Дело №2а-155/2020
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
06 октября 2020 года город Москва
Зеленоградский районный суд города Москвы в составе председательствующего судьи А.А. Романовской,
при секретаре судебного заседания Канищевой И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Алмакаевой ЕВ, Малой ЕВ, Редина АА, Головачева ВН, Клепикова ВА, Клепиковой АВ, Шелкова ПН, Забойкина ИВ, Шелкова ДЮ, Ульянченко ИВ, Пашниной АА, Рассказовой АА, Ваулина ЮМ, Ваулиной ЕВ, Архипова ЕЮ, Валовой ВВ, Нечунаевой ТА, Алкина АВ, Ярмолик КА, Васильевой ОА, Лысова МН, Сладкоштиева АВ к Министерству экологии и природопользования Московской области об оспаривании распоряжения об утверждении заключения государственной экологической экспертизы и заключения государственной экологической экспертизы,
УСТАНОВИЛ:
Административные истцы обратились с иском к Министерству экологии и природопользования Московской области, в котором просят признать незаконным распоряжение Министерства экологии и природопользования Московской области от 10.12.2019 №*** об утверждении заключения государственной экологической экспертизы проектной документации «комплекс по переработке и размещению отходов в Солнечногорском муниципальном районе МО», а также само заключение государственной экологической экспертизы.
В обоснование требований указали, что административные истцы проживают на территории г. Москвы и г.Зеленограда, имеют недвижимость, земельные участки в собственности в непосредственной близости от объекта предполагаемого строительства «КПО Поварово», а также административные истцы проживают в Солнечногорском районе Московской области в населенных пунктах, прилегающих к участку, на котором планируется строительство объекта: «Комплекс по переработке и размещению отходов в Солнечногорском муниципальном районе (городском округе Солнечногорск) Московской области».
Распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области от 10.12.2019 № *** утверждено заключение государственной экологической экспертизы проектной документации «Комплекс по переработке и размещению отходов в Солнечногорском муниципальном районе (городском округе Солнечногорск) Московской области». Согласно выводам экспертизы проектная документация соответствует экологическим требованиям, установленным законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды. Экспертная комиссия считает возможным реализацию объекта экспертизы.
Административные истцы считают, что указанное заключение нарушает требования законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды, нарушает их право на благоприятную окружающую среду, право на проведение общественной экологической экспертизы, право на учет общественного мнения при проведении общественных слушаний.
Заключение государственной экологической экспертизы утверждено Министерством экологии и природопользования Московской области, которое не является федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы. Экспертная комиссия образована в соответствии с Распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области.
Таким образом, заключение государственной экологической экспертизы выполнено экспертной комиссией, образованной в порядке, не предусмотренном законом, и утверждено органом, не обладающим полномочиями на утверждение заключения государственной экологической экспертизы проектной документации объектов по обезвреживанию отходов.
Нарушены требования нормативных правовых актов к документам, представляемым для проведения государственной экологической экспертизы. Обеспечение участия общественности, в том числе информирование общественности о намечаемой хозяйственной и иной деятельности и ее привлечение к процессу проведения оценки воздействия на окружающую среду (далее – ОВОС) осуществляется заказчиком на всех этапах этого процесса начиная с подготовки технического задания на проведение оценки воздействия на окружающую среду. Таким образом, проведение обсуждения объекта государственной экологической экспертизы в порядке, установленном нормативными правовыми актами, является необходимым условием соответствия требованиям закона и самого объекта экспертизы, включающего материалы ОВОС (абз. 2 п. 1 ст. 14 Федерального закона № 174-ФЗ), и предоставляемых материалов общественного обсуждения соответствующих материалов (абз. 5 п. 1 ст. 14 Федерального закона № 174-ФЗ). Заказчиком оценки воздействия на окружающую среду совместно с органами местного самоуправления были реализованы отдельные этапы общественного обсуждения материалов, содержащих ОВОС. По результатам этого частичного общественного обсуждения в форме общественных слушаний 20.05.2019 г. был составлен протокол общественных слушаний от 20.05.2019.г. Кроме того, в письменной форме гражданами было подано значительное количество обращений о недопустимости реализации проекта по размещению Комплекса по обезвреживанию, обработке и размещению твёрдых коммунальных отходов КПО «Поварово». Однако на рассмотрение экспертной комиссии государственной экологической экспертизы указанные материалы представлены не были вообще, как следует из текста оспариваемого заключения. Вместе с тем на рассмотрение экспертной комиссии представлен протокол общественных обсуждения от 20.05.2019 года, тогда как такое общественное обсуждение в установленном законом порядке не проводилось вообще. Таким образом, материалы общественного обсуждения по сути можно считать сфальсифицированными.
На момент проведения общественных слушаний объекта государственной экологической экспертизы, ООО «Террикон» не прошёл тендер: Разработка проектной, рабочей, сметной документации, материалов инженерных изысканий по объекту: «Комплекс по переработке и размещению отходов в Солнечногорском муниципальном районе (городском округе Солнечногорск) Московской области. Тендер осуществлялся в виде открытого конкурса на электронной торговой площадке: «РТС тендер», приём заявок был завершён 05 июня 2019 г., а общественные слушания прошли 20 мая 2019 г. на которых был представлен ОВОС разработанный ООО «Террикон». А впервые ОВОС был размещён 22 апреля 2019 г., где на титульном листе имеется печать организации подпись Генерального директора «Террикона» Санникова П. В. и главного инженера Иванова А.С., а к 20 мая 2019 г. при проведении общественных слушаний в единственном предоставленном документе ОВОСе титульный лист был заменён: исчезли подписи ответственных лиц и отсутствовала печать, в связи с тем, что тендер на предоставлении услуги ещё не был осуществлён. Заказчиком тендера являлся Комитет по конкурентной политике Московской области, всего было подано 4 заявки на участие в тендере. И 05 июня 2019 г. стало известно, что первое место по результатам тендера занимает ООО «Геотехпроект», а компания ООО «Террикон» занимает второе место. Протокол подведения итогов конкурса в электронной форме был подписан 18 июня 2019 г. по данным Протокола контракт заключается с ООО «Геотехпроект».
В связи с предоставлением информации для общества в искаженном виде, имеет место сокрытие информации от населения при строительстве объекта повышенной опасности и несущего максимальные риски для населения и экологии в целом, при условии формального подхода.
Таким образом, административные истцы считают, что их права на участие в подготовке и обсуждении материалов по оценке воздействия на окружающую среду намечаемой хозяйственной деятельности грубо нарушены. Не проведено общественное обсуждение планируемой хозяйственной деятельности на этапе уведомления и предварительной оценки в нарушение п. 3.1.1 Приказа № ***. Общественное обсуждение технического задания на проведение оценки воздействия на окружающую среду носило фиктивный характер. Не проведено общественное обсуждение предварительного варианта материалов оценки воздействия на окружающую среду в нарушение п. 3.2, п. 4.9, 4.10 Приказа № ***. Общественное обсуждение в форме общественных слушаний 20.05.2019 г. проведено в нарушение установленных сроков и носило фиктивный характер. Не обеспечена возможность административных истцов участвовать в общественных слушаниях 20.05.2019 г. При таких условиях не могут быть признаны экспертной комиссией государственной экологической экспертизы соответствующей требованиям закона материалы ОВОС и материалы общественного обсуждения, представленные на рассмотрение Экспертной комиссией. Не представлен для ознакомления материал Технического задания, общественные обсуждения Технического задания не проводились. К тому же из имеющейся в распоряжении административных истцов выписки из заключения государственной экологической экспертизы следует, что даже имеющиеся материалы общественного обсуждения представлены не в полном объеме. Государственная экологическая экспертизы проведена с нарушением положений статей 20, 22 Федерального закона № 174-ФЗ.
Административные истцы просят признать незаконным и недействующим с момента издания распоряжения Министерства экологии и природопользования Московской области от 10.12.2019 г. № ***об утверждении заключения государственной экологической экспертизы; а также признать недействительным заключение государственной экологической экспертизы проектной документации «Комплекс по переработке и размещению отходов в Солнечногорском муниципальном районе (городском округе Солнечногорск) Московской области», а также взыскать судебные издержки в размере уплаченной государственной пошлины.
Административные истицы: Шелков Д.Ю., Шелков П.Н., Ваулина Е.В., Рассказова А.А., Малая Е.В., Сладкоштиев А.В., Алмакаева Е.В., Аркадьева А.Ю., Редин А.А. в судебное заседание явились, иск поддержали по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.
Представители административного истца Алмакаевой Е.В. – Проскурин В.А., Пелихова И.В., Аркадьева А.А. исковые требования поддержали в полном объеме.
Административные истцы: Головачев В.Н., Клепиков В.А., Клепикова А.В., Забойкин И.В., Ульянченко И.В., Пашнина А.А., Ваулин Ю.М., Архипов Е.Ю., Валова В.В., Нечунаева Т.А., Алкин А.В., Ярмолик К.А., Васильева О.А., Лысов М.Н. в судебное заседание не явились, извещены в установленном законом порядке, представили в материалы дела ходатайства в порядке ч.3 ст.42 КАС РФ о поручении ведения административного дела в интересах группы лиц административным истцам: Архипову Е.Ю., Шелкову Д.Ю., Шелкову П.Н., Ульянченко И.В., Рассказовой, Валовой В.В., Ваулиной Е.В., Сладкоштиеву А.В.; впоследствии Алмакаева Е.В. отозвала свое заявление ранее выданное на представление от ее имени интересов указанной группе истцов.
Представитель административного ответчика Министерства экологии и природопользования Московской области по доверенности Мусиев Р.А. возражал против удовлетворения заявленных требований по доводам, изложенным в отзыве на административное исковое заявление.(т.4 л.д.41-47) Также указал, что административными истцами в нарушении части 3 статьи 125, статьи 226 КАС РФ не доказано и не раскрыто, каким образом нарушены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Представитель заинтересованного лица Роспотребнадзора по г. Москве Боровкова Л.В. в судебное заседание явилась, однако после перерыва судебного заседания при рассмотрении дела не присутствовала, мнение по иску не выразила.
Представитель заинтересованного лица ООО «Террикон» в судебное заседание не явился, извещен у установленном законом порядке, ранее представил отзыв на административный иск, в котором возражал против удовлетворения искового заявления.(т.6 л.д.112-115)
Представитель заинтересованного лица Администрации Солнечногорского муниципального района Московской области Шишова И.И. в судебное заседание явилась, против удовлетворения иска возражала.
Заинтересованное лицо Правительство Московской области, представителя в судебное заседание не направило, мнения по иску не высказало.
При таких обстоятельствах суд, руководствуясь ст. 150, ч.6 ст.226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Заслушав доводы административных истцов, объяснения представителя административного ответчика, заинтересованных лиц, исследовав материалы дела, суд считает следующее.
В соответствии с п.1 ч.8 ст.213 КАС РФ при рассмотрения административного дела выясняется вопрос о наличии нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца, в интересах которого подан административный иск.
Частью 1 статьи 218 КАС РФ предусмотрено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с ч.8 ст.226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения органа, наделенного государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица суд проверяет законность решения в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом. При проверке законности этого решения суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении и выясняет обстоятельства, указанные в ч.9 и 10 ст.226 КАС РФ в полном объеме.
В соответствии с частью 9 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (часть 11 статьи 226 КАС РФ).
По смыслу ст. 227 КАС РФ суд удовлетворяет административное исковое заявление при наличии совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого решения, действия (бездействия) нормативным правовым актам и нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца.
При этом, в силу п.62 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" суд не осуществляет проверку целесообразности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, принимаемых, совершаемых ими в пределах своего усмотрения в соответствии с компетенцией, предоставленной законом или иным нормативным правовым актом.
При этом следует иметь в виду, что превышение указанных полномочий либо использование их вопреки законной цели и правам, законным интересам граждан, организаций, государства и общества является основанием для признания оспариваемых решений, действий (бездействия) незаконными (пункт 4 части 9 статьи 226 КАС РФ, часть 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации).
Административными истцами оспаривается Распоряжение Министерства экологии и природопользования Московской области от 10.12.2019 №1076-РМ «Об утверждении заключения государственной экологической экспертизы проектной документации «комплекс по переработке и размещению отходов в Солнечногорском муниципальном районе МО», а также заключение экспертной комиссии государственной экологической экспертизы проектной документации, которые по мнению административных истцов являются не законными, нарушающими их права на благоприятную окружающую среду.
В обоснование иска административные истцы указывают, что Министерство экологии и природопользования Московской области при утверждении заключения экспертной комиссии вышло за пределы полномочий, предоставленных законом, в нарушение положений законодательства государственная экологическая экспертиза проведена неуполномоченным органом и что проведенная государственная экологическая экспертиза проведена с существенными нарушениями.
В соответствии с пунктом 1 Положения о Министерстве экологии и природопользования Московской области, утвержденного Постановлением Правительства Московской области от 26.04.2013 N 277/12 Министерство экологии и природопользования Московской области является центральным исполнительным органом государственной власти Московской области специальной компетенции, осуществляющим исполнительно-распорядительную деятельность на территории Московской области в сфере охраны окружающей среды, организации, охраны, и использования особо охраняемых природных территорий, водных отношений, охраны и использования животного мира, охраны атмосферного воздуха, лесных отношений, рационального использования и охраны недр, земельных отношений, обеспечения экологической безопасности, безопасности зоотехнических сооружений, проводящим государственную политику, осуществляющим межотраслевое управление и координацию деятельности в указанных сферах иных центральных и территориальных исполнительных органов государственной власти Московской области и государственных учреждений Московской области, образованных для реализации отдельных функций государственного управления Московской области.
Распоряжением Правительства РФ от 03.08.2016 № 1646-р утверждено Соглашение между Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и Правительством Московской области о передаче Правительству Московской области осуществления части полномочий Российской Федерации в области охраны окружающей среды и обращения с отходами производства и потребления.
Указанное соглашение заключено в соответствии со статьей 26.8 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», постановления Правительства Российской Федерации от 08.12.2008 № 924 «О порядке заключения и вступления в силу соглашений между федеральными органами исполнительной власти и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации о передаче ими друг другу осуществления части своих полномочий» и предусматривает передачу Правительству Московской области полномочий в области охраны окружающей среды и в области обращения с отходами производства и потребления, в частности: организация и проведение в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, государственной экологической экспертизы федерального уровня в отношении проектной документации объектов, используемых для размещения и(или) обезвреживания отходов I-V классов опасности, в том числе проектной документации на строительство, реконструкцию объектов, используемых для обезвреживания и (или) размещения отходов I-V классов опасности, а также проектов вывода из эксплуатации указанных объектов, проектов рекультивации земель, нарушенных при размещении отходов I-V классов опасности, и земель, используемых, но не предназначенных для размещения отходов I-V классов опасности (пункт 2.3.5 Соглашения).
Таким образом, Министерство экологии и природопользования Московской области является уполномоченным органом по организации и проведению государственной экологической экспертизы.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 23 ноября 1995 г. № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» целью проведения экологической экспертизы является установление соответствия документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, в целях предотвращения негативного воздействия такой деятельности на окружающую среду.
Согласно статье 14 Закона об экологической экспертизе государственная экологическая экспертиза объектов, указанных в статьях 11 и 12 настоящего Федерального закона, проводится при условии соответствия формы и содержания представляемых заказчиком материалов требованиям настоящего Федерального закона, установленному порядку проведения государственной экологической экспертизы и при наличии в составе материалов, подлежащих экспертизе: документации, подлежащей государственной экологической экспертизе в соответствии со статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона в объеме, который определен в установленном порядке, и содержащей материалы оценки воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности, которая подлежит государственной экологической экспертизе.
Государственная экологическая экспертиза проводится экспертной комиссией, образованной федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы или органами государственной власти субъектов Российской Федерации для проведения экологической экспертизы конкретного объекта.
Проведение государственной экологической экспертизы должно осуществляться в соответствии со статьями 7, 8, 15, 16 и 17 настоящего Федерального закона, а также в соответствии с иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Как усматривается из материалов дела Администрация городского округа Солнечногорск обратилась в Министерство экологии и природопользования Московской области с заявлением от 30.10.2019 № ***для «Организации и проведения государственной экологической экспертизы проектной документации «Комплекс по переработке и размещению отходов в Солнечногорском муниципальном районе (городском округе Солнечногорск) Московской области».
Рассмотрев поданное заявление, Министерство экологии и природопользования Московской области 11.11.2019 издало распоряжение № *** «Об организации и проведении государственной экологической экспертизы проектной документации «Комплекс по переработке и размещению отходов в Солнечногорском муниципальном районе (городском округе Солнечногорск) Московской области», в соответствии с которым создана экспертная комиссия, утвержден ее состав и задание экспертной комиссии.(т.4 л.д.165-169)
В соответствии со статьей 18 Закона об экологической экспертизе заключением государственной экологической экспертизы является документ, подготовленный экспертной комиссией государственной экологической экспертизы, содержащий обоснованные выводы о соответствии документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, одобренный квалифицированным большинством списочного состава указанной экспертной комиссии и соответствующий заданию на проведение экологической экспертизы, выдаваемому федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы или органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Заключение, подготовленное экспертной комиссией государственной экологической экспертизы, после его утверждения федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы или органами государственной власти субъектов Российской Федерации приобретает статус заключения государственной экологической экспертизы. Утверждение заключения, подготовленного экспертной комиссией государственной экологической экспертизы, является актом, подтверждающим соответствие порядка проведения государственной экологической экспертизы требованиям настоящего Федерального закона и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
В представленном в материалы дела заключении государственной экологической экспертизы от 10 декабря 2019 года дана экспертная оценка представленной заказчиком (Администрация городского округа Солнечногорск) проектной документации «Комплекс по переработке и размещению отходов в Солнечногорском муниципальном районе (городском округе Солнечногорск) Московской области», разработанной ООО «Террикон». Экспертной комиссией подробно проанализированы результаты воздействия на окружающую среду намечаемой хозяйственной деятельности.
Как видно из представленных материалов к Заключению, на государственную экологическую экспертизу были представлены в том числе материалы общественных обсуждений: копия публикации в газете «Российская Газета» № 87 (7845) от 19.04.2019; копия публикации в газете «Подмосковье сегодня» № 72 (4485) от 19.04.2019; копия публикации в газете «Сенеж» №18 (12801) от 19.04.2019; протокол общественных обсуждений (в форме общественных слушаний) в пос. Поварово городского округа Солнечногорск Московской области от 20.05.2019.
Экспертной комиссией государственной экологической экспертизы вынесено положительное заключение по проектной документации «Комплекс по переработке и размещению отходов в Солнечногорском муниципальном районе (городском округе Солнечногорск) Московской области».
При этом, в заключении государственной экологической экспертизы даны следующие рекомендации, без соблюдения которых невозможна реализация проекта:
1.В соответствии с градостроительным планом земельного участка от 11.06.2019 № ***расположение земельного участка в зоне санитарной охраны источников питьевого водоснабжения подлежит уточнению с учетом нормативных правовых актов по установлению зон санитарной охраны источников питьевого водоснабжения г. Москвы.
С учетом положений, закрепленных Решением Исполкома Моссовета и Мособлисполкома от 17.04.1980 № 500-1143 «Об утверждении проекта установления красных линий границ зон санитарной охраны источников водоснабжения г. Москвы в границах ЛПЗП», Постановления СНК РСФСР от 23.05.1941 № 355 «О Санитарной охране Московского водопровода и источников его водоснабжения», СП 2.1.4.2625-10 «Зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения г. Москвы», проектную документацию необходимо представить в органы, отвечающие за санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, согласно пункту 2 статьи 43 Водного кодекса Российской Федерации от 03.06.2006 № 74-ФЗ, с целью согласования возможности размещения проектируемого объекта на рассматриваемой территории в отсутствии утвержденных проектных материалов зон санитарной охраны Московского водопровода и вынесенных в натуру границ зон санитарной охраны.
В случае отсутствия возможности реализации заявленных проектных решений, с учетом положений Решения Исполкома Моссовета и Мособлисполкома от 17.04.1980 № 500-1143 «Об утверждении проекта установления красных линий границ зон санитарной охраны источников водоснабжения г. Москвы в границах ЛПЗП», Постановления СНК РСФСР от 23.05.1941 № 355,«О Санитарной охране Московского водопровода и источников его водоснабжения», СП 2.1.4.2625-10 «Зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения г. Москвы», проектная документация, откорректированная с учетом ограничений, согласно приведенным нормативным актам, подлежит государственной экологической экспертизе в установленном порядке.
2.До подачи в Государственную экспертизу: получить заключение о согласовании строительства и реконструкции объектов капитального строительства, внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности, оказывающих воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания в Федеральном агентстве по рыболовству; запланировать контроль проб атмосферного воздуха над отработанными участками полигона; откорректировать периодичность контроля подземных вод в соответствии с требованиями п. 5.6 СП 2.1.5.1059-01 - не реже 1 раза в месяц; включить в программу проведения наблюдений донных отложений определение: типа донных отложений; температуры донных отложений, °С; консистенции; включений; запаха; влажности, %; цвета; pH; Eh; загрязняющих веществ (РД 52.24.609-2013); оценку загрязненности воды предусмотреть в створах, расположенных: выше фонового и в фоновом; ниже контрольного створа и в контрольном, т.е. не менее 4 створов на каждом водном объекте (РД 52.18.833-2015); дополнить перечень обязательных к тестированию химических показателей загрязнения поверхностных, грунтовых вод согласно п. 6.7 СП 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов»; включить в перечень контролируемых показателей определение содержания 3,4-бензапирена и нефтепродуктов с последующим расчетом, суммарного показателя загрязнения (п. 6.4 СанПиН 2.1.7.1287-03) не только в период строительства, но и в период эксплуатации.
3.Обеспечить выбор установки очистных сооружений фильтрата(обратный осмос), которая в обязательном порядке должна соответствовать следующим критериям: иметь положительное заключение государственной экологической экспертизы на установку, согласно требованиям п. 5 статьи 11 Федерального закона от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе»; иметь производительность, исходя из объема максимально возможного образования промышленного стока (фильтрата) в сутки; обеспечить эффективность очистки сточных вод (пермеат) — до показателей, соответствующих нормативам качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения; иметь сертификат соответствия; приведенные перечень отходов, образующихся в результате работы очистных сооружений фильтрата, а также класс их опасности, объемы образования уточнить после выбора установки, согласно паспорту оборудования.
Кроме того при выборе очистного оборудования фильтрата, отвечающего приведенной в проекте схеме очистки, обеспечить планировочную структуру комплекса согласно Генплану.
4.До начала реализации проектных решений: обеспечить получение положительного заключения Государственной экологической экспертизы на новую технологию (п. 5 статьи 11 Федерального закона от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе») - технология закрытого компостирования отходов; разработать и согласовать в установленном порядке проект подъездной дороги. При разработке проекта учесть источники шума и выброса Комплекса в период эксплуатации; предусмотреть включение в состав объектов экологического мониторинга лесных массивов, произрастающих на прилегающих к Комплексу по переработке и размещению отходов землях;
5.Обеспечить контроль техногенных грунтов, предусмотренных проектом для послойной изоляции отходов и перекрытия объекта размещения, на предмет соответствия ТУ на технологию, прошедшую государственную экологическую экспертизу.
6.Устранить разночтения по вопросу источника водоснабжения проектируемого объекта в разных частях проекта.
7. Дополнить проектную документацию информацией об организации системы своевременного отвода и накопления осадка во избежание заиливания остановки очистки дождевых сточных вод, а также описание организации «пользования очищенных дождевых стоков в качестве резервного источника технической воды.
8.Предусмотреть мероприятия по минимизации объемов концентрата обратноосмотических установок, а также их утилизацию сторонней организацией в полном объеме.
9.Согласно п. 3 утвержденных Постановлением Правительства РФ от 03.03.2018 № 222, приведение видов разрешенного использования земельных участков и расположенных на них объектов капитального строительства в соответствие с режимом использования земельных участков, предусмотренным решением об установлении санитарно-защитной зоны, допускается в течение 2 лет с момента ее установления. Согласно п. 25 Постановления Правительства РФ от 03.03.2018 № 222, санитарно-защитная зона и ограничения использования земельных участков, расположенных в ее границах, считаются установленными со дня внесения сведений о такой зоне в единый государственный реестр недвижимости. В срок, установленный Законодательством РФ, изменить вид разрешенного использования участков, расположенных с СЗЗ проектируемого объекта.
10.До начала ведения строительных работ, уточнить перечень и стоимость (в т.ч. и рыночную) объектов недвижимости и земельных участков, Неположенных в СЗЗ проектируемого объекта. После уточнения стоимости, Инициировать изменения в «Плане мероприятий по организации санитарно-защитной зоны КПО ТКО вблизи г.п. Поварово, г.о. Солнечногорск, Московской области», Администрации г.о. Солнечногорск, по приведению земельных участков, расположенных в границах СЗЗ в соответствие с режимом использования земельных участков.
11.Обеспечить передачу отходов, образующихся в результате хозяйственной и иной деятельности предприятия специализированным организациям, имеющим соответствующие лицензии на обращение с конкретными видами отходов.
Таким образом, экспертами сделаны выводы о том, что представленная на государственную экологическую экспертизу проектная документация «Комплекс по переработке и размещению отходов в Солнечногорском муниципальном районе (городском округе Солнечногорск) Московской области» соответствует экологическим требованиям, установленным законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды. В результате анализа проектной документации «Комплекс по переработке и размещению отходов в Солнечногорском муниципальном районе (городском округе Солнечногорск) Московской области» экспертная комиссия государственной экологической экспертизы считает возможной реализацию указанного объекта государственной экологической экспертизы. Изложенные в настоящем заключении предложения и рекомендации направлены на повышение качества принятых решений и должны быть учтены при реализации проектных решений. (т.4 л.д.49-148)
На основании данного заключения Министерством экологии и природопользования Московской области издано распоряжение от 10.12.2019 № *** «Об утверждении заключения экспертной комиссии государственной экологической экспертизы проектной документации «Комплекс по переработке и размещению отходов в Солнечногорском муниципальном районе (городском округе Солнечногорск) Московской области».(т.1 л.д.38)
Таким образом, Министерство экологии и природопользования Московской области при издании оспариваемого распоряжения действовало в строгом соответствии с Федеральным законом № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе». Права и законные интересы истцов оспариваемым распоряжением не нарушены.
Доводы административных истцов, учитывая вышеизложенное, о нарушении требований нормативных правовых актов к документам, представляемым на государственную экологическую экспертизу, а именно: документы не содержат информацию об учете мнения общественности, общественные обсуждения проведены с нарушением сроков и без учета мнения общественности своего подтверждения при рассмотрения дела судом не нашли.
Доводы административных истцов о не законности проведения общественных слушаний по объекту государственной экологической экспертизы не нашли своего подтверждения в ходе судебного разбирательства.
В соответствии с ч.1 ст.9, ст.11, ч.1 ст.14 Закона №174-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления городских округов относится принятие и реализация в пределах своих полномочий решений по вопросам экологической экспертизы на основании результатов общественных обсуждений, опросов, референдумов, заявлений общественных экологических организаций (объединений) и движений, информации об объектах экологической экспертизы, а также организация указанных мероприятий среди населения о намечаемой хозяйственной и иной деятельности, которая подлежит экологической экспертизе.
Порядок проведения общественных обсуждений по объекту государственной экологической экспертизы урегулирован положениями Федерального закона от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе», Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», приказом Государственного комитета РФ по охране окружающей среды от 16.05.2000 № 372 «Об утверждении Положения об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации» (далее Положение), распоряжением Минэкологии Московской области от 18.03.2016 № 198-РМ «Об утверждении методических рекомендаций органам местного самоуправления Московской области по проведению общественных обсуждений объектов государственной экологической экспертизы на территории Московской области», а также Порядком об организации и проведении общественных обсуждений объектов государственной экологической экспертизы на территории Солнечногорского муниципального района, утвержденным постановлением Главы Солнечногорского муниципального района Московской области от 15.06.2016 № ***.
В рамках своих полномочий Главой Солнечногорского муниципального района Московской области Слепцовым В.В. принято постановление от 12.04.2019 № *** «О назначении и проведении общественных обсуждений в форме общественных слушаний по объекту государственной экологической экспертизы: проектная документация «Комплекс по переработке и размещению отходов в Солнечногорском муниципальном районе (городском округе Солнечногорск) Московской области».(т.1 л.д.39-41)
Согласно Положения об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации, утвержденного Приказом Госкомэкологии Российской Федерации от 16.05.2000 № 372, участие общественности в подготовке и обсуждении материалов оценки воздействия на окружающую среду обеспечивается заказчиком как неотъемлемая часть процесса проведения оценки воздействия на окружающую среду, организуется органами местного самоуправления или соответствующими органами государственной власти при содействии заказчика и в соответствии с российским законодательством. Информирование общественности и других участников оценки воздействия на окружающую среду на этапе уведомления, предварительной оценки и составления технического задания на проведение оценки воздействия на окружающую среду осуществляется заказчиком. Информация в кратком виде публикуется в официальных изданиях федеральных органов исполнительной власти (для объектов экспертизы федерального уровня), в официальных изданиях органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, на территории которых намечается реализация объекта государственной экологической экспертизы, а также на территории которых намечаемая хозяйственная и иная деятельность может оказать воздействие.
Административным ответчиком осуществлена публикация в средствах массовой информации (газета «Сенеж» выпуск №18 от 19.04.2019 г., «Российская газета» выпуск №87 от 19.04.2019 г., газета «Подмосковье» выпуск №72 от 19.04.2019 г., на официальном сайте муниципалитета о начале общественных обсуждений, проектной документации ОВОС, Постановления от 12.04.2019 г. №581 «О назначении и проведении общественных слушаний по объекту государственной экологической экспертизы: проектная документация «Комплекс по переработке и размещению отходов в Солнечногорском муниципальном районе (городском округе Солнечногорск) Московской области».(т.5 л.д.17-18,16)
20.05.2019 г. состоялись общественные слушания по представленной Оценке воздействия на окружающую среду. По результатам общественных слушаний составлен протокол, в который внесены предложения и замечания участников слушаний. К протоколу общественных слушаний также приобщены все замечания и предложения, поступившие от граждан, общественных организаций в установленный законом срок после проведения общественных слушаний.
Процедура проведения общественных слушаний была также предметом проверки судебными органами, решением Солнечногорского суда Московской области от 25 сентября 2019 года по гражданскому делу № 2-4152/19 административное исковое заявление Мухамстшина А.В., Пронина А.А., Треснева С.А. к Администрации городского округа Солнечногорск Московской области: о признании недействительными, укатанные в ОВОС, расстояния от проектируемого КПО «Поварово» до р. Радомля и обязании ответчика внести в материалы ОВОС сведения о том, что расстояние от КПО «Поварово» до р. Радомля составляет 0,0005км.; о признании недействительными, указанные в ОВОС расстояния от проектируемого КПО «Поваров» до жилой застройки СНТ «Энтузиаст» и обязании ответчика внести в материалы ОВОС сведений о том, расстояние от КПО «Поварово» до 11 жилой застройки СНТ «Энтузиаст» составляет 512 км;- об обязании ответчика внести в материалы ОВОС сведения о существующем полигоне ТБО на земельном участке, смежном с земельном участком, планируемым под размещение КПО, его размерах, объемах ТБО, о классе опасности отходов, и сведения о том, была ли проведена рекультивация в соответствии с решением Солнечногорского городского суда от 25 сентября 2014 по делу № 2-502/14; об обязании ответчика внести в материалы ОВОС техническое задание на проведение ОВОС; об обязании ответчика провести дополнительные исследования воздействия на окружающую среду с учетом всех 26 выделяющихся в период работы комплекса и загрязняющих атмосферу ингредиентов и полученные значения внести в материалы ОВОС; об обязании ответчика провести дополнительные исследования на предмет наличия на исследуемой территории растений и животных, внесенных в Красную книгу РФ и Красную книгу Московской области и полученные сведения внести в материалы ОВОС, - оставлено без удовлетворения. Апелляционным определением Московского областного суда от 29.01.2020 года данное решение остановлено без изменения.(т4 л.д.149-155, 156-163)
Административные истцы не представили доказательств нарушения оспариваемым распоряжением и заключением государственной экологической экспертизы проектной документации «Комплекс по переработке и размещению отходов в Солнечногорском муниципальном районе (городском округе Солнечногорск) Московской области» их прав в сфере охраны окружающей природной среды.
Довод истцов о том, что ООО «Террикон» не прошёл тендер по государственному контракту на разработку проектной, рабочей, сметной документации, материалов инженерных изысканий по объекту, не может повлиять на законность заключения государственной экологической экспертизы, поскольку прав и законных интересов истцов не нарушает, не свидетельствует о недостоверности материалов ОВОС, представленных к общественным обсуждениям, а в последствие на государственную экологическую экспертизу.
Таким образом, суд считает, что Распоряжение Министерства экологии и природопользования Московской области от 10 декабря 2019 года № *** «Об утверждении заключения экспертной комиссии государственной экологической экспертизы проектной документации «Комплекс по переработке и размещению отходов в Солнечногорском муниципальном районе (городском округе Солнечногорск) Московской области» и заключение экспертной комиссии государственной экологической экспертизы проектной документации приняты уполномоченным органом, в рамках его компетенции, права административных истцов не нарушены, в связи с чем, административный иск не подлежит удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. ст.ст. 175-180, 226,227 КАС РФ, Федеральным законом от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе», суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного искового требования Алмакаевой ЕВ, Малой ЕВ, Редина АА, Головачева ВН, Клепикова ВА, Клепиковой АВ, Шелкова ПН, Забойкина ИВ, Шелкова ДЮ, Ульянченко ИВ, Пашниной АА, Рассказовой АА, Ваулина ЮМ, Ваулиной ЕВ, Архипова ЕЮ, Валовой ВВ, Нечунаевой ТА, Алкина АВ, Ярмолик КА, Васильевой ОА, Лысова МН, Сладкоштиева АВ к Министерству экологии и природопользования Московской области об оспаривании распоряжения об утверждении заключения государственной экологической экспертизы и заключения государственной экологической экспертизы, -отказать.
Решение может быть обжаловано в Московский городской суд через Зеленоградский районный суд города Москвы в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья: А.А. Романовская
13