Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-499/2014 ~ М-108/2014 от 20.01.2014

Дело № 2-499/14

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

18 февраля 2014 года

Смоленский районный суд Смоленской области

В составе:

председательствующего судьи Петроченко Ю.А.,

при секретаре Кадрове И.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда жалобу Юркиной И.А., Ткаченко О.В., Пономаревой З.М., Лапицкого В.Н. Майоровой Н.А., Жаврова А.И., Коноваленко И.И., Бормакова И.М. на бездействие Прокуратуры Смоленского района Смоленской области,

УСТАНОВИЛ:

Юркина И.А., Ткаченко О.В., Пономарева З.М., Лапицкий В.Н., Майорова Н.А., Жавров А.И., Коноваленко И.И., Бормаков И.М. обратились в суд с жалобой на бездействие Прокуратуры Смоленского района Смоленской области, указав, что 29 ноября 2013 г. заявители обратились в Прокуратуру Смоленского района с жалобой на неправомерное бездействие ликвидационной комиссии ООО «Коммунальные системы МО «Смоленский район», указав на ее отказ от истребования дебиторской задолженности с ряда коммунальных предприятий - должников (ООО «Коммунальные системы «Катынь», ООО «Коммунальные системы «Кощино», ООО «Коммунальные системы «Талашкино», ООО «Коммунальные системы «Козино»). В жалобе заявители указали на нарушения в этой связи их имущественных прав на протяжении длительного времени, попросили принять меры прокурорского реагирования. Ранее заявители обращались в прокуратуру Смоленского района о фактической бесплатной передаче должником в аренду спецтехники предприятиям ЖКХ Смоленского района в ущерб интересам заявителей.

Прокуратурой Смоленского района проведена проверка и дан ответ от __..__..__ Заявители отмечают ненадлежащий и поверхностный характер проверки, не направленный на действительную защиту их законных интересов и прав.

Так, прокуратура, указывая на необоснованность претензий заявителей к ликвидационной комиссии ООО «Коммунальные системы МО «Смоленский район» в части невзыскания дебиторской задолженности ссылается на решения Арбитражного суда Смоленской области по гражданским делам: *** и исполнительные производства, которые возбуждались и оканчивались ещё до процедуры ликвидации должника или при первом составе ликвидационной комиссии.

Исполнительные производства практически по всем делам давно окончены, задолженности не взысканы за период второго состава ликвидационной комиссии. Мер по обеспечению наиболее полного и тщательного ведения исполнительного производства со стороны взыскателя не принято. Не поступали ходатайства о розыске имущества должников, аресте денежных средств на расчетных счетах и кассах. Не обжалованы действия или бездействия Смоленского РОССП. Данные обстоятельства прокуратура Смоленского района не исследовала.

ООО «Коммунальные системы «Талашкино», ООО «Катынские коммунальные системы» прекратили вести хозяйственную деятельность, не оплатив долги, что также не исследовалось прокуратурой Смоленского района как и обстоятельства неплатежей.

В ответе заявителям прокуратура ссылается на принятие ликвидационной комиссией ООО «Коммунальные системы МО «Смоленский район» мер по погашению задолженности перед кредиторами. Подтверждается сдача в аренду 23 единиц спецтехники предприятиям ЖКХ из расчета 1 000 рублей в месяц.

Ранее заявители указывали на притворность данных арендных сделок в ущерб кредиторам. Подтверждением тому служат решения АС Смоленской области по делам Арбитражного суда Смоленской области *** в которых указана задолженность соответственно за период 2011 год в сумме *** рублей за использование 3 единиц спецтехники; за период 2010 г. и 9 месяцев 2011 года в сумме *** рублей за использование 8 единиц спецтехники; за период 2010 года в сумме *** рублей за использование 6 единиц спецтехники. Прокуратура Смоленского района не находит ничего противозаконного в сдаче 23 единиц спецтехники должником за *** рублей в месяц при условии кредиторской задолженности Общества в несколько миллионов перед работниками, государством, банком и юридическими лицами. Прокуратура не запросила договора аренды, не получила объяснения причин занижения стоимости арендной платы при абсолютной очевидности таковой.

Погашение задолженности в части перед работниками вызвано самостоятельным перечислением задолженности по договорам аренды ООО «Коммунальные системы «Жуково» и ООО «Коммунальные системы «Гнездово», а не в последствии принятии мер вторым составом ликвидационной комиссией, что также не нашло отражение в материалах проверки.

Уточнив требования, заявители просили признать проверку Прокуратуры Смоленского района по факту жалобы на бездействие второго состава ликвидационной комиссии ООО «Коммунальные системы МО «Смоленский район» от 29.11.2013 года проведенной ненадлежащим образом и обязать прокуратуру Смоленского района Смоленской области провести проверку по жалобе заявителей в полном объёме.

Заявитель Коноваленко И.И. в судебное заседание не явилась, о месте и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом. Заявлений об отложении дела не поступило.

В соответствии с ч.2 ст. 257 ГПК РФ неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, не является препятствием к рассмотрению заявления.

В судебном заседании заместитель прокурора Смоленского района Ганин А.В. с жалобой не согласился, пояснил, что оснований для принятия мер прокурорского реагирования к ликвидационной комиссии ООО «Коммунальные систем МО «Смоленский район» не имеется, так как со стороны ликвидационной комиссии не было нарушения закона. Ликвидационная комиссия не обязана взыскивать всю имеющуюся дебиторскую задолженность, которая у ООО «Коммунальные систем МО «Смоленский район» больше, чем кредиторская. Таким образом, в случае реализации имущества все долги будут погашены и требования заявителей удовлетворены. Непроведение расчёта с кредиторами в месячный срок с момента утверждения промежуточного ликвидационного баланса не свидетельствует о безусловном бездействии ликвидационной комиссии ООО «Коммунальные системы МО «Смоленский район». Прокуратурой в ходе проведенной проверки установлено, что ликвидационной комиссией принимались меры для удовлетворения требований кредиторов, о чём свидетельствуют решения Арбитражного суда Смоленской области. Действующим законодательством не предусмотрена обязанность ликвидационной комиссии взыскивать всю имеющуюся дебиторскую задолженность при наличии имущества, достаточного для удовлетворения требований всех кредиторов. Имущество ООО «Коммунальные системы МО «Смоленский район» оценено на сумму *** рублей, а кредиторская задолженность составляет *** рублей.

В судебном заседании заявитель Бормаков И.М. с доводами прокурора не согласился, пояснив, что ликвидационная комиссия нарушила закон, так как согласно ст.63 ГК РФ задолженность перед заявителями должна быть погашена по истечению месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса Общества (24.04.2013 г.).

Прокуратура осуществляет надзор за соблюдением законодательства. Ликвидационной комиссией ООО «Коммунальные систем МО «Смоленский район» законодательство нарушается длительное время в связи с невыплатой заявителям задолженности по заработной плате.

Истребование всей дебиторской задолженности позволит ликвидационной комиссии ООО «Коммунальные систем МО «Смоленский район» рассчитаться с заявителями по заработной плате. В настоящее время задолженность по заработной плате погашена заявителям примерно на 25 процентов. Расчёты не закончены, а ликвидационная комиссия не истребует деньги у всех должников, хотя обязана принять все меры по истребованию дебиторской задолженности. Эти полномочия ликвидационной комиссией ООО «Коммунальные систем МО «Смоленский район» не реализуются. Промежуточный ликвидационный баланс существует с 23.04.2013 года, а расчёты с заявителями полностью не проведены. Поэтому заявители в своей жалобе в прокуратуру Смоленского района на бездействие ликвидационной комиссией ООО «Коммунальные систем МО «Смоленский район» просили принять к ней меры прокурорского реагирования для понуждения к истребованию всей дебиторской задолженности.

Заявители, поддержав доводы, изложенные Бормаковым И.М., считают, что прокуратурой проверка проведена ненадлежащим образом в связи с чем, несмотря на наличие нарушений закона ликвидационной комиссией, прокуратурой не установлено оснований для применения мер прокурорского реагирования. Поэтому заявители просят суд признать проверку прокуратуры Смоленского района Смоленской области по жалобе на бездействие второго состава ликвидационной комиссией ООО «Коммунальные систем МО «Смоленский район» проведенной ненадлежащим образом и обязать прокуратуру провести надлежащую проверку по жалобе на бездействие ликвидационной комиссии.

Выслушав заявителей, представителя прокуратуры Смоленского района Смоленской области, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему:

согласно ст.10 ФЗ от 02.05.2006 N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо:

обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение;

запрашивает необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия;

принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина;

дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов.

Согласно ст.2 Закона РФ от 27 апреля 1993 г. №4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» к действиям (решениям) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений и должностных лиц, государственных служащих которые могут быть обжалованы в суд, относятся коллегиальные и единоличные действия (решения), в том числе представление официальной информации в результате которых, в том числе, нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия осуществлению гражданином его прав и свобод.

В силу ст.7 указанного Закона по результатам рассмотрения жалобы суд выносит решение. Установив обоснованность жалобы, суд признает обжалуемое действие (решение) незаконным, обязывает удовлетворить требование гражданина, отменяет примененные к нему меры ответственности либо иным путем восстанавливает его нарушенные права и свободы.

Обжалуемое действие (решение) признается незаконным, если оно приводит к указанным в статье 2 настоящего Закона последствиям.

Если обжалуемое действие (решение) суд признает законным, не нарушающим прав и свобод гражданина, он отказывает в удовлетворении жалобы.

В судебном заседании установлено, что заявители обратились 29.11.2013 г. в прокуратуру Смоленского района Смоленской области с жалобой на бездействие ликвидационной комиссии ООО «Коммунальные системы МО «Смоленский район», в которой пояснили, что в течение двух лет идёт добровольная ликвидация ООО «Коммунальные системы МО «Смоленский район». Несмотря на требования ст.ст. 62-64 ГК РФ в месячный срок с момента утверждения промежуточного ликвидационного баланса Общество не рассчиталось с заявителями по имеющейся задолженности по заработной плате, чем нарушаются их права.

В то же время Ликвидационная комиссия второго состава ООО «Коммунальные системы МО «Смоленский район» не производит взыскание дебиторской задолженности с ООО «Коммунальные системы «Катынь», ООО «Коммунальные системы «Кощино», ООО «Коммунальные системы «Талашкино», ООО «Коммунальные системы «Козино».

Также ликвидационная комиссия уклоняется и от взыскания дебиторской задолженности с Обществ ЖКХ, арендующих имущество ООО «Коммунальные системы МО «Смоленский район», в течение периода добровольной ликвидации.

Ранее, по данному основанию уже проводились прокурорские проверки по заявлению кредиторов. Обществу выдано предостережение о недопустимости нарушения законодательства о добровольной ликвидации, а также несколько представлений. Во всех документах Прокурорского реагирования содержатся предписание ликвидационной комиссии работать с дебиторской задолженностью, которые не выполняются ликвидационной комиссией.

Заявители просили прокуратуру принять меры к ликвидационной комиссии ООО «Коммунальные систем МО «Смоленский район» в понуждении к истребованию всей дебиторской задолженности (л.д.8-9).

В ответе заместителя прокурора Смоленского района на жалобу указано, что взыскание дебиторской задолженности с ООО «Коммунальные системы «Катынь», ООО «Коммунальные системы «Кощино», ООО «Коммунальные системы «Талашкино», ООО «Коммунальные системы «Козино» производится, но не в полном объёме из-за отсутствия денежных средств у указанных должников. Ликвидационная комиссия взыскивает дебиторскую задолженность с Обществ ЖКХ, арендующих имущество ООО «Коммунальные системы МО «Смоленский район». Так, принадлежащая Обществу техника в количестве 23 единиц, находится на территории сельских поселений Смоленского района в п.Стабна, с.Катынь, д.Кощино, п.Пригорское, д.Новые Батеки. Однако поступление денежных средств за аренду является незначительным (в среднем 1 000 рублей в месяц за единицу техники).

По мере поступления денежных средств от взыскания дебиторской задолженности, реализации движимого имущества Общества ликвидационная комиссия погашает перед заявителями образовавшуюся задолженность. Частично задолженность погашена в декабре 2013 года.

Оснований для применения мер прокурорского реагирования не установлено (л.д.10-12).

Получив ответ прокуратуры, заявители обратились в суд с жалобой на бездействие прокуратуры Смоленского района Смоленской области, в которой просили признать проверку прокуратуры Смоленского района Смоленской области по жалобе на бездействие второго состава ликвидационной комиссией ООО «Коммунальные систем МО «Смоленский район» проведенной ненадлежащим образом и обязать прокуратуру провести надлежащую проверку по жалобе на бездействие ликвидационной комиссии, указав, что ликвидационная комиссия на протяжении длительного времени нарушает имущественные права заявителей.

В соответствии со ст.21 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» предметом надзора являются:

соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;

соответствие законам правовых актов, издаваемых органами и должностными лицами, указанными в настоящем пункте.

При осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы.

Проверки исполнения законов проводятся на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором.

Согласно ст.22 указанного Закона прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе: проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона;

требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений; выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций;

вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов.

Согласно Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации (утв. приказом Генеральной прокуратуры РФ от 30 января 2013 г. N 45) обращения, поступившие в органы прокуратуры Российской Федерации, подлежат обязательному рассмотрению. По результатам предварительного рассмотрения может быть принято решение о принятии обращения к разрешению (п.3.1).

Обращения, в том числе взятые на контроль (особый контроль), считаются разрешенными только в том случае, если рассмотрены все поставленные в них вопросы, приняты в соответствии с действующим законодательством необходимые меры и даны исчерпывающие ответы заявителям (п.6.1.)

В ответе прокуратуры Смоленского района отмечено, что исполнительные производства, возбужденные на основании исполнительных листов Арбитражного суда Смоленской области, выданных в 2010 – 2011 гг. в отношении Обществ ЖКХ «Талашкино» и Катынь» окончены, в отношении Обществ ЖКХ «Кощино» и «Козино» находятся на исполнении (л.д.10-12).

Однако в жалобе на бездействие ликвидационной комиссии ООО «Коммунальные системы МО «Смоленский район» заявители, чьи требования о взыскании задолженности по заработной плате относятся ко второй очереди (л.д.70), также указывали, что ликвидационная комиссия уклоняется и от взыскания дебиторской задолженности с иных Обществ ЖКХ Смоленского района, арендующих имущество ООО «Коммунальные системы МО «Смоленский район», в течение периода добровольной ликвидации (л.д.9).

Прокуратурой Смоленского района в ходе проверки установлено, что принадлежащая Обществу техника в количестве 23 единиц, находится на территории сельских поселений Смоленского района в п.Стабна, с.Катынь, д.Кощино, п.Пригорское, д.Новые Батеки. Однако поступление денежных средств за аренду является незначительным (в среднем 1 000 рублей в месяц за единицу техники), о чём было указано в ответе заявителям (л.д.11).

По мнению прокуратуры непроведение расчёта с кредиторами в месячный срок с момента утверждения промежуточного ликвидационного баланса не свидетельствует о безусловном бездействии ликвидационной комиссии ООО «Коммунальные системы МО «Смоленский район». Прокуратурой в ходе проведенной проверки установлено, что ликвидационной комиссией принимались меры для удовлетворения требований кредиторов. Действующим законодательством не предусмотрена обязанность ликвидационной комиссии взыскивать всю имеющуюся дебиторскую задолженность при наличии имущества, достаточного для удовлетворения требований всех кредиторов. Имущество ООО «Коммунальные системы МО «Смоленский район» оценено на большую сумму, чем кредиторская задолженность.

Статьёй 62 ГК РФ установлено, что учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации в соответствии с настоящим Кодексом, другими законами. С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица.

Согласно ст. 63 ГК РФ ликвидационная комиссия принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности.

После окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения.

Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, промежуточный ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом.

Если имеющиеся у ликвидируемого юридического лица (кроме учреждений) денежные средства недостаточны для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия осуществляет продажу имущества юридического лица с публичных торгов в порядке, установленном для исполнения судебных решений.

В случае недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица для удовлетворения требований кредиторов либо при наличии признаков банкротства юридического лица ликвидационная комиссия обязана обратиться в арбитражный суд с заявлением о банкротстве юридического лица.

Выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной статьей 64 настоящего Кодекса, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом, начиная со дня его утверждения, за исключением кредиторов третьей и четвертой очереди, выплаты которым производятся по истечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса.

На основании ст.27 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» органы прокуратуры в своей деятельности должны обеспечить защиту прав, свобод человека и гражданина, при выявлении нарушений их прав прокурор обязан принять меры реагирования с целью их устранения.

Заявители просили прокуратуру принять меры к ликвидационной комиссии ООО «Коммунальные систем МО «Смоленский район» в понуждении к истребованию всей дебиторской задолженности (л.д.9). Данное требование вызвано невыплатой заявителям денежных средств в установленный законом срок, несмотря на то, что имущество ООО «Коммунальные системы МО «Смоленский район» оценено на большую сумму, чем кредиторская задолженность. Однако имущество Общества с торгов до сих пор не продано (в том числе автотехника, сдаваемая в аренду). По какой цене возможно реализовать это имущество и будет ли достаточно после этого денежных средств для расчёта с кредиторами не известно.

Прокуратурой по результатам проверки по жалобе заявителей не было установлено оснований для прокурорского реагирования.

Однако прокуратурой не рассмотрен вопрос, почему в установленный законом срок Обществом «Коммунальные систем МО «Смоленский район» не выплачена заявителям задолженность по заработной плате, относящаяся к взысканию второй очереди, если такая возможность имеется, что следует из ответа прокурора.

Таким образом, в судебном заседании установлены нарушения закона со стороны ООО «Коммунальные систем МО «Смоленский район», связанные с невыплатой заявителям в установленный законом срок задолженности по заработной плате, а также, что устранение указанных нарушений было бы возможно в случае истребования Обществом всей необходимой для вышеуказанных выплат дебиторской задолженности, о чём заявители указывали в жалобе в прокуратуру Смоленского района на бездействие ООО «Коммунальные систем МО «Смоленский район».

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198, 258 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Жалобу Юркиной И.А., Ткаченко О.В., Пономаревой З.М., Лапицкого В.Н., Майоровой Н.А., Жаврова А.И., Коноваленко И.И., Бормакова И.М. на бездействие Прокуратуры Смоленского района Смоленской области удовлетворить.

Признать проверку Прокуратуры Смоленского района по жалобе на бездействие второго состава ликвидационной комиссии ООО «Коммунальные системы МО «Смоленский район» от 29.11.2013 года проведенной ненадлежащим образом и обязать прокуратуру Смоленского района Смоленской области провести проверку по жалобе заявителей на бездействие ликвидационной комиссии ООО «Коммунальные системы МО «Смоленский район» в полном объёме.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Смоленский областной суд через Смоленский районный суд Смоленской области в течение месяца.

Председательствующий Ю.А.Петроченко

2-499/2014 ~ М-108/2014

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Майорова Наталья Александровна
Пономарева Зоя Михайловна
Коноваленко Ирина Ивановна
Юркина Ирина Александровна
Бормаков Игорь МИхайлович
Жавров Александр Иванович
Ткаченко Ольга Владимировна
Лапицкий Владислав Николаевич
Другие
Пракуратур Смоленского района
Суд
Смоленский районный суд Смоленской области
Судья
Петроченко Юрий Анатольевич
Дело на странице суда
smol--sml.sudrf.ru
20.01.2014Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
20.01.2014Передача материалов судье
20.01.2014Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
20.01.2014Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
20.01.2014Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
30.01.2014Судебное заседание
07.02.2014Судебное заседание
17.02.2014Судебное заседание
18.02.2014Судебное заседание
24.02.2014Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
22.04.2014Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
25.04.2014Дело оформлено
25.04.2014Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее