Производство № 2а-4206/2021
УИД 28RS0004-01-2021-004447-88
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
28 июля 2021 года г. Благовещенск
Благовещенский городской суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Коршуновой Т.А.,
рассмотрев в порядке упрощенного судопроизводства административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России № 1 по Амурской области к Дудину А.А. о взыскании налоговой задолженности,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная ИФНС России № 1 по Амурской области обратилась в суд с административным иском к Дудину А.А. о взыскании налоговой задолженности, требования обоснованы тем, что в соответствии с НК РФ Дудин А.А. является налогоплательщиком транспортного и земельного налога. Налоговой инспекцией были начислены указанные налоги, налогоплательщику направлены уведомления, в связи с тем, что в установленный срок налогоплательщик налоги не уплатил, в соответствии со ст. 75 НК РФ налоговым органом начислены по транспортному налогу за 2014 – 2017 годы пени в размере 6423,60 руб., по земельному налогу за 2015-2016 годы пени в размере 601,13 руб. Кроме этого, до 15.06.2015г. Дудин А.А. состоял в налоговом органе на учете в качестве индивидуального предпринимателя, а потому являлся плательщиком страховых взносов. Инспекцией получены сведения от ОПФР по Амурской области о задолженности Дудина А.А. перед бюджетом по пени по страховым взносам на ОМС до 01.01.2017г. в сумме 82,61 рублей. В соответствии с положениями ст. 69, 70 НК РФ налоговой инспекцией направлены требование о добровольной уплате суммы недоимки по налогам, пени, которые налогоплательщик в установленный срок не исполнила. В соответствии с п. 1 ст. 48 НК РФ, инспекция обратилась к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа. 16.03.2020 года мировым судьей Амурской области вынесен судебный приказ о взыскании налоговой задолженности, 15.10.2020 года судебный приказ был отменен. На дату составления заявления задолженность не погашена, в связи с чем, с учетом уточненных требований, просит суд взыскать с ответчика пени по земельному налогу за 2015-2016гг. в сумме 601,13 руб., пени по транспортному налогу за 2014-2017 г.г. в сумме 6423,60 рублей, пени по страховым взносам на ОМС до 01.01.2017г. в сумме 82,61 рублей.
На основании п.3 ч. 1 ст. 291 КАС РФ настоящее административное дело рассмотрено по правилам, установленным главой 33 КАС РФ, в порядке упрощенного (письменного) производства без проведения устного разбирательства в сроки, установленные ст. 292 КАС РФ.
Изучив материалы административного дела, суд приходит к следующим выводам.
Обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы закрепленастатьей 57 Конституции Российской Федерации и п. 1 ст. 3 НК РФ.
Данная обязанность распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства и состоит в обязанности налогоплательщика уплатить определенный налог, вид которого, сумма, порядок исчисления, порядок и сроки уплаты установлены законом.
Пунктом 1 статьи 45 НК РФ установлено, что налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Требование об уплате налога направляется налогоплательщику налоговым органом по месту его учета и подлежит исполнению в течение 8 календарных дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании (ст. 69 НК РФ).
Взыскание налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества налогоплательщика (плательщика сборов) - физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном ст. 48 НК РФ.
Как следует из материалов дела, 16.03.2020г. мировым судьей Амурской области по Благовещенскому городскому судебному участку № 2 был вынесен судебный приказ о взыскании с Дудина А.А. налоговой задолженности. 15.10.2020г. указанный судебный приказ отменен, в связи с чем, истец обратился с настоящим административным исковым заявлением.
Судом установлено и подтверждается представленными материалами, что за Дудиным А.А. в 2014-2017 были зарегистрированы транспортные средства MITSUBISHI DELICA, государственный регистрационный знак ***, BMWX5, государственный регистрационный знак ***, CHRYSLER300C, государственный регистрационный знак *** (2014г.), OPEL CORSA, государственный регистрационный знак *** (2014г.), MITSUBISHI PAJERO, государственный регистрационный знак *** (2014г.).
В силу п. 1 ст. 357 НК РФ налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Объектом налогообложения в силу п. 1 ст. 358 НК РФ признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Сроки и порядок уплаты транспортного налога, налоговые ставки установлены в соответствии с Законом Амурской области от 18 ноября 2002 года № 142-ОЗ «О транспортном налоге на территории Амурской области».
Кроме того, Дудин А.А. является собственником земельного участка, расположенного по адресу: ***
В соответствии с п. 1 ст. 388 НК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено законом.
Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог (п. 1 ст. 389 НК РФ).
Исходя из вышеперечисленного с учетом норм налогового права, Дудин А.А. является плательщиком земельного и транспортного налога.
В силу п. 1 ст. 363, п. 1 ст. 397, п. 1 ст. 409 НК РФ (в редакции действующего на момент возникновения у налогоплательщика обязанности по уплате налога) налоги подлежали уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок, не позднее 01 октября и 1 декабря года, следующего за истекшими налоговыми периодами.
В силу ст. 75 НК РФ исполнение обязанности по уплате налогов и сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки влечет начисление и уплату суммы соответствующих пеней (пункт 1).
Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах (пункт 2).
Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса (пункт 3).
Налоговой инспекцией на основании положений НК РФ Дудину А.А. был начислен: транспортный налог за 2014 год на сумму 19654,00 рублей, направлено налоговое уведомление № 735706 от 02.05.2015г. сроком уплаты до 01.10.2015г.; транспортный и земельный налог за 2015г. в размере 18645,00 рублей и 1501,00, направлено налоговое уведомление № 83527236 от 13.06.2016г. сроком уплаты до 01.12.2016г.; транспортный и земельный налог за 2016г. в размере 18645,00 рублей и 1501,00 рублей, направлено налоговое уведомление № 58517599 от 20.09.2017г. сроком уплаты до 02.12.2017г.; транспортный и земельный налог за 2017г. в размере 18645,00 рублей и 1501,00 рублей, направлено налоговое уведомление № 54239585 от 23.08.2018г. сроком уплаты до 03.12.2018г.
В связи с несвоевременной уплатой налогов Дудиным А.А. в соответствии со ст. 75 НК РФ начислены пени по транспортному налогу за недоимку налога за 2014 год с 01.11.2015г. по 30.11.2015г. в сумме 268,35 рублей, и за недоимку налога за 2015-2017 годы в сумме 3084,61 руб. за 2015 год за период с 13.12.2016г. по 09.07.2019г., 2682,55 руб. за 2016 год за период с 14.12.2017 по 09.07.2019г.,в сумме 388,09 руб. за 2017 год за период с 16.12.2018г. по 09.07.2019г., итого в сумме 6423,6 рублей, а также пени по земельному налогу за 2015-2017 г.г. в сумме 601,13 рублей.
Налоговым органом, в соответствии со ст. 69,70 НК РФ направлено требование об уплате налога от 10.07.2019 г. № 60818, со сроком уплаты 01.11.2019г.
Кроме этого, до 15.06.2015г. Дудин А.А. состоял в налоговом органе на учете в качестве индивидуального предпринимателя, а потому являлся плательщиком страховых взносов. Инспекцией получены сведения от ОПФР по Амурской области о задолженности Дудина А.А. перед бюджетом по пени по страховым взносам на ОМС до 01.01.2017г. в сумме 82,61 рублей.
Согласно расшифровке задолженности налогоплательщика – физического лица, а также пени и штрафов с указанием реквизитов счетов по учету доходов соответствующих бюджетов и кодов бюджетной квалификации, на дату подачи искового заявления в суд, за Дудиным А.А. числится задолженность по пени по земельному налогу за 2015-2016гг. в сумме 601,13 руб., по пени по транспортному налогу за 2014-2017 г.г. в сумме 6425,00 руб., по пени по страховым взносам на ОМС до 01.01.2017г. в сумме 82,61 рублей, которые не погашены.
Доказательств, опровергающих правомерность начисления налога и пени, подтверждающих исполнение обязательств по уплате налога и пени в установленный законом срок, административным ответчиком не представлено. Расчет налога проверен судом и признан судом достоверным.
Между тем, согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», действовавшего на момент возникновения спорных правоотношений и утратившего силу с 01 января 2017 года, контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов вгосударственные внебюджетные фонды осуществляют Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, и Фонд социального страхования Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, уплачиваемых в Фонд социального страхования Российской Федерации (далее - органы контроля за уплатой страховых взносов).
С 01 января 2017 года органом контроля за уплатой страховых взносов является Федеральная налоговая служба Российской Федерации.
Поскольку на момент возникновения спорных правоотношений вопросы, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля заисчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах, регулировались Федеральным законом от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», при рассмотрении настоящего административного дела подлежат применению положения Закона № 212-ФЗ.
В силу статьи 5 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся, в том числе индивидуальные предприниматели.
Согласно пункту 1 статьи 10 Федерального закона № 212-ФЗ расчетным периодом по страховым взносам признается календарный год.
При этом из пункта 2 статьи 16 Федерального закона № 212-ФЗ следует, что страховые взносы за расчетный период уплачиваются плательщиками страховых взносов не позднее 31 декабря текущего календарного года.
Из анализа указанных норм права следует, что действующим законодательством на лиц, имеющих статус индивидуального предпринимателя, возложена обязанность по уплате страховых взносов в Пенсионный фонд, а также в Фонд обязательного медицинского страхования. Данная обязанность возникает в силу факта приобретения ими статуса индивидуального предпринимателя и прекращается с момента его прекращения.
В силу пункта 1 статьи 25 названного Федерального закона в случае уплаты страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными законом сроки, плательщик должен уплатить пени.
Аналогичные положения предусмотрены статьями 57, 69, 70, 75 Налогового кодекса Российской Федерации, положения которого к отношениям по взысканию страховых взносов применяются с 01 января 2017 года.
Частью 1 статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2017 года № 436-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 28 декабря 2017 года № 436-ФЗ) предусмотрено, что признаются безнадежными к взысканию и подлежат списанию недоимка по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, в размере, определяемом в соответствии с частью 11 статьи 14 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», задолженность по соответствующим пеням и штрафам, числящиеся за индивидуальными предпринимателями, адвокатами, нотариусами, занимающимися частной практикой, ииными лицами, занимающимися в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, а также за лицами, которые на дату списания соответствующих сумм утратили статус индивидуального предпринимателя или адвоката либо прекратили заниматься в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой.
Данной статьей предусмотрено признание безнадежной к взысканию и списание недоимки (пени, штрафов) по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации при соблюдении следующих условий: во-первых, задолженность относится к расчетным (отчетным) периодам, истекшим до 01 января 2017 года и, во-вторых, задолженность числится за индивидуальными предпринимателями, адвокатами, нотариусами, занимающимися частной практикой, и иными лицами, занимающимися в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, а также за лицами, которые на дату списания соответствующих сумм утратили статус индивидуального предпринимателя или адвоката либо прекратили заниматься в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой.
Данная норма не содержит ограничений по сфере ее применения в зависимости от того, по какому из предусмотренных законодательством оснований и в каком конкретном размере исчислены страховые взносы. Имеющаяся в части 1 статьи 11 Закона № 436-ФЗ отсылка к положениям части 11 статьи 14 Закона « 212-ФЗ касается лишь максимального размера списываемой недоимки, исчисленной за соответствующий расчетный период, а не оснований образования задолженности, подлежащей списанию.
Следовательно, списанию подлежат все неуплаченные в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования взносы (недоимки) за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, в пределах размера, определенного за соответствующие расчетные периоды согласно части 11 статьи 14 Закона № 212-ФЗ, а также задолженность по пеням и штрафам.
Данные выводы содержатся в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 31 октября 2019 года № 302-ЭС19-10771, кассационном определении Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 2019 года № 43-КА19-29.
Поскольку предъявленная к взысканию сумма пени, начисленная на недоимки по страховым взносам на обязательное медицинское страхование до 01.01.2017г., имела место по состоянию на 1 января 2017 года, то в силу закона она признается безнадежной к взысканию и подлежит списанию налоговым органом; последний с учетом действующего в настоящее время правового регулирования данного вопроса утратил возможность ее взыскания в судебном порядке. При этом доказательств начисления пени по ОМС за более поздний период (с 01.01.2017г.) налоговым органом не представлено.
Таким образом, суд приходит к выводу об обоснованности требований Межрайонной инспекции ФНС России № 1 по Амурской области в части взыскания задолженность по пени по земельному налогу за 2015-2016гг. в сумме 601,13 руб., по пени по транспортному налогу за 2014-2017 г.г. в сумме 6423,60 руб., в остальной части заявленные требования удовлетворению не подлежат.
Доводы ответчика о пропуске налоговым органом срока на подачу искового заявления в суд, отклоняются по следующим основаниям.
Согласно статьи 48 Налогового кодекса РФ (в редакции, действующей на момент составления требования) заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Как следует из материалов дела, налоговым органом в адрес Дудина А.А. было направлено требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) № 60818 об оплате недоимки по пени по состоянию на 10.07.2019г. сроком уплаты до 01.11.2019г.
Судебный приказ о взыскании налоговой задолженности был вынесен 16.03.2020г., то есть не позднее шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов.
Указанный судебный приказ был отменен 15.10.2020г., с настоящим административным исковым заявлением налоговая инспекция обратилась в Благовещенский городской суд 14.04.2021г., то есть не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Согласно ч. 1 ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.
В соответствии со ст. 333.19, ст. 333.20 НК РФ с административного ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в 400 рублей.
Руководствуясь ст. 290, 293 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
административное исковое заявление Межрайонной ИФНС России № 1 по Амурской области удовлетворить в части.
Взыскать с Дудина А. АлексА.а, *** года рождения, адрес: ***, в доход государства недоимку по пени по земельному налогу за 2015-2016гг. в сумме 601,13 руб., по пени по транспортному налогу за 2014-2017 г.г. в сумме 6423,60 руб.
В остальной части в удовлетворении заявленных требований отказать.
Взыскать с Дудина А. АлексА.а, *** года рождения, адрес: ***, в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 400 рублей.
Настоящее решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Благовещенский городской суд в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.
Председательствующий Т.А. Коршунова