Уникальный идентификатор дела 77RS0021-01-2020-005158-81
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
адрес дата
Пресненский районный суд адрес в составе
председательствующего судьи фио,
при секретаре судебного заседания фио,
с участием представителя истца, представителей ответчика, старшего помощника Пресненского межрайонного прокурора адрес фио,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-3633/2020 по иску фио к ФЕДЕРАЛЬНОМУ АГЕНТСТВУ ПО ДЕЛАМ СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ, СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ, ПРОЖИВАЮЩИХ ЗА РУБЕЖОМ, И ПО МЕЖДУНАРОДНОМУ ГУМАНИТАРНОМУ СОТРУДНИЧЕСТВУ (РОССОТРУДНИЧЕСТВО) об отмене приказа об увольнении как незаконного, об обязании исключить запись об увольнении истца из соответствующего реестра, восстановлении в должности, взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда, судебных расходов,
УСТАНОВИЛ:
фио обратился в суд с иском к ФЕДЕРАЛЬНОМУ АГЕНТСТВУ ПО ДЕЛАМ СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ, СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ, ПРОЖИВАЮЩИХ ЗА РУБЕЖОМ, И ПО МЕЖДУНАРОДНОМУ ГУМАНИТАРНОМУ СОТРУДНИЧЕСТВУ (РОССОТРУДНИЧЕСТВО) об отмене приказа об увольнении как незаконного, об обязании исключить запись об увольнении истца из соответствующего реестра, восстановлении в должности, взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда, судебных расходов.
В обоснование заявленных требований истец указал, что дата приказом РОССОТРУДНИЧЕСТВО № 77лз от дата незаконно уволен ответчиком на основании пп. 1.1 п. 1 ст. 37 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" от дата N 79-ФЗ. Данное увольнение истец полагает незаконным, поскольку должностные обязанности он исполнял надлежащим образом, у работодателя отсутствовали объективные причины для его увольнения по данному основанию, при этом при решении вопроса о его увольнении по соответствующему основанию работодателем не учтена тяжесть проступка, предшествовавшее поведение работника и его отношение к труду, факт того, что ранее истец к дисциплинарным взысканиям не привлекался, а также не учтен тот факт, что никаких негативных последствий в результате действий истца для работодателя не наступило. Кроме того, работодателем нарушен месячный срок для привлечения его к дисциплинарному взысканию в виде увольнения.
Истец фио в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, доверил представлять свои интересы представителю.
Представитель истца по доверенности и ордеру в судебное заседание явился, исковые требования поддержал в полном объеме, просил суд их удовлетворить.
Представители ответчика по доверенности в судебное заседание явились, возражали против удовлетворения исковых требований по доводам, изложенным в письменных возражениях на иск, указав, что при увольнении истца работодателем были соблюдены порядок и процедура увольнения. Срок для привлечения истца к дисциплинарному взысканию в виде увольнения не нарушен, поскольку в данном случае указанный срок составляет 6 месяцев, а не месяц, о чем указывает истец.
На основании ст. 167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело при настоящей явке, в отсутствие истца, по имеющимся в деле доказательствам, принимая во внимание положения ст. 6.1 ГПК РФ.
Выслушав объяснения представителя истца, представителей ответчика, исследовав письменные материалы дела, выслушав заключение прокурора, полагавшей исковые требования не подлежащими удовлетворению, суд приходит к выводу о том, что в удовлетворении исковых требований надлежит отказать по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 7 ст. 11 Трудового кодекса РФ на государственных гражданских служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяются с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ о государственной гражданской службе и муниципальной службе.
Согласно ст. 22 ТК РФ работодатель имеет право заключать, изменять и расторгать трудовые договоры с работниками в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, иными федеральными законами.
Отношения, связанные с поступлением на государственную гражданскую службу Российской Федерации, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) федерального государственного гражданского служащего регулируются Федеральным законом от дата N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", согласно ст. 73 которого, федеральные законы, иные нормативные правовые акты РФ, законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, содержащие нормы трудового права, применяются к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной Федеральным законом от дата N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации".
В соответствии с положениями ст. 18 Федерального закона от дата N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" гражданский служащий обязан осуществлять профессиональную служебную деятельность в рамках установленной законодательством Российской Федерации компетенции государственного органа; не совершать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению должностных обязанностей; соблюдать ограничения, установленные настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами для гражданских служащих; не допускать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб его репутации или авторитету государственного органа.
Для целей настоящего Федерального закона используется понятие "конфликт интересов", установленное частью 1 статьи 10 Федерального закона от дата N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (ст. 19).
Непринятие гражданским служащим, являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим увольнение гражданского служащего с гражданской службы.
В соответствии с ч. 1 ст. 10 Федерального закона от дата N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" под конфликтом интересов в настоящем Федеральном законе понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий).
В части 1 настоящей статьи под личной заинтересованностью понимается возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) лицом, указанным в части 1 настоящей статьи, и (или) состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей), гражданами или организациями, с которыми лицо, указанное в части 1 настоящей статьи, и (или) лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями.
В соответствии с п. 3.2 ч. 1 ст. 8 Федерального закона N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", устанавливающего основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений, лица, замещающие должности государственной службы, включенные в перечни, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации, обязаны представлять представителю нанимателя (работодателю) сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.
Частью 9 статьи 8 Федерального закона от дата N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" установлено, что невыполнение гражданином или лицом, указанными в части 1 данной статьи, обязанности, предусмотренной частью 1 этой же статьи, является правонарушением, влекущим освобождение его от замещаемой должности, увольнение его с государственной или муниципальной службы, с работы в Центральном банке Российской Федерации, государственной корпорации, Пенсионном фонде Российской Федерации, Фонде социального страхования Российской Федерации, Федеральном фонде обязательного медицинского страхования, иной организации, создаваемой Российской Федерацией на основании федерального закона, увольнение с работы в организации, создаваемой для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, а также в государственном (муниципальном) учреждении.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 13.1 Федерального закона от дата N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" лицо, замещающее государственную должность Российской Федерации, государственную должность субъекта Российской Федерации, муниципальную должность, в порядке, предусмотренном федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, подлежит увольнению (освобождению от должности) в связи с утратой доверия в случае непредставления лицом сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений.
Указом Президента Российской Федерации от дата N 460 утверждена форма справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.
В соответствии со статьей 59.3 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" взыскания, предусмотренные статьями 59.1 и 59.2 настоящего Федерального закона, применяются представителем нанимателя на основании доклада о результатах проверки, проведенной подразделением кадровой службы соответствующего государственного органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений, а в случае, если доклад о результатах проверки направлялся в комиссию по урегулированию конфликтов интересов, - и на основании рекомендации указанной комиссии (ч. 1).
При применении взысканий, предусмотренных статьями 59.1 и 59.2 настоящего Федерального закона, учитываются характер совершенного гражданским служащим коррупционного правонарушения, его тяжесть, обстоятельства, при которых оно совершено, соблюдение гражданским служащим других ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и исполнение им обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, а также предшествующие результаты исполнения гражданским служащим своих должностных обязанностей (ч. 2).
Взыскания, предусмотренные статьями 59.1 и 59.2 настоящего Федерального закона, применяются не позднее одного месяца со дня поступления информации о совершении гражданским служащим коррупционного правонарушения, не считая периода временной нетрудоспособности гражданского служащего, пребывания его в отпуске, других случаев его отсутствия на службе по уважительным причинам, а также времени проведения проверки и рассмотрения ее материалов комиссией по урегулированию конфликтов интересов. При этом взыскание должно быть применено не позднее шести месяцев со дня поступления информации о совершении коррупционного правонарушения (ч. 3).
Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, Приказом Россотрудничества дата № 71лз фио с дата назначен на должность руководителя представительства Россотрудничества в Иорданском Хашимитском Королевстве (адрес).
Должность, замещаемая фио – руководитель представительства, входит в Перечень должностей федеральной государственной гражданской службы в Федеральном агентстве по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству, при замещении которых федеральные государственные гражданские служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, утвержденный приказом Россотрудничества от дата № 0191-пр (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации дата, регистрационный № 53619).
Приказом Россотрудничества от дата № 0029-пр утвержден Порядок уведомления представителя нанимателя федеральными государственными гражданскими служащими Федерального агентства по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов.
В ходе проведения выездной комплексной проверки представительства Россотрудничества в Иорданском Хашимитском Королевстве (адрес) в период с дата по дата комиссией установлено, что руководитель представительства фио пользуется квартирой по адресу: адрес общей площадью 185,0 кв.м., тогда как в представленных фио справках о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера в разделе 6.1. данная квартира указана с наименьшей площадью - 75,0 кв.м.
Кроме того, в ходе проведения проверки установлено, что фио в дата заключил трудовой договор со своей супругой фио, однако уведомление о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов, представлено не было.
В соответствии с п. 4, подпунктами «б», «в» п. 7, пп. «а.1» пункта 10, п. 26 Положения о проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от дата № 1065, и на основании служебной записки начальника Управления государственной службы и кадров от дата в отношении гражданского служащего фио назначена проверка достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, соблюдения ограничений и запретов, требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов, исполнения обязанностей, установленных Федеральным законом от дата № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами (далее - проверка).
Срок проведения проверки - до дата На период проведения проверки фио отстранен от замещаемой должность федеральной государственной гражданской службы (от исполнения должностных обязанностей) руководителя представительства Россотрудничества в Иорданском Хашимитском Королевстве (адрес).
Уведомление в письменной форме государственного служащего о начале в отношении его проверки получено фио дата, с приказом о проведении проверки он ознакомлен дата, что соответствует требованиям статьи 22 Положения о проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению, утвержденному Указом Президента РФ от дата № 1065 «О проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению».
В ходе проведения проверки фио представлены письменные объяснения.
Так, проведенной проверкой установлено следующее: приказом представительства Россотрудничества в Иордании от дата № РзОЗ-21 лз «О приеме работника на работу» фио, являющаяся супругой руководителя представительства фио (истец), была принята на должность младшего сотрудника (ставка 0,5), срок действия срочного трудового договора с дата по дата
Приказом представительства Россотрудничества в Иордании от дата № Рз03-02 лз «О приеме работника на работу» фио была вновь принята на должность младшего сотрудника, срок действия срочного трудового договора с дата по дата
Приказом представительства Россотрудничества в Иордании от дата № Рз03-10 лз «О приеме работника на работу» фио была принята на должность младшего сотрудника (ставка 0,5), срок действия срочного трудового договора с дата по дата
Согласно условиям трудового договора и должностной инструкции младшего сотрудника в должностные обязанности фио входят: ведение общего делопроизводства, подготовка проектов распорядительных и иных видов документов; ведение кадрового делопроизводства, кадрового учета, подготовка проектов распорядительных и иных документов; подготовка документов к архивированию; участие в подготовке мероприятий и программ представительства, помощь в подготовке информационных и экспозиционных материалов на русском и английском языках; информационное взаимодействие с диаспорой соотечественников в стране пребывания; участие в подготовке мероприятий и программ совместно с соотечественниками; участие в подготовке представительских мероприятий.
В силу п. 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона № 79-ФЗ гражданин не может быть принят на гражданскую службу, а гражданский служащий не может находиться на гражданской службе в случае близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей) с гражданским служащим, если замещение должности гражданской службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому.
Специфика штатных расписаний официальных представительств Российской Федерации за рубежом заключается в наличии одновременно и должностей гражданской службы, и должностей, не являющихся должностями гражданской службы.
Трудовой кодекс Российской Федерации не содержит запрета на осуществление совместной трудовой деятельности близкими родственниками.
Вместе с тем, совместное прохождение гражданской службы и осуществление трудовой деятельности на указанных должностях близкими родственниками при непосредственной подчиненности и подконтрольности на практике может спровоцировать ситуацию, когда личная заинтересованность может влиять на объективное исполнение должностных обязанностей и привести к конфликту интересов.
Так, руководитель представительства Россотрудничества в Иорданском Хашимитском Королевстве (адрес) фио уведомил в установленном порядке представителя нанимателя о возможном возникновении конфликта интересов в связи с принятием на работу лица, состоящего в близком с ним родстве, в дата, то есть до принятия указанного лица на работу с дата
В дальнейшем, в нарушение вышеуказанного требования закона при принятии фио на работу с дата и с дата в отдел по профилактике коррупционных и иных правонарушений уведомления о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов, руководителем представительства Россотрудничества в Иорданском Хашимитском Королевстве (адрес) фио представлены не были.
Кроме того, государственным служащим были предоставлены недостоверные сведения об имуществе и обязательствах имущественного характера за отчетный период дата по дата
На основании Нормативов размещения представительств федеральных органов исполнительной власти, других государственных органов Российской Федерации и их сотрудников за рубежом, утвержденных Постановлением Правительства РФ от дата № 400 «Об утверждении нормативов размещения представительств Российской Федерации в иностранных государствах, федеральных органов исполнительной власти, других государственных органов Российской Федерации и их сотрудников за рубежом» руководителю представительства федерального органа исполнительной власти, старшему советнику предоставляется жилое помещение общей площадью до 75 кв. метров.
В силу подпункта «е» п. 5 Правил предоставления гарантий и компенсаций работникам, направляемым на работу в представительства Российской Федерации за границей, утвержденных Постановлением Правительства РФ от дата № 911 «О гарантиях и компенсациях работникам, направляемым на работу в представительства Российской Федерации за границей», работникам, направляемым на работу в представительства, предоставляются квартиры с мебелью с оплатой за счет средств представительства по следующим нормам общей площади: ведущие государственные должности федеральной государственной службы, - до 75 кв. метров.
Руководитель представительства по просьбе работника имеет право предоставить ему квартиру большей площади при условии оплаты работником за счет собственных средств эксплуатационных затрат по излишкам площади, превышающей указанные нормативы.
Приказом Россотрудничества от дата № 0092-ПР утверждено Положение о порядке заключения договоров аренды квартир для размещения работников представительств, представителей Федерального агентства по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству в составе дипломатических представительств Российской Федерации и членов их семей, согласно п. 14 которого работнику предоставляется квартира по следующим нормам общей площади: ведущие государственные должности федеральной государственной службы - до 75 кв. метров (руководители представительств (представители), заместители руководителей представительств (заместители представителей), начальник отдела, консультант).
На основании п. 16 вышеназванного приказа, в случае, если общая площадь квартиры превышает установленные нормативы, то работнику необходимо ежемесячно из собственных средств вносить в кассу представительства плату за использование площади, предоставленной сверх установленных норм обеспечения жилыми помещениями, размер которой рассчитывается по приведенной формуле.
Конкретный размер арендной платы действующим законодательством Российской Федерации не установлен.
В связи с необходимостью проживания в стране представительства и отсутствием в жилом фонде Посольства Российской Федерации в Иордании свободных квартир для аренды фио дата и дата направлены на рассмотрение и согласование руководству Россотрудничества следующие документы: проект договора аренды квартиры, план квартиры, документ, подтверждающий право собственности (на арабском и русском языках), перечень оборудования и имущества, находящегося в квартире, справка из Посольства, три ценовых предложения по аренде квартир в адрес, в том числе квартиры по адресу: адрес.
Согласно представленным документам, в том числе свидетельству о регистрации недвижимого имущества, перевод текста которого с арабского на русский язык осуществлен лично фио, что подтверждается его подписью, общая площадь квартиры по адресу: адрес, составляет 75,0 кв. метров.
После получения согласования дата фио заключен договор аренды квартиры по указанному выше адресу сроком на один год.
Копия подписанного договора аренды представлена фио в Россотрудничество.
С согласия руководства Россотрудничества договор аренды квартиры продлен с дата по дата на прежних условиях.
В справке о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за отчетный период с дата по дата в разделе 6.1 «Сведения об обязательствах имущественного характера» в числе объектов недвижимого имущества, находящихся в пользовании, фио указана квартира, расположенная по адресу: адрес, площадью 75,0 кв. метров.
Достоверность и полнота сведений, указанных в справке о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за отчетный период с дата по дата, подтверждена фио личной подписью на последнем листе представленной справки.
В ходе проведения выездной комплексной проверки представительства Россотрудничества в Иорданском Хашимитском Королевстве (адрес) было установлено, что руководитель представительства фио проживает в арендованной квартире по адресу: адрес, общая площадь которой составляет 185,0 кв. метров, тогда как в представленных фио справках о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера данная квартира указана с наименьшей площадью - 75,0 кв. метров.
Таким образом, фио нарушил установленные требования к норме общей площади арендуемого жилого помещения; кроме того, им были предоставлены недостоверные сведения об имуществе и обязательствах имущественного характера. За счет Россотрудничества оплачивались излишки арендуемой площади.
Результаты проверки достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, соблюдения ограничений и запретов, требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов, исполнения обязанностей, установленных Федеральным законом от дата № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами (по приказу Россотрудничества от дата № 22 лз) изложены в докладе, с которым фио ознакомлен дата, что истцом не оспорено.
Приказом Россотрудничества от дата № 0032-пр утверждено Положение о Комиссии Федерального агентства по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов.
Комиссия рассматривает вопросы, связанные с соблюдением требований к служебному поведению и (или) требований об урегулировании конфликта интересов, в отношении государственных служащих, замещающих должности федеральной государственной гражданской службы (далее - должности государственной службы) в Россотрудничестве (за исключением государственных служащих, замещающих должности государственной службы, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом Российской Федерации) (п. 4 Положения о Комиссии).
В силу п. 17 Положения о Комиссии основаниями для проведения заседания Комиссии являются: а) представление руководителем Россотрудничества в соответствии с пунктом 31 Положения о проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от дата №1065, материалов проверки, свидетельствующих: о представлении государственным служащим недостоверных или неполных сведений, предусмотренных подпунктом «а» пункта 1 Положения о проверке; о несоблюдении государственным служащим требований к служебному поведению и (или) требований об урегулировании конфликта интересов.
Доклад по результатам проверки был представлен руководителем Россотрудничества на заседание Комиссии Федерального агентства по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта.
Уведомление о заседании Комиссии дата фио получено дата
В соответствии с п. 27 Положения о Комиссии на заседании Комиссии Россотрудничества дата заслушаны пояснения гражданского служащего фио.
Комиссией принято решение: установить, что государственный служащий не соблюдал требования об урегулировании конфликта интересов; сведения, представленные государственным служащим в соответствии с подпунктом «а» пункта 1 Положения, являются недостоверными; Комиссия рекомендует руководителю Россотрудничества применить к государственному служащему фио конкретную меру ответственности (дисциплинарное взыскание) в виде увольнения в связи с утратой доверия (пункты 1 и 2 статьи 59.2 Федерального закона № 79-ФЗ). В соответствии с указанными пунктами ст. 59.2 гражданский служащий подлежит увольнению в связи с утратой доверия в случае непринятия гражданским служащим мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является, а также представления заведомо недостоверных сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.
В соответствии с п. 29 Положения о Комиссии, Комиссия приняла решение по данному вопросу открытым голосованием простым большинством голосов присутствующих на заседании членов Комиссии. В голосовании принимали участие 10 членов Комиссии. Решение принято единогласно.
С протоколом заседания Комиссии фио ознакомлен дата (п. 44 Положения о Комиссии), что истцом не оспорено.
Приказом Россотрудничества от дата № 77лз за коррупционные правонарушения, выразившиеся в предоставлении заведомо недостоверных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и непринятии мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, к фио, руководителю представительства Россотрудничества в Иорданском Хашимитском Королевстве (адрес), применено взыскание в виде увольнения в связи с утратой доверия, служебный контракт прекращен, фио освобожден от замещаемой должности федеральной государственной гражданской службы руководителя представительства Россотрудничества в Иорданском Хашимитском Королевстве (адрес) и уволен с федеральной государственной гражданской службы дата по инициативе представителя нанимателя в связи с утратой доверия по п.п. 1.1) ч. 1 ст. 37 Федерального закона № 79-ФЗ, с указанным приказом истец ознакомлен дата
При увольнении с истцом произведен окончательный расчет.
Указанные фактические обстоятельства установлены в судебном заседании, подтверждаются собранными по делу доказательствами и не оспорены сторонами.
Так, согласно пп. 1.1 п. 1 ст. 37 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" от дата N 79-ФЗ служебный контракт может быть расторгнут представителем нанимателя, а гражданский служащий освобожден от замещаемой должности гражданской службы и уволен с гражданской службы в случае: утраты представителем нанимателя доверия к гражданскому служащему в случаях несоблюдения ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнения обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции настоящим Федеральным законом, Федеральным законом от дата N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами.
На основании п. 1 ч. 1 ст. 59.2 Федерального закона от дата N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" гражданский служащий подлежит увольнению в связи с утратой доверия в случае непринятия гражданским служащим мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является.
Утрата представителем нанимателя доверия к гражданскому служащему в случаях несоблюдения ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнения обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции ФЗ от дата N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами является препятствием для дальнейшего прохождения гражданской службы (п. 10 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от дата N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации").
Согласно ч. 1 ст. 13.1 Федерального закона от дата № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и ч. 1 статьи 59.2 Федерального закона № 79-ФЗ, в случае непринятия гражданским служащим мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является, представления заведомо недостоверных или неполных сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера гражданский служащий подлежит увольнению (освобождению от должности) в связи с утратой доверия.
На основании ст. 11 Федерального закона от дата № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», гражданский служащий обязан принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов.
Гражданский служащий обязан уведомить в порядке, определенном представителем нанимателя (работодателем) в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, как только ему станет об этом известно.
В соответствии со ст. 10 Федерального закона от дата № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий).
Под личной заинтересованностью понимается возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких- либо выгод (преимуществ) лицом, замещающим должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, и (или) состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей), гражданами или организациями, с которыми лицо, замещающее должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, и (или) лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями.
Статья 47.1 Закона адрес от дата № 3 «О государственной гражданской службе адрес» предусматривает следующий порядок применения взысканий за коррупционные правонарушения: взыскания применяются представителем нанимателя на основании доклада о результатах проверки, проведенной подразделением кадровой службы соответствующего государственного органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений; При применении взысканий учитываются характер совершенного гражданским служащим коррупционного правонарушения, его тяжесть, обстоятельства, при которых оно совершено, соблюдение гражданским служащим других ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и исполнение им обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции.
С учетом распределения бремени доказывания, определенного статьей 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
В ходе рассмотрения дела достоверно установлено, что руководитель представительства фио пользовался квартирой по адресу: адрес общей площадью 185,0 кв.м., тогда как в представленных фио справках о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера в разделе 6.1. данная квартира указана с наименьшей площадью - 75,0 кв.м.
Кроме того, в ходе проведенной в отношении истца проверки установлено, что фио в дата заключил трудовой договор со своей супругой фио, однако уведомление о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов, представлено не было.
Так, проведенной проверкой установлено следующее: приказом представительства Россотрудничества в Иордании от дата № РзОЗ-21 лз «О приеме работника на работу» фио, являющаяся супругой руководителя представительства фио (истец), была принята на должность младшего сотрудника (ставка 0,5), срок действия срочного трудового договора с дата по дата
Приказом представительства Россотрудничества в Иордании от дата № Рз03-02 лз «О приеме работника на работу» фио была вновь принята на должность младшего сотрудника, срок действия срочного трудового договора с дата по дата
Приказом представительства Россотрудничества в Иордании от дата № Рз03-10 лз «О приеме работника на работу» фио была принята на должность младшего сотрудника (ставка 0,5), срок действия срочного трудового договора с дата по дата
Согласно условиям трудового договора и должностной инструкции младшего сотрудника в должностные обязанности фио входят: ведение общего делопроизводства, подготовка проектов распорядительных и иных видов документов; ведение кадрового делопроизводства, кадрового учета, подготовка проектов распорядительных и иных документов; подготовка документов к архивированию; участие в подготовке мероприятий и программ представительства, помощь в подготовке информационных и экспозиционных материалов на русском и английском языках; информационное взаимодействие с диаспорой соотечественников в стране пребывания; участие в подготовке мероприятий и программ совместно с соотечественниками; участие в подготовке представительских мероприятий.
Так, руководитель представительства Россотрудничества в Иорданском Хашимитском Королевстве (адрес) фио уведомил в установленном порядке представителя нанимателя о возможном возникновении конфликта интересов в связи с принятием на работу лица, состоящего в близком с ним родстве, в дата, то есть до принятия указанного лица на работу с дата
В дальнейшем, в нарушение вышеуказанного требования закона при принятии фио на работу с дата и с дата в отдел по профилактике коррупционных и иных правонарушений уведомления о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов, руководителем представительства Россотрудничества в Иорданском Хашимитском Королевстве (адрес) фио представлены не были.
Кроме того, государственным служащим были предоставлены недостоверные сведения об имуществе и обязательствах имущественного характера за отчетный период дата по дата
На основании Нормативов размещения представительств федеральных органов исполнительной власти, других государственных органов Российской Федерации и их сотрудников за рубежом, утвержденных Постановлением Правительства РФ от дата № 400 «Об утверждении нормативов размещения представительств Российской Федерации в иностранных государствах, федеральных органов исполнительной власти, других государственных органов Российской Федерации и их сотрудников за рубежом» руководителю представительства федерального органа исполнительной власти, старшему советнику предоставляется жилое помещение общей площадью до 75 кв. метров.
В силу подпункта «е» п. 5 Правил предоставления гарантий и компенсаций работникам, направляемым на работу в представительства Российской Федерации за границей, утвержденных Постановлением Правительства РФ от дата № 911 «О гарантиях и компенсациях работникам, направляемым на работу в представительства Российской Федерации за границей», работникам, направляемым на работу в представительства, предоставляются квартиры с мебелью с оплатой за счет средств представительства по следующим нормам общей площади: ведущие государственные должности федеральной государственной службы, - до 75 кв. метров.
Руководитель представительства по просьбе работника имеет право предоставить ему квартиру большей площади при условии оплаты работником за счет собственных средств эксплуатационных затрат по излишкам площади, превышающей указанные нормативы.
Приказом Россотрудничества от дата № 0092-ПР утверждено Положение о порядке заключения договоров аренды квартир для размещения работников представительств, представителей Федерального агентства по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству в составе дипломатических представительств Российской Федерации и членов их семей, согласно п. 14 которого работнику предоставляется квартира по следующим нормам общей площади: ведущие государственные должности федеральной государственной службы - до 75 кв. метров (руководители представительств (представители), заместители руководителей представительств (заместители представителей), начальник отдела, консультант).
На основании п. 16 вышеназванного приказа, в случае, если общая площадь квартиры превышает установленные нормативы, то работнику необходимо ежемесячно из собственных средств вносить в кассу представительства плату за использование площади, предоставленной сверх установленных норм обеспечения жилыми помещениями, размер которой рассчитывается по приведенной формуле.
Конкретный размер арендной платы действующим законодательством Российской Федерации не установлен.
В связи с необходимостью проживания в стране представительства и отсутствием в жилом фонде Посольства Российской Федерации в Иордании свободных квартир для аренды фио дата и дата направлены на рассмотрение и согласование руководству Россотрудничества следующие документы: проект договора аренды квартиры, план квартиры, документ, подтверждающий право собственности (на арабском и русском языках), перечень оборудования и имущества, находящегося в квартире, справка из Посольства, три ценовых предложения по аренде квартир в адрес, в том числе квартиры по адресу: адрес.
Согласно представленным документам, в том числе свидетельству о регистрации недвижимого имущества, перевод текста которого с арабского на русский язык осуществлен лично фио, что подтверждается его подписью, общая площадь квартиры по адресу: адрес, составляет 75,0 кв. метров.
После получения согласования дата фио заключен договор аренды квартиры по указанному выше адресу сроком на один год.
Копия подписанного договора аренды представлена фио в Россотрудничество.
С согласия руководства Россотрудничества договор аренды квартиры продлен с дата по дата на прежних условиях.
Между тем, в справке о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за отчетный период с дата по дата в разделе 6.1 «Сведения об обязательствах имущественного характера» в числе объектов недвижимого имущества, находящихся в пользовании, фио указана квартира, расположенная по адресу: адрес, площадью 75,0 кв. метров.
Достоверность и полнота сведений, указанных в справке о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за отчетный период с дата по дата, подтверждена фио личной подписью на последнем листе представленной справки.
В ходе проведения выездной комплексной проверки представительства Россотрудничества в Иорданском Хашимитском Королевстве (адрес) было установлено, что руководитель представительства фио проживает в арендованной квартире по адресу: адрес, общая площадь которой составляет 185,0 кв. метров, тогда как в представленных фио справках о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера данная квартира указана с наименьшей площадью - 75,0 кв. метров.
Таким образом, фио нарушил установленные требования к норме общей площади арендуемого жилого помещения; кроме того, им были предоставлены недостоверные сведения об имуществе и обязательствах имущественного характера. За счет Россотрудничества оплачивались излишки арендуемой площади.
Результаты проверки достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, соблюдения ограничений и запретов, требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов, исполнения обязанностей, установленных Федеральным законом от дата № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами (по приказу Россотрудничества от дата № 22 лз) изложены в докладе, с которым фио ознакомлен дата, что истцом не оспорено.
Разрешая спор, суд, дав оценку собранным по делу доказательствам в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, и с учетом требований закона, подробных пояснений сторон, приходит к выводу об отказе истцу в удовлетворении заявленных требований, поскольку его увольнение по пп. 1.1 п. 1 ст. 37 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" от дата N 79-ФЗ было произведено ответчиком с соблюдением требований действующего законодательства, при этом у ответчика имелись основания для привлечения истца к дисциплинарной ответственности и увольнения по соответствующему основанию, нарушений порядка привлечения истца к дисциплинарной ответственности в виде увольнения судом не установлено, процедура увольнения истца ответчиком соблюдена, в связи с чем суд приходит к выводу о законности увольнения истца и отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований об отмене приказа об увольнении как незаконного, об обязании исключить запись об увольнении истца из соответствующего реестра, восстановлении в должности, взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула, поскольку в судебном заседании установлен факт совершения истцом действий, установленных в ходе проведенной проверки, дающих основания для утраты доверия со стороны представителя нанимателя и доказательств обратного истцом не представлено.
При этом при принятии работодателем в отношении истца решения о наложении на него дисциплинарного взыскания в виде увольнения учтена тяжесть вменяемого ему в вину дисциплинарного проступка и обстоятельства, при которых он был совершен, а также предшествующее поведение истца, его отношение к труду.
Одновременно суд принимает во внимание, что в соответствии с Общими принципами служебного поведения государственных служащих, утвержденными Указом Президента РФ от дата N 885, государственные служащие, сознавая ответственность перед государством, обществом и гражданами, призваны исполнять должностные обязанности добросовестно и на высоком профессиональном уровне в целях обеспечения эффективной работы государственных органов; соблюдать установленные федеральными законами ограничения и запреты, исполнять обязанности, связанные с прохождением государственной службы; соблюдать нормы служебной, профессиональной этики и правила делового поведения; воздерживаться от поведения, которое могло бы вызвать сомнение в объективном исполнении государственными служащими должностных обязанностей, а также избегать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб их репутации или авторитету государственного органа.
Выполнение обязанностей по должности государственной гражданской службы, которую замещал истец, предопределяет наличие у сотрудников, проходящих данную службу, специального правового статуса.
Законодатель, определяя правовой статус таких сотрудников вправе устанавливать для этой категории граждан особые требования, в том числе к их личным и деловым качествам, и особые обязанности, обусловленные задачами, принципами организации и функционирования органов правосудия, а также специфическим характером деятельности указанных лиц.
Поступая на государственную гражданскую службу, гражданин добровольно возлагает на себя обязанность соответствовать указанным требованиям и добросовестно исполнять свои обязанности.
Кроме того, суд отмечает, что при применении взысканий, предусмотренных статьями 59.1 и 59.2 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" от дата N 79-ФЗ, учитываются характер совершенного гражданским служащим коррупционного правонарушения, его тяжесть, обстоятельства, при которых оно совершено, соблюдение гражданским служащим других ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и исполнение им обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, а также предшествующие результаты исполнения гражданским служащим своих должностных обязанностей.
Взыскания, предусмотренные статьями 59.1 и 59.2 вышеуказанного Федерального закона, применяются не позднее одного месяца со дня поступления информации о совершении гражданским служащим коррупционного правонарушения, не считая периода временной нетрудоспособности гражданского служащего, пребывания его в отпуске, других случаев его отсутствия на службе по уважительным причинам, а также времени проведения проверки и рассмотрения ее материалов комиссией по урегулированию конфликтов интересов. При этом взыскание должно быть применено не позднее шести месяцев со дня поступления информации о совершении коррупционного правонарушения.
Таким образом, доводы представителя истца о нарушении срока привлечения истца к дисциплинарному взысканию в виде увольнения, суд находит несостоятельными, поскольку в данном случае дисциплинарное взыскание в виде увольнения было произведено в установленный законом срок, принимая во внимание положения Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" от дата N 79-ФЗ.
Ссылка представителя истца о том, что в данном случае срок для привлечения истца к дисциплинарному взысканию составляет один месяц основана на ошибочном толковании норм материального права.
Доводы представителя истца о том, что при применении к истцу взыскания в виде увольнения в связи с утратой доверия ответчиком не были учтены характер совершенного нарушения, его тяжесть, обстоятельства, при которых оно совершено, соблюдение других ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и исполнение им обязанностей, а также предшествующие результаты исполнения должностных обязанностей истцом, факт того, что истец ни разу не был подвергнут дисциплинарному взысканию, напротив в дата был награжден медалью МЧС России «Участнику чрезвычайных гуманитарных операций», а также дата награжден почетным знаком Россотрудничества «За дружбу и сотрудничество», суд находит несостоятельными, поскольку совершенные истцом проступки являются коррупционным правонарушением, ответственность за нарушение наступает вне зависимости от степени его тяжести, или причиненного ответчику ущерба.
Ссылка истца, о том, что он принял исчерпывающие меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов, аннулировав трудовой договор с фио отменив действия соответствующего приказа, не говорит о незаконности увольнения истца по соответствующему основанию, как и довод о том, что недостоверных сведений фио не предоставлял, поскольку он арендовал 75 квадратных метров в квартире общей площадью 185 кв. метров и оплачивал именно 75 кв. метров арендованной квартиры, именно эту площадь и стоимость именно этой адресфио согласовал, о чем имеется письмо Россотрудничества исх. 004592 от дата, поскольку данные утверждения являются голословными, в отсутствие документального подтверждения.
В целом, доводы истца проверены судом при разрешении спора, однако, обстоятельства, на которые ссылался представитель истца в обоснование заявленных требований в ходе рассмотрения дела, не подтверждены и опровергаются исследованной судом совокупностью доказательств, голословны, основаны на ошибочном толковании норм права.
Также суд отказывает истцу в удовлетворении требований о компенсации морального вреда, поскольку в судебном заседании не нашли своего подтверждения его доводы о том, что со стороны ответчика имели место какие-либо неправомерные действия или бездействие как основание, предусмотренное ст. 237 ТК РФ, для заявления соответствующих требований и их удовлетворения.
Производные требования истца о возмещении судебных расходов также не подлежат удовлетворению, поскольку в удовлетворении основных требований истцу отказано.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о необоснованности предъявленного иска, поэтому в удовлетворении требований фио к ФЕДЕРАЛЬНОМУ АГЕНТСТВУ ПО ДЕЛАМ СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ, СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ, ПРОЖИВАЮЩИХ ЗА РУБЕЖОМ, И ПО МЕЖДУНАРОДНОМУ ГУМАНИТАРНОМУ СОТРУДНИЧЕСТВУ (РОССОТРУДНИЧЕСТВО) об отмене приказа об увольнении как незаконного, об обязании исключить запись об увольнении истца из соответствующего реестра, восстановлении в должности, взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда, судебных расходов надлежит отказать.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований фио к ФЕДЕРАЛЬНОМУ АГЕНТСТВУ ПО ДЕЛАМ СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ, СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ, ПРОЖИВАЮЩИХ ЗА РУБЕЖОМ, И ПО МЕЖДУНАРОДНОМУ ГУМАНИТАРНОМУ СОТРУДНИЧЕСТВУ (РОССОТРУДНИЧЕСТВО) об отмене приказа об увольнении как незаконного, об обязании исключить запись об увольнении истца из соответствующего реестра, восстановлении в должности, взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда, судебных расходов отказать.
Решение может быть обжаловано в Московский городской суд путем подачи апелляционной жалобы через Пресненский районный суд адрес в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение суда изготовлено дата
Судья фио
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
адрес дата
Пресненский районный суд адрес в составе
председательствующего судьи фио,
при секретаре судебного заседания фио,
с участием представителя истца, представителей ответчика, старшего помощника Пресненского межрайонного прокурора адрес фио,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-3633/2020 по иску фио к ФЕДЕРАЛЬНОМУ АГЕНТСТВУ ПО ДЕЛАМ СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ, СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ, ПРОЖИВАЮЩИХ ЗА РУБЕЖОМ, И ПО МЕЖДУНАРОДНОМУ ГУМАНИТАРНОМУ СОТРУДНИЧЕСТВУ (РОССОТРУДНИЧЕСТВО) об отмене приказа об увольнении как незаконного, об обязании исключить запись об увольнении истца из соответствующего реестра, восстановлении в должности, взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда, судебных расходов,
руководствуясь ст. 199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований фио к ФЕДЕРАЛЬНОМУ АГЕНТСТВУ ПО ДЕЛАМ СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ, СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ, ПРОЖИВАЮЩИХ ЗА РУБЕЖОМ, И ПО МЕЖДУНАРОДНОМУ ГУМАНИТАРНОМУ СОТРУДНИЧЕСТВУ (РОССОТРУДНИЧЕСТВО) об отмене приказа об увольнении как незаконного, об обязании исключить запись об увольнении истца из соответствующего реестра, восстановлении в должности, взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда, судебных расходов отказать.
Решение может быть обжаловано в Московский городской суд путем подачи апелляционной жалобы через Пресненский районный суд адрес в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья фио