Дело №а-95/2018
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
23 августа 2018 года |
г. Белогорск |
Белогорский гарнизонный военный суд в составе: председательствующего – Гриценко В.А., при секретаре судебного заседания – Гладкой О.М., с участием административного истца Агейчева Е.С., его представителя Крюкова А.Н., представителя федерального государственного казенного учреждения «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации и начальника 2 отдела этого же учреждения Сергачевой А.А., в открытом судебном заседании, в помещении военногосуда, рассмотрев административное дело по административному исковому заявлениювоеннослужащего войсковой части № <иные данные> Агейчева Евгения Сергеевича об оспаривании действий начальника 2 отдела федерального государственного казенного учреждения «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации, связанных с отказом в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма,
УСТАНОВИЛ:
Агейчев обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просит признать незаконными решение начальника 2 отдела федерального государственного казенного учреждения «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации (далее – ФГКУ «Востокрегионжилье») от <дата> № оботказе в принятии его на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, и обязать названное должностное лицо принятьего на указанный учет.
В обоснование заявленных требований Агейчев в административном исковом заявлении указал, что проходит военную службу по контракту в войсковой части № в <адрес>. <дата> в установленном порядке он обратился во 2 отдел ФГКУ «Востокрегионжилье» с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма. В сообщении от <дата> № начальник 2 отдела ФГКУ «Востокрегионжилье» довёл до него отказ в принятии на указанный учёт и приобщил к сообщению решение от <дата> №.
Основанием для отказа послужило то, что ранее предоставленное ему от Министерства обороны РФ жилое помещение по адресу: <адрес>, общей площадью 86,4 кв. метров, оформлено в собственность его бывшей супруги ФИО8 Считает решение об отказе в принятии его на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, незаконным и противоправным.
В судебном заседании административный истец Агейчев Е.С. и его представитель Крюков А.Н. настаивали на удовлетворении заявленных требований.
Агейчев, кроме того пояснил, что он дважды в 2009 году и в 2012 году обращался в суд. Сначала, чтобы выселить бывшую жену из предоставленной ему квартирыпо <адрес>, а после того, как в этом было отказано, обратился в суд с исковым заявлением об определении порядка пользования данным жилым помещением и выделении ему комнаты для пользования и последующей сдачи, но суд принял решение об отказе в иске. После этого он добровольно выселился из квартиры и снялся с регистрационного учета, чтобы впоследствии обратиться в жилищные органы для постановки на учет нуждающихся в жилье.
Дополнительно представитель Крюков А.Н. пояснил, что Агейчев Е.С. в 2012 году, то есть более 5 лет назад, намеренно допустил ухудшение своих жилищных условий, добровольно отказавшись от права пользования жилым помещением по договору социального найма, и в одностороннем порядке расторг договор найма жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> <адрес>. Также Крюков указал, что жилых помещений для проживания, занимаемых по договорам социального найма либо в собственности на территории Российской Федерации административный истец не имеет, и не использовал свое право на обеспечение жилым помещением или на получение жилищной субсидии.
Из письменных возражений на административное исковое заявление Агейчевапредставителяначальника 2 отдела ФГКУ «Востокрегионжилье» Сергачевой А.А. следует, что заявленные административным истцом требования удовлетворению не подлежат, поскольку он был обеспечен от Министерства обороны РФ жилым помещением по установленным нормам. В связи с приватизацией квартиры бывшей супругой и сыном административного истца, у Агейчева отсутствует возможность сдачи жилого помещения, следовательно оснований для принятия его на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, для повторного обеспечения жильем от Министерства обороны РФ, не имеется.
В своих письменных возражениях на административное исковое заявление Агейчева представитель заинтересованного лица – ФКУ «Управление финансового обеспечения по Хабаровскому краю»Гаевой А.А. просит в удовлетворении заявленных административным истцом требований отказать.
В судебном заседании представитель административных ответчиков Сергачева А.А., не признавая требований административного истца, дала объяснения, по своему содержанию соответствующие письменным возражениям, представленным ею в суд, и дополнительно указала, что, по имеющимся во 2 отделе ФГКУ «Востокрегионжилье» сведениям, в период брака административного истца с гр. ФИО7 у них в совместной собственности имелась квартира по <адрес>, <адрес>, на которую они заключили соглашение о том, что квартира остается супруге. То есть, Агейчев намеренно допустил ухудшение своих жилищных условий, так как добровольно отказался от доли в указанном жилом помещении, и, соответственно, пятилетний срок для признания нуждающимся не прошел.
Начальник ФГКУ «Востокрегионжилье», начальник 2 отдела этого же учреждения и руководитель ФКУ «Управление финансового обеспечения по Хабаровскому краю», надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, в суд не явились, поэтому в соответствии с ч. 6 ст. 226 КАС РФ дело рассмотрено в их отсутствие.
Заслушав объяснения административного истца, его представителя, представителя начальника 2 отдела ФГКУ «Востокрегионжилье», изучив материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, военный суд приходит кследующим выводам.
Судом установлено, что административный истец, относящийся к категории военнослужащих, заключивших контракт о прохождении военной службы до <дата>, будучи обеспеченным жильем от Министерства обороны РФ по месту военной службы по установленным нормам, добровольно выехал из предоставленной ему квартиры и снялся с регистрационного учета, впоследствии квартира оформлена в собственность его бывшей супругой и сыном.При обращении Агейчева Е.С. во 2 отдел ФГКУ «Востокрегионжилье» для постановки на учет нуждающихся в жилье по договору социального найма принято обоснованное решение об отказе в принятии административного истца на указанный учет. Не согласившись с данным решением, Агейчев Е.С. считает, что вправе состоять на указанном учете, и фактически претендует на повторное обеспечение жильем от указанного федерального органа исполнительной власти.
Эти обстоятельства подтверждаются следующими доказательствами.
В соответствии с выпиской из послужного списка Агейчева Е.С., его контрактом, справками из войсковой части № от <дата> №, а также объяснениями административного истца, он с августа 1988 года проходит военную службу, первый контракт о прохождении военной службы заключил <дата>, с мая 2009 года проходит службу в войсковой части № в <адрес>, контракт заключён до <дата>, по состоянию на <дата>, согласно послужному списку, членов семьи не имеет.
Согласно списку распределения жилых помещений по войсковой части № от <дата> и на основании договоров найма служебного жилого помещения от <дата> № и социального найма жилого помещения от <дата> Агейчеву с членами семьи: жена - ФИО8, сын - ФИО9, сын - ФИО10, от Министерства обороны РФ в лице начальника Белогорской КЭЧ предоставлена 3-х комнатная квартира по адресу: <адрес>, общей площадью 86,4 кв. метров.
В соответствии со свидетельством о расторжении брака № № брак между Агейчевым Е.С. и ФИО8 прекращён <дата>.
Из решения Белогорского городского суда Амурской области от 28 сентября 2009 года по иску Агейчева Е.С. к ФИО8 следует, что он обратился в суд с иском о признании бывшей супруги утратившей право пользования жилым помещением по адресу: <адрес>. Судом в удовлетворении иска отказано. Указанное решение суда было им обжаловано, и 20 ноября 2011 года вынесено кассационное определение суда об оставлении решения суда первой инстанции без изменения.
Согласно объяснениям административного истца и копии его паспорта он в 2011 году добровольно выехал из предоставленной ему квартиры и 29 марта 2012 года снялся с регистрационного учета по адресу: <адрес>.
В своем отзыве от <дата> на исковое заявление о признании права собственности на жилое помещение по адресу: <адрес>, поданное в суд бывшей супругой административного истца ФИО8, Агейчев указал, что по существу иска возражений не имеет, указанным жилым помещением он не пользуется, поскольку в 2012 году добровольно выселился из него и снялся с регистрационного учета. Участвовать в приватизации квартиры не желает.
В соответствии с решением Белогорского городского суда Амурской области от 12 марта 2015 года, вступившим в законную силу 22 апреля 2015 года, исковое заявление ФИО8 к Муниципальному казенному учреждению «Комитет имущественных отношений Администрации города Белогорск» о признании права собственности на жилое помещение удовлетворен. За бывшей супругой административного истца ФИО8 и его сыном ФИО10 признано право собственности каждого на 1/2 долю квартиры по адресу: <адрес>.
Согласно заявлению Агейчева во 2 отдел ФГКУ «Востокрегионжилье» от <дата> он указанного числа обратился в жилищный орган с просьбой принять его на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
В соответствии с сообщением начальника 2 отдела ФГКУ «Востокрегионжилье» от <дата> № и его решением от <дата> № Агейчеву на основании п. 2 ч. 1 ст. 54 Жилищного кодекса РФ отказано в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма. Причиной для отказа в принятии на указанный учет явилось то, что ранее Министерством обороны РФ Агейчеву было предоставлено жилое помещение по адресу: <адрес>, общей площадью 86,4 кв. метров. На данное жилое помещение его бывшей супругой ФИО8 <дата> оформлено право собственности. Принимая во внимание, что Агейчев реализовал свое право на обеспечение жилым помещением от Министерства обороны РФ, основания для повторного обеспечения его жильём от указанного федерального органа исполнительной власти отсутствуют.
В абзаце 1 пункта 1 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» определено, что государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральным законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с абзацем 3 этого же пункта военнослужащим - гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 г. (за исключением курсантов военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования), и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотренавоенная служба, предоставляются жилищная субсидия либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом по месту военной службы, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более – по избранному месту жительства.
Согласно пункту 14 статьи 15 названного Федерального закона обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти и федеральными государственными органами, вкоторых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз.
Из изложенного следует, что реализация права на обеспечение жильем военнослужащих, заключивших контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года, осуществляется путем предоставления за счёт федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, жилых помещений для постоянного проживания в период военной службы с оставлением им этого жилья при увольнении в запас или с условием его сдачи для последующего обеспечения жильём по избранному месту жительства.
Таким образом, предоставляя военнослужащим определенной в указанных нормах категории гарантии обеспечения жилым помещением для постоянного проживания (в собственность бесплатно или по договору социального найма), Федеральный закон «О статусе военнослужащих» возлагает на федеральный орган власти, в котором предусмотрена военная служба, обязанность по предоставлению им такого жилья только один раз за все время военной службы.
Исключений из данного правила для военнослужащих, обеспеченных жильем для постоянного проживания в период прохождения военной службы, закон не предусматривает. Если военнослужащий распорядился полученным ранее от государства по установленным нормам жилым помещением и не может его сдать в установленном порядке, то он не имеет права требовать повторного предоставления жилья в порядке, определенном ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих». Последующее обеспечение таких военнослужащих жильем возможно на общих основаниях в порядке, предусмотренном главой 7 ЖК РФ.
Согласно пункту 3 Инструкции о предоставлении военнослужащим – гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 года № 1280, признание военнослужащих нуждающимися в жилых помещениях осуществляется уполномоченным органом в соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации и с учетной нормой площади жилого помещения, установленной органом местного самоуправления.
Поскольку Агейчев, будучи обеспеченным в период прохождения военной службы жилым помещением по установленным нормам, превышающим учетную норму, которая в соответствии с постановлением Главы администрации города Белогорск от 30 ноября 2005 года № 1446 составляет 12,5 кв. метров на одного человека, добровольно выехал из предоставленной ему от Министерства обороны РФ квартиры и снялся с регистрационного учета, то есть распорядился предоставленным ему жильем по своему усмотрению, впоследствии жилое помещение приватизировано его бывшей супругой и сыном, что исключает возможность сдачи им жилого помещения, то законных оснований для нахождения Агейчева на жилищном учёте в целях повторного обеспечения жилым помещением от федерального органа исполнительной власти не имеется.
Факт того, что Агейчевым <дата> заключено соглашение с гр. ФИО7 о том, что приобретенная в период брака квартира по <адрес>, <адрес> остается в собственности бывшей супруги, чем административный истец намеренно допустил ухудшение своих жилищных условий, добровольно отказавшись от указанного жилого помещения, и что, несмотря на возражения административного истцаи его представителя, является самостоятельным основанием для отказа Агейчеву в принятии на учет нуждающихся в жилье до истечения пятилетнего срока, предусмотренного ст. 53 Жилищного кодекса РФ, не влияет на принятое судом решение, поскольку данное основание носит временный характер, а исходя из установленных судом фактических обстоятельств дела, административный истец вовсе не имеет права состоять на указанном учете в целях повторного обеспечения жилым помещением от Министерства обороны Российской Федерации.
В связи с изложенным суд приходит к выводу, что решение начальника 2 отдела ФГКУ «Востокрегионжилье» от <дата> № об отказе в принятии Агейчева на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, является законным и обоснованным, а требования административного истца не подлежат удовлетворению.
Доводы административного истца о том, что договор социального найма жилого помещения по адресу: <адрес>, от <дата> он не подписывал, не влияют на выводы суда, поскольку данный договор оценивался как доказательство при рассмотрении исков Агейчева в суде в 2009 и в 2012 годах, решения по которым вступили в законную силу, и, как пояснили Агейчев и его представитель, недействительным не признавался.
Доводы представителя Крюкова А.Н. о том, что Агейчев Е.С. имеет право состоять на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, поскольку он намеренно допустил ухудшение своих жилищных условий более 5 лет назад, жилых помещений для проживания, занимаемых по договорам социального найма либо в собственности на территории Российской Федерации административный истец не имеет, и не использовалсвое право на обеспечение жилым помещением или на получение жилищной субсидии, являются ошибочными, так как военнослужащий, который распорядился полученным ранее от государства, в частности, от Министерства обороны Российской Федерации, жилым помещением и не может его сдать в установленном порядке, не имеет права требовать повторного предоставления жилого помещения по договору социального найма в порядке, определенном статьей 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», даже по истечении срока, предусмотренного статьей 53 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В связи с принятием судом решения об отказе у в удовлетворении заявленных требований, в соответствии с ч. 1 ст. 111 КАС РФ судебные расходы, понесенные административным истцом, возмещению не подлежат.
Руководствуясь ст. 175-180 и 227 КАС РФ,
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявленных Агейчевым Евгением Сергеевичемтребований о признании незаконным решенияначальника 2 отдела федерального государственного казенного учреждения «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации от <дата> № оботказе в принятии его на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, и возложении обязанности на названное должностное лицо по принятиюадминистративного истцана указанный учет – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Дальневосточный окружной военный суд через Белогорский гарнизонный военный суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме 28 августа2018 года.
Председательствующий по делу В.А. Гриценко