Решение
Именем Российской Федерации
25 июня 2018 года Замоскворецкий районный суд г. Москвы в составе председательствующего судьи Н.В.Рубцовой
при секретаре В.Л.Евженко
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-479/2018 по иску Казанцева … к УВМ ГУ МВД России по г. Москве о признании бездействия незаконным и устранении допущенного нарушения прав
установил:
Казанцев Е.В. обратился в суд с административным иском к УВМ ГУ МВД России по г. Москве о признании незаконным бездействие, выразившееся в отказе в анкетировании и рассмотрения ходатайства о предоставлении статуса беженца на территории Российской Федерации, устранении допущенного нарушения прав.
В обоснование требований указал, что повторно обратился с заявлением о признании статуса беженца в Российской Федерации. Однако, в нарушение закона анкетирование не проведено.
Административный истец в судебное заседание не явился, о дате и месте рассмотрения дела извещен по месту нахождения в ФКУ СИЗО-4 г. Москвы.
Представитель административного ответчика в судебном заседании заявленные требования не признал.
Исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к следующему.
Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях неоднократно указывал, что из права каждого на судебную защиту его прав и свобод, как оно сформулировано в статье 46 Конституции Российской Федерации, не следует возможность выбора гражданином по своему усмотрению той или иной процедуры судебной защиты, особенности которых применительно к отдельным видам судопроизводства и категориям дел определяются, исходя из Конституции Российской Федерации, федеральным законом (Определения от 24 ноября 2005 года N 508-О, от 19 июня 2007 года N 389-О-О и от 15 апреля 2008 года N 314-О-О).
В соответствии со ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Как установлено в судебном заседании 19.10.2017 г. Казанцев Е.В. обратился в УВМ ГУ МВД России по г. Москве с заявлением о признании беженцем.
С ним было проведено анкетирование, в ходе которого он отказался от проведения процедуры предоставления статуса беженца, написав заявление о предоставлении временного убежища.
Решением от 01.11.2017 г. ему отказано в предоставлении временного убежища.
16 и 23 марта 2018 Казанцев Е.В. повторно обратился с заявлением о предоставлении статуса беженца.
Уведомлением от 06.04.2018 г. УВМ ГУ МВД России по г. Москве сообщило, что сотрудниками УВМ была проведена процедура предоставления временного убежища, от процедуры признания беженцем отказался; при принятии решения от 01.11.2017 г. в полном объеме проведена оценка обстоятельств, по которым гражданин может быть признан беженцем, таких обстоятельств не усмотрено.
Согласно подпункту 1 части 1 статьи 1 Федерального закона от 19 февраля 1993 г. № 4528-1 «О беженцах» (далее - Федеральный закон) беженец - это лицо, которое не является гражданином Российской Федерации и которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие таких опасений; или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений.
При этом лицо, ходатайствующее о признании беженцем на территории Российской Федерации, должно привести убедительные доводы (доказательства), почему оно лично опасается стать жертвой преследования по перечисленным выше признакам.
В соответствии со статьей 12 Федерального закона временное убежище может быть предоставлено иностранному гражданину или лицу без гражданства, если они: 1) имеют основания для признания беженцем, но ограничиваются заявлением в письменной форме с просьбой о предоставлении возможности временно пребывать на территории Российской Федерации; 2) не имеют оснований для признания беженцем по обстоятельствам, предусмотренным Федеральным законом, но из гуманных побуждений не могут быть выдворены (депортированы) за пределы территории Российской Федерации.
Из ст. 12 Федерального закона следует, что временное убежище может быть предоставлено иностранному гражданину или лицу без гражданства, если они не имеют оснований для признания беженцем по обстоятельствам, предусмотренным Федеральным законом, но из гуманных побуждений не могут быть выдворены (депортированы) за пределы территории Российской Федерации.
Административный истец сам отказался от процедуры признания беженцем, написав заявление о предоставлении временного убежища. Все его доводы были рассмотрены, в заявлении от 16 и 21 марта 2018 г. административный истец не указал каких-либо иных доводов, которые не были рассмотрены УВМ ГУ МВД России по г. Москве. По мнению суда, данное заявление имеет цель избежать правосудия в связи с обвинением в совершении преступления в стране гражданской принадлежности, затягивании процесса экстрадиционной проверки.
Таким образом, УВМ ГУ МВД России по г. Москве обоснованно направило административному истцу уведомление с указанием на то, что все полученные при анкетировании сведения были исследованы.
При таких обстоятельствах заявленные требования не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
Отказать Казанцеву … в удовлетворении требований к УВМ ГУ МВД России по г. Москве о признании бездействия незаконным и устранении допущенного нарушения прав.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Московский городской суд через Замоскворецкий районный суд г. Москвы в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья: Н.В.Рубцова