Дело № 2-647/2014
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
с.Корткерос 25 декабря 2014 года
Корткеросский районный суд Республики Коми в составе:
председательствующего судьи Ярановой С.В.,
при секретаре Сивкове Д.Н.,
с участием прокурора Кокаревой О.Е.,
представителя ответчика Голубенко А.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в гражданское дело по иску
прокурора Корткеросского района к
администрации сельского поселения «<адрес>»
об обязании устранения нарушений требований пожарной безопасности,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Корткеросского района обратился в суд с заявлением об обязании администрации сельского поселения «<адрес>» (далее АСП «<адрес>») в срок до <дата> устранить выявленные нарушения требований пожарной безопасности путем установления достаточного количества источников наружного противопожарного водоснабжения: в <адрес> – 5 пожарных водоемов, в д. <адрес> – 6 пожарных водоемов. В обоснование заявления указано, что в результате проведенной проверки по исполнению требований законодательства, направленного на обеспечение пожарной безопасности на территории МО СП «<адрес>», установлено отсутствие достаточного количества источников наружного противопожарного водоснабжения в указанных выше населенных пунктах, что противоречит ст. 19 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», ст. 68 Федеральному закону от <дата> № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности». Данные нарушения ставят под угрозу жизнь, здоровье, имущество жителей населенных пунктов.
В судебном заседании прокурор Кокарева О.Е. требования поддержала полном объеме.
Представитель АСП «<адрес>» Голубенко А.Н. с требованиями прокурора согласилась, пояснив, что администрацией сельского поселения проводится работа по установлению пожарных водоемов, однако денежных средств недостаточно на их строительство. В д. <адрес> проживает всего 65 человек и на случай возникновения пожара будет достаточным 3 пожарных водоемов, при этом, ОНД <адрес> считает необходимым построить 6 пожарных водоемов, исходя из расчета.
Третье лицо ОНД Корткеросского района ГУ МЧС России по РК надлежащим образом извещено о времени и месте рассмотрения дела, в суд своего представителя не направило. Суд, с учетом положений ст. 167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя третьего лица.
Заслушав прокурора, представителя ответчика, изучив материалы дела, суд находит заявление прокурора подлежащим удовлетворению.
Из информации ОНД Корткеросского района УНД ГУ МЧС России по РК от <дата> ХХХ следует, что территория СП «<адрес>» не обеспечено достаточным количеством источников наружного противопожарного водоснабжения.
В соответствии с п.9 ч.1 ст. 14 ФЗ № 131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», пп. 9 п. 1 ст. 8 Устава муниципального образования сельского поселения «<адрес>» к вопросам местного значения сельского поселения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 21.12.1994г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее Закон о пожарной безопасности) система обеспечения пожарной безопасности - совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на борьбу с пожарами. Основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации, граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 19, 34 Закона о пожарной безопасности к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся: создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях; принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы и др. Граждане имеют право, в т.ч. на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара.
Из смысла ст. 20 Закона о пожарной безопасности следует, что техническое регулирование в области пожарной безопасности осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании в области пожарной безопасности.
Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 N 390 (ред. 17.02.2014) утверждены Правила противопожарного режима (далее - ППР), согласно пункту 16 которых, вступившему в силу с 01 сентября 2012 года, на территории поселений обеспечивается наличие запасов воды для целей пожаротушения в соответствии со статьями 6, 63 и 68 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ (ред. от 23.06.2014) "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".
В соответствии с п. 80 ППР Органами местного самоуправления поселений и городских округов для целей пожаротушения создаются условия для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях в соответствии со статьей 19 Федерального закона "О пожарной безопасности".
В силу Приказа МЧС РФ от 25.03.2009 N 178 утвержден "Свод правил. Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности (СП 8.13130.2009)" (далее - Свод правил), в соответствии с примечанием 1 к пункту 4.1 которого предусмотрено, что наружное противопожарное водоснабжение должно предусматриваться на территории поселений и организаций. Наружный противопожарный водопровод, как правило, объединяется с хозяйственно-питьевым или производственным водопроводом.
Допускается применять наружное противопожарное водоснабжение из искусственных и естественных водоисточников (резервуары, водоемы): населенных пунктов с числом жителей до 5000 человек; отдельно стоящих зданий любого назначения, расположенных вне населенных пунктов, при отсутствии хозяйственно-питьевого или производственного водопровода, обеспечивающего требуемый нормами расход воды на наружное противопожарное водоснабжение; зданий различного назначения при требуемом расходе воды на наружное противопожарное водоснабжение не более 10 л/с; 1- и 2-этажных зданий любого назначения при площади застройки не более площади пожарного отсека, допускаемой нормами для таких зданий. Допускается не предусматривать наружное противопожарное водоснабжение, в том числе в населенных пунктов с числом жителей до 50 человек при застройке зданиями высотой до 2 этажей
Согласно п.9.10, 9.11 "СП 8.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности" (утв. Приказом МЧС РФ от 25.03.2009 N 178) определены требования к резервуарам и водоемам с запасами воды на цели наружного пожаротушения, а именно: количество пожарных резервуаров или искусственных водоемов должно быть не менее двух, при этом в каждом из них должно храниться 50% объема воды на пожаротушение. Пожарные резервуары или искусственные водоемы надлежит размещать из условия обслуживания ими зданий, находящихся в радиусе: при наличии автонасосов - 200 м; при наличии мотопомп - 100 - 150 м в зависимости от технических возможностей мотопомп, при этом, подача воды на тушение пожара должна обеспечиваться из двух соседних резервуаров или водоемов. Для увеличения радиуса обслуживания допускается прокладка от резервуаров или искусственных водоемов тупиковых трубопроводов длиной не более 200 м с учетом требований п. 9.9 настоящего Свода правил. Расстояние от точки забора воды из резервуаров или искусственных водоемов до зданий III, IV и V степеней огнестойкости и до открытых складов горючих материалов должно быть не менее 30 м, до зданий I и II степеней огнестойкости - не менее 10 м.
Кроме того, ст. 38 Закона о пожарной безопасности установлено, что ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, в соответствии с действующим законодательством, несут в том числе руководители органов местного самоуправления. За нарушение требований пожарной безопасности, а также за иные правонарушения в области пожарной безопасности руководители органов местного самоуправления могут быть привлечены к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством.
Несоблюдение установленных требований пожарной безопасности ставит под угрозу жизнь, здоровье, имущество жителей населенного пункта.
Судом установлено и не оспорено ответчиком, что на территория сельского поселения «<адрес>» имеются нарушения требований пожарной безопасности, а именно на территории <адрес> и д. Якушевск не определено и не установлено достаточное количество источников наружного противопожарного водоснабжения. Несоблюдение установленных требований пожарной безопасности ставит под угрозу жизнь, здоровье, имущество жителей населенных пунктов.
В связи с изложенным, с учетом норм законодательства Российской Федерации (пп.9. п.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации") о возложении обязанности по вопросам местного значения в границах населенных пунктов поселений на администрацию, как на исполнительный орган, суд считает требования прокуратуры подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст. 198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Иск удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального образования сельского поселения «<адрес>» в срок до <дата> устранить выявленные нарушения требований пожарной безопасности, путем установления достаточного количества источников наружного противопожарного водоснабжения:
- в <адрес> – 5 пожарных водоемов,
- в д. <адрес> – 6 пожарных водоемов.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми в течение месяца через Корткеросский районный суд Республики Коми со дня принятия решения.
Судья С.В. Яранова