Судья апелляционной инстанции Басов И.Е.
ПОСТАНОВЛЕНИЕг. Краснодар 20 февраля 2019 года
Президиум Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Кротова С.Е.,
членов президиума: Свашенко С.Н., Пятигоры А.И., Епифанова В.М., Павлычева М.М., Кудрявцевой Е.Н., Шелудько В.В.,
при секретаре Чумак Е.Ю.,
с участием государственного обвинителя – заместителя прокурора Краснодарского края, старшего советника юстиции, Бачемуковой З.А.,
обвиняемого Чмир В.Н.,
адвоката Ростова Н.С., в интересах обвиняемого Чмир В.Н., предоставившего ордер №602250 и удостоверение №4772,
рассмотрел в открытом судебном заседании кассационное представление и.о. прокурора Краснодарского края Горобцова А.В. в отношении Чмир В.Н. и кассационную жалобу Чмир В.Н. на постановление Приморского районного суда г. Новороссийска Краснодарского края от 22 августа 2018 года и апелляционное постановление судьи Краснодарского краевого суда от 29 октября 2018 года.
Постановлением Приморского районного суда г. Новороссийска Краснодарского края от 22 августа 2018 года частично удовлетворено ходатайство Чмир Вячеслава Николаевича о взыскании с Министерства Финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Краснодарскому краю убытков, причиненных незаконным уголовным преследованием. Постановлено взыскать в пользу Чмир В.Н. стоимость произведенных затрат на оплату юридической помощи защитника в размере 250 000 рублей, утраченный заработок 281 352 рублей, затраты на приобретение лекарственных средств
188 580, 31 рублей и судебные расходы в размере 7 000 рублей, а всего на общую сумму 726 932, 31 рубля.
Апелляционным постановлением судьи Краснодарского краевого суда от
29 октября 2018 года постановление Приморского районного суда
г. Новороссийска Краснодарского края от 22 августа 2018 года оставлено без изменения, апелляционное представление государственного обвинителя - без удовлетворения.
В кассационном представлении ставится вопрос об отмене апелляционного постановления судьи Краснодарского краевого суда от 29 октября 2018 года ввиду его незаконности и необоснованности.
В кассационной жалобе Чмир В.Н. ставится вопрос об изменении постановления Приморского районного суда г. Новороссийска Краснодарского края от 22 августа 2018 года и апелляционного постановления судьи Краснодарского краевого суда от 29 октября 2018 года путем полного удовлетворения ходатайства Чмир В.Н. о взыскании возмещения имущественного ущерба, привлеченного в результате незаконного привлечения к уголовной ответственности сумм понесенных затрат, в размере 23811382 рублей и услуг адвоката в размере 25000 рублей, поскольку судом первой инстанции незаконно занижены расходы Чмир В.Н., которые полностью подтверждены документально, поскольку согласно ст.ст. 133, 135 УПК РФ вред причиненный гражданину в результате уголовного преследования возмещается государством в полном объеме.
Заслушав доклад судьи Краснодарского краевого суда Галкина И.Н., изложившего обстоятельства дела, обсудив доводы кассационного представления и кассационной жалобы, выслушав выступление заместителя прокурора Краснодарского края Бачемуковой З.А., поддержавшей доводы кассационного представления и полагавшей кассационную жалобу оставить без удовлетворения, Чмир В.Н. и его адвоката Ростова Н.С., полагавших кассационное представление оставить без удовлетворения, а кассационную жалобу удовлетворить полностью, президиум
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением Приморского районного суда г. Новороссийска Краснодарского края от 22 августа 2018 года частично удовлетворено ходатайство Чмир Вячеслава Николаевича о взыскании с Министерства Финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Краснодарскому краю убытков, причиненных незаконным уголовным преследованием. Постановлено взыскать в пользу Чмир В.Н. стоимость произведенных затрат на оплату юридической помощи защитника в размере 250 000 рублей, утраченный заработок 281 352 рублей, затраты на приобретение лекарственных средств
188 580, 31 рублей и судебные расходы в размере 7 000 рублей, а всего на общую сумму 726 932, 31 рубля.
Апелляционным постановлением судьи Краснодарского краевого суда от
29 октября 2018 года постановление Приморского районного суда
г. Новороссийска Краснодарского края от 22 августа 2018 года оставлено без изменения, апелляционное представление государственного обвинителя - без удовлетворения.
В обоснование принятого решения суд апелляционной инстанции указал, что в период предварительного следствия и нахождения под стражей у
Чмир В.Н. ухудшилось здоровье и приобретено тяжелое заболевание - сахарный диабет, ухудшилось зрение, установлена 3 группа инвалидности.
Данные обстоятельства подтверждены исследованными судом медицинскими документами. По смыслу закона лицо, за которым признано право на реабилитацию, не обязано доказывать наличие причинной связи между уголовным преследованием и возникновением заболевания, а также необходимостью приобретения лекарственных средств. Отсутствие причинной связи на основании представленных сторонами доказательств не установлено.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационного представления и кассационной жалобы, президиум находит, что апелляционное постановление судьи Краснодарского краевого суда от 29 октября 2018 года подлежит отмене по следующим основаниям.
Согласно ч. 5 ст. 135 УПК РФ требование о возмещении имущественного вреда разрешается судьей в порядке, установленном ст. 399 настоящего Кодекса для разрешения вопросов, связанных с исполнением приговора.
В соответствии с ч. 1 ст. 397 УПК РФ суд рассматривает следующие вопросы, связанные с исполнением приговора: о возмещении вреда реабилитированному, восстановлении его трудовых, пенсионных, жилищных и иных прав в соответствии с ч. 5 ст. 135 и ч. 1 ст. 138 УПК РФ.
Вопреки приведенным требованиям УПК РФ, судом рассмотрены требования о взыскании расходов на лечение в связи с заболеванием, полученным Чмир В.Н. в результате незаконного уголовного преследования. Однако данные требования подлежат рассмотрению и доказыванию в порядке искового производства, поскольку заявитель указывает на то, что именно в результате незаконного уголовного преследования он заболел сахарным диабетом, в связи с чем понес затраты на приобретение медикаментов для лечения данного заболевания.
Во взаимосвязи со ст. 1064 ГК РФ, устанавливающей общие основания ответственности за причинение вреда, и ст. 1069 ГК РФ, в силу которой вред, причиненный незаконными действиями (бездействием) государственных органов либо их должностных лиц, подлежит возмещению за счет соответствующей казны, обязанность по возмещению вреда жизни или здоровью в порядке
гл. 59 ГК РФ за счет соответствующей казны возникает в случае установления вины государственных органов или должностных лиц в причинении такого вреда.
Между тем обстоятельств, свидетельствующих о том, что именно незаконное уголовное преследование явилось непосредственной причиной вреда здоровью в виде заболевания сахарным диабетом, судом не установлено и не может быть установлено при рассмотрении вопросов, связанных с исполнением приговора.
Таким образом, возмещение причиненного вреда здоровью, на основании главы 59 ГК РФ, за счет соответствующей казны исключается, если не представляется возможным установить непосредственного причинителя вреда, а также его вину.
В связи с чем, взыскание расходов понесенных заявителем на приобретение медикаментов является незаконным и необоснованным.
С учетом изложенного, постановление суда апелляционной инстанции подлежит отмене, а материал - направлению на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции, в связи с существенными нарушениями требований уголовно-процессуального закона.
Доводы кассационной жалобы о полном удовлетворения ходатайства
Чмир В.Н. о взыскании возмещения имущественного ущерба, привлеченного в результате незаконного привлечения к уголовной ответственности сумм понесенных затрат, в размере 23811382 рублей и услуг адвоката в размере
25000 рублей, не могут быть приняты во внимание, поскольку согласно ответа Новороссийской таможни произвести возврат Чмиру В.Н. денежных средств не представляется возможным в связи с истечением срока для подачи заявления о возврате (в течении 3 лет со дня последнего распоряжения об использовании авансовых платежей), кроме того, арест на денежные средства ООО «Агропром» наложен в рамках производства предварительного расследования с соблюдением норм уголовно-процессуального законодательства, в установленном законом порядке отменен постановлением от 01 декабря 2016 года в связи с прекращением уголовного дела в отношении Чмира В.Н.. Денежные средства обращены в доход государства Новороссийской таможней в соответствии с таможенным законодательством. Таким образом, данные денежные средства не могут быть расценены как ущерб причиненный Чмиру В.Н. в результате незаконного привлечения к уголовной ответственности, а имеют место быть гражданско-правовые отношения между Чмиром В.Н. и Новороссийской таможней.
При новом рассмотрении дела в отношении Чмир В.Н. в суде апелляционной инстанции подлежат проверке и другие доводы изложенные в кассационной жалобе Чмир В.Н.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст. 401.7 - 401.9,
401.11 УПК РФ,
П О С Т А Н О В И Л :
░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░
░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░
29 ░░░░░░░ 2018 ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░
░░░░░-░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░