Дело № 2-739/2012
Решение
Именем Российской Федерации.
г. Шарыпово 31 июля 2012 года
Шарыповский городской суд Красноярского края в составе:
Председательствующего судьи Бритковой М.Ю.,
при секретаре судебного заседания Литвиновой Н.Н.,
с участием ст. помощника Шарыповского межрайонного прокурора Рудакова А.В.,
представителя ГУ КРО ФСС РФ – филиала № 13 (Шарыповский) Гужева Я.А. (по доверенности № 182 от 20.12.2011 г.),
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Шарыповского межрайонного прокурора в интересах инвалида Григорьева Виталия Николаевича к Государственному учреждению - Красноярское региональное отделение Фонда социального страхования РФ в лице филиала № 13 (Шарыповский) о признании незаконным бездействия Государственного учреждения - Красноярское региональное отделение Фонда социального страхования РФ в лице филиала № 13 (Шарыповский) и возложении обязанности по обеспечению инвалида техническими средствами реабилитации,
Установил:
Шарыповский межрайонный прокурор Красноярского края обратился в суд с иском в интересах Григорьева В.Н. к Государственному учреждению - Красноярскому региональному отделению Фонда социального страхования РФ в лице Филиала № 13 (Шарыповский) об оспаривании действия и возложении обязанности по обеспечению инвалида техническими средствами реабилитации – тростью опорной с регулируемой длиной с устройством противоскольжения; костылями подмышечными с устройством противоскольжения; обувью ортопедической (холодной и утепленной). В обоснование исковых требований прокурор ссылается на то, что Григорьев В.Н. является инвали<адрес> группы по общему заболеванию. Согласно индивидуальной программе реабилитации ему необходимы технические средства реабилитации – трость опорная с регулируемой длиной с устройством противоскольжения; костыли подмышечные с устройством противоскольжения; обувь ортопедическая (холодная и утепленная). Однако ответчик в нарушение требований закона свои обязанности по отношению к инвалиду не исполняет, бездействие ответчика не позволяет инвалиду в полной мере воспользоваться правами на социальное обеспечение, в связи с чем просил признать действия ответчика незаконными и обязать ответчика обеспечить Григорьева В.Н. указанными техническими средствами реабилитации.
Определением Шарыповского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ производство по делу прекращено в части исковых требований о предоставлении трости опорной с регулируемой длиной с устройством противоскольжения.
В судебном заседании старший помощник прокурора Шарыповской межрайонной прокуратуры Рудаков А.В. поддержал исковые требования в части предоставления ответчиком Григорьеву В.Н. костылей подмышечных с устройством противоскольжения; обуви ортопедической (холодной и утепленной).
Истец Григорьев В.Н., надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в свое отсутствие.
Представитель ответчика Гужев Я.А. (по доверенности) иск не признал, ссылаясь на то, что в части обеспечения в 2012 г. инвалидов костылями Красноярским региональным отделением Фонда социального страхования РФ заключен государственный контракт от ДД.ММ.ГГГГ № с ООО «<данные изъяты>». Потребность в обеспечении Григорьева В.Н. костылями передана поставщику, а самому Григорьеву В.Н. выдано направление. В связи с ненадлежащим исполнением указанным поставщиком своих обязанностей по заключенному контракту, а именно не обеспечению Григорьева В.Н. костылями, ответчиком по данному делу должно выступать ООО «<данные изъяты>».
Кроме того, в части обеспечения в 2012 г. инвалидов обувью ортопедической Красноярским региональным отделением Фонда социального страхования РФ заключен государственный контракт от ДД.ММ.ГГГГ № с ФГУП «Красноярское протезно-ортопедическое предприятие». Потребность в обеспечении Григорьева В.Н. ортопедической обувью передана поставщику, а самому Григорьеву В.Н. выдано направление. В связи с ненадлежащим исполнением указанным поставщиком своих обязанностей по заключенному контракту, а именно не обеспечению Григорьева В.Н. ортопедической обувью, ответчиком по данному делу должно выступать ФГУП «<данные изъяты>».
Заслушав объяснения старшего помощника прокурора Шарыповской межрайонной прокуратуры Рудакова А.В., представителя ответчика Гужева Я.А., исследовав представленные доказательства, суд пришел к следующему.
В соответствии с ч.ч. 1 и 2 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере социальной защиты, включая социальное обеспечение.
При таких обстоятельствах прокурор обладает правом обращения в суд за защитой прав, свобод и законных интересов Григорьева В.Н.
Конституцией РФ каждому гарантировано социальное обеспечение по инвалидности (ч.1 ст.39). В соответствии во ст.18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом (ч.2 ст.45 Конституции РФ).
В соответствии со ст.10 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» № 181-ФЗ от 24 ноября 1995 года государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета. Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждается Правительством Российской Федерации.
Статьей 11.1 Федерального закона № 181-ФЗ от 24.11.1995г. (в ред. ФЗ № 122-ФЗ от 22.08.2004г.) установлено, что технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации, а также иными заинтересованными организациями. Перечень технических средств реабилитации и показаний для обеспечения ими инвалидов, а также порядок обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации определяются Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с распоряжением Правительства РФ от 30.12.2005г. № 2347-р “О федеральном перечне реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду” среди прочих к техническим средствам реабилитации отнесены и костыли, кресла-коляски, протезы, ортопедическая обувь.
Как следует из смысла п.п. 2-5 Правил обеспечения за счет средств федерального бюджета инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, утвержденных постановлением Правительства РФ от 07.04.2008 № 240, механизмом обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации служит постановка на учет по обеспечению техническим средством реабилитации в 15-дневный срок с даты поступления заявления инвалида (либо лица его представляющего) о предоставлении технического средства реабилитации, с одновременным предоставлением исполнительным органом Фонда социального страхования РФ по месту жительства направления на получение (изготовление) указанного средства (изделия) в организации, отобранной уполномоченным органом в установленном порядке.
Реабилитационные мероприятия, предоставляемые инвалиду с освобождением от платы в соответствии с федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технические средства реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, а также реабилитационные мероприятия, в оплате которых принимают участие сам инвалид либо другие лица или организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, содержатся в индивидуальной программе реабилитации инвалида. Индивидуальная программа реабилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности (ст.11 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»).
В силу п.1 Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации Фонд социального страхования Российской Федерации управляет средствами государственного социального страхования Российской Федерации.
Согласно п.3 Положения в Фонд социального страхования Российской Федерации входят исполнительные органы: региональные отделения, управляющие средствами государственного социального страхования на территории субъектов Российской Федерации; центральные отраслевые отделения, управляющие средствами государственного социального страхования в отдельных отраслях хозяйства; филиалы отделений, создаваемые региональными и центральными отраслевыми отделениями Фонда по согласованию с председателем Фонда.
Совокупность приведенных правовых норм позволяет сделать вывод о том, что обязанность по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации возлагается на исполнительные органы Фонда социального страхования Российской Федерации, к которым относится ответчик по делу – Государственное учреждение - Красноярское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации в лице Филиала № 13 (Шарыповский).
Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, Григорьев В.Н. является инвалидом <данные изъяты> группы по общему заболеванию, согласно индивидуальной программе реабилитации инвалида № от ДД.ММ.ГГГГ Григорьеву В.Н. должны быть предоставлены технические средства реабилитации – костыли подмышечные с устройством противоскольжения 1 пара на 2 года, обувь ортопедическая две пары на год: холодная и утепленная.
ДД.ММ.ГГГГ Григорьев В.Н. поставлен на учет в исполнительный орган Фонда социального страхования по месту своего жительства – Государственное учреждение - Красноярское региональное отделение Фонда социального страхования РФ в лице Филиала № 13 (Шарыповский), что подтверждается уведомлениями от той же даты.
Таким образом, ответчик Государственное учреждение - Красноярское региональное отделение Фонда социального страхования РФ в лице Филиала № 13 (Шарыповский) не выполнил свои обязательства перед Григорьевым В.Н. по обеспечению его техническими средствами реабилитации в полном объеме, в связи с чем суд находит исковые требования прокурора в интересах Григорьева В.Н. подлежащими удовлетворению.
Доводы представителя ответчика о том, что привлечении в качестве ответчиков по делу ООО «<данные изъяты>» и «<данные изъяты>» суд отклоняет по следующим основаниям.
ДД.ММ.ГГГГ между ответчиком по делу и ООО «<данные изъяты>» заключен государственный контракт о поставке инвалидам костылей. ДД.ММ.ГГГГ между ответчиком и ФГУП «Красноярское протезно-ортопедическое предприятие» заключен государственный контракт на поставку инвалидам ортопедической обуви.
Согласно объяснениям в судебном заседании представителя ответчика Гужева Я.А (по доверенности) причиной не обеспечения Григорьева В.Н. костылями и ортопедической обувью является ненадлежащее исполнение своих обязательств делу ООО «<данные изъяты>» и «Красноярское протезно-ортопедическое предприятие».
Обязательства, возникающие из гражданско-правового договора, не заменяют собой обязательств ответчика, возникших в силу закона, поэтому и после заключения государственных контрактов на поставку технических средств реабилитации исполнительные органы Фонда социального страхования Российской Федерации не освобождаются от обязанностей перед инвалидами.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд,
Решил:
Удовлетворить исковые требования Шарыповского межрайонного прокурора в интересах инвалида Григорьева Виталия Николаевича к Государственному учреждению - Красноярское региональное отделение Фонда социального страхования РФ в лице филиала № 13 (Шарыповский).
Признать бездействие Государственного учреждения - Красноярское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации в лице филиала № 13 (Шарыповский) по не обеспечению инвалида Григорьева Виталия Николаевича техническими средствами реабилитации – костылями подмышечными с устройством противоскольжения; обувью ортопедической (холодной и утепленной) – незаконным.
Обязать Государственное учреждение - Красноярское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации в лице филиала № 13 (Шарыповский) предоставить Григорьеву Виталию Николаевичу технические средства реабилитации – костыли подмышечные с устройством противоскольжения; обувь ортопедическую (холодную и утепленную).
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Шарыповский городской суд Красноярского края в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Председательствующий: