Дело № 2-5998/3-2011
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
05 сентября 2011 года г. Петрозаводск
Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе председательствующего судьи Черонко Е.В. при секретаре Макаршиной А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Петрозаводска в интересах к Администрации Петрозаводского городского округа о предоставлении жилого помещения,
установил:
Прокурор г. Петрозаводска обратился в суд с иском в интересах Чаковой Е.Б. по тем основаниям, что она относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Постановлением <данные изъяты> от 12.04.1995 г. № за Чаковой Е.Б. закреплено право на получение жилого помещения в г. Петрозаводске. Согласно информации Администрации Петрозаводского городского округа Чакова Е.Б. состоит на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении с 21.11.1996 г., включена в льготный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за номером <данные изъяты>.
В соответствии со ст. 6 ФЗ № 189-ФЗ от 29.12.2004 г. «О введение в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» граждане, принятые на учет до 01 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Согласно п. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, п. 1 ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Чакова Е.Б. ДД.ММ.ГГГГ года рождения до настоящего времени жильем не обеспечена. На этом основании прокурор г. Петрозаводска просит обязать Администрацию Петрозаводского городского округа предоставить вне очереди Чаковой Е.Б. жилое помещение по договору социального найма не менее нормы предоставления площади жилого помещения на территории Петрозаводского городского округа.
Старший помощник прокурора г. Петрозаводска Краснова А.Ю. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, указанным в иске, указав, что государственные полномочия по предоставлению жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в Республике Карелия переданы органам местного самоуправления, остаток денежных средств, поступивших в Администрацию Петрозаводского городского округа из бюджета Республики Карелия на приобретение жилых помещений для лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, составляет <данные изъяты> руб. Права Чаковой Е.Б. нарушены, поскольку она имеет право на внеочередное получение жилья.
Чакова Е.Б. в судебном заседании поддержала исковые требования прокурора г. Петрозаводска.
Представитель ответчика Анисимова А.В., действующая на основании доверенности, в судебное заседание 05.09.2011 г. не явилась, в предварительном судебном заседании поддержала доводы, изложенные в отзыве на иск, пояснила, что жилое помещение по договору социального найма предоставляется гражданам только в том случае, если они признаны нуждающимися в установленном законом порядке, но не всем, а только тем, кто признается малоимущими. Статьей 52 Жилищного кодекса РФ определен порядок принятия на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. В случаях и порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявление о принятии на учет не по месту своего жительства.
Чакова Е.Б. с 29.11.1996 г. состоит на учете в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма. По состоянию на 18.08.2011 г. учетный номер по льготному списку детей-сирот – <данные изъяты>.
Право Чаковой Е.Б. на получение жилого помещения основано на ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» № 159-ФЗ от 21.12.1996 г. Органы местного самоуправления в соответствии с п. 4 ст. 49 Жилищного кодекса РФ, могут предоставить жилое помещение гражданину, относящемуся в данной категории, из своего муниципального жилищного фонда, но только в случае наделения их государственными полномочиями в установленном законодательстве порядке. Следовательно, по мнению представителя ответчика, предоставление жилых помещений органами местного самоуправления в этих случаях не является безусловной обязанностью органов местного самоуправления на предоставление жилых помещений в случае, если будет соблюден порядок наделения органов местного самоуправления государственными полномочиями и в полной мере будут переданы финансовые средства на реализацию данных полномочий. Согласно п. 5 ст. 19 Закона РФ от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет передаваемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов. При этом орган местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств. Материальных и финансовых средств в виде субвенций или каком-либо ином виде для полной реализации государственных полномочий по предоставлению жилых помещений детям-сиротам Республикой Карелией г. Петрозаводску не передано и ответственность наступить не может. Таким образом, полагает представитель ответчика, что издание субъектом РФ закона о наделении государственными полномочиями муниципальных образований для возложения обязанности на органы местного самоуправления по их реализации не достаточно, поскольку не исполнено в полном объеме второе условие о передаче необходимых для этой реализации финансовых и материальных средств.
Представитель Правительства Республики Карелия, привлеченного к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Егоров С.В., действующий на основании доверенности, в судебном заседании пояснил, что ст. 4 Закона Республики Карелия «О государственном обеспечении и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 28.11.2005 г. № 921-ЗРК государственные полномочия по обеспечению данной категории граждан жилой площадью переданы органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Карелия. Ежегодно законом Республики Карелия о бюджете на соответствующий год местным бюджетам устанавливаются субвенции на обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилой площадью. Бюджету Петрозаводского городского округа Законом Республики Карелия «О бюджете Республики Карелия на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов» предусмотрена субвенция в размере 25242 тыс. руб. В 2011 году указанная субвенция перечислена Петрозаводскому городскому округу в полном объеме. Порядок расходования субвенций местным бюджетом утвержден постановлением Правительства Республики Карелия № 10-П от 21.01.2008 г. Порядок установления и исполнения расходных обязательств муниципальных образований, подлежащих исполнению за счет субвенций из бюджета Республики Карелия, утвержден постановлением Правительства РК № 60-П от 18.03.2008 г. Таким образом, в 2011 году органы местного самоуправления надлежащим образом наделены государственными полномочиями по обеспечению жилой площадью по договором социального найма детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного за ними жилого помещения. В соответствии с определением Конституционного суда РФ № 250-О-П от 05.02.2009 г. возложение в установленном порядке названных полномочий на орган местного самоуправления предопределяет обязанность последнего по их реализации.
Заслушав пояснения присутствующих в судебном заседании лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Согласно п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
На основании ч. 6 ст. 3 Закона Республики Карелия от 28.11.2005 г. № 921-ЗРК «О государственном обеспечении и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного за ними жилого помещения, обеспечиваются жилой площадью по договорам социального найма.
