Дело № 10RS0011-01-2019-011489-58 (2а-1887/2020)
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
17.03.2020 г. Петрозаводск
ПЕТРОЗАВОДСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
в составе судьи |
Е.В. Лазаревой |
при секретаре |
А.А. Куценко |
с участием: представителя административного истца представителей административного ответчика |
адвоката К.Ю. Иванова, действующего на основании удостоверения № 384 и ордера от 03.12.2019 Е.И. Датской и К.К. Иванова, действующих на основании доверенностей от 26.12.2019 и 03.03.2020 (соответственно) |
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Катанэ Александра Ивановича к Карельской таможне о признании незаконным решения о неотнесении товаров к товарам для личного пользования,
У С Т А Н О В И Л:
Катанэ Александр Иванович (далее – заявитель, административный истец) обратился в суд с требованиями к Карельской таможне (далее – таможенный орган, административный ответчик) о признании незаконным решения № 10227140/060919/056 (далее – оспариваемое решение) о неотнесении товаров к товарам для личного пользования, полагая его незаконным, нарушающим его права и законные интересы.
Заявитель, извещенный о месте и времени слушания дела, в судебное заседание не явился.
Представитель заявителя на требованиях настаивал, ссылаясь на допущенные нарушения при принятии оспариваемого решения.
Ранее административный истец, участвуя в судебных заседаниях по настоящему делу, пояснял суду, что проживает совместно с супругой и двумя детьми (<данные изъяты>). Помимо этого, отдельно проживают его родители и брат, в семье которого имеется двое несовершеннолетних дочерей (<данные изъяты>).
Подтвердил факт ведение им предпринимательской деятельности по организации розничной торговли, однако оспаривал факт реализации товаров, происходящих из Финляндской Республики (далее – Финляндия). Указал, что первоначально деятельность осуществлял в двух магазинах под одним названием «Финская лавка»: на пр. Октябрьский, д. 9, и ул. Кирова, д. 19, однако в последнее время деятельность осуществляет лишь в последнем.
Пояснил, что до октября 2019 г им принимался на реализацию от различных граждан товар, в том числе, игровые приставки, товар, бывший в употреблении, без надлежащего оформления, при этом указать сведения о том, у кого именно принимался товар на реализации «не считает нужным» сообщать.
В социальной сети «ВКонтакте» ему принадлежит только страница под его именем, а к странице «Александр Пассажиров» он отношения не имеет.
Не оспаривал факт неоднократного посещения Финляндии для целей, связанных с посещением родственника (сестры, проживающей в г. Савонлинна), магазинов и спортивных сооружений (бассейна) согласно отметкам о пересечении границы, содержащихся в его паспортах (в одном из которых закончилось место для проставления соответствующих отметок). Каждый раз въезжая на территорию Российской Федерации ввозил товар для личного потребления (с учетом заказов ближайших родственников), на сумму, не превышающую 500 ЕВРО и массой не более 25 кг.
Ввозился товар ассортиментный, включая продукты питания, детское питание, бытовую химию, детские подгузники, одежду, обувь и т.д., при этом товар, указанный в оспариваемом решении является характерным. Когда на таможне просили предъявить товар для осмотра показывал его, однако какие отметки осуществлялись сотрудниками таможенной службы в журнале, ему неизвестно.
Относительно въезда 05.09.2019 пояснил, что государственную границу он пересек 05.09.2019, однако в дальнейшем был задержан таможенным органом и в течение около 8 часов происходило изъятие товара, которое началось 05.09.2019, а завершилась уже 06.09.2019, после чего он сразу получил оспариваемое решение. Все вещи, указанные в оспариваемом решении, принадлежат ему.
Представители таможенного органа полагали требования не подлежащими удовлетворению.
Заслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Административный истец с 19.07.2000 зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя и согласно выписке из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей осуществляет, в том числе, деятельность, классифицируемую в соответствие с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности по:
– коду 47.8 – торговля розничная в нестационарных торговых объектах и на рынках (включающую в себя розничную торговлю широким набором новых или бывших в употреблении товаров, обычно осуществляемую вдоль дорог или с размещением в специально отведенных местах (киосках, палатках, автомагазинах, автофургонах, автолавках, автоцистернах и т.п. и на рынках)),
– коду 49.3 – деятельность прочего сухопутного пассажирского транспорта (включающую в себя пассажирские перевозки наземным транспортом, кроме перевозок, осуществляемых железнодорожным транспортом).
Предпринимательская деятельность осуществляется им в магазине, имеющем наименование «Финская лавка», расположенном в ТРЦ «Макси» в доме 19 по ул. Кирова в г. Петрозаводске, в оформлении которого используется флаг Финляндии (синий скандинавский крест на белом фоне), помещенный в круг.
В указанном магазине, помимо прочего, реализуются одежда, обувь, бижутерия, бытовая химия, косметические товары, парфюмерия и т.д.
В г. Петрозаводске на пр. Октябрьский располагается магазин, имеющий аналогичное наименование и оформление, торгующий сходным ассортиментом, появившийся позднее.
Административный истец использует, указывая, в том числе, в настоящем административном иске, а также при оформлении оспариваемого решения, телефон с абонентским номером +<данные изъяты>.
В информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в социальной сети «ВКонтакте» имеется страница под сетевым именем («никнеймом») «Александр Пассажиров», дата рождения которого (05.01.1975), совпадает с датой рождения заявителя.
Кроме того, на главной (стартовой) странице данного аккаунта используется помещенный в круг флаг Финляндии, абонентский номер заявителя, а также указание на номер в сервисе текстовых, аудио и видеосвязи Skype – katane-rus.
В указанном аккаунте, помимо прочего содержится информация, носящая рекламный характер: «финская лавка»; «возим все по минимальным ценам»; «ТЦ «Максим», ул. Кирова, 19», а также сообщения о продаже товаров, в том числе, о новых поступлениях, размещены каталоги товаров, которые подразделяются на одежду, обувь (летние шлепанцы, тапочки, кроссовки), продукты, бытовую химию, крем, экипировку для хоккеистов, игровые приставки.
В частности, в сообщении от 02.09.2019 содержались сведения о новых поступлениях, в числе которых указан: крем Hautbalsam, обогреватель газовый Lamitin, хоккейные шлемы, стиральныe порошки Omo, Ariel, средство для мытья посуды Finish, другая бытовая химия, витамины, в том числе, детские.
Помимо этого, на сервисе бесплатных объявлений Avito (сетевой адрес Avito.ru) размещен аккаунт Aleksandr@K, имеющий контактный телефон с абонентским номером +<данные изъяты>, на котором также размещена информация рекламного характера: «финская лавка», «ТЦ «Максим», ул. Кирова, 19», «продукты – одежда – обувь – бытовая химия – хоккейная форма – и многое другое», «новое поступление!! каждую неделю «финская лавка» товары в наличии и под заказ из Финляндии», «возим все по минимальным ценам», а также размещена информация о реализуемом и заказываемом товаре, в том числе, о реализации парфюмерии.
Заявитель в период с 26.01.2019 по 05.09.2019 согласно отметкам в паспорте 78 раз пересекал таможенную границу Таможенного союза Евразийского экономического союза (далее – Таможенный союз), при этом в указанный период в отношении него 7 раз осуществлялись мероприятия таможенного контроля и согласно записям в журнале проведения таможенных операций, ведущегося на МАПП «Вяртсиля», ввез:
– 25.08.2019, въезжая с супругой и обоими детьми товар общим весом 90,55 кг, при этом им самим было ввезено 24,75 кг товара (продукты животного происхождения, спортивная форма, бывшая в употреблении, обувь, бытовая химия, хоккейная форма), супругой – 24,95 кг (новая спортивная одежда, коньки, витамины, хоккейная форма), сыном – 24,90 кг (продукты животного происхождения, спортивная одежда, бывшая в употреблении, обувь, бытовая химия), дочерью – 15,95 кг (сумка спортивная, коньки новые, «киндер-сюрприз»);
– 25.08.2019 (в этот же день), въезжая с сыном товар общим весом 44,50 кг, при этом им самим было ввезено 23,70 кг товара (бывшая в употреблении одежда, кофе, конфеты, сыр), сыном – 20,75 кг (бывшие в употреблении коньки и хоккейная защита);
– 29.08.2019 – 24,75 кг (чай, конфеты, кофе, творог, сувениры).
Помимо этого, он въезжал на территорию Таможенного союза 27.08.2019 и 22.08.2019, в ходе которых таможенный контроль не осуществлялся, объем и характер ввозимого товара не фиксировался.
При въезде заявителя 05.09.2019 таможенным органом в ходе осуществления мероприятий таможенного контроля было установлено, что им ввозится товар общим весом 23,85 кг, состоящий из: 2 упаковки с шоколадными изделиями «ONLY» (36х21,5 гр); 3 упаковки с шоколадными конфетами «ONLY» (85 гр); 2 упаковки с шоколадными конфетами «Panda juhlapoydan» (300 гр); 4 коробки с шоколадными конфетами «Fazer» (320 гр); 2 упаковки с шоколадными конфетами «Panda lakka» (290 гр); 2 упаковки с мармеладом «Fazer» (500 гр); 2 упаковки с мармеладом «Fazer» (260 гр); 1 упаковка с печеньем «Fazer» (300 гр); 2 упаковки кофе в капсулах (12х9 гр = 108 гр), 4 тюбика зубной пасты: 2 тюбика «Dental Tra-La-LaKlids», 2 тюбика «Dental, Tra-La-La Kids Chocolate», 10 тюбиков зубной пасты с маркировкой «OXYGENOL»; 2 тюбика зубной пасты «putzi»; 2 тюбика зубной пасты «Theramed JUNIORl»; 2 тюбика зубной пасты «Dental, Tra-La-La Kids, Wild strawberry taste»; 2 бутылки шампуня «ХНС»; 1 крем с маркировкой «HAUTBALSAM»; 2 бутылки со средством, для умывания с маркировкой «ТЕЕ TREE»; 2 бутылки шампуня «family fresh»; 1 бутылка крема «family fresh»; 2 тюбика шампуня «ХНС»; 2 тюбика кондиционера «ХНС»; 2 тюбика крема «REVUELE, BODY CREAM»; 1 упаковка (10 пар) носков «10 PARIA 40-42»; 1 упаковка (10 пар) носков «10 РARIA 40-46»; 1 упаковка (7 пар) носков «7 PARIA 40-42»; 1 упаковка (7 пар) носков «7 PARIA 43-46»; 1 упаковка (4 пары) носков «AlezaR, SPORT LINE ACTIVE 39-42»; 1 упаковка (3 пары) носков «AlezaR, SPORT LINE ACTIVE 43-46»; 1 упаковка (5 пар) носков «5 PARIA, AlezaR, 39-41»; 1 упаковка (5 пар) носков «AlezaR, YOUNG COLLECTION, COTTON SOCKS, 37-39»; 2 банки сухих сливок с маркировкой «GINA, Creamer»; 2 банки карамельного масла «woogie Caramel Spread»; 2 банки витамин «VAIIVA»; 2 банки витамин «CALCIA»; 1 банка витамин «CALCIA»; 2 банки витамин «MAGNEX»; 1 банка витамин «VITATABS»; 3 банки витамин «MAGNEX»; 2 банки витамин «LEADER»; 6 пачек чая «HYLEYS» по 25 пакетиков; 4 упаковки с шоколадными изделиями «CHOCOLATE MINTS» (200 гр); 2 банки крема «BEAUTY FORMULAS, ILLUMINATING, MOISTURISI»; набор для ухода за лицом «REVUELE»: набор состоит из 3 тюбиков ёмкостью 50 мл каждый; набор для ухода за лицом «REVUELE»: набор состоит из 3 тюбиков ёмкостью 50 мл каждый; 1 банка витамин «Evonia»; 2 банки витамин «КALSIUM»; 2 бутылки масла для массажа «OSIRIS»; 1 штука крема «Argan Oil».
Полагая, что данный товар, исходя из имеющейся информации о частоте перемещения товаров через таможенную границу с учетом имеющейся в таможенном органе информации о продаже товаров гражданином, было принято оспариваемое решение, составление которого, исходя из количества товара, начато 05.09.2019, а окончено 06.09.2019, в связи с чем в его заголовке дата его составления указана 06.09.2019, а в реквизитах подписи – 05.09.2019.
Копия оспариваемого решения была получена заявителем 06.09.2019.
Заявитель обратился с настоящим административным иском 03.12.2019.
Должностным лицом, принявшим оспариваемое решение, 10.03.2020 в него были внесены изменения в части указания даты его принятия (указано «05.09.2019» вместо «06.09.2019»).
Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела, пояснениями сторон и не оспариваются ими.
В силу п. 2 ч. 2 ст. 1, пп. 1 и 2 ч. 9, ч. 11 ст. 226 КАС РФ по жалобам на действия должностного лица административный истец должен доказать, нарушены ли оспариваемым решением, действием (бездействием) его права, свободы и законные интересы, соблюден ли срок обращения в суд, а административный ответчик обязан доказать, что им при вынесении оспариваемого решения, совершения действия (бездействия) соблюдены требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами, а также соответствие содержания оспариваемого решения, совершенного оспариваемых действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В силу п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ основанием для удовлетворения полностью или частично заявленных требований является признание оспариваемых решения, действия (бездействия) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
Суд, с учетом характера заявленных требований, не усматривает оснований для выхода за пределы предмета административного искового заявления, в связи с чем, разрешая настоящее дело, проверяет только и исключительно законность оспариваемого решения, не будучи связанным указанными административным истцом основаниями и доводами, но не проверяя законность иных действий и решений таможенного органа, в том числе, подлежащих разрешению в порядке, предусмотренном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (ч. 3 ст. 62, чч. 1 и 2 ст. 178, ч. 8 ст. 226 КАС РФ).
При этом суд исходит из недопустимости признания обоснованным данного решения со ссылкой на обстоятельства, не являвшиеся предметом рассмотрения должностного лица, изменяя, таким образом, основания принятого решения (п. 61 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации»).
Поскольку таможенный орган в оспариваемо решении указал лишь на факты пересечения границы 22.08.2019, 25.08.2019 (дважды), 27.08.2019, 29.08.2019 (дважды) и 05.09.2019, суд не принимает во внимание иные факты перемещения, поскольку на таковые в графе «частота перемещения товаров через границу…» не указаны.
При этом из утвержденной приказом Федеральной таможенной службы от 12.03.2019 № 378 (далее – Приказ № 378) формы решения о неотнесении товаров к товарам для личного пользования (далее – Форма № 378) и порядка ее заполнения, внесения изменений в такое решение (далее – Порядок № 378) следует, что пп. 6 п. 2 указанного Порядка (в отличии от пп 7 этого же пункта) не ограничивает указание количества и частоты перемещения товаров.
С учетом даты вынесения оспариваемого решения, суд приходит к выводу о том, что срок, установленный ч. 1 ст. 219 КАС РФ, не пропущен.
Правовое регулирование таможенных отношений в Российской Федерации осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами, входящими в ее правовую систему, и законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании, включая Федеральный закон от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон о таможенном регулировании).
К числу указанных международных договоров, в частности, относятся Договор о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 (далее – Договор) и Таможенный кодекс, а также иные международные договоры, составляющие право Союза.
При этом положения Таможенного кодекса имеют приоритет перед иными регулирующими таможенные отношения международными договорами, входящими в право Евразийского экономического союза (далее – Союз), за исключением Договора (абзац первый пункта 3 статьи 6 Договора и пункт 4 статьи 1 Таможенного кодекса).
Решения постоянно действующего регулирующего органа Союза – Евразийской экономической комиссии (далее – Комиссия), принятые в рамках ее полномочий, признаются актами, регулирующими таможенные правоотношения в Российской Федерации как государстве – участнике Союза, на основании статей 6, 18 и 32 Договора. В случае возникновения противоречий между положениями Договора, Таможенного кодекса и принятыми в области таможенного регулирования решениями Комиссии применению подлежат нормы Договора и Таможенного кодекса (абзац второй пункта 3 статьи 6 Договора).
В п. 38 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.11.2019 № 49 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике в связи с вступлением в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза» (далее – постановление № 49) даны следующие разъяснения.
Согласно статьям 260, 262 Таможенного кодекса товары для личного пользования при перемещении через таможенную границу подлежат таможенному декларированию и выпуску для личного пользования без помещения под таможенные процедуры, если иное не установлено таможенным законодательством (например, в соответствии со статьей 263 Таможенного кодекса перемещаемые через таможенную границу Союза в сопровождаемом багаже товары, указанные в подпунктах 1 - 5 пункта 1 названной статьи, могут помещаться под таможенную процедуру таможенного транзита для перевозки по таможенной территории Союза).
Товарами для личного пользования признаются товары, предназначенные для личных, семейных, домашних и иных, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, нужд физических лиц, перемещаемые через таможенную границу Союза в сопровождаемом или несопровождаемом багаже, путем пересылки в международных почтовых отправлениях либо иным способом (подпункт 46 пункта 1 статьи 2 Таможенного кодекса).
Критерии отнесения товаров, перемещаемых через таможенную границу Союза, к товарам для личного пользования установлены пунктом 4 статьи 256 Таможенного кодекса, согласно которому таковыми признаются сведения, указанные в заявлении физического лица о перемещаемых товарах, характер товаров, определяемый их потребительскими свойствами и традиционной практикой применения и использования в быту, количество товаров, которое оценивается с учетом их однородности (например, одного наименования, размера, фасона, цвета) и обычной потребности в соответствующих товарах физического лица и членов его семьи, частота пересечения физическим лицом и (или) перемещения им либо в его адрес товаров через таможенную границу (то есть количества однородных товаров и числа их перемещений за определенный период), за исключением товаров, обозначенных в пункте 6 названной статьи.
При этом необходимо иметь в виду, что количественные характеристики товаров и частота пересечения физическим лицом таможенной границы Союза и (или) перемещения товаров через таможенную границу Союза этим физическим лицом или в его адрес, дополнительные критерии отнесения товаров, перемещаемых через таможенную границу Союза, к товарам для личного пользования определяются Комиссией, к полномочиям которой также отнесено формирование на основании актов, входящих в право Союза, устанавливающих запреты и ограничения, сводного перечня товаров для личного пользования, в отношении которых при перемещении через таможенную границу Союза подлежат соблюдению запреты и ограничения, размещаемого на официальном сайте Союза в сети Интернет (пункты 5 и 9 статьи 256 Таможенного кодекса).
Установление факта последующей продажи товаров лицом, переместившим его через таможенную границу, само по себе не свидетельствует об использовании такого товара не в личных целях. Вместе с тем систематическая (более двух раз) продажа лицом товара, ввезенного для личного пользования, может являться основанием для отказа в освобождении от уплаты таможенных пошлин, налогов либо для отказа в применении порядка уплаты таможенных пошлин, налогов по правилам, установленным в отношении товаров для личного пользования.
С учетом данных разъяснений самостоятельным основанием для неотнесения ввозимых гражданином товаров к товарам для личного пользования является систематическая (более двух раз) его продажа.
Основанием для принятия оспариваемого решения явилась, в том числе, имеющаяся в таможенном органе информации о продаже заявителем товаров, что было установлено из полученных в открытых источниках информации о реализации товаров посредством аккаунтов «Александр Пассажиров» и «Aleksandr@K» в, соответственно, социальной сети «ВКонтакте» и сайте бесплатных объявлений Avito.ru.
Соглашаясь с выводом таможенного органа о принадлежности указанных аккаунтов заявителю, суд учитывает, что на них в качестве контактного номера (в том числе, посредством которого осуществляется идентификация и верификация пользователей согласно пользовательским соглашениям соответствующих информационных ресурсов) указан используемый заявителем абонентский номер, указываемый, в том числе, в административном иске по настоящему делу.
Помимо этого, иные персональные данные аккаунта «Александр Пассажиров» в социальной сети «ВКонтакте» (имя, дата рождения, используемый в качестве контакта в сервисе текстовых, аудио и видеосвязи Skype аккаунт – katane-rus), очевидно соотносятся с заявителем.
Кроме того, в указанных аккаунтах рекламируется (в контексте определения, содержащегося в п. 1 ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе») реализация товаров в магазине «Финская лавка» в ТРЦ «Макси», в котором осуществляет свою предпринимательскую деятельность заявитель, в том числе, не оспариваемых им самим товаров (парфюмерная продукция, игровые видеоприставки), обладающих определенной спецификой, которые сопровождаются снимками в интерьере данного магазина.
Совокупность указанных обстоятельств позволяет прийти к выводу о принадлежности именно заявителю данных аккаунтов, в которых, помимо прочего, рекламируются услуги по доставке товаров «под заказ» из Финляндии, для чего представлены каталоги товаров, позволяющих сделать его выбор, а также данный товар представлен для свободной реализации, то есть возмездно отчуждается.
Вопреки утверждению заявителя, фиксация доказательств, полученных посредством просмотра открытых страниц в сети «Интернет» посредством их фотографирования, создания и распечатки скриншотов без нотариального удостоверения применительно к положениям ст.ст. 59, 61, 70 КАС РФ, не исключается. При этом заявлений о фальсификации представленных доказательств и, как следствие, необходимости проведения экспертизы (ч. 4 ст. 2, ч. 2 ст. 77 КАС РФ, ч. 1 ст. 82, ст. 161 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), заявлено не было.
Кроме того, совокупность иных доказательств (включая объяснения самого заявителя, представителей таможенного органа, иные оформленные таможенным органом документы), которые согласуются между собой содержательно и не вызывают сомнений в своей достоверности, вполне достаточно для однозначного и категоричного вывода о том, что на представленных скриншотах содержится именно содержавшаяся в названных аккаунтах информация.
С учетом изложенного, широкого ассортимента предлагавшихся к реализации в указанных аккаунтах товаров (одежда, обувь, продукты, бытовая химия, косметическая продукция, витамины) и значимого числа покупателей (только число подписчиков, которым приходят уведомления об обновлении информации на странице «Александра Пассажирова» по состоянию на сентябрь 2019 г превышало 340), реализованную возможность заказа товаров по каталогам, позволяет диверсифицировать закупаемый в Финляндии товар и ввозить разнообразный по ассортименту товар в целях его реализации под видом товара, предназначенного для личного использования.
Сам по себе широкий ассортимент ввозимого товара, включая ввоз нескольких наименований товара, имеющего одно и тоже или взаимозаменяемое назначение (например, витаминов, зубной пасты, моющих средств, косметической продукции и т.д.), которые с очевидностью не могут быть потреблены всеми заявителем, членами его семьи, родителями, братом и членами его семьи (10 человек) без риска для здоровья (например, витамины), позволяет отнести их к однородным, в том числе, в контексте разъяснений, содержащихся в п. 38 постановления № 49, имея ввиду и то обстоятельство, что приведенные в нем критерии не являются исчерпывающими.
О том, что ввозившийся заявителем и членами его семьи товар с очевидностью отчуждался свидетельствует связь ввоза 25.08.2019 значительного количества хоккейной амуниции (шлемы, коньки, защита) и предложения 02.09.2019 ее к реализации на его аккаунтах.
Предлагавшийся к реализации или для заказа в целях доставки из Финляндии товар на аккаунтах заявителя соотносился с ассортиментом ввозимого 05.09.2019 товара.
Исходя из изложенного, объема ввозимого 05.09.2019 товара (13 упаковок витаминов, более 6,5 кг шоколадных и кондитерских изделий, 9 упаковок косметической продукции, 22 тюбика зубной пасты, 8 упаковок шампуня и т.д.), а также имевшихся в распоряжении таможенного органа данных об объеме и характере ввозившегося 25.08.2019 самим заявителем (дважды в один день пересекавшего границу), других членов его семьи, в совокупности ввезших 135,00 кг товара (24,75 кг + 24,95 кг + 24,90 кг + 15,95 кг + 23,70 кг + 20,75 кг), а 29.08.2019 ввезшего еще 24,75 кг товара, а всего 159,75 кг (135,00 кг + 24,75 кг) товара сходного ассортимента (включавшего продукты питания, бытовую химию, витамины, чай, кофе, кондитерские изделия), предлагавшегося на администрируемых им аккаунтах к реализации аналогичного товара, давало основание для признания ввозимого 05.09.2019 товара общей массой 23,85 кг товаром, не относящегося к товарам для личного пользования.
Таким образом, суд находит, что имелись фактические обстоятельства, для признания ввозившегося 05.09.2019 заявителем товара к товару, не предназначенному для личного использования.
Решая вопрос о наличии компетенции у должностного лица таможенного органа для принятия оспариваемого решения и соблюдения порядка его принятия, суд учитывает следующее.
Согласно частям второй-четвертой статьи 188 Закона о таможенном регулировании в отношении перемещаемых через таможенную границу Союза физическими лицами товаров, не отнесенных к товарам для личного пользования, положения настоящей главы не применяются, о чем по результатам таможенного контроля таможенными органами выносится решение о неотнесении товаров к товарам для личного пользования, по форме и в порядке, устанавливаемым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области таможенного дела.
Во исполнение предписаний части четвертой статьи 188 Закона о таможенном регулировании приказом № 378 утверждены Форма № 378 и Порядок № 378.
Из Формы № 378 (в том числе, указания на его оформление должностным лицом таможенного органа с указанием его фамилии и инициалов, реквизитов его (в единственном числе) подписи и личной номерной печати), пп. 2 п. 2, п. 3, пп. 2 п. 6, п. 7 Порядка № 378 следует, что решение о неотнесении товаров к товарам для личного пользования принимается единолично должностным лицом таможенного органа.
Указание в п. 5 ст. 256 Таможенного кодекса на то, что количественные характеристики характера и количества товаров, перемещаемого через таможенную границу Союза, частоты ее пересечения физическим лицом и (или) дополнительных критериев отнесения товаров, перемещаемых через таможенную границу Союза, к товарам для личного пользования определяются Комиссией, с учетом пп. 3 п. 3 ст. Таможенного кодекса относятся к Евразийской экономической комиссии, которая с учетом своей компетенции решением от 20.12.2017 № 107 установила стоимостные, весовые и (или) количественные нормы, в пределах которых товары для личного пользования ввозятся на таможенную территорию Союза без уплаты таможенных пошлин, налогов.
Подпунктами 26, 29, 51, 52, 58, 75, 84, 105, 114 п. 8.3, пп. 6, 4 п. 12, пп. 4-6 пп. 13 должностного регламента должностного лица, принявшего оспариваемое решение, установлено, что оно, осуществляя контроль соблюдения требований и условий заявленной таможенной процедуру, проверку соблюдения требований и условий предоставления льгот по уплате таможенных пошлин, применяя формы таможенного контроля, вправе (а в ряде случаев, обязано) самостоятельно принимать решения о соблюдении условий и требований помещения товаров под таможенные процедуры, приятию решений о применении форм таможенного контроля и о соблюдении условий и требований помещения товаров под таможенные процедуры, выпуске товаров в соответствие с заявленной процедурой и о применении форм таможенного контроля, в связи с чем оспариваемое решение принято компетентным должностным лицом.
В распоряжении должностного лица таможенного органа, принявшего оспариваемое решение, в том числе, в электронном виде, имелись как сведения о ранее имевших место, в том числе 25.08.2019 и 29.08.2019, а также указание на имеющиеся факты отчуждения ранее ввезенных товаров, сведения о чем имеются непосредственно в оспариваемом решении, составленном с участием заявителя, в связи с чем не вызывают сомнения у суда о наличии данных сведений в момент принятия оспариваемого решения.
Данные о пересечении границы в указанные даты не оспаривается и самим заявителем, а сведения о характере товара, ввозимого в указанные даты, подтверждается журналами, ведшимися как рукописном, так и в автоматизированном виде, притом что невозможность внесения записей в первый вытекает из их хронологической последовательности и индивидуального почерка, а во второй – фиксацией автоматизированной системой времени их создания и лицом, внесшим соответствующие записи.
Данные действия были совершены при проведении таможенного контроля в форме проверки таможенных, иных документов и (или) сведений (ст. 324 Таможенного кодекса) путем анализа документов и сведений, включая сведения, полученных таможенным органом им в соответствии и сопоставления сведений, содержащихся в одном документе, между собой, а также со сведениями, содержащимися в иных документах, в том числе в документах, подтверждающих сведения, заявленные в таможенной декларации, со сведениями, полученными из информационных систем, используемых таможенными органами и из других источников, имеющихся в распоряжении таможенного органа на момент проведения проверки, а также другими способами в соответствии с международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования и (или) законодательством государств-членов.
Каких-либо данных о нарушениях, допущенных при получении сведений, размещенных самим заявителем в режиме открытого доступа с целью рекламы реализуемых им товаров, допущено не было, а сведения о характере ранее перемещавшегося товара получены при применении меры обеспечивающей проведение таможенного контроля посредством осуществления таможенного наблюдения (пп. 12 п. 1 ст. 338, ст. 349 Таможенного кодекса), не требующего применительно к приказу Федеральной таможенной службы от 06.02.2019 № 196 во всех случаях оформления акта таможенного наблюдения.
При этом суд особо отмечает, что Порядок № 378 не обязывает излагать данные о всех фактах перемещения товаров физическим лицом с указанием каждый раз всего перечня товаров, в том числе, исходя из закрепленного в чч. 6 и 7 ст. 214 Закона о таможенном регулировании принципа выборочности объектов таможенного контроля, форм таможенного контроля и (или) мер, обеспечивающих проведение таможенного контроля с использованием системы управления рисками, тем более, что иной подход, обеспечивающий доскональную (как это имело место при проведении таможенного контроля 05.09.2019) фиксацию ввозимого товара, является обременительным для самого заявителя (указывавшегося на длительность процедуры).
Само по себе то обстоятельство, что оспариваемое решение имеет расхождения в дате его составления и подписания (05 и 06 сентября 2019 г), с учетом сведений, сообщенных самим заявителем о длительности его составления (около 8 часов), начатого 05 сентября, а законченного 06 сентября 2019 года, а равно неточность в указании реквизитов загранпаспорта, не свидетельствует о его незаконности.
Таким образом, суд приходит к выводу, что оспариваемое решение вынесено компетентным должностным лицом, при наличии к тому фактических и правовых оснований, без существенных нарушений порядка его принятия, в связи с чем совокупность установленных п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ обстоятельств отсутствует, что является основанием для отказа в удовлетворении административного иска в полном объеме.
В силу ч. 1 ст. 111 КАС РФ издержки, понесенные административным истцом, следует отнести на него самого.
Настоящее решение не требует опубликования в официальном печатном издании.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227, 228, 295-298 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного иска отказать.
Решение может быть обжаловано через Петрозаводский городской суд Республики Карелия:
– в апелляционном порядке – в Верховный Суд Республики Карелия в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме;
– в кассационном порядке – в Третий кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу при условии, что ранее решение было предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции.
Судья Е.В. Лазарева
Решение в окончательной форме принято 31.03.2020.
Срок подачи апелляционной жалобы – до 30.04.2020 включительно.