Судья Селюк С.А. дело N 33а-34241/2019
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
20 августа 2019 года г. Краснодар
Судебная коллегия по административным делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Морозовой Н.А.,
судей Сидорова В.В., Бендюка А.К.,
по докладу судьи Морозовой Н.А.,
при секретаре Черникове О.Ю.,
с участием прокурора Руденко М.В.,
слушала в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Фоменко В. А. на решение Староминского районного суда Краснодарского края от 08 августа 2019 года.
Заслушав доклад судьи, судебная коллегия
установила:
Фоменко В. А. обратился в суд с административным исковым заявлением к территориальной избирательной комиссии Староминская о признании незаконным действий.
Решением Староминского районного суда Краснодарского края от 08 августа 2019 года в удовлетворении административного иска Фоменко В.А. к территориальной избирательной комиссии Староминская о признании незаконным действий отказано.
В апелляционной жалобе административный истец выразила несогласие с принятым решением суда и просил его отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований. В обоснование жалобы указано, что выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, судом допущены нарушения норм материального и процессуального права.
В возражениях на апелляционную жалобу председатель территориальной избирательной комиссии Староминская Кузьменко С.А., просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, как принятое в соответствии с нормами действующего законодательства.
В возражениях на апелляционную жалобу помощник прокурора Староминского района Шевелева Е.В. не согласилась с доводами апелляционной жалобы, также просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.
Заслушав председателя Территориальной избирательной комиссии Староминская Кузьменко С.А., возражавшую против удовлетворения апелляционной жалобы, выслушав заключение прокурора Руденко М.В. о законности обжалуемого решения, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда по доводам, изложенным в жалобе.
В силу частей 1 и 2 статьи 75 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, а также решения и действия (бездействие) комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут быть обжалованы в суд. Решения и действия (бездействие) Центральной избирательной комиссии Российской Федерации обжалуются в Верховный Суд Российской Федерации, решения и действия (бездействие) избирательных комиссий субъектов Российской Федерации, окружных избирательных комиссий по выборам в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации обжалуются в верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, решения и действия (бездействие) иных комиссий обжалуются в районные суды.
В соответствии с частью 15 статьи 239 Кодекса административного судопроизводства РФ с административным исковым заявлением об отмене решения избирательной комиссии, комиссии референдума об итогах голосования, о результатах выборов, референдума могут обратиться гражданин, зарегистрированный в установленном порядке и участвовавший в выборах в качестве кандидата, избирательное объединение, участвовавшее в выборах и выдвинувшее кандидата или список кандидатов на выборные должности, инициативная группа по проведению референдума и (или) ее уполномоченные представители, в установленных законом случаях прокурор.
Как следует из материалов дела, гражданин Российской Федерации Фоменко Василий Антонович 17 июля 2019 года уведомил территориальную избирательную комиссию Староминская о своем выдвижении кандидатом в депутаты Совета Староминского сельского поселения Староминского района по Староминскому трёхмандатному избирательному округу N 1 в порядке самовыдвижения.
Согласно «Подтверждению о приеме документов по выдвижению и регистрации кандидата в депутаты в порядке самовыдвижения» от 17 июля 2019 года Фоменко В.А. были представлены: письменное уведомление о выдвижении кандидата в депутаты в порядке самовыдвижения; заявление о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты Совета Староминского сельского поселения Староминского района по Староминскому трёхмандатному избирательному округу N 1; копия паспорта гражданина Российской Федерации; копия свидетельства о постановке на учет физического лица в налоговом органе на территории Российской Федерации (ИНН); справка Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Староминском районе и копия пенсионного удостоверения, подтверждающие сведения о роде занятий кандидата - пенсионер; - сведения о размере и об источниках доходов кандидата, а также об имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности (в том числе совместной собственности) о вкладах в банках, ценных бумагах.
Согласно «Подтверждению о приеме документов по выдвижению и регистрации кандидата в депутаты в порядке самовыдвижения» от 20 июля 2019 года, Фоменко В.А. были представлены: заявление о внесении уточнений и дополнений в ранее представленные документы, а именно в заявление о согласии баллотироваться в части указания названия и номера избирательного округа.
Решением территориальной избирательной комиссии Староминская от 24 июня 2019 года №103/523 «О количестве подписей избирателей, представляемых в территориальную избирательную комиссию для регистрации кандидата в депутаты Совета Староминского сельского поселения Староминского района и о количестве подписей избирателей, подлежащих проверке» установлено, что количество подписей, необходимое для регистрации кандидата в депутаты Совета Староминского сельского поселения Староминского района составляет 10 подписей избирателей в поддержку его выдвижения. Предельное количество представляемых кандидатом в депутаты Совета Староминского сельского поселения Староминского района для регистрации подписей избирателей составляет 14 подписей избирателей. Проверке подлежат все представленные кандидатом в депутаты Совета Староминского сельского поселения Староминского района подписи избирателей, собранные в поддержку выдвижения кандидата и содержащиеся в подписных листах.
В соответствии с нормами Закона N67-ФЗ форма подписного листа для сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидатов в депутаты представительного органа муниципального образования - согласно приложениям 7.1 и 8 к настоящему Федеральному закону. Форма подписного листа с подписями избирателей в поддержку выдвижения членов выборного органа местного самоуправления, порядок его заполнения и заверения, порядок проверки подписей избирателей и Основания признания подписей избирателей недостоверными и (или) недействительными устанавливаются законом субъекта Российской Федерации.
Избиратель, участник референдума ставит в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, а также указывает свои фамилию, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет на день голосования - дополнительно число и месяц рождения), адрес места жительства, серию, номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина. Адрес места жительства может не содержать каких-либо из указанных в подпункте 5 статьи 2 настоящего Федерального закона реквизитов (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры) в случае, если это не препятствует его однозначному восприятию с учетом фактических особенностей места жительства избирателя. Данные об избирателе, участнике референдума, ставящих в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, могут вноситься в подписной лист по просьбе избирателя, участника референдума лицом, осуществляющим сбор подписей в поддержку кандидата, списка кандидатов, инициативы проведения референдума. Указанные данные вносятся только рукописным способом, при этом, использование карандаша не допускается. Подпись и дату ее внесения избиратель, участник связи с этим не имеет возможности самостоятельно поставить в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, он вправе воспользоваться для этого помощью другого избирателя, участника референдума, не являющегося членом комиссии, кандидатом, уполномоченным представителем избирательного объединения, инициативной группы по проведению референдума, уполномоченным представителем по финансовым вопросам, доверенным лицом кандидата, избирательного объединения. При этом фамилия, имя, отчество, серия и номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, лица, оказывающего помощь избирателю, участнику референдума, должны быть указаны в графе, где проставляется подпись. Избиратель вправе ставить подпись в поддержку выдвижения различных кандидатов, списков кандидатов, но только один раз в поддержку одного и того же кандидата, списка кандидатов. Участник референдума вправе ставить подпись в поддержку одной и той же инициативы проведения референдума только один раз.
Каждый подписной лист должен быть заверен подписью лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, участников референдума. При заверении подписного листа лицо, осуществлявшее сбор подписей избирателей, участников референдума, собственноручно указывает свои фамилию, имя и отчество, дату рождения, адрес места жительства, серию, номер и дату выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код выдавшего его органа, а также ставит свою подпись и дату ее внесения. Адрес места жительства может не содержать каких-либо из указанных в подпункте 5 статьи 2 настоящего Федерального закона реквизитов (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номеров дома и квартиры) в случае, если это не препятствует его однозначному восприятию с учетом фактических особенностей места жительства лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, участников референдума.
Каждый подписной лист с подписями избирателей в поддержку выдвижения списка кандидатов должен быть заверен уполномоченным представителем избирательного объединения. Каждый подписной лист с подписями избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидата должен быть заверен кандидатом. Каждый подписной лист с подписями участников референдума в поддержку инициативы проведения референдума должен быть заверен уполномоченным представителем инициативной группы по проведению референдума. При заверении подписного листа уполномоченный представитель избирательного объединения, кандидат, уполномоченный представитель инициативной группы по проведению референдума напротив своих фамилии, имени и отчества собственноручно ставят свою подпись и дату ее внесения.
После окончания сбора подписей кандидат, уполномоченные представители избирательного объединения, уполномоченные представители инициативной группы по проведению референдума подсчитывают общее число собранных подписей избирателей, участников референдума и составляют протокол об итогах сбора подписей по форме, установленной комиссией, организующей выборы, референдум. Протокол подписывается соответственно кандидатом, уполномоченным представителем избирательного объединения, уполномоченным представителем инициативной группы по проведению референдума.
Основаниями отказа в регистрации кандидата являются: недостаточное количество достоверных подписей депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований, представленных для регистрации кандидата на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).
Согласно пунктам 3, 4, 8 и 9 части 11 статьи 22 Закона Краснодарского края от 26 декабря 2005 г. N 996-КЗ «Об муниципальных выборах в Краснодарском крае» (далее Закона КК), недействительными подписями, то есть подписями, собранными с нарушением порядка сбора подписей избирателей и (или) оформления подписного листа, признаются: подписи избирателей, указавших в подписном листе сведения, не соответствующие действительности. В этом случае подпись признается недействительной только при наличии официальной справки органа, осуществляющего регистрацию граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, либо на основании заключения эксперта, привлеченного к проверке в соответствии с частью 2 настоящей статьи; подписи избирателей без указания каких-либо из сведений, требуемых в соответствии с настоящим Законом, и (или) без указания даты собственноручного внесения избирателем своей подписи в подписной лист; все подписи избирателей в подписном листе в случае, если подписной лист не заверен собственноручно подписями лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, и (или) кандидата, уполномоченного представителя избирательного объединения, выдвинувшего муниципальный список кандидатов, либо если хотя бы одна из этих подписей недостоверна, либо если подписной лист заверен лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, не достигшим к моменту сбора подписей возраста 18 лет, и (или) указанное лицо признано судом недееспособным, либо если не указана или не внесена собственноручно хотя бы одна из дат заверения подписного листа, либо если в сведениях о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, и (или) в дате внесения подписи указанным лицом, кандидатом, уполномоченным представителем избирательного объединения, выдвинувшего муниципальный список кандидатов, имеются исправления, специально не оговоренные соответственно лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, кандидатом, уполномоченным представителем избирательного объединения, выдвинувшего муниципальный список кандидатов, либо если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, о кандидате, об уполномоченном представителе избирательного объединения, выдвинувшего муниципальный список кандидатов, указаны в подписном листе не в полном объеме или не соответствуют действительности. либо если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, не внесены им собственноручно либо внесены нерукописным: способом или карандашом; все подписи избирателей в подписном листе, форма которого не соответствует требованиям приложений 6 (на выборах главы муниципального образования), 7.1 (на выборах депутатов представительного органа муниципального образования по пропорциональной избирательной системе при голосовании за муниципальные списки кандидатов) или 8 (на выборах депутата, депутатов представительного органа муниципального образования по мажоритарной избирательной системе) к Федеральному закону «Об Основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», и (или) в который не внесены сведения, предусмотренные пунктом 9 статьи 37 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», частью 3 статьи 72, частью 3 статьи 88.1 настоящего Закона, и (или) который изготовлен с несоблюдением требований, предусмотренных пунктом 5 статьи 37 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», частью 3 статьи 20 настоящего Закона.
Вместе с тем, согласно «Подтверждению о приеме документов по выдвижению и регистрации кандидата в депутаты в порядке самовыдвижения» от 21 июля 2019 года, кандидатом Фоменко В.А. для регистрации были представлены: подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения кандидата Фоменко В. А. в количестве 5 (пяти) листов, содержащих 12 (двенадцать) подписей избирателей; протокол об итогах сбора подписей на бумажном носителе.
Порядок сбора подписей избирателей и оформления подписных листов, а также порядок проверки подписных листов с подписями избирателей, собранных в поддержку кандидата, регламентирован статьями 37, 38 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67 - ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее - Федеральный закон) и статьями 20, 22, 72 Закона Краснодарского края от 26 декабря 2005 г. N 966-КЗ «О муниципальных выборах в Краснодарском крае» (далее - Закон Краснодарского края).
Недействительными подписями признаются в соответствии с частью 11 статьи 22 Закона Краснодарского края подписи, собранные с нарушением порядка сбора подписей избирателей и (или) оформления подписного листа.
В соответствии с постановлением избирательной комиссии Краснодарского края от 26 июля 2012 N 50/513-5 «О Разъяснениях по организации проверки соблюдения порядка сбора подписей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидатов, муниципальных списков кандидатов при про ведении муниципальных выборов в Краснодарском крае» (далее - Разъяснения) для проверки документов, представленных кандидатами при выдвижении и на регистрацию, в том числе для проверки соблюдения порядка сбора подписей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидатов территориальной избирательной комиссией Староминская создана Рабочая группа (решение территориальной избирательной комиссии Староминская от 19 июня 2019 г. N 102/506).
В соответствии с частями 3-5 статьи 72 Закона Краснодарского края подписные листы для сбора подписей избирателей изготавливаются и оформляются по формам согласно следующим приложениям к Федеральному закону «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»: приложению 6 - в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидата на должность главы муниципального образования, приложению 8 - в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидата в депутаты представительного органа муниципального образования.
В каждом подписном листе кандидата указываются субъект непосредственного выдвижения (самовыдвижение или выдвижение от избирательного объединения, с указанием его наименования), его гражданство, фамилия, имя, отчество, дата (число, месяц и год) рождения, основное место работы, занимаемая должность, если кандидат является депутатом и осуществляет свои полномочия на непостоянной основе, - сведения об этом с указанием наименования соответствующего представительного органа, наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, где находится место жительства кандидата, а также в подписных листах для выборов депутатов - наименование или номер избирательного округа, в котором он выдвигается. Если у кандидата, данные которого указываются в подписном листе, имелась или имеется судимость, дополнительно в подписном листе после отчества кандидата указываются сведения о судимости кандидата в объеме, установленном пунктом 58 статьи 2 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
Каждый подписной лист для сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидата должен содержать предусмотренные его установленной формой сведения, а включение в него дополнительных сведений о кандидате не допускается.
Сбор подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидата осуществляется в соответствии с частями 3 - 9 статьи 20 Закона Краснодарского края.
В соответствии с частью 10 статьи 20 Закона Краснодарского края каждый подписной лист удостоверяется лицом, осуществлявшим сбор подписей, которое собственноручно указывает свои фамилию, имя, отчество, дату рождения, адрес места жительства (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номер дома, корпуса и квартиры, для общежития - номер комнаты), серию, номер и дату выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, с указанием наименования или кода выдавшего его органа, ставит свою подпись и дату ее внесения. Удостоверенный лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, подписной лист с подписями избирателей в поддержку соответствующего выдвижения, собственноручно заверяется кандидатом, в порядке, указанном в части 5 статьи 72 Закона Краснодарского края. Внесение данными лицами в указанном порядке сведений о них и их подписей является надлежащим заверением подписного листа, а они признаются заверившими подписной лист лицами.
При обнаружении нарушений порядка оформления подписных листов, ведущих к признанию содержащихся в них подписей избирателей недействительными, признанные по этому основанию недействительными подписи избирателей включаются в итоговый протокол проверки подписных листов.
26 июля 2019 года состоялось заседание рабочей группы территориальной избирательной комиссии Староминская по проверке соблюдения порядка сбора подписей, оформления подписных листов, достоверности подписей избирателей и соответствующих им сведений, содержащихся в подписных листах. О месте и времени проведения проверки кандидат Фоменко В.А. был уведомлен надлежащим образом (подтверждение исх. от 21.07.2019 N407).
При решении вопроса о том, какие подписи считаются недействительными, избирательной комиссии необходимо руководствоваться требованиями пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона, части 11 статьи 22 Закона Краснодарского края (в соответствии с Разъяснениями по организации проверки соблюдения порядка сбора подписей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидатов, муниципальных списков кандидатов при проведении муниципальных выборов в Краснодарском крае, утвержденными постановлением избирательной комиссии Краснодарского края от 26.07.2012 N 50/513-5).
По результатам проверки представленных Фоменко В.А. подписных листов все 12 представленных подписей избирателей (что составляет 100%) признаны недействительными по следующим основаниям:
- пункт 9 части 11 статьи 22 Закона Краснодарского края - все подписи избирателей в подписном листе N1, 2, 3, 4, 5, форма которого не соответствует требованиям приложения 8 к Федеральному закону «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (подпись N 1-12);
- пункт 9 части 11 статьи 22 Закона Краснодарского края - все подписи избирателей в подписном листе N 1, 2, 3, 4, 5, в который не внесены сведения, предусмотренные частью 3 статьи 72 Закона Краснодарского края (подпись N 1-12);
- пункт 8 части 11 статьи 22 Закона Краснодарского края - все подписи избирателей в подписном листе N 1, 2, 3, 4, 5 в случае, если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, указаны в подписном листе не в полном объеме (подпись N 1-12);
- пункт 3 части 11 статьи 22 Закона Краснодарского края - подписи N 1 и N 2 в подписном листе N 1- подписи лиц, не обладающих активным избирательным правом;
- пункт 4 части 11 статьи 22 Закона Краснодарского края - подписи N 1 - 12 в подписных листах N 1, 2, 3 - подписи избирателей без указания каких-либо из сведений, требуемых в соответствии с Законом Краснодарского края (в части указания адреса места жительства избирателя).
Во время проведения проверки подписных листов составляется выбраковочная ведомость (приложение N 2 к Разъяснениям), а по ее окончании - итоговый протокол проверки подписных листов (приложение N 3 к Разъяснениям), которые подписываются руководителем рабочей группы и представляются избирательной комиссии для принятия соответствующего решения. При осуществлении проверки подписей в подписных листах, составлении выбраковочной ведомости и итогового протокола может использоваться таблица кодов нарушений (приложение N 4 к Разъяснениям).
В выбраковочную ведомость и итоговый протокол проверки подписных листов включаются данные о первичной проверке оформления представленных подписных листов. Кроме того, в итоговом протоколе указывается количество заявленных, количество представленных и количество проверенных подписей избирателей (количество отобранных для проверки), а также количество подписей, признанных недостоверными или недействительными, с указанием оснований признания их таковыми.
Копия протокола передается кандидату не позднее чем за двое суток до заседания комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации этого кандидата.
Согласно требованиям части 16 статьи 22 Закона Краснодарского края по окончании проверки подписных листов 26 июля 2019 года, Фоменко В.А. были вручены итоговый протокол проверки подписных листов (исх. N 519 от 26.07.2019г.) и ведомость проверки подписных листов (исх. N 520 от 26.07.2019г.).
В соответствии с пунктом 1.1 статьи 38 Федерального закона и частью 1.1 статьи 23 Закона Краснодарского края кандидат, не позднее, чем за один день до дня заседания территориальной избирательной комиссии Староминская, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, вправе вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем (за исключением подписных листов с подписями избирателей).
Согласно итоговому протоколу проверки подписных листов от 26 июля 2019 года все 12 подписей в подписных листах, представленных кандидатом Фоменко В.А., признаны недействительными.
В соответствии с подпунктом «д» пункта 24 статьи 38 Федерального закона, пунктом 5 части 2 статьи 74 Закона Краснодарского края основанием для отказа в регистрации кандидата является недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата.
В соответствии с частью 1 статьи 23, пунктом 5 части 2 статьи 74 Закона Краснодарского края Закона Краснодарского края «О муниципальных выборах в Краснодарском крае», территориальная избирательная комиссия Староминская приняла решение от 30 июля 2019 г N 117/667 «Об отказе в регистрации кандидатом в депутаты Совета Староминского сельского поселения Староминского района по Староминскому трёхмандатному избирательному округу № 1 Фоменко В. А.».
Таким образом, учитывая установленные по делу обстоятельства, судебная коллегия полагает решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Выводы суда основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана судом по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства РФ, и соответствует нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
Доводы жалобы направлены на иную оценку исследованных судом первой инстанции доказательств и не содержат новых обстоятельств, которые не были предметом обсуждения первой инстанции или опровергали бы выводы судебного решения и потому не могут служить основанием к отмене решения суда.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия
определила:
решение Староминского районного суда Краснодарского края от 08 августа 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Фоменко В. А. – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи