судья: Васильев А.А.
адм. дело №33а-8452
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
30 октября 2018 года г. Москва
Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи Шаповалова Д.В.,
судей Коневой С.И., Гордеевой О.В.,
при секретаре Агаевой Г.Т.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Гордеевой О.В. административное дело по апелляционной жалобе административного ответчика Литвиненко Т.В. на решение Зеленоградского районного суда г. Москвы от 20 августа 2018 года, которым постановлено:
Административный иск ИФНС России № 35 по г. Москве к Литвиненко Т.В. о взыскании недоимки по налогу на доходы физических лиц удовлетворить.
Взыскать с Литвиненко Т.В., уроженки села **, ** года рождения, зарегистрированной по адресу: **, в пользу ИФНС России № 35 по г. Москве недоимку по налогу на доходы физического лица за 2013 год в размере 35 280 (тридцать пять тысяч двести восемьдесят) руб.
Взыскать с Литвиненко Т.в., уроженки **, ** года рождения, зарегистрированной по адресу: **, государственную пошлину в доход бюджета субъекта Российской Федерации – города федерального значения Москва в размере 1 258 (одна тысяча двести пятьдесят восемь) руб. 40 коп.,
УСТАНОВИЛА:
ИФНС России № 35 по г. Москве обратилась в суд с административным исковым заявлением, в котором просила взыскать с Литвиненко Т.В. недоимку по налогу на доходы физических лиц за 2013 год в сумме 35 280 руб., ссылаясь на то, что Инспекцией на основании решения от 18.08.2015 № 12-15/797 проведена выездная налоговая проверка по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания, перечисления) конкретных налогов, сборов: налогов, налогов на доходы физических лиц за период с 01.01.2013 по 31.12.2013 в отношении Литвиненко Т.В. По результатам выездной налоговой проверки установлено занижение налоговой базы за 2013 год, при получении имущественного налогового вычета в связи с приобретением земельного участка с домом, на сумму 271 384 руб. 82 коп. Согласно данным карточки расчетов с бюджетом по НДФЛ Литвиненко Т.В. 22.09.2014 на расчетный счет налогоплательщика по решению № 7211 от 17.09.2014 Инспекции осуществлен возврат налога за 2013 год в сумме 35 280 руб. Определением мирового судьи судебного участка № 6 района Силино г. Москвы от 24.04.2018 судебный приказ по делу 2а-6/2018 от 13.04.2018 года о взыскании с Литвиненко Т.В. обязательных платежей и санкций отменен. Требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа Литвиненко Т.В. в установленные сроки не исполнены.
В судебное заседание суда первой инстанции представитель административного истца не явился, ранее представил ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя Инспекции; административный ответчик Литвиненко Т.В. с требованиями административного искового заявления не согласилась, настаивала на отказе в удовлетворении административных исковых требований.
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит административный ответчик Литвиненко Т.В., полагая, что суд неправильно определил обстоятельства, имеющие значение для административного дела, судом неправильно применены нормы материального и процессуального права.
Относительно доводов апелляционной жалобы представителем административного истца по доверенности Мошко В.С., представлены возражения, приобщенные к материалам дела.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения административного ответчика Литвиненко Т.В., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, представителя административного истца по доверенности Мошко В.С., полагавшей, что решение суда является законным и обоснованным, проверив решение, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, для отмены или изменения обжалуемого судебного акта в апелляционном порядке; решение суда является законным и обоснованным, постановленным в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и при правильном применении норм материального и процессуально права, регулирующих спорные правоотношения, без нарушения норм процессуального права.
В соответствии со ст. 57 Конституции Российской Федерации, пп. 1 п. 1 ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
Согласно статье 13 Налогового кодекса Российской Федерации к федеральным налогам и сборам в том числе относится налог на доходы физических лиц.
В соответствии со ст. 19 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.
Согласно статье 207 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников, в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.
Объектом налогообложения, в силу ст. 209 Налогового кодекса Российской Федерации, признается доход, полученный налогоплательщиками от источников в Российской Федерации и (или) от источников за пределами Российской Федерации - для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики, в том числе, обязаны уплачивать законно установленные налоги, вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах, представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах, представлять в налоговые органы и их должностным лицам в случаях и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.
В силу требований статьи 80 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Пунктом 1 статьи 80 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налоговая декларация представляет собой письменное заявление налогоплательщика о полученных доходах и произведенных расходах, источниках доходов, налоговых льготах и исчисленной сумме налога и (или) другие данные, связанные с исчислением и уплатой налога.
В соответствии с пунктом 6 статьи 80 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая декларация представляется в установленные законодательством о налогах и сборах сроки.
На основании подпункта 4 пункта 1 статьи 228 и пункта 1 статьи 229 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики - физические лица, получившие доход, при получении которого не был удержан налог налоговым агентом, обязаны представить в налоговый орган по месту своего учета налоговую декларацию по налогу на доходы не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Согласно пункту 1 статьи 210 Налогового кодекса Российской Федерации при определении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 Кодекса.
При определении размера налоговой базы по налогу на доходы физических лиц в соответствии с пунктом 3 статьи 210 Кодекса налогоплательщик имеет право на получение имущественного налогового вычета в соответствии со статьей 220 данного Кодекса.
На основании положений пп. 3 п. 1 ст. 220 Налогового кодекса Российской Федерации при определении размера налоговой базы в соответствии с п. 3 ст. 210 данного Кодекса налогоплательщик имеет право на получение имущественных налоговых вычетов в сумме фактически произведенных налогоплательщиком расходов на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации жилого дома, квартиры, комнаты или доли (долей) в них, земельных участков, предоставленных для индивидуального жилищного строительства, и земельных участков, на которых расположены приобретаемые жилые дома, или доли (долей) в них.
Для подтверждения права на имущественный налоговый вычет налогоплательщик представляет сведения о приобретении квартиры, комнаты, доли (долей) в них или прав на квартиру, комнату в строящемся доме - договор о приобретении квартиры, комнаты, доли (долей) в них или прав на квартиру, комнату в строящемся доме, акт о передаче квартиры, комнаты, доли (долей) в них налогоплательщику или документы, подтверждающие право собственности на квартиру, комнату или долю (доли) в них.
Указанный имущественный налоговый вычет предоставляется налогоплательщику на основании письменного заявления налогоплательщика, а также платежных документов, оформленных в установленном порядке и подтверждающих факт уплаты денежных средств налогоплательщиком по произведенным расходам (квитанции к приходным ордерам, банковские выписки о перечислении денежных средств со счета покупателя на счет продавца, товарные и кассовые чеки, акты о закупке материалов у физических лиц с указанием в них адресных и паспортных данных продавца и другие документы).
В силу статей 78, 80, 88 Налогового кодекса Российской Федерации реализация налогоплательщиком права на получение налогового вычета обусловлена проведением налоговым органом оценки представленных им документов в ходе камеральной налоговой проверки, т.е. получение налогоплательщиком выгоды в виде налогового вычета основывается на принятии официального акта, которым и признается субъективное право конкретного лица на возврат из бюджета.
Применительно к названным нормам материального права, а также предписаниям статьи 62, части 1 статьи 218, частям 9 и 11 статьи 226, статье 227 КАС РФ суд правильно распределил бремя доказывания между сторонами и установил следующие обстоятельства, имеющие значение для дела.
Судом установлено, что Литвиненко Т.В. 15.05.2014 предоставила налоговую декларацию по налогу на доходы физических лиц, за 2013 год, для получения имущественного налогового вычета в связи с приобретением в 2012 году, земельного участка для ведения садоводства и жилого строения (садовый дом). В соответствии с данными указанными в налоговой декларации по НДФЛ за 2013 год, Литвиненко Т.В. 04.09.2012 приобрела в собственность недвижимость, находящуюся по адресу: **. К декларации были приложены следующие документы: справка о доходах физического лица за 2013 год № 150 от 11.03.2014 от налогового агента ГБУ ТЦСО «Зеленоградский» ИНН 7735588310 КПП 773501001; свидетельство о государственной регистрации права от 04.09.2012 на земельный участок; свидетельство о государственной регистрации права от 04.09.2012 на жилое строение (садовый дом); договор купли-продажи (купчая) земельного участка с домом от 17.08.2012; передаточный акт от 17.08.2012; расписка от 04.09.2012; график платежей по потребительскому кредиту (приложение № 2 к Кредитному договору от ** № **).
По итогам проведенной камеральной проверки ИФНС России № 35 по г. Москве, общая сумма дохода, подлежащего налогообложению за 2013 год - составила 271 384 руб. 82 коп., Литвиненко Т.В. предоставлен имущественный налоговый вычет за 2013 год в размере 271 385 руб. На основании решения о возврате № 7211 от 17.09.2014, на счет Литвиненко Т.В. осуществлен возврат НДФЛ за 2013 год в размере 35 280 рублей.
18 августа 2015 года ИФНС России № 35 по г. Москве принято решение № 12-15/797 о проведении выездной налоговой проверки, в отношении Литвиненко Т.В., предметом которой являлся уплаченный налог на доходы физических лиц за период с 01.01.2013 по 31.12.2013 (л.д.37). Данное решение получено Литвиненко Т.В. 19 августа 2015 года.
Согласно составленному 24 сентября 2015 года Акту налоговой проверки № 12-15/941 Литвиненко Т.В. были предоставлены документы: копия свидетельства о государственной регистрации права от 04.09.2012 на жилое строение (садовый дом); копия договора купли-продажи (купчая) земельного участка с домом от 17.08.2012. Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 04.09.2012 выданным Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, Литвиненко Т.В. в 2012 году приобрела жилое строение (садовый дом), назначение: нежилое, кадастровый номер 50-50-09/057/2012-010 (л.д.30). Документы, подтверждающие, что дом является пригодным (непригодным) для постоянного проживания Литвиненко Т.В. не представлено.
Исходя из совокупности обстоятельств, установленных налоговой проверкой, Литвиненко Т.В. в 2013 году не имела права на получение налогового вычета на основании пп. 3 п. 1 ст. 220 Налогового кодекса РФ, в связи с приобретением в собственность земельного участка с объектом недвижимости по адресу: **. По результатам выездной налоговой проверки, установлено завышение излишне возмещенного из бюджета налога на доходы физических лиц за 2013 год на сумму 35 280 рублей (л.д.28-34).
По результатам выездной налоговой проверки начальником ИФНС России № 35 по г. Москве 6 ноября 2015 года вынесено решение № 12-15/13 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которым Литвиненко Т.В. предложено уплатить в бюджет недоимку в размере 35 280 рублей и пени в размере 4 647 руб. (пени рассчитаны на дату составления решения) (л.д.24). Данное решение было направлено Литвиненко Т.В. по почте и получено 13 ноября 2015 года (л.д.16-18). Решение от 06.11.2015 № 12-15/13 в досудебном порядке, через вышестоящий налоговый орган, а также в судебном порядке должником не обжаловано и вступило в законную силу.
В связи с неоплатой налога в добровольном порядке, административному ответчику дополнительно заказным письмом направлено требование № 3669 от 25.12.2015 (л.д.8).
Добровольно задолженность уплачена не была после обращения ИФНС России № 35 по г. Москве к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании с Литвиненко Т.В. задолженности по налогу на доходы физических лиц в размере 35 280 рублей, определением мирового судьи судебного участка № 6 района Силино г. Москвы от 24 апреля 2018 года судебный приказ о взыскании задолженности был отменен (л.д.7).
Оценив собранные по делу доказательства в их совокупности по правилам статьи 84 КАС РФ, суд пришел к выводу об удовлетворении административного искового заявления, поскольку требование о взыскании недоимки по налогу на доходы физических лиц основано на законе и подтверждено допустимыми доказательствами, административный ответчик незаконно получила из бюджета денежные средства в виде налогового вычета в сумме 35 280 руб.; перечень объектов, в отношении которых предусмотрен имущественный вычет, приведенный в пп. 3 п. 1 ст. 220 НК РФ, не содержит объекта «жилое строение (садовый дом)», назначение: нежилое.
Судебная коллегия считает, что суд правильно определил характер рассматриваемых правоотношений и, исходя из этого, верно установил юридически значимые обстоятельства, закон, подлежащий применению, с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, доводам сторон и представленным ими доказательствам дал надлежащую правовую оценку, по результатам которой правомерно удовлетворил заявленные административные исковые требования; решение суда является законным и обоснованным; выводы суда мотивированы, подтверждаются имеющимися в материалах дела доказательствами и оснований для признания их незаконными не имеется.
Налоговым кодексом Российской Федерации установлено, что налоговые органы вправе проводить налоговые проверки в порядке, установленном данным Кодексом (статья 31); камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа (пункт 1 статьи 88); должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у контрагента или у иных лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), эти документы (информацию) (абзац первый пункта 1 статьи 93.1).
Выездная и камеральная налоговые проверки представляют собой самостоятельные и независимые формы налогового контроля. Невыполнение налоговым органом в рамках проведения камеральной налоговой проверки неправомерных действий налогоплательщика не исключает возможности установления и доказывания данных фактов в рамках проведения выездной налоговой проверки, являющейся иной формой налогового контроля; при этом выездная проверка в отличие от камеральной проверки, в ходе которой проверяется одна декларация, носит комплексный характер, и позволяет провести системный анализ деятельности налогоплательщика в целом; выездная проверка в отличие от камеральной проверки предусматривает более широкие полномочия налогового органа по контролю, эти полномочия выражены в порядке проведения, условиях, а также объеме подлежащих проверке документов; в Налоговом кодексе Российской Федерации отсутствуют положения, запрещающие проведение выездной проверки в отношении налогов и налоговых периодов, по которым ранее были проведены камеральные проверки.
Судебная коллегия отмечает, что административным ответчиком Литвиненко Т.В. в 2012 году, приобретено недвижимое имущество в виде: строения (садового дома), назначение нежилое, при этом налоговым законодательство не предусмотрено предоставление имущественного налогового вычета по расходам, связанным с приобретением (строительством) таких объектов недвижимости, как жилое строение (садовый дом), назначение – нежилое.
Довод административного ответчика о том, что Инспекция в течение длительного времени проверяла представленный комплект документов для предоставления имущественного налогового вычета и имела возможность в 2013 году отказать по заявленной декларации, признается судебной коллегией несостоятельным, поскольку факт нарушения при получении имущественного налогового вычета по пп. 3 п. 1 ст. 220 Налогового кодекса Российской Федерации, выявлен в период выездной налоговой проверки.
Иные доводы апелляционной жалобы судебная коллегия во внимание не принимает, поскольку они направлены на переоценку собранных по делу доказательств, оснований не согласиться с которой судебная коллегия не имеет, так как она соответствует требованиям статьи 84 КАС РФ.
Судебная коллегия считает, что, разрешая спор, суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую правовую оценку по правилам статьи 84 КАС РФ и постановил законное и обоснованное решение.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было. Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов решения суда и потому не могут служить основанием к отмене этого решения. По делу отсутствуют предусмотренные статьей 310 КАС РФ основания для отмены решения суда в апелляционном порядке.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 177, 309-311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Зеленоградского районного суда г. Москвы от 20 августа 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу административного ответчика Литвиненко Т.В. – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
6