Приступил к работе в должности учителя с ДД.ММ.ГГГГ

Представитель ответчика ГУ УПФ РФ в Сакмарском районе <адрес> (межрайонное) Никульшина М.Б., действующая на основании доверенности, в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований Куликова Г.В. Поддержала позицию изложенную в письменном отзыве согласно которому, в соответствии с пп. 19 п.1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

В целях определения права на страховую пенсию ч. 8 ст. 13 и ч. 3,4 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ предусматривают, что по выбору застрахованного лица в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ могут включаться периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу названного Федерального закона и засчитывались в стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа).

В целях реализации ст. ст. 30 и 31 Федерального закона №400-ФЗ Правительство РФ приняло Постановление от 16.07.2014г. № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение».

Пункт 1 Постановления № 665 определяет Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), которые применяются при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ. Это списки, которые применялись при назначении досрочной пенсии в соответствии с Федеральным законом №173- ФЗ, а также Списки, применяемые в период действия закона СССР от 14.07.1956 г. и Закона РФ №340-1.

Периоды нахождения истца на курсах повышения квалификации не могут быть включены в специальный стаж, так как это не предусмотрено действующим пенсионным законодательством, так как в указанные периоды сохраняются трудовые отношения, но не осуществляется педагогическая деятельность в учреждениях для детей, дающая право на досрочное пенсионное обеспечение. Для педагогических работников осуществление педагогической деятельности означает непосредственное выполнение трудовых обязанностей согласно занимаемой должности на основании трудового договора с работодателем в течение рабочего времени, норма которого устанавливается за ставку заработной платы.

Период прохождения службы в составе Вооруженных Сил СССР допускается только при условии прохождения службы в период действия Положения от 17.12.1959 года № 1397, то есть до 01.01.1992 г. и только при наличии у этих лиц стажа педагогической деятельности, требуемого для назначения досрочной пенсии, который имел место до 01.01.1992 г. в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет. До 01.01.1992 г. педагогическая деятельность истца не начата, таким образом право на включении данного периода в стаж истца, отсутствует. С 01.10.1993 г. Положение от 17.12.1959 года № 1397 утратило силу.

Назначение пенсии носит заявительный характер и не может определяться на будущее время. При обращении с заявлением о назначении пенсии стаж истца составил менее 25 лет. Учитывая условия отложенного права основания для назначения пенсии с 25.01.2020 г. отсутствует.

Выслушав пояснения истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

ДД.ММ.ГГГГ Куликов Г.В. обратился в ГУ УПФ РФ в Сакмарском районе <адрес> (межрайонное) с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости.

Решением начальника ГУ УПФ РФ в Сакмарском районе от ДД.ММ.ГГГГ в назначении досрочной страховой пенсии истцу отказано в связи с отсутствием требуемого стажа работы, продолжительность стажа 23 года 08 месяцев 03 дня. (требуется 25 лет).

Пенсионным органом не были засчитаны в стаж истца, дающий право на назначение досрочного пенсионного обеспечения период прохождения службы в рядах советской армии с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, периоды нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Разрешая требования истца в части признания незаконным решения об отказе во включении в специальный стаж периодов нахождения на курсах повышения квалификации и обязании включить их специальный стаж, суд приходит к следующим выводам.

Согласно ст. 39 ч. 1 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту. Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии, в определенных законом случаях и размерах.

На основании подп. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального Закона Российской Федерации от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Аналогичные положения были закреплены в ранее действовавшем в период с 01.01.2002 до 01.01.2015 Федеральном законе N 173-ФЗ от 17.12.2001 "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". Так согласно подпункту 10 пункта 1 статьи 28 названного закона, трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 статьи 30, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (часть 2 статья 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ).

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ, согласно части 3 статьи 30 данного Федерального закона засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии.

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого же Федерального закона, как это предусмотрено в части 4 названной статьи, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).

В целях реализации положений статьи 30 указанного Закона Правительством Российской Федерации принято Постановление от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочной пенсионное обеспечение".

В соответствии с подпунктом "м" пункта 1 данного Постановления при определении стажа при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, применяются:

- Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 "О Списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";

- Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1067 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей", с применением положений абзаца третьего пункта 3 указанного Постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2001 года включительно;

- Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 463 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений пункта 2 указанного Постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 года по 31 октября 1999 года включительно;

- Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к Постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 1 января 1992 года.

Согласно ст. 39 ч. 1 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту. Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии, в определенных законом случаях и размерах.

24.05.1996 г. Куликов Г.В. окончил Оренбургский государственный педагогический институт, ему присвоена квалификация преподаватель допризывной и физической подготовки по специальности «допризывная и физическая подготовка», что подтверждается дипломом серии ЭВ № от ДД.ММ.ГГГГ г.

Согласно записям в трудовой книжке серии АТ-VII от ДД.ММ.ГГГГ на имя Куликова Г.В. усматривается, что он ДД.ММ.ГГГГ назначен учителем физической культуры в Парадеевскую МОО школу <адрес> на контрактной основе сроком на 1 год; ДД.ММ.ГГГГ принят учителем физической культуры и ОБЖ в Парадеевскую МОО школу <адрес>; ДД.ММ.ГГГГ присвоена вторая квалификационная категория по должности учитель (12 р.); ДД.ММ.ГГГГ присвоена первая квалификационная категория (13 разряд); ДД.ММ.ГГГГ уволен по собственному желанию п.3 ст.77 ТК РФ; ДД.ММ.ГГГГ принят исполняющим обязанности директора МБОУ «Парадеевская основная общеобразовательная школа»; ДД.ММ.ГГГГ присвоена первая квалификационная категория по должности учитель; ДД.ММ.ГГГГ назначен на должность директора МБОУ «Парадеевская ООШ»; продолжает работать по настоящее время.

Стороной ответчика не оспаривался факт нахождения Куликова Г.В. на курсах повышения квалификации в периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно ст. 187 Трудового кодекса Российской Федерации в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы.

В соответствии со ст. 173 Трудового кодекса Российской Федерации работникам, направленным на обучение работодателем или поступившим самостоятельно в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения высшего профессионального образования независимо от их организационно-правовых форм по заочной форме обучения, успешно обучающихся в этих учреждениях, работодатель представляет дополнительные отпуска с сохранением среднего заработка.

Поэтому периоды нахождения на курсах повышения квалификации являются периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисления страховых взносов в Пенсионный Фонд РФ. Для отдельной категории работников в силу специальных нормативных актов повышение квалификации – обязательное условие выполнения работы.

В отношении педагогических работников право на дополнительное профессиональное образование конкретизировано Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации". Педагогические работники имеют право на дополнительное педагогическое образование по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года (п. 2 ч. 5 ст. 47 Федерального закона N 273-ФЗ). Дополнительное педагогическое образование осуществляется посредством реализации дополнительных профессиональных программ: программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки (ч. 2 ст. 76 Федерального закона N 273-ФЗ).

Периоды нахождения истца на курсах повышения квалификации подтверждены документально соответствующими удостоверениями и свидетельствами, справкой работодателя, ответчиком данные обстоятельства не оспаривались.

Спорный период и нахождение Куликова Г.В. на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ подтверждены справкой работодателя от ДД.ММ.ГГГГ.

Спорный период и нахождение Куликова Г.В. на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ подтверждены справкой работодателя от ДД.ММ.ГГГГ.

Также факт нахождения истца на курсах повышения квалификации подтверждается: свидетельством о повышении квалификации в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; свидетельством о повышении квалификации в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; свидетельством о повышении квалификации в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; удостоверением о повышении квалификации в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ

В периоды нахождения истца на курсах повышения квалификации Куликов Г.В. продолжал работать и за ним сохранялась средняя заработная плата на период его обучения, с которой работодатель осуществлял отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, на повышение квалификации он направлялся работодателем на основании соответствующих приказов, что связано с особенностями осуществления трудовой деятельности.

Согласно Правилам исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства № 516 в стаж засчитываются периоды работы, дающие право на досрочное назначение пенсии, которые выполнялись постоянно в течение полного рабочего дня.

В силу пункта 4 данных Правил в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Таким образом, указанные истцом периоды нахождения на курсах повышения квалификации в должности учителя, подлежат включению в специальный стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение.

Разрешая требования истца о признании незаконным решения пенсионного фонда в части отказа во включении в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости периода прохождения военной службы по призыву с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и обязании включить его в специальный стаж, суд приходит к следующему.

Согласно военному билету ГД , Куликов Г.В. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проходил военную службу по призыву в рядах Вооруженных Сил СССР.

Частью 8 статьи 13 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ предусмотрено, что при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.

В целях реализации положений статей 30 и 31 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" (далее по тексту - постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665).

Подпунктом "м" пункта 1 названного постановления предусмотрено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г., применяется Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к Постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства").

Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства", утратившим силу с 1 октября 1993 г. в связи с изданием Постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 953 "О внесении изменений, дополнений и признании утратившими силу решений Совета Министров РСФСР по некоторым вопросам пенсионного обеспечения за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью, лечебной и творческой работой", было утверждено Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения (далее - Положение от 17 декабря 1959 г. N 1397).

Подпунктом "г" пункта 1 Положения от 17 декабря 1959 г. N 1397 предусматривалось, что учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается, в том числе служба в составе Вооруженных Сил СССР.

При этом в силу пункта 4 названного положения время работы, указанной в пунктах 1, 2 и 3 этого положения, засчитывалось в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с этим положением, приходилось на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых давала работникам просвещения право на льготную пенсию.

Из приведенных нормативных положений следует, что, устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда. Сохранение возможности зачета в стаж работы по специальности учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения иных периодов деятельности, в том числе службы в составе Вооруженных Сил СССР, предусмотрено в силу пункта 4 Положения от 17 декабря 1959 г. N 1397 только при наличии у этих лиц стажа педагогической деятельности, требуемого для назначения досрочной пенсии, который имел место до 1 января 1992 г. в учреждениях, организациях и должностях, входящих в Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397.

Таким образом, в силу подпункта "м" пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665 при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к Постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства") подлежит применению для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место только до 1 января 1992 г.

Как следует из материалов дела, начало педагогической деятельности истца имело место с августа 1996 г., по состоянию на 01.01.1992 г. педагогическая деятельность не начата, следовательно, в силу приведенного выше правового регулирования, нормы Положения от 17 декабря 1959 г. N 1397, утратившего силу с 1 октября 1993 г., предусматривавшего, что учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается, в том числе служба в составе Вооруженных Сил СССР, не могут быть применены, поскольку у истца отсутствовало 2/3 необходимого педагогического стажа до 1 января 1992 г.

Таким образом, доводы истца о возможности включения периода службы в армии по призыву в специальный стаж для досрочного пенсионного обеспечения в связи с осуществлением им педагогической деятельности со ссылкой на Положение от 17 декабря 1959 г. N 1397 основаны на неправильном толковании норм права, регулирующих спорные отношения.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований Куликова Г.В. в данной части.

В силу статьи 22 Федерального закона «О страховых пенсиях», страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

В соответствии с ч. 1.1 ст. 30 Закона № 400-ФЗ страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на ее получение независимо от возраста в соответствии с п.п. 19-21 ч. 1 ст. 30 Закона № 400-ФЗ, назначается не ранее сроков, указанных в приложении № 7 к настоящему Федеральному закону. Согласно Приложению № 7 к Закону № 400-ФЗ в случае возникновения права на страховую пенсию по старости в 2019 году, право на страховую пенсию возникает через 12 месяцев со дня возникновения права на страховую пенсию по старости.

Однако, ч. 3 ст. 10 федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам назначения и выплаты пенсий» от 03.10.2018 года № 350-ФЗ устанавливает, что гражданам, которые указаны в ч. 1 ст. 8, пп. 19-21 ч. 1 ст. 30, п. 6 ч. 1 ст. 32 Закона № 400-ФЗ и которые в период с 01.01.2019 года по 31.12.2020 года достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение) в соответствии с законодательством РФ, действовавшим до 01.01.2019, либо приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста либо наступления сроков, предусмотренных соответственного приложениями 6 и 7 к указанному Федеральному закону, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков.

На момент обращения Куликова Г.В. в пенсионный орган 28.10.2019 г. специальный стаж истца составил менее 25 лет: засчитанные ответчиком - 23 года 03 дня. Следовательно, на момент обращения право на досрочное назначение страховой пенсии у истца не возникло.

Более того, учитывая положения ч. 3 ст. 10 федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам назначения и выплаты пенсий» от 03.10.2018 года № 350-ФЗ право на назначение досрочной страховой пенсии по старости является отложенным, носит заявительный характер и в силу ст. 22 вышеуказанного закона назначается со дня обращения за указанной пенсией.

С заявлением о назначении пенсии ДД.ММ.ГГГГ истец в пенсионный фонд не обращался.

В связи с чем, отказывает в удовлетворении требований истца к ответчику в указанной части.

Руководствуясь ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Куликова Г.В. к Государственному Учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Сакмарском районе <адрес> (межрайонное) о признании незаконным решения в части отказа во включении в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, периодов нахождения на курсах повышения квалификации, периода прохождения военной службы по призыву, возложении обязанности включить в стаж периоды нахождения на курсах повышения квалификации, периода прохождения военной службы по призыву и назначении досрочной страховой пенсии по старости, - удовлетворить частично.

Признать незаконным Решение начальника Государственного учреждения Управление Пенсионного фонда России в <адрес> (межрайонное) от ДД.ММ.ГГГГ в части отказа во включении в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости периодов нахождения на курсах повышения квалификации:

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ;

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ;

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ;

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ;

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Включить Куликову Г.В. в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости периоды нахождения на курсах повышения квалификации:

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ;

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ;

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ;

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ;

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

В удовлетворении требований Куликова Г.В. к Государственному Учреждению Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Сакмарском районе <адрес> (межрайонное) о признании незаконным решения в части отказа во включении в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, периода прохождения военной службы по призыву, возложении обязанности включить в стаж периода прохождения военной службы по призыву и назначении досрочной страховой пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Оренбургский областной суд через Сакмарский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья В.А. Рафикова

Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

2[1]-392/2020 ~ М[1]-88/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Куликов Геннадий Владимирович
Ответчики
Гсударственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ Сакмарском районе
Суд
Сакмарский районный суд Оренбургской области
Судья
Рафикова Виктория Андреевна
Дело на странице суда
sakmarsky--orb.sudrf.ru
31.01.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
31.01.2020Передача материалов судье
06.02.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
13.03.2020Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
13.03.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
09.04.2020Подготовка дела (собеседование)
09.04.2020Производство по делу приостановлено
29.05.2020Производство по делу возобновлено
29.05.2020Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
25.06.2020Предварительное судебное заседание
25.06.2020Судебное заседание
01.07.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
06.07.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее