1
УИД77RS0005-02-2021-004933-18
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
11 июля 2022 года адрес
Головинский районный суд адрес
в составе председательствующего судьи Александровой М.В.,
при ведении протокола и протоколирования с использованием средств аудиозаписи (аудиопротоколирования) секретарем фио,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-110/2022 по иску Лебедева Александра Игоревича к Лебедеву Владимиру Григорьевичу о признании завещания недействительным,
Руководствуясь ст. 199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Лебедева Александра Игоревича к Лебедеву Владимиру Григорьевичу о признании завещания недействительным - отказать.
Решение может быть обжаловано в Московский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Головинский районный суд адрес.
Судья
УИД77RS0005-02-2021-004933-18
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
11 июля 2022 года адрес
Головинский районный суд адрес
в составе председательствующего судьи Александровой М.В.,
при ведении протокола и протоколирования с использованием средств аудиозаписи (аудиопротоколирования) секретарем фио,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-110/2022 по иску Лебедева Александра Игоревича к Лебедеву Владимиру Григорьевичу о признании завещания недействительным,
У С Т А Н О В И Л:
Лебедев А.И. обратился в суд с иском к Лебедеву В.Г. о признании завещания недействительным, и уточнив исковые требования просит признать завещание, совершенное фио (наследственное дел № 126/2020) недействительным, а также право собственности на жилое помещение по адресу: адрес, мотивируя свои требования тем, что 24 октября 2020 г. умерла фио, в связи с чем открылось наследство на имущество, принадлежащее ей. 10 марта 2021 г. истец направил заявление нотариусу адрес фио о принятии наследства. Нотариус ознакомил истца с наследственным делом №126/2020, из которого он узнал о наличии завещания, согласно которому наследником имущества становится ответчик. Наследуемое имущество состоит из недвижимого имущества (квартира), находящегося по адресу: адрес. Согласно наследственному делу №126/2020, находящегося в производстве нотариуса фио, Наследодатель завещал все свое имущество Лебедеву В.Г. Истец является наследником первой очереди в связи с тем, что отец истца умер 30.12.1994. Завещание является недействительным исходя из следующего. 26 марта 2003 г. наследодателю была предоставлена квартира, в которой она вместе с истцом была зарегистрирована. Единственным собственником являлась наследодатель, так как к моменту предоставления квартиры ответчик не находился в браке с наследодателем. По информации отца истца отношения в браке между наследодателем и ответчиком сложились крайне нездоровыми (угрозы жизни и здоровью, рукоприкладство по отношению к наследодателю). Поэтому брак между ответчиком и наследодателем был расторгнут. При этом ответчик не являлся ни членом семьи, и не вел с наследодателем совместное хозяйство. Истец в квартире не только проживал, но и был там зарегистрирован. С 1994 года наследодатель начала страдать расстройством памяти и ей пришлось обратиться за помощью к врачам. Родители истца, а впоследствии и сам истец в период совместного проживания с наследодателем стал замечать странности в ее поведении. У нее наступали провалы в памяти, могла неоднократно повторять сказанное, теряла ориентацию во времени и пространстве. Ее отличали неадекватность поведения. До момента смерти она находилась под наблюдением врачей специалистов в области невралгии и лечилась в Государственном бюджетном учреждении здравоохранения адрес «Городская поликлиника № 45 Департамента здравоохранения адрес», Филиал № 2 ГП № 45. фио при составлении завещания не была способна понимать значение своих действий. Тем более идентичность фамилии и схожесть имени и отчества могли ввести в заблуждение наследодателя. Завещание должно быть признано недействительным по основаниям, предусмотренным ст.ст.168, 177 ГК РФ, так как на момент подписания завещания наследодатель находился в таком состоянии, которое не позволяло ей правильно понимать значение своих действий и руководить ими.
В судебном заседании истец Лебедев А.И., его представитель по доверенности фио исковые требования поддержали по доводам искового заявления с учетом уточнений.
Представители ответчика фио по доверенности фио, фио в судебное заседание явились, против удовлетворения иска возражали, ссылаясь на то, что истцом не представлено доказательств о том, что на момент подписания завещания наследодатель находился в таком состоянии, которое не позволяло ей правильно понимать значение своих действий и руководить ими, поскольку психическими заболеваниями фио не страдала, при составлении завещания понимала значение своих действий и руководила ими.
Третье лицо нотариус адрес фио о слушании дела извещен, в судебное заседание не явился.
Суд, выслушав стороны, проверив материалы дела, считает исковые требования подлежащими отклонению по следующим основаниям.
Положениями ст. 1118 ГК РФ предусмотрено, что распорядиться имуществом на случай смерти можно только путем совершения завещания. Завещание может быть совершено гражданином, обладающим в момент его совершения дееспособностью в полном объеме.
Завещание должно быть совершено лично. Совершение завещания через представителя не допускается. В завещании могут содержаться распоряжения только одного гражданина. Совершение завещания двумя или более гражданами не допускается.
Завещание является односторонней сделкой, которая создает права и обязанности после открытия наследства.
В соответствии со ст. 1119 ГК РФ завещатель вправе по своему усмотрению завещать имущество любым лицам, любым образом определить доли наследников в наследстве, лишить наследства одного, нескольких или всех наследников по закону, не указывая причин такого лишения, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, включить в завещание иные распоряжения. Завещатель вправе отменить или изменить совершенное завещание в соответствии с правилами ст. 1130 настоящего Кодекса.
Свобода завещания ограничивается правилами об обязательной доле в наследстве (ст. 1149).
Согласно ч. 1, 2 ст. 1131 ГК РФ при нарушении положений настоящего Кодекса, влекущих за собой недействительность завещания, в зависимости от основания недействительности, завещание является недействительным в силу признания его таковым судом (оспоримое завещание) или независимо от такого признания (ничтожное завещание). Завещание может быть признано судом недействительным по иску лица, права или законные интересы которого нарушены этим завещанием.
Согласно ст. 166 ГК РФ сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка). Требование о признании оспоримой сделки недействительной может быть предъявлено стороной сделки или иным лицом, указанным в законе. Оспоримая сделка может быть признана недействительной, если она нарушает права или охраняемые законом интересы лица, оспаривающего сделку, в том числе повлекла неблагоприятные для него последствия.
В соответствии со ст. 177 ГК РФ сделка, совершенная гражданином, хотя и дееспособным, но находившимся в момент ее совершения в таком состоянии, когда он не был способен понимать значение своих действий или руководить ими, может быть признана судом недействительной по иску этого гражданина либо иных лиц, чьи права или охраняемые законом интересы нарушены в результате ее совершения.
Судом установлено, что 27 сентября 2007 г. фио составлено завещания, удостоверенного фио, временно исполняющей обязанности нотариуса адрес фио за реестровым № 3с-1984, которым все свое имущество, какое ко дню смерти окажется ей принадлежащим, в чем бы оно ни заключалось и где бы оно ни находилось, в том числе квартиру по адресу: адрес, наследодатель завещал своему супругу Лебедеву В.Г. / том 1 л.д. 86/.
24 октября 1932 г. фио умерла /том 1 л.д. 83/.
В установленные законом сроки к нотариусу с заявлениями о принятии наследства после смерти фио обратились ответчик Лебедев В.Г., и истец Лебедев А.И. /том 1 л.д. 84,85/.
Как следует из искового заявления и пояснений стороны истца, завещание должно быть признано недействительным по основаниям, предусмотренным ст.ст.168, 177 ГК РФ, так как на момент подписания завещания наследодатель находился в таком состоянии, которое не позволяло ей правильно понимать значение своих действий и руководить ими.
По ходатайству стороны истца определением суда от 24.03.2022 по делу назначена и проведена судебная посмертная комплексная психолого-психиатрическая экспертиза.
Согласно заключению комиссии экспертов от 11.05.2022 №137-4, в представленных материалах гражданского дела и медицинской документации сведения о наличии у фио в юридически значимый период признаков какого-либо психического расстройства, сопровождавшегося грубыми когнитивными и эмоционально-волевыми расстройствами, признаками нарушенного сознания, психотической симптоматикой (бред, галлюцинации), которое лишало бы ее способности понимать значение своих действий и руководить ими при составлении завещания 27 сентября 2007 г., отсутствуют /том 3 л.д. 141-147/.
Суд считает возможным, наряду с другими доказательствами, положить в основу судебного решения сведения, полученные из письменного доказательства - заключения комиссии экспертов, поскольку данное заключение полно, научно обосновано и удовлетворяет требованиям закона о допустимости и относимости доказательств (ст.ст.59, 60 ГПК РФ), сомнений в правильности и обоснованности заключения у суда не имеется, экспертиза проведена и заключение составлено квалифицированными экспертами, которые предупреждены об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения по ст. 307 УК РФ. При этом суд учитывает, что при проведении экспертизы использовались методы клинико-психопатологического анализа представленной медицинской документации в сопоставлении с материалами гражданского дела.
Таким образом, оценивая собранные по делу доказательства в их совокупности и взаимосвязи, с учетом заключения комиссии экспертов суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований о признании завещания недействительным, поскольку истцом в нарушение положений ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не представлено относимых и достаточных доказательств, свидетельствующих о том, что фио, в момент составления завещания 27 сентября 2007 года, не могла понимать значение своих действий и руководить ими. Совокупность доказательств по делу, опровергает доводы истца о том, что оспариваемая сделка была совершена фио в таком состоянии, когда она не понимала характера и последствий совершаемых действий и не могла руководить ими.
Показания допрошенных в ходе судебного разбирательства свидетелей фио, фио, фио, не опровергают данные выводы.
Суд приходит к выводу, что воля фио была направлена именно на составление завещания, завещание от 27 сентября 2007 года соответствует требованиям ст. ст. 1125, 1130 ГК РФ, каких-либо нарушений при его составлении или удостоверении, влекущих его недействительность, а также отсутствие волеизъявления или порочности воли завещателя, не установлено.
Таким образом, исковые требования как заявленные безосновательно подлежат отклонению в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований Лебедева Александра Игоревича к Лебедеву Владимиру Григорьевичу о признании завещания недействительным - отказать.
Решение может быть обжаловано в Московский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Головинский районный суд адрес.
Судья
Мотивированное решение изготовлено 18 июля 2022 года