Часть 5 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации предусматривает, что по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.
В силу ч. 2 ст. 50 Жилищного кодекса Российской Федерации норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов. В муниципальном образовании город Петрозаводск норма предоставления жилого помещения установлена решением Петросовета от 27.12.2005 г. № XXV/XXV-256 и составляет 15 кв. м общей площади на одного человека.
В судебном заседании установлено, что Чакова Е.Б. ДД.ММ.ГГГГ года рождения относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. До своего совершеннолетия находилась под опекой, в настоящее время работает. Постановлением <данные изъяты> № от 12.04.1993 г. в связи с тем, что родители несовершеннолетней Чаковой Е. умерли над ней назначена опека, закреплено право на получение жилплощади в г. Петрозаводске в связи с утратой жилой площади по адресу <адрес> результате пожара. С 21.11.1996 г. истица состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в Администрации Петрозаводского городского округа, учетный номер по льготному списку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по состоянию на 18.08.2011 г., – <данные изъяты>. До настоящего времени жилое помещение истице в установленном порядке не предоставлено. Ответчик не оспаривал право истицы на получение вне очереди жилого помещения, как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Таким образом, истица имеет право на предоставление ей по месту жительства (в г. Петрозаводске) вне очереди жилого помещения не ниже установленных социальных норм, исковые требования подлежат удовлетворению, Чаковой Е.Б. должно быть предоставлено изолированное жилое помещение в г. Петрозаводске, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства на семью из одного человека.
Согласно ст. 5 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
Частью 4 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан жилые помещения из муниципального фонда могут предоставляться органами местного самоуправления лишь при условии наделения их в установленном законом порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями.
В силу ч. 1 ст. 4 Закона Республики Карелия от 28.11.2005 г. № 921-ЗРК «О государственном обеспечении и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов наделяются государственными полномочиями Республики Карелия по обеспечению жилой площадью по договорам социального найма детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного за ними жилого помещения. Финансовое обеспечение государственных полномочий осуществляется за счет субвенций, предоставляемых бюджетам муниципальных районов и городских округов из бюджета Республики Карелия. Расчет общего объема субвенций на исполнение расходных обязательств муниципальных образований и нормативов для определения указанного объема субвенций осуществляется в процессе составления проекта бюджета Республики Карелия на очередной финансовый год в установленном данным законом порядке.
В соответствии с ч. 3 ст. 20 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.
На основании изложенного суд приходит к выводу о том, что Администрация Петрозаводского городского округа, как орган местного самоуправления г. Петрозаводска, наделенный государственными полномочиями Республики Карелия по обеспечению жилой площадью по договорам социального найма детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного за ними жилого помещения в г. Петрозаводске, является надлежащим ответчиком по данному делу.
Судом не могут быть приняты во внимание доводы Администрации Петрозаводского городского округа о недостаточном финансировании на цели предоставления жилья указанной категории граждан, поскольку действующее законодательство, устанавливая внеочередной порядок предоставления жилья необеспеченным жильем детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, не предусматривает существование очереди между этими лицами в органах местного самоуправления. Включив в 21.11.1996 г. истицу в такую очередь, ответчик фактически признал ее наступившее право на получение жилья во внеочередном порядке, которое должно быть реализовано.
Кроме того, Администрации Петрозаводского городского округа из бюджета Республики Карелия выделялись субвенции на реализацию указанных полномочий, Доводы Администрации о недостаточности выделенных средств не могут быть приняты судом во внимание, поскольку доказательств того, что выделенные средства субвенций использованы Администрацией Петрозаводского городского округа в полном объеме, в судебном заседании представлено не было. Кроме того, Администрация Петрозаводского городского округа в порядке, предусмотренном бюджетным законодательством, не лишена возможности требовать предоставления ей дополнительных субвенций на исполнение государственных полномочий в случае их недостаточности. Порядок использования субвенций утвержден постановлением Правительства Республики Карелия от 21.01.2008 г. № 10-П «О порядке расходования субвенций местным бюджетам, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита бюджета Республики Карелия». Кроме того, методика распределения субвенций на осуществление государственных полномочий по социальной поддержке детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за исключением детей, находящихся и (или) обучающихся в государственных учреждениях Республики Карелия и федеральных государственных образовательных учреждениях, определена ст. 18.4 Закона Республики Карелия от 01.11.2005 г. № 915-ЗРК "О межбюджетных отношениях в Республике Карелия».
Из письма заместителя председателя комитета жилищно-коммунального хозяйства – начальника управления жилищного хозяйства в адрес и.о. прокурора г. Петрозаводска от 19.08.2011 г. следует, что остаток денежных средств, поступивших в Администрацию Петрозаводского городского округа из бюджета Республики Карелия на приобретение жилых помещений для лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, составляет <данные изъяты> руб.
На основании изложенного суд приходит к выводу о правомерности требований прокурора г. Петрозаводска, выступающего в интересах Чаковой Е.Б., о предоставлении ей жилого помещения вне очереди к Администрации Петрозаводского городского округа.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ суд
решил:
Исковые требования прокурора г. Петрозаводска в интересах к Администрации Петрозаводского городского округа о предоставлении жилого помещения удовлетворить.
Обязать Администрацию Петрозаводского городского округа предоставить ДД.ММ.ГГГГ года рождения вне очереди жилое помещение на семью из одного человека по договору социального найма общей площадью не менее нормы предоставления жилых помещений в г. Петрозаводске.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Карелия через Петрозаводский городской суд Республики Карелия в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме.
Судья Е.В. Черонко