Дело № 2-549/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
13 мая 2020 года г.Чебаркуль Челябинской области
Чебаркульский городской суд Челябинской области в составе:
председательствующего судьи Рыжовой Е.В.,
при секретаре Куликовой Е.А.,
с участием прокурора Зыкиной И.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Чебаркульского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Чебаркульского муниципального района, МУ «Администрация Кундравинского сельского поселения» о возложении обязанности организовать ликвидацию несанкционированной свалки,
УСТАНОВИЛ:
Чебаркульский городской прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Администрации Чебаркульского муниципального района, МУ «Администрация Кундравинского сельского поселения», в котором просил возложить на Администрацию Чебаркульского муниципального района обязанность в срок не позднее двух месяцев с даты вступления решения суда в законную силу профинансировать мероприятия по организации сбора, вывоза и утилизации отходов производства и потребления (ликвидации несанкционированной свалки), расположенной по адресу: Челябинская область, Чебаркульский район, Кундравинское сельское поселение, юго-западнее д.Половинка, по дороге к оз.Халезино у леса (КН №), общей площадью <данные изъяты> кв.м; возложить на Администрацию Кундравинского сельского поселения обязанность в срок не позднее одного месяца с момента финансирования организовать сбор, вывоз и утилизацию отходов производства и потребления (ликвидацию несанкционированной свалки) расположенной по адресу: Челябинская область, Чебаркульский район, Кундравинское сельское поселение, юго-западнее д.Половинка, по дороге к оз.Халезино у леса (КН №), общей площадью <данные изъяты> кв.м.
В обоснование требования указал, что Чебаркульской городской прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства об охране окружающей среды, в ходе которой установлено, что на территории Чебаркульского муниципального района Челябинской области расположена несанкционированная свалка твердых бытовых отходов, что оказывает негативное воздействие на окружающую среду. На земельном участке, расположенном по адресу: Челябинская область, Чебаркульский район, Кундравинское сельское поселение, юго-западнее д.Половинка, по дороге к оз.Халезино у леса располагается несанкционированное размещение твердых бытовых отходов площадью <данные изъяты> кв.м. Факт размещения свалки подтверждается актом административного обследования земельного участка, проведенного Управлением Росреестра по Челябинской области, с приложением фототаблицы и обмера земельного участка. Согласно п. 1 ст. 13 ФЗ Федерального закона от 24 июля 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Из анализа действующего законодательства следует, что именно на органы местного самоуправления муниципального района возложена обязанность участвовать в организации деятельности, связанной с ликвидацией коммунальных отходов на территории муниципального района. На основании соглашения, заключенного между Администрацией Чебаркульского муниципального района и администрацией Кундравинского сельского поселения, полномочия по участию в организации деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов переданы администрации сельского поселения. Несмотря на это вопросы финансирования данной деятельности являются обязанностью Чебаркульского муниципального района. В соответствии с п. 18 Постановления Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156 (ред. от 15.12.2018) «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. № 641» (вместе с «Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами») собственник земельного участка обязан самостоятельно обеспечить ликвидацию места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов или заключить договор на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов с региональным оператором. Охрана земель представляет собой деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, направленную на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса. В целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия в том числе по защите земель от загрязнения отходами производства и потребления (ст.13 Земельного кодекса Российской Федерации) (л.д.2-5).
В судебном заседании прокурор Зыкина И.С. требования поддержала по основаниям, указанным в исковом заявлении, не возражала против увеличения срока исполнения решения суда.
Представитель ответчика Администрации Чебаркульского муниципального района в суд не явился, извещен о времени и месте судебного заедания, просил о рассмотрении дела в его отсутствие. В направленном в суд отзыве указал, что не возражает против удовлетворения исковых требований, просит увеличить до 31 декабря 2020 года срок для исполнения решения суда в связи с отсутствием денежных средств на финансирование мероприятий по организации сбора, вывоза и утилизации отходов (л.д.24).
Представитель ответчика МУ «Администрация Кундравинского сельского поселения» в суд не явился, извещен о времени и месте судебного заседания, просил о рассмотрении дела в его отсутствие, против удовлетворения иска не возражал, просил увеличить до двух месяцев срок для исполнения решения суда (л.д.35).
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства по делу, суд пришел к выводу об удовлетворении иска.
В судебном заседании установлено, что на территории Кундравинского сельского поселения юго-западнее д.Половинка, по дороге к оз.Халезино у леса имеется несанкционированная свалка, которая функционирует в нарушение требований санитарных норм и правил.
Указанные обстоятельства подтверждаются составленными Управлением Росреестра по Челябинской области: актом административного обследования объекта земельных отношений № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.7-8), обмером границ земельного участка (л.д.9,10), фототаблицей (л.д.11-12).
ДД.ММ.ГГГГ Чебаркульским городским прокурором в адрес главы Чебаркульского муниципального района было направлено представление о привлечении виновных лиц к дисциплинарной ответственности (л.д.6).
В соответствии с подпунктом 14 пункта 1 статьи 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов.
В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов вправе составлять и рассматривать проект бюджета муниципального района, утверждать и исполнять бюджет муниципального района, осуществлять контроль за его исполнением, составлять и утверждать отчет об исполнении бюджета муниципального района (подпункт 1 пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).
В соответствии со статьями 9, 139, 140 Бюджетного кодекса РФ органы местного самоуправления вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства муниципального образования, осуществлять муниципальные заимствования, инициировать привлечение межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Федеральным законом № 7-ФЗ от 10.01.2002 «Об охране окружающей среды» к вопросам местного значения муниципального района отнесена деятельность по организации мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды (ст. 7).
Статьей 8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с твердыми коммунальными отходами отнесены: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами.
Согласно п. 3 ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с твердыми коммунальными отходами, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории.
В силу п. 1 ст. 13 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
В соответствии с п. 18 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156, собственник земельного участка обязан самостоятельно обеспечить ликвидацию места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов или заключить договор на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов с региональным оператором.
Согласно п.4.13 ГОСТа 30772-2001 «Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения», введенного постановлением Госстандарта России от 28 декабря 2001 года №607-ст, территории, используемые, но не предназначенные для размещения на них отходов, являются несанкционированными свалками отходов.
В соответствии с абз.2 п.1 ст.3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 года №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, в силу предписаний не является препятствием для распоряжения ими.
На основании п.2 ст.3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 года №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района, и земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района, за исключением случаев, предусмотренных данным пунктом.
Земельный участок с кадастровым номером № расположен на территории Кундравинского сельского поселения, расположен на землях сельскохозяйственного назначения, право аренды (собственности) на указанный земельный участок не оформлялось, что подтверждено письмом Администрации Кундравинского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д.37).
Из справки Управления по земельно-имущественным отношениям администрации Чебаркульского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м, с кадастровым номером №, расположенный по адресу: Челябинская область, Чебаркульский район, Кундравинское сельское поселение, юго-западнее д.Половинка, по дороге к оз.Халезино у леса, находится в государственной собственности, относится к землям, государственная собственность на которые не разграничена. Земельный участок кому-либо в аренду не предоставлялся (л.д. 34).
Частью ч.4 ст.15 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что органы местного самоуправления муниципального района вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета муниципального района в бюджеты соответствующих поселений в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.
ДД.ММ.ГГГГ года между администрацией Чебаркульского муниципального района Челябинской области, финансовым управлением администрации Чебаркульского муниципального района Челябинской области и администрацией Кундравинского сельского поселения Чебаркульского муниципального района Челябинской области заключено соглашение № о передаче администрации Кундравинского сельского поселения Чебаркульского муниципального района Челябинской области полномочий по решению вопросов местного значения по участию в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов (л.д.31-33).
Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в статье 42 Конституции Российской Федерации и статье 11 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
Требования прокурора направлены на обеспечение реализации органами местного самоуправления полномочий, возложенных на них федеральным законом, и на защиту прав жителей Чебаркульского муниципального района на благоприятную окружающую среду.
Учитывая, что Администрацией Кундравинского сельского поселения не организован надлежащим образом процесс сбора и вывоза бытовых отходов с территории Кундравинскогосельского поселения, а Администрацией Чебаркульского муниципального района не организована утилизация и переработка бытовых и промышленных отходов, вывозимых с несанкционированной свалки, иск прокурора подлежит удовлетворению.
В соответствии со ст.206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов. В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Суд полагает, что с учетом требований разумности, необходимо установить срок, в течение которого администрация Чебаркульского муниципального района Челябинской области обязана исполнить решения суда
Принимая во внимание особенности бюджетного планирования, финансирования муниципальных образований, характер возложенной обязанности, суд полагает необходимым установить срок исполнения Администрацией Чебаркульского муниципального района решения суда о финансировании мероприятий по ликвидации несанкционированной свалки, - шесть месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, а также для ликвидации Администрацией Кундравинского сельского поселения несанкционированной свалки - два месяца с момента поступления денежных средств на указанные цели.
Руководствуясь ст.ст.12, 56, 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Чебаркульского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Чебаркульского муниципального района, МУ «Администрация Кундравинского сельского поселения» о возложении обязанности организовать ликвидацию несанкционированной свалки удовлетворить.
Обязать Администрацию Чебаркульского муниципального района в срок не позднее шести месяцев с даты вступления решения суда в законную силу осуществить финансирование мероприятий по организации сбора, вывоза и утилизации отходов производства и потребления (ликвидации несанкционированной свалки), расположенной по адресу: Челябинская область, Чебаркульский район, Кундравинское сельское поселение, юго-западнее д.Половинка, по дороге к оз.Халезино у леса (КН №), общей площадью <данные изъяты> кв.м.
Обязать МУ «Администрация Кундравинского сельского поселения» в срок не позднее двух месяцев с момента финансирования организовать сбор, вывоз и утилизацию отходов производства и потребления (ликвидацию несанкционированной свалки) расположенной по адресу: Челябинская область, Чебаркульский район, Кундравинское сельское поселение, юго-западнее д.Половинка, по дороге к оз.Халезино у леса (КН №), общей площадью <данные изъяты> кв.м.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Челябинский областной суд через Чебаркульский городской суд Челябинской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий:
Мотивированное решение суда составлено
Судья